КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Рассмотрим кейс – метод.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Главное предназначение кейсов – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Главный акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Кейс-технологии относятся к интерактивным формам обучения.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Кейс – это описание реальной ситуации
Кейс – это «кусочек» реальной жизни
Кейс – это события реально произошедшие в той или иной сфере деятельности
Кейс – это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности»
Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии.
Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
При работе с конкретной ситуацией происходит погружение учащегося в определённые обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и её сути.
Этот метод может без проблем быть соединён с другими методами обучения.
Метод выступает как технология коллективного обучения. Интегрирует в себя технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального формирования личностных качеств обучаемого..
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
1.Максимальное предоставление свободы в обучении (выбор преподавателя, дисциплин, фомы обучения, типа задач и способа их выполнения).
2.Достаточное количество наглядных материалов (статьи в печати, видео, аудио, CD-диски)
3.концентрация на основных положениях (не загружать большим объёмом теории)
4.Доступность учителя для ученика в любое время
5.Формирование у учащихся навыков умения работать с информацией.
6.Акцент на развитии сильных сторон ученика
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Распределения функций между учащимися и преподавателем:
Фаза работы
Действия преподавателя
Действия учащегося
До занятия
1. Подбирает кейс
2. Определяет основные ивспомогательные материалыдля подготовки учащихся
3. Разрабатывает сценарийзанятия
1.Получает кейс и список рекомендованной литературы
2.Индивидуально готовитсяк занятию
Во время занятия
1. Организует предварительное обсуждение кейса
2. Делит группу на подгруппы
3. Руководит обсуждениемкейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
2. Разрабатывает вариантырешений, принимает во внимание мнения других
3. Принимает или участвует впринятии решений
После занятия
1. Оценивает работу учащихся
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).
На своих уроках кейс-технологии мы применяем при изучении новых тем, на повторительно-обобщающих уроках.
РАБОТА УЧЕНИКА С КЕЙСОМ
1 этап: знакомство с ситуацией, её особенностями
2 этап: выделение основной проблемы, персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию
3 этап: предложение концепций или тем для мозгового штурма
4 этап: анализ последствий принятия того или иного решения
5 этап: решение кейса – одного или нескольких вариантов последовательности действий
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ В КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ
создание кейса или использование уже имеющегося
распределение учеников по малым группам
знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий
организация работы учащихся в группах
работа с кейсом
организация презентации решений в группах
обобщающее выступление учителя
оценивание учащихся
ХОРОШИЙ КЕЙС
рассказывает
вызывает интерес
вызывает чувство сопереживания
включает цитаты из источников
содержит проблемы
требует высокой оценки принятых решений
ИСТОЧНИКИ КЕЙСОВ
реальная жизненная ситуация
Художественная и публицистическая литература
СМИ
Статистические материалы
Анализ научных статей, монографий и научных отчётов
Интернет
МЕТОДЫ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЙ
1.Метод инцидентов. В центре находится процесс получения информации.
Цель: поиск информации самим учеником.
Обучаемый получает кейс не в полном объёме. Сообщение может быть письменным или устным («Случилось» или «Произошло»). Требует много времени, но она наиболее приближена к практике.
ситуация (инцидент)
вопросы и комментарии
исследование ситуации
представление полученных результатов
обсуждение предложенных вариантов
выбор правильного решения
2.Метод разбора деловой корреспонденции.
Основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной ситуации, проблеме, организации.
Учащиеся получают папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы.
Цель: занять позицию человека, ответственного за работу и справиться с возникшими задачами..
Это метод моделирования коллективного результата. Учащийся учит себя сам и помогает своим товарищам (дифференциация)
Работа в группе учит мыслить и понимать друг друга
1.формулировка цели работы, ввод в суть проблемы, определение время работы (учитель 19 мин).
Учащиеся на листочках записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответы по теме (один вопрос). Вопрос кодируется и сбрасывается в корзину.
2.работа с документами. Учащиеся разбиваются на малые группы, получают одинаковые папки документов. Каждый ученик достаёт из общей корзины вопрос. Потом ведётся работа в группах, где учащиеся, опираясь на материал и на свои размышления, ищут правильный ответ.
3.работа с ответами на вопросы. Отвечать может любой из группы. Учитель ведёт занятие.
Когда на все вопросы из корзины будут даны ответы, учитель может задать вопрос по теме, который ещё не встречался.
3.Ситуационно – ролевая игра
Цель: в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Особенность – участнику выдаётся не только описание ситуации, но инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какие интересы отстаивать
4.Метод дискуссии – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения вопроса или проблемы.
Это активное включение учащихся в поиск истины, создание условий для открытого выражения своих мыслей, позиции. отношений.
Условия проведения дискуссии
доверительные взаимоотношения между участниками и учителем
чёткое определение темы и объёма обсуждаемого материала
умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию
5.Игровое проектирование.
Форма, предполагающая самостоятельное изучение учащимися проблемы с презентацией и последующей защитой работы.
Цель: процесс создания или совершенствования проектов.
Метод позволяет повысить познавательный интерес, даёт возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме.
6.Кейс – стадии.
Самый распространённый метод ситуационного анализа, глубокое и детальное исследование реальной или имитируемой ситуации.
Отличается большим объёмом материала.
Основной упор – анализ и синтез проблемы и принятие решений.
Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. Ученик знакомится с проблемой. Самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои решения в дискуссии с другими учениками.
Группа учащихся вырабатывает практическое решение.
Окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы.