Статья на тему Использование многомерной дидактической технологии на уроках математики
Гончарова И.Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дидактическая Многомерная Технология (ДМТ) – описание на основе теории фракталов содержательной и процессуальной сторон совместной деятельности педагога и обучающегося. Это одна из современных педагогических технологий. Ее сущность можно представить в виде логико-смысловой модели (ЛСМ). ЛСМ представляется координатно-матричной графикой: расстановкой координат; узлов, или узловых точек; логических осей. Выделяется три типа логико-смысловых моделей, позволяющих анализировать, представлять и порождать знания на трех уровнях: «сущность», «особенное», «единичное». Уровень «сущность», рассматривается как наивысший, затем идет «особенное», как средний и «единичное» - как низкий уровень. Каждый тип ЛСМ конструируется из двух типов осей:
1.Ось типа «Классификация». Название оси является классификационным признаком рассматриваемого объекта, а узловые точки – некоторая совокупность, соответствующая данному классификационному признаку.
2.Ось типа «Свойство». Название оси является каким- либо свойством рассматриваемого объекта, узловые точки являются характеристиками, раскрывающими данное свойство.
Цели использования:
грануляция знаний, то есть возможность сжать большой объем знаний;
запуск самоуправляющих механизмов личности;
развиваются разные способы умственной деятельности, что является необходимым в современных условиях обучения, в соответствии со стандартами второго поколения, иначе учащийся не сможет учиться.
Педагогическая наука и практика располагают новой технологией – технологией дидактических многомерных инструментов (ДМИ), автором которой является Штейнберг Валерий Эмануилович, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета.
Он утверждает, что дидактические инструменты должны быть многомерными (т.е. адекватными окружающему нас миру) и пригодными для совершенствования основных видов деятельности педагога (подготовительной, обучающей, аналитической, самообразовательной, поисково-творческой и т.д.).
Дидактические многомерные инструменты – это универсальные образно-понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний на естественном языке в различных (внутреннем и внешнем) планах учебной деятельности. Конкретной реализацией ДМИ является логико-смысловая модель представления и анализа знаний на естественном языке (ЛСМ).
Модели эти являются многофункциональными, т.к. могут быть использованы на различных этапах обучения: при первичном знакомстве с новым материалом, при его закреплении, при обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле.
Они позволяют устанавливать логические связи между объектами (понятиями) определённой учебной темы, а также связи внутрипредметные, необходимые при изучении так называемых “сквозных” тем. Гуманитарный фон моделей обеспечивается наличием в них межпредметных знаний, сведений из истории математики, примеров применения знаний в жизни. Поэтому можно утверждать, что такие модели выполняют не только образовательные, но и воспитательные функции в обучении.
Логико-смысловые модели обладают универсальностью, т.е. могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин, в любых учебных заведениях, в работе с учащимися различных возрастных групп, а также во многих сферах человеческой деятельности (в информационных технологиях, технике управления, патентоведении, в разработках по созданию искусственного интеллекта).
Изучив теоретические основы технологии ДМИ и опыт применения её в практической деятельности педагогов ,я решила создать свои логико-смысловые модели и использовать их в обучении математике учащихся старшего звена школы.
Дидактическая многомерная технология позволяет:
Научить школьников структурировать информацию, оформлять её в логическую
·схему;
Создавать необходимый дидактический материал;
Индивидуализировать учебный процесс;
Использовать её в преподавании любого предмета.
Дидактическая многомерная технология может помочь учащимся лучше овладеть материалом по данным дисциплинам, отфильтровать лишнюю информацию, усвоить главное, необходимое в дальнейшей жизни. При помощи логико–структурной модели обучающиеся могут представить любую тему, любой раздел математики. Известно, что графическое изображение многими людьми усваивается намного лучше, чем сплошной текст (это связано с правополушарным типом познавательной деятельности), а если это изображение вычерчено своими руками, каждая точка продумана и наполнена смыслом, то и воспроизвести информацию по ЛСМ обучающемуся будет гораздо легче, чем по учебному пособию или даже по своему конспекту в тетради. Вычерчивание ЛСМ можно производить непосредственно на уроке, в качестве закрепления нового материала используя интерактивную доску, можно подготовить схемы заранее в виде презентации. Логико - структурные модели на уроках математики можно использовать при работе с терминами; для закрепления новых понятий (как дома, так и в конце урока); при повторении нового материала, изученного на уроке. Итак, представление информации в виде логико–структурной модели возможно при:
изучении
. обобщении;
систематизации;
контроле теоретического материала;
отчете о проделанной работе.
Алгоритм построения ЛСМ
Выбрать объект конструирования, поместить в центре каркаса.
Выделить набор логических осей для каркаса, назвать их.
Проранжировать оси.
Выделить, назвать и проранжировать узловые точки на каждой оси.
Разместить узловые точки с названиями в виде словосочетаний, аббревиатур на соответствующих осях.
Апробировать и скорректировать ЛСМ.
В своей работе с обучающимися с ограниченными физическими возможностями я постепенно начала внедрение ДМТ. В конце урока, после изучения сложных тем, предлагаю обучающимся вычерчивать Логико - структурные модели. Слабые ученики могут работать с ЛСМ на уровне «сущность», вычерчивают оси и дают им названия. А более сильные еще и на уровне «особенное» и «единичное» , то есть расставляют узловые точки на осях и раскрывают их смысл, т.е. каждый ученик получает четкое, конкретное задание, заранее предполая, что он может с ним справиться. Учитель оценивает работу в соответствии с выполнением. При такой организации, возможна четкая градация оценок. Учащиеся заранее предполагают, какую оценку они получат за свою работу, в соответствии с ее выполнением.
Свою работу по использованию технологии ДМИ считаю эффективной, т.к. она в совокупности с применением других дидактических средств позволяет ежегодно добиваться полной успеваемости по предмету при качестве знаний до 65%.
Продолжением этой работы будет создание новых логико-смысловых моделей, содержащих как математические знания, так и интегрированные знания из различных учебных дисциплин.
Вот пример логико-смысловой модели по теме квадратные уравнения.
Таким же образом можно представить любую другую тему, богатую терминами, а также возможно использование ЛСМ при составлении плана воспитательной работы.
Опыт работы показывает, что работая по ЛСМ можно опросить большое количество учащихся, помочь детям лучше усвоить и затем воспроизвести новый материала.
15