Деловые бумаги конспекты уроков


Вводный урок
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с историей создания деловых бумаг;
Р – развивать мыслительную деятельность учащихся;
В - активизировать познавательную деятельность учащихся
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: лекция
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг»
Ход урока
1 Орг. момент
2 Лекция
С древних времен дошли до нас различные виды документов. Документы возникли вместе с письменностью вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачей информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.
Частная собственность и основанный на ней индивидуальный труд вели к имущественному и социальному неравенству, закреплявшемуся в документах. В конце IXв. Этот процесс привел к образованию классов. Всё это отражено в замечательном документе, памятнике древнерусского права – Русской Правде.
Деловые тексты появляются вместе с зарождением государственно-правовых отношений; первоначально это тексты «духовных грамот» - завещание, например Мстиславова грамота, грамота Варлама Хутырского, написанные в XIIв; «договорных грамот» - межгосударственных соглашений например, Смоленская грамота, Рижская грамота, написанные в XIIIв; самый ранний свод законов – «Русская Правда» - дошел до нас в составе Новгородской кормчей, созданной в XIIIв. Применительно к этому историческому периоду ещё трудно говорить о формировании делового стиля; но можно утверждать, что именно древнерусский язык обслуживал сферу деловых и государственно-правовых отношений. В XVI-XVIIв. в связи с укреплением Московского государства расширяются и укрепляются государственные институты власти, функционируют множество приказов, так тогда назывались органы государственного управления в 1469г. издаётся Соборное Уложение – первый печатный свод законов российского государства. В течение этих лет совершенствуется язык документов появляются особые стандартные фразы – речевые клише; оформляются основные жанры. Деловой язык Московского государства не только лег в основу современного русского литературного языка, но и явился наиболее рано обособившейся функциональной разновидностью русского литературного языка. В течение последних столетий (XVIII-XXвв.) официально-деловой стиль постоянно совершенствовался под воздействием литературного языка вырабатывались особые жанровые формы стандарты стиля.
Деловой стиль - это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности.
3. Рефлексия
- Что нового узнали о деловых бумагах?
- Что заинтересовало?
4. Дом. работа - Реквизиты
Основные жанры официально-делового стиля
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с жанрами официально- делового стиля;
Р – развивать
В - активизировать познавательную деятельность учащихся
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: лекция
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг»
Ход урока
1. Орг. момент
2. Лекция
1) Официально-деловой стиль является одним из книжных стилей русского литературного языка. Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функциями которых являются обслуживание отношений, которые возникают между государственными органами, между организациями, между частными лицами и организациями в процессе их производственной, хозяйственной и юридической деятельности.
При изучении официально-делового стиля мы имеем дело с документами, т.е. деловыми бумагами, которые обладают юридической силой. Вследствие чего излагать факты необходимо с предельной точностью, конкретностью и однозначностью, не допускающей двусмысленности.
Стиль официально-делового, по преимуществу письменного общения людей в различных сферах жизни: экономической, социально-политической и культурной - сложился в результате необходимости излагать факты с предельной точностью, краткостью, конкретностью и однозначностью, не допускающей двусмысленности. Этот стиль характерен для государственных актов, директив, инструкций, канцелярской переписки ит.д.
Официально-деловой стиль неоднороден. Следует разграничить такие его разновидности: официально-документальную и канцелярскую. И школе необходимо познакомить учащихся с канцелярской разновидностью, в сферу которой входят деловые бумаги.
Характерной особенностью официально-делового стиля является использование слов в их прямом значении. Широко распространены в нем специфическая лексика и деловая терминология.
Этому стилю присущ именной строй речи. В деловой переписке употребительны именные предлоги, сложные союзы, отглагольные существительные на -ние, глагольные сочетания, синонимичные соответствующим глаголам.
Деловой речи свойствен преимущественно прямой порядок слов.
В современной деловой переписке не употребляется эмоционально-оценочная, разговорная, просторечная и диалектная лексика, не приняты устаревшие слова.
Возможный лаконизм - одно из основных требований, предъявляемых к деловым бумагам: лишние слова отяжеляют фразу, а порой затемняют ее смысл.
Необходимо помнить, что деловая речь – это нормативная литературная речь, она должна быть по возможности благозвучной. Следует избегать повторения однокоренных и морфологически однотипных слов в небольших по объему предложениях.
Не рекомендуется употреблять в документах иностранные слова, если они имеют в русском языке синонимы. В том случае, когда иностранное слово необходимо, а значение его может оказаться непонятным адресату, слово следует объяснить в скобках.
2) Жанры официально-делового стиля
Заявления
Это письменная просьба о чём-нибудь, адресованная организации, учреждению, предприятию или должностному лицу. Заявление пишется по схеме.
Расписка
Расписка - официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т.п.). Она имеет определённую форму, состоящую из следующих элементов: наименование документа, фамилия имя отчество, должность дающего расписку, наименование учреждения предприятия или лица, от которого получено что-либо, наименование полученного, подпись получателя, дата получения расписки.
Доверенность
Распространенный жанр документа, с которым приходится иметь дело. Поручение кому-либо определенных действий, передача определенных прав доверителя. Реквизиты доверителя. Доверенность получает юридическую силу только тогда, когда подпись доверителя заверена.
Справка
Документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий. Первая группа: справка – информация о фактах и событиях служебного характера. Вторая группа: справки, выдаваемые заинтересованным гражданам и учреждениям, удостоверяющие какой-либо юридический факт.
Объявление
Объявление – это извещение о чём-либо. Объявления пишут предприятия, учреждения, отдельные лица.
Объяснительная записка
Это документ, в котором работник предприятия или учреждения, организации объясняет причины невыполнения какого-либо распоряжения, приказа, инструкции.
Докладная записка
Документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшей место явлении или факте, содержащий выводы и предложения составителя.
Характеристика
Официальный документ, который выдаёт администрация учреждения организации своему сотруднику, ученику при решении целого ряда вопросов (поступление в учебное заведение, на работу, аттестация на должность). В характеристике приводится отзыв о служебной, общественной деятельности сотрудника, оценка его деловых и моральных качеств.
Резюме
Один и видов характеристики, составляемый при поступлении на работу или при аттестации на другую должность.
Приказ
Самый распространенный вид правового акта. Распорядительный документ, который издаётся по основным вопросам внутренней жизни учреждения, также по кадровым вопросам.
Постановление
Правовой акт, принимаемый некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных задач, стоящих перед данными органами.
Распоряжение
Это акт управления государственного органа, имеющего властный характер, изданный в рамках присвоенной должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым это распоряжение адресовано.
Протокол
Протокол простой и сложный. Протокол – документ, содержащий запись выступлений участников собрания, совещания, заседания, конференций, принятых по обсуждаемым на них вопросам решений.
Деловые письма
Деловые письма применяются для решения оперативных вопросов.
1) письма, требующие письма-ответа; 2) письма, не требующие письма-ответа; 3) письмо-напоминание, гарантийное письмо, письмо-подтверждение, информационное письмо, письмо-предупреждение.
Контракт с работником. Это документ, которым оформляются взаимоотношения между учреждением, предоставляющим работу с одной стороны, и сотрудником, принимаемым на работу с другой стороны с учётом его обязанностей, заработной платы, условия труда и отдыха.

2. Рефлексия
- О каких жанрах официально-делового стиля вы узнали впервые?
- Каковы особенности стиля?
3. Дом работа -
Тема урока: Заявление
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с реквизитами заявления;
Р – развивать умение составлять заявление, деловую речь учащихся;
В - активизировать познавательную деятельность учащихся
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: составление заявления по образцу, перевод заявления с казахского языка на русский
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
Целевая установка
Мотивация
- Вспомните, что вы сделали, чтобы поступить в 10 класс?
Для чего это надо?
2. Изучение нового
Слово учителя
Заявление – вид документа, выражающийся в письменной просьбе о чем-нибудь на имя руководителя организации.
Реквизиты заявления:
- должность, полное название организации, звание, ФИО руководителя;
- звание, должность, ФИО заявителя в Р.п.;
- адрес, телефон заявителя
- название документа
- текст заявления
- дата, подпись заявителя.
3. Ознакомление с образцами заявлений
Образец № 1
Директору средней школы
имени М. Маметовой
Сазоновой Н.М.
ученицы X класса
Ивановой Елены

заявление.
Прошу освободить меня от учебных занятий на 3 дня (с 1 октября по 3 октября) в связи с поездкой в город Караганду на соревнование по легкой атлетике.
03.09.2005 Иванова Е.
Образец № 2

В отдел расчётов Карагандинского
телефонного узла
от Петрова Н.А., проживающего по
адресу г. Караганда ул. Вишневского,
дом 6, кв. 13, тел. 55-21-17
заявление
Прошу предоставить мне льготу по абонентной плате за телефон в связи с тем, что я являюсь ветераном Великой Отечественной войны.
Копии удостоверения участника Великой Отечественной войны и справка из военкомата прилагаются.
17.08.2001г. Петров Н. А.
4. Закрепление изученного
1) Работа с карточками. Перевод заявления с казахского на русский язык
2) Напишите заявление от своего лица на имя директора нашей школы с какой-либо просьбой.
5. Рефлексия
- С какими трудностями вы столкнулись при написании заявления?
6. дом работа – написать заявление о переводе в другой класс
Тема урока: Автобиография
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с реквизитами автобиографии; с особенностями жанра; повторить обстоятельство времени, глагольное управление; предложно-падежное сочетание и его употребление в речи;
Р – развивать умение составлять автобиографию, сравнивать; развивать деловую речь, мышление учащихся;
В - активизировать познавательную деятельность учащихся
Тип урока: формирование новых знаний; повторение грамматических категорий русского языка
Методы и приемы: частично-поисковый, составление автобиографии по образцу, работа над текстом
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», текст автобиографии
Ход урока
1. Орг. момент
2 Слово учителя
Автобиография от греческого autos сам + биография, описание своей жизни.
Перед вами лежат несколько текстов, какие из автобиографий вы отнесете к деловому стилю? Почему? Какая разница между художественной и деловой автобиографией?
3. Чтение и анализ образца деловой автобиографии
1) Вопросы для анализа:
- Каково назначение этого текста? К какому стилю он относится?
- Укажите в тексте обстоятельства времени. Какими частями речи они выражены?
- Каким падежом существительного (с предлогом или без предлога) управляют глаголы: родился (где?), работает в должности (кого?),поступил (куда?), обучаюсь (где?)?
- Обратите внимание на выделенные слова. Это специальные слова делового стиля.
4. Обобщение учителя.
Форма деловой автобиографии включает обычно следующие элементы (реквизиты):
- наименование документа
- текст автобиографии
- подпись составителя
- дату написания
В тексте автобиографии указывается ФИО; время(число, месяц, год) рождения и сведения: об образовании (где и когда учился); о прохождении службы в рядах армии; о трудовой деятельности (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время); о составе семьи (где и кем работают члены семьи).
5. Этап конструирования
Ученики по аналогии с образцом составляют автобиографию, из которых 2-3 прослушиваются и разбираются в классе.
6 Д/з – работу докончить, исправить недочеты
Тема урока: Расписка
Задачи урока: О –прививать навыки и умения учащихся в составлении расписки;
Р – способствовать развитию письменной речи учащихся, обогащать словарный запас деловыми терминами;
В – воспитывать аккуратность и ответственность
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, наблюдение и анализ языковых явлений, связный текст, физразминка
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Психологический настрой «Покупка билетов»
- Назовите основные жанры о-д стиля
- Что мы называем реквизитами?
- Кто такой адресат?
- А адресант?
- Что излагается в заявлении?
- Какие сферы обслуживает деловой стиль?
3. Целеполагание
4. Работа в тетрадях
Расписка – официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и тому подобное). Она имеет определенную форму, состоящую из следующих элементов:
-наименование документа;
-ФИО;
-должность дающего расписку;
-наименование учреждения, предприятия или лица, от которого получено что-либо;
-наименование полученного;
-подпись получателя;
-дата получения расписки.
5. Составление расписки по группам на доске. Предлагаются ситуации:
1) Сосед занимает деньги (60 тыс.)
2) Организация дает расписку, обещает оплатить ремонт бригаде в офисе
3) выпускник дает расписку в библиотеку, что вернет книги к такому-то сроку
6. Д/з Посетить нотариальную контору и взять образцы деловых бумаг
Тема урока: Характеристика (2 часа)
Задачи урока: О – дать понятие о характеристике; ознакомить учащихся с реквизитами характеристики;
Р – развивать умение составлять характеристику, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность внимательность, честность
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, словарный диктант, перевод с казахского языка на русский, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Психологический настрой
(жанры делового стиля, которые изучали в 1 полугодии)
3. Учитель читает характеристику на ученика
- О чем будет урок?
4. Работа в тетрадях
1) Лексический диктант. Подобрать синонимы:
Очень (чрезвычайно, исключительно, максимально)
Быстро (незамедлительно, срочно, экстренно)
Сделано (выполнено, исполнено)
Осведомлен (извещен, информирован)
2) Переведите на русский
Білімді, білікті, ұқыпты, тиянақты, тәжірибелі, белгілі, тыңғылықты, ақылды
- Можете ли вы этот список увеличить на 10 прилагательных?
5. Закрепление
Ознакомление с текстами делового и художественного стилей
-Чем отличается художественная характеристика от деловой?
6. Вывод: композиция характеристики строго определена, точно указывается возраст, используется нейтральная лексика
7. Самостоятельная работа. Составить текст характеристики одного из одноклассников, предназначенную для поступления в военное училище
8. Д/з Завершить начатую работу в классе
9. Подведение итогов и выставление оценок
Тема урока: Объяснительная записка
Задачи урока: О – дать понятие об объяснительной записке; ознакомить учащихся с реквизитами объяснительной записки;
Р – развивать умение составлять объяснительную записку, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность, честность
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Слово учителя
Объяснительная записка пишется обычно по требованию администрации. В ней излагаются причины нарушения трудовой дисциплины, правил поведения, невыполнения задания и т.п.
Схема
- наименование должностного лица и учреждения, которому направляется объяснительная записка (пишется в дательном падеже);
- наименование документа;
- дата его составления;
- заголовок документа (о чем?), если текст большой по объему;
- содержание, текст записки;
- наименование должности, инициалы, фамилия и подпись составителя.
3. Чтение и анализ образца
Штамп с реквизитами Начальнику шахты
Угледобывающего объединения Литвинову А. С.

Объяснительная записка
О нарушении производственной дисциплины
12 апреля 1982г. в первой смене во время моего дежурства был прорван кабель, питающий врубовую машину.
Прорыв кабеля произошёл по следующей причине: рабочий Ларин В. Д. управлял первым конвейером и не оградил кабель врубовой машины, в результате кабель был перетерт блоком конвейера и выведен из строя, из-за чего остановилась врубовая машина.
Ларин В. Д. и ранее нарушал правила техники безопасности, за что имел взыскания. Считаю необходимым к Ларину В. Д. принять более строгие меры воздействия.
Горный мастер А. М. Рощин
- Из каких частей состоит записка?
4. Составление записки учащимися. Предлагаются ситуации:
1) Вы опоздали на урок, объясните причину опоздания
2) Вы пропустили занятия 2 дня, чем вы это объясните?
5. Д/з
Контракт с работником
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с реквизитами и структурой контракта;
Р - способствовать развитию письменной речи учащихся, обогащать словарный запас деловыми терминами;
В – воспитывать ответственность, внимательность, честность
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Слово учителя
Контракт с работником - это документ, которым оформляются взаимоотношения между учреждением, предоставляющим работу с одной стороны, и сотрудником, принимаемым на работу с другой стороны с учётом его обязанностей, заработной платы, условия труда и отдыха.
3. Чтение и анализ образца
Контракт с работником
г. Караганда «____»_____________ 20______г.
г. __________________________________________________________,
(наименование фирмы, организации)
именуемая в дальнейшем «Фирма», в лице ______________________________________, с одной стороны,
(должность, фамилия, имя, отчество)
и ____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
именуемый в дальнейшем Сотрудник, с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:
1. Фирма предоставляет _________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
работу в должности_____________________________________________
с возложением на него следующих обязанностей:
а) ____________________________________________________________
б) ____________________________________________________________
в) ____________________________________________________________
г) ____________________________________________________________
д) ____________________________________________________________
2. За выполненную работу Фирма обязуется выплачивать месячную заработную плату в условно-среднем размере _____________
тенге. В зависимости от количества, качества, дисциплины труда и культуры поведения реальная заработная плата может повышаться по итогам работы за месяц на 100% или снижаться до 50% по схеме, с которой ______________________________ предварительно ознакомлен и согласен.
Выплата заработной платы производится один раз в месяц, не позднее 5-го числа следующего месяца.
По усмотрению руководства Фирмы может выплачиваться премия.
3. Условия труда и отдыха: пятидневная рабочая неделя, рабочий день – не нормирован, выходные дни – суббота и воскресенье, ежегодный отпуск – 30 календарных дней, с выплатой среднемесячного заработка, оплата бюллетеня производится в соответствии с законодательством.
4. Фирма оплачивает месячный проездной билет на все виды городского транспорта (кроме такси).
Если сотрудник проживает за городом (или пользуется дачей), то Фирма оплачивает ему проездной билет на пригородном поезде.
Оплата производится при условии сдачи в бухгалтерию проездного билета за прошедший месяц в двухдневный срок с подписью Сотрудника, сдавшего билет.
5. Срок действия контракта – три месяца начиная с «___»_______20___г.
По соглашению сторон контракт может быть расторгнут в любое время.
Если одна из сторон письменно, не заявит о прекращении договора за истечением обусловленного срока, контракт каждый раз автоматически продлевается на такой же срок.
По инициативе Фирмы контракт, может быть, досрочно расторгнут без каких бы то ни было дополнительных выплат и компенсаций, в случае: а) прогула, б) двукратного грубого нарушения трудовой дисциплины в течение 30 дней, в) появления на работе в нетрезвом состоянии.
В остальных случаях, при досрочном расторжении контракта по инициативе Фирмы, последняя обязана выплатить среднемесячный заработок в качестве выходного пособия.
(фамилия, имя, отчество)
может досрочно по своей инициативе расторгнуть контракт, в случае если Фирма нарушает принятые обязательства.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН:

Юридический адрес Фирмы Домашний адрес и телефон
Подпись ответственного лица Сотрудника
Печать Подпись Сотрудника
Вопросы для анализа:
- Какие синтаксические конструкции преобладают в контракте?
(причастные обороты – сдавшего билет, именуемый, расторгнут; сложные союзные и бессоюзные предложения)
- Что оговаривается в контракте?
4. Выпишите из текста отглагольные существительные
(расторжение, прекращение, нарушение, соглашение, возложение, выплата)
5. Д/з Представьте, что вы работодатель. Какую работу вы предлагаете сотруднику и какие обязанности возлагаете на него? Впишите их в контракт.
Практическое занятие
Задачи урока: О – совершенствовать навыки употребления делового стиля; определять стиль и жанр отрывков;
Р – развивать умение составлять объяснительную записку, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность
Тип урока: совершенствование практических навыков
Методы и приемы: перевод, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Переведите на русский
Өмірбаян, келісім-шарт, мәжіліс, өтініш, түсінікхат, хаттама, сенімхат, анықтама.
3. Определить стиль и жанр отрывков, выделить элементы официально-делового стиля.
1) Комендант со мною поздоровался с видом озабоченным. Он запер двери, всех усадил, кроме урядника, который стоял у дверей, вынул из кармана бумагу и сказал нам: «Господа офицеры, важная новость! Слушайте, что пишет генерал». Тут он надел очки и прочел следующие:
«Господину коменданту Белогорской крепости
капитану Миронову.
По секрету.
Сим извещаю Вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно, и к совершенному уничтожению оного, если он обратиться на крепость, вверенную вашему попечению».
(А. С. Пушкин)
При анализе данного текста следует учесть исторические особенности официально- делового стиля.
2) « …. От Советского Информбюро… Оперативная сводка за седьмое сентября…. вечернее сообщение…
…В течение седьмого сентября наши войска вели ожесточенную бои с противником западнее и юго-западнее Сталинграда, а также в районах Новороссийск и Моздок… На других фронтах существенных изменений не произошло…»
( А. Фадеев)
4. Рефлексия
- Каковы признаки делового стиля?
- Чем отличается деловой стиль от других стилей?
Тема урока: Протокол
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с протоколом, реквизитами протокола; повторить косвенную речь, неопределенно-личные предложения;
Р – развивать умение составлять протокол, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность, честность
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Слово учителя
Протокол – документ, содержащий запись выступления участников собрания, совещания, заседания, конференции, принятых по обсуждаемым на них вопросам решений.
3. Чтение и анализ образца протокола.
Вопросы для анализа
- Каково назначение этого текста?
- К какому стилю относится данный текст?
- Укажите в тексте неопределенно-личные предложения. Чем выражены сказуемые в этих предложениях?
- Перечислите, из каких частей состоит протокол?
4. Обобщение учителя
Реквизиты протокола:
- наименование документа и его номер;
- дата проведения;
- сведения о количестве присутствующих, причины отсутствия отдельных товарищей;
- повестка дня;
- текст протокола;
- решение;
- подписи председателя и секретаря.
Текст протокола состоит из частей:
1. СЛУШАЛИ 2. ВЫСТУПИЛИ. 3. РЕШИЛИ. ПОСТАНОВИЛИ
5. Подготовка к самостоятельному проведению классного собрания. Тема собрания «Подготовка к выпускному вечеру», распределение ролей
6. Д/з Подготовить выступления к собранию.
Практическое занятие на тему «Учимся составлять протокол»
Задачи урока: О – проверить уровень усвоения материала по изученной теме; Р - развивать умение составлять протокол, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность, честность
Тип урока: ролевая игра
Методы и приемы: игра, выступление учащихся
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг»,
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие выступлений, все ли работы)
2. Распределение ролей
Председатель собрания
Докладчики
Секретарь
3. Проведение собрания
Протокол
Классного собрания 11 «б»(«в») класса
От 26 апреля 2010 года
всего в классе -18,
присутствовало -12,
по болезни отсутствовали 6
Повестка собрания
1. О подготовке к выпускному вечеру.
По данному вопросу слушали:
_____________, председателя собрания
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы к докладчику:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В обсуждении программы участвовали:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решили:
1._____________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________
Председатель собрания Секретарь
4 Обобщение урока учителем и учениками
Тема урока: Резюме
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с понятием «резюме», с его реквизитами;
Р – развивать умение составлять резюме, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность, самооценку
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг»
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Слово учителя
Резюме - один из видов характеристики, составляемый при поступлении на работу или при аттестации на другую должность.
3. Чтение и анализ образца резюме.
РЕЗЮМЕ
ФИО Ахметов Бауыржан Ахметович
Дата рождении 21.04. 1976
Место проживания посёлок Агадырь, улица Кыздарбекова, дом 5, кв. 8
2-85-45.
Цель получение работы по специальности «охранник ».
Образование 1991-1994г.г. ГПТУ № 139 Диплом № 336530
Электросварщик ручной сварки третьего разряда.
1994г.Водительское удостоверение МF № 004406
водитель категорий А, В, С, Д, Е.

2006г. ТОО СУЦ ФСО «Динамо» при МВД РК
Свидетельство № 4734, квалификации охранник».
Опыт работы 1997г.- Агадырский РАД, слесарь третьего разряда

1997-2002г.г.-Агадырский РАД водитель третьего
класса.
2002-2005г.г.- Агадырское ГШЧ-21 водитель.

2005-2006г.г. – водитель КХ «Ак береке».
Знание языков Казахский, русский в совершенстве, иностранный
язык (английский) со словарём.
Владение на уровне пользователей персональных компьюте-
компьютером ров офисных версий операционных систем и
программного обеспечения.
4. Вопросы для анализа
- Каково назначение этого текста?
- Из каких частей состоит текст?
- Какие предложения использованы в резюме?
5. Выпишите реквизиты резюме.
6. Д/з Составить резюме-автобиографию.
Практическое занятие
Задачи урока: О – совершенствовать навыки употребления делового стиля; определять стиль и жанр отрывков;
Р – развивать умение составлять различные документы, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность
Тип урока: совершенствование практических навыков
Методы и приемы: выборочный диктант, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Выборочный диктант
Выберите из синонимов, заключенных в скобки, слова, характерные для делового стиля.
Победителем соревнования (даны, вручены, выданы) призы.
Средства, отпущенные на оборудование спортзала, были (истрачены, израсходованы, издержаны) полностью.
В текущем учебном году было (куплено, приобретено) новое оборудование для кабинета физики.
Ремонт здания школы (выполнен, произведен, сделан) (хорошо, неплохо, недурно, славно, ладно, изрядно).
3. Составление деловых бумаг
1-ый ряд
1) Составьте текст заявления о предоставлении Вам академического отпуска.
2-ой ряд
2) Составьте текст доверенности на получение денег в Отделении Сбербанка
3-ий ряд
3) Составьте текст письма- приглашения на ученическую научную конференцию.
4. Рефлексия
- Каковы признаки делового стиля?
- Чем отличается деловой стиль от других стилей?
5. Д/З Составьте характеристику классного коллектива
Тема урока: Справка
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с жанром справки, реквизитами справки; повторить сложноподчиненные предложения;
Р – развивать умение составлять справки, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность, честность
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Слово учителя
Справка - документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий. Первая группа: справка – информация о фактах и событиях служебного характера. Вторая группа: справки, выдаваемые заинтересованным гражданам и учреждениям, удостоверяющие какой-либо юридический факт.
3. Чтение и анализ образца
Справка
Карагандинский Государственный Университет им. Е. Букетова
Справка
Дата №______
Петрыкина Елена Алексеевна является студенткой III курса дневного отделения факультета журналистики.
Справка выдана для представления в поликлинику
Декан
Факультета журналистики Подпись
- Из каких реквизитов состоит справка?
(-наименование министерства, отдела, учреждения
- наименование документа
- дата выдачи справки (слева)
- номер справки (справа)
- место составления документа
- текст справки (содержание, цель выдачи, срок действия)
- подпись лиц, выдавших справку)
4. Работа по карточкам. Составление текста по образцу. Ситуации:
Напишите справку от имени директора школы о том, что вы учились в данной школе с 1 по 4 класс.
Напишите справку от имени классного руководителя о работе, выполненной учениками вашего класса за определенный период.
5. Д/з Взять в акимате образцы справок.
Докладная записка
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с жанром докладной, реквизитами записки; повторить побудительные предложения;
Р – развивать умение составлять справки, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность, честность
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Слово учителя
Докладная записка - документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшим место явлении или факте, содержащий выводы и предложения составителя.
3. Чтение и анализ образца
Контрольно-ревизионный Генеральному директору
отдел объединения Иванову С. С.
Дата
Докладная записка
о наличии документальной ревизии
в магазине № _____
При проведении 09. 08. 97г. инвентаризации товарных фондов магазина № ____ обнаружена недостача различных товаров на сумму _________тг.
Прошу Вас назначить документальную ревизию товарных операций магазина №____ за период с 01.01.97 по 09. 08. 97г.
Зам начальника отдела Подпись
- Из каких реквизитов состоит докладная?
- Какие по цели высказывания используются в докладной?
4. Составление докладной по образцу.
5. Д/З Доложите о ситуации, произошедшей во время перемены в школе в докладной записке.
Тема урока: Деловые письма (2 часа)
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с жанром деловых писем, реквизитами справки; повторить обращение;
Р – развивать умение составлять деловые письма, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность, этические нормы
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, коллективное составление
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. Слово учителя
Деловые письма применяются для решения оперативных вопросов.
1) письма, требующие письма – ответа; 2) письма, не требующие письма – ответа; 3) письмо – напоминание, гарантийное письмо, письмо – подтверждение, информационное письмо, письмо – предупреждение.
Содержание делового письма должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. Желательно посвящать письмо одному вопросу. Тон письма должен быть корректным и деловым.
3. Словарная работа
Адрес, адресат, адресант, отправитель
4. Ознакомление с образцом делового письма
Директору Киевского магазина
«Книга - почтой»
Прошу сообщить, можно ли приобрести в Вашем магазине следующие книги:
1. Песни для учащихся 4-5 классов. Изд. 2-е, 2000г.
2. Песенник школьника (для учащихся 4-5 классов). Изд. 3-е, 2007г.
Иванова Инна
Адрес: 173014, г. Дальск, ул. Десятская, д. 76, кв.10
5. Анализ письма
- В каком тоне ведется переписка?
- Обратите внимание, как пишется местоимение, указывающее на адресата в письме.
6. Коллективное составление письма.
Обсудите с классом, какую книгу вы хотели бы приобрести в магазине «Книга».
Составьте по образцу с учетом следующих реквизитов:
- наименование должности лица и название учреждения, организации, которым адресуется письмо;
- содержание просьбы или уведомления;
- подпись автора письма;
-дата;
- адрес отправителя.
7. Рекомендации учителя
Пишите разборчиво, аккуратно, грамотно; ФИО получателя – в Д. п, отправителя – в И. п.
8. Д/р Составить текст поздравительного письма Ветерану ВОВ
Тема урока: Объявление
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с жанром объявления, реквизитами объявления; повторить орфограмму № 17;
Р – развивать умение составлять объявления, деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность, этические нормы
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
Мотивация
- разберите слово по составу
Об-ъявл-ени-е
- Что означает это слово?
2. Слово учителя
Объявление – это извещение о чём-либо. Объявления пишут предприятия, учреждения, отдельные лица.
4. Ознакомление с образцом
Объявление
24 сентября в 15 часов в библиотеке школы им. Ю. А. Гагарина для учащихся 4-5 классов проводится лекция «О культуре поведения»
Администрация школы
5. Рекомендации учителя
Прежде чем писать объявление, необходимо определить тему предстоящего мероприятия, место и время проведения и ответственного за объявление.
6. Составление объявления учащимися
7. Устраните недочеты
1)
Объявление
В воскресенье в 12 часов для учащихся 11 классов организуется лыжный поход в селение Иваново.
Сбор у здания школы.
Физорг
2)
Объявление
В среду, т.е. 12 октября, в помещении 10 класса состоится родительское собрание.
( в первом о. не указана точная дата проведения похода, а во втором – точное время проведения собрания)
8.Д/З Написать объявление частного лица
Тема урока: Приказ
Задачи урока: О – ознакомить учащихся с жанром приказа, повторить безличные предложения;
Р – развивать деловую речь учащихся;
В – воспитывать аккуратность, внимательность, этические нормы
Тип урока: формирование новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с образцами
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
Мотивация
2. Слово учителя
Приказ - самый распространенный вид правового акта. Распорядительный документ, который издаётся по основным вопросам внутренней жизни учреждения, также по кадровым вопросам.
- Как вы думаете, какие предложения преобладают в приказах?
(В деловой речи предпочтение отдается безличным предложениям со сказуемым, выраженным инфинитивом, и конструкциям, в которых именная часть сказуемого выражена кратким страдательным причастием, особенно в уставах, приказах, постановлениях)
3. Словарная работа
Ақпарат, ұдайы, ескерту, сәйкес, маман, жетекші маман
- Переведите слова на русский язык.
4. Переведите приказы на русский язык
1) Ақпарат бөлімінің референт-хатшысы Таласбаева Гүлнұрдың бала күтімі үшін 3 жылға демалыс алуына байланысты штаттағы көрсетілген қызмет орнына Ағыманова Жазира уақытша қабылдансын. Айлық еңбекақысы штат кестесі бойынша белгіленсін.
Негіздеме: Г. Таласбаеваның өтініші.
Ж. Ағыманованың өтініші.
2) Еңбек тәртібін ұдайы бұза бергендігіне байланысты машбюро бөлімінің қызметкері Қожахметова Әсияға кәсіподақ комитетінің келісімімен ескерту жариялансын.
Негіздеме: машбюро басшысы
З. Әленованың рапорты
3) Құқық бөлімінің бастығы Жалғасұлы Бақытбек Қазақстан РеспубликасыЕТКЗ-нің тиісті бабына сәйкес зейнеткерлік жасына келуіне байланысты өз өтініші бойынша жұмыстан босатылсын.
Негіздеме: Б. Жалғасұлының өтініші.
5. Рефлексия
6. Д/З Ознакомьтесь с Уставом школы. Проследите, какие предложения, и части речи преобладают в тексте Устава.
Тема урока: Языковые особенности официально-делового стиля (2 часа)
Задачи урока: О – проверить уровень усвоения отдельных разделов по курсу; повторить особенности делового стиля;
Р – развивать навыки применения языковых средств делового стиля;
В – воспитывать аккуратность, внимательность
Тип урока: повторение и обобщение изученного
Методы и приемы:
Наглядность: Буклет «Образцы деловых бумаг», карточки
Ход урока
1. Орг. момент
(проверить наличие тетрадей с конспектами, все ли работы)
2. «Покупка билета»
- Каковы задачи делового стиля?
- Каким должно быть высказывание деловой речи?
3. Найдите ошибки, допущенные составителями данных бумаг, отредактируйте данные тексты.
Директору автобазы № 2
от Никифорова Л. Н.
1)
Заявление
Господин директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л. Н. по такому вопросу.
Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу, лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказаться в моей просьбе и подписываюсь
Никифоров Л. Н. 2 марта 20….г.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)
Доверенность
Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и денег моих не растратит.
Подпись Петров
4. Подберите синонимы к словам и словосочетаниям.
Получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.
Для справок: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.
5. Подберите антонимы к словам и словосочетаниям
Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо-запрос, ответственность.
Для справок: отправить, отказать, адресант, отсутствовать, неудовлетворительный ответ, отказать в просьбе, отрицательно, письмо-ответ, безответственность.
6. Прочитайте прилагательные на казахском языке. Переведите их на русский и подберите, по мере возможности, синонимы.
Білімді, білікті, ұқыпты, тиянақты, тәжірибелі, белгілі, тыңғылықты, ақылды.
- В каком жанре деловых бумаг встречаются данные языковые средства?
7. Словарный диктант
(Учитель диктует слова и словосочетания на казахском языке, а ученики их записывают на русском)
Хаттама, ұжым, жиналыс, жиналыс мүшелері, күн тәртібі, дәлелді себеппен, баяндама, қатысқандар, өмірбаян, хабарландыру, көшірме төлқұжат, дауыс беру, қаулы.
- Исключите из списка слова, не принадлежащие жанру протокола.
8. Редактирование текста
(Предлог благодаря, синонимичный предлогам из-за, по причине, вследствие, указывает на причину, которая способствует осуществлению чего-либо.)
1) Из-за систематически проводимых дополнитедьных занятий по географии успеваемость по данному предмету значительно повысилась.
2) Я не могла посещать школу в течение месяца благодаря болезни.
3) Благодаря сильным заносам автобусное движение временно прекращено.
4) Сегодня, 10 апреля, библиотека закрыта благодаря инвентаризации.
9. Д/З Составьте деловую бумагу (жанр на ваше усмотрение) и укажите в ней все признаки, языковые средства делового стиля.