Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской, С.И.Львовой (7 класс)
х. Меркуловский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Меркуловская средняя общеобразовательная школы»
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Меркуловская СОШ»
Приказ от __________№_____
_______________ Суковатова Н.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
(указать учебный предмет, курс)
Основное общее, 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель Акимова Елена Георгиевна
Программа разработана на основе
« Примерные программы для основной школы. Русский язык. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова и другие.» М.: Дрофа, 2010 год
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Количество часов по учебному плану
140
Всего за учебный год
134
В т.ч.
на I полугодие
63
на II полугодие
71
учебный год 2015-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (М.: Дрофа).
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Планирование предназначено для работы по учебнику: «Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014».
Учебник содержит два раздела: 1)«Язык. Правописание. Культура речи»; 2)«Речь». Планирование составлено так, что эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
·овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;
формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку.
Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала пода тся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи обучения:
1) формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 140 часов за учебный год.
Используемый учебно-методический комплекс:
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа «Вертикаль», 2014
Данная рабочая программа по русскому языку для 7-го класса составлена в соответствии с государственной программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской. На изучение русского языка по базисному учебному плану выделяется 140 часов (4 часа в неделю), что соответствует авторской программе. М.М. Разумовской.
Корректировка уроков: по программе за год – 140 часов, в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Меркуловская СОШ» на 2015-2016 учебный год на освоение программ в 7 классе по русскому языку отведено 134 часа, т.к. 6 (шесть) уроков выпадают на праздничные дни (23 Февраля, 8 Марта,1 Мая, 9 Мая), поэтому в течение года будет проводиться корректировка уроков за счет резервных уроков в конце года и сокращения часов по некоторым темам.
Содержание учебного курса
О языке
Язык как развивающееся явление.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.
Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.
Омонимия слов разных частей речи
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему по-прежнему, ввиду в виду, стекло (гл.) стекло (сущ.), что(мест.) что (союз), обежать обижать и т. п.
ПОВТОРЕНИЕ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы
Количество часов
1
Повторение изученного в 5 - 6 классах.
31
2
Наречие.
29
3
Предлог
14
4
Союз.
16
5
Частица.
15
6
Междометия
14
7
Повторение изученного в 7 классе.
15
Всего
134
Средства контроля
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:
речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение);
умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы);
умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (с элементами сочинения), подробное и сжатое изложение);
умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров, реферат).
Контрольные параметры оценки достижения ГОС по русскому языку,
класс 7
Четверть
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Контрольный тест
07.09
05.12
18.05, 23.05
Контрольный диктант
19.10
17.12
16.02
20.04
Сочинение
11.11
10.02, 25.02
Изложение
22.10
31.03
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 57 классах;
изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать изученные стили речи;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты изученных стилей и жанров;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
Дата
Тема урока
Элементы содержания
(основные понятия)
Компетенции
Виды контроля
план
факт
I ЧЕТВЕРТЬ (9 недель Ч 4 часа =36 часов - 1 час = 35 часов)
О ЯЗЫКЕ
1
01.09
01.09
Изменяется ли язык стечением времени
Содержание и назначение УМК. Язык как изменяющееся явление. Изменения, произошедшие в русском языке с течением времени. Этимология. Учебное исследование
содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; изменения, произошедшие в русском языке с течением времени; понятие этимология.
анализировать языковые явления, отраженные в художественных текстах разных исторических эпох
Комплексный анализ текста
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Повторение изученного в 56 классах
2
02.09
02.09
Что мы знаем о речи, ее стилях и типах
Речь. Разнообразие стилей речи «русском языке. Основные типы речи. Текст. Стилистическая принадлежность текста.
Грамматические разборы
стили и типы речи, их признаки.
определять стилистическую принадлежность текстов
Тест
3
03.09
03.09
Фонетика и орфоэпия
Фонетика. Звуки русского языка. Звуковой состав слов. Количество букв и звуков в слове. Произношение и написание слов. Звуки и буквы. Транскрипция. Учебное исследование. Орфоэпия. Звукопись
понятия фонетика, орфоэпия', звуки русского языка. определять звуковой состав слов, количество букв и звуков в слове; называть звуки, которые обозначают указанные буквы, и давать их характеристику; читать затранскрибированные слова; правильно ставить ударение в словах; работать с орфоэпическим словарем; выполнять фонетический разбор слов
Словарно-
орфогра-
фическая
работа
4
07.09
07.09
Фонетика и орфоэпия. Контроль знаний за курс 6 класса.
Фонетический разбор слов
5,6, 7,
08.09
09.09
10.09
08.09
09.09
10.09
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи
Способы образования слов в русском языке. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Морфемный состав слов. Словообразовательный словарь
способы образования слов в русском языке; понятия словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, орфограммы в корнях, приставках и суффиксах.
определять морфемный состав слов и способ их образования; составлять словообразовательные цепочки; работать со словообразовательным словарем; правильно писать слова с орфограммами в корнях, приставках и суффиксах
Объясни
тельный
диктант
8,9,
14.09
15.09
14.09
15.09
Способы и средства связи предложений в тексте
Способы связи предложений в тексте (последовательный и параллельный). Средства связи предложений в тексте. Схема текста
определять способы и средства связи предложений в тексте; составлять схемы текстов
Индивидуальные задания
10
16.09
16.09
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Орфограмма. Пунктуация. Знаки препинания. Особенности русской орфографии и пунктуации. Орфографические и пунктуационные нормы
понятие орфография, орфограмма, пунктуация, знаки препинания, орфографические/ пунктуационные нормы', особенности русской орфографии и пунктуации.
применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации
Комплексный анализ текста
11
17.09
17.09
Разделительные ь и ь
Разделительный знак. Особенности происхождения и существования в русском языке букв 6 и ь Разделительная функция 5 и ь. Условия употребления разделительных 6 и ь. Учебное исследование
особенности происхождения и существования в русском языке букв ь и ь; условия употребления разделительных ь и ь. определять функцию 5 и ь в словах; правильно и обоснованно употреблять разделительные ь и ъ
Комплексный анализ текста
12
21.09
21.09
Буква ь для обозначения мягкости согласного
Функции ь в словах. Условия употребления ь показателя мягкости согласного
условия употребления ь - показателя мягкости согласного. разграничивать функции в слонах; правильно и обоснованно писать в словах ь, обозначающий мягкость согласного
Словарный
диктант
13
22.09
22.09
Буква ь как показатель грамматической формы
Функции ь в словах. Правила употребления 6 для обозначения грамматической формы
правила употребления ь для обозначения грамматической формы.
правильно и обоснованно употреблять ь и определять его функцию в словах
Творческая
работа
14
23.09
23.09
Буквы о ё после шипящих и ц
Правила правописания гласных о ё после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи
правила правописания гласных о – ё после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи. правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически
Объясни
тельный
диктант
15
24.09
24.09
Публицистический стиль речи
Стили речи. Сфера использования, задачи и особенности публицистического стиля речи
сферу использования, задачи и особенности публицистического стиля речи.
анализировать тексты публицистического стиля, указывать средства воздействия на аудиторию, используемые в них
Анализ текста
16
28.09
28.09
Правописание приставок
Единообразное написание приставок. Приставки на -з (-с). Приставки пре- и при-
правила правописания трех групп приставок.
выделять в словах приставки и правильно их писать; подбирать примеры слов с орфограммами в приставках
Объяснительный диктант, тест
17
29.09
29.09
Орфограммы в корнях слов
Виды орфограмм в корнях слов. Условия выбора орфограмм. Проверочные слова. Орфографический словарь. Учебное исследование
виды орфограмм в корнях слов, условия выбора орфограмм. правильно писать слова с орфограммами в корне и обозначать их графически; приводить примеры слов с различными видами орфограмм в корне
Объясни
тельный
диктант
18
30.09
30.09
Орфограммы в корнях слов
Тест
19
01.10
01.10
Правописание суффиксов
Виды орфограмм в суффиксах. Условия выбора орфограмм
виды орфограмм в суффиксах; условия выбора орфограмм.
выделять в словах суффиксы и правильно их писать; подбирать примеры слов с орфограммами в суффиксах
Объяснительный
диктант
Тест, диктант с творческим заданием
20
05.10
05.10
Проверочный диктант
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
самостоятельно писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
21
06.10
06.10
Правописание окончаний
Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий, личных окончаний глаголов I и II спряжения. Условия выбора орфограмм
орфограммы, связанные с правописанием окончаний; условия выбора орфограмм. правильно писать падежные окончания существительных, прилагательных и причастий, личные окончания глаголов 1 и 11 спряжения
Объясни
тельный
диктант
22
07.10
07.10
Стили речи. Публицистический стиль
Публицистический стиль, его задачи и особенности, сфера употребления.
задачи и особенности публицистического стиля, сферу его употребления.
определять стилистическую принадлежность текстов; самостоятельно создавать тексты публицистического стиля
Сочинение-
миниатюра
23
08.10
08.10
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
Частица не, приставка не-, часть корня не. Условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи
условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи.
различать частицу не, приставку не-, часть корня не; правильно писать не с разными частями речи
Тест
24
12.10
12.10
He и ни в отрицательных местоимениях
Отрицательные местоимения, способы их образовании. Правило правописания не пни в отрицательных местоимениях. Условия слитного и раздельного написания не и ни с отрицательными местоимениями
правило правописания не и ни в отрицательных местоимениях; условия слитного и раздельного написания ней ни с отрицательными местоимениями. правильно писать отрицательные местоимения; приводить примеры слов с изученными орфограммами
Комплексный анализ текста
25
13.10
13.10
Употребление дефиса
Употребление дефиса в разных частях речи
условия употребления дефиса в разных частях речи. объяснять дефисное написание слов разных частей речи
Комплексный анализ текста, тест
26
14.10
14.10
Словарное богатство
русского языка
Разнообразие лексики русской) языка. Словари. Лингвистические игры. Учебное исследование
о разнообразии лексики русского языка; виды словарей русского языка.
работать со словарями; писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Комплексный анализ текста, сочинение- рассуждение на лингвистическую тему
27
15.10
15.10
Грамматика: морфология и синтаксис
Грамматика. Морфология. Части речи, их морфологические признаки. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Пунктуация
понятия грамматика, морфология, синтаксис; части речи и их морфологические признаки.
распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; определять строение словосочетаний и предложений и составлять их схемы; расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях
Тест
28
19.10
19.10
Контрольный диктант №1 по правописанию и грамматике
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
29
20.10
20.10
Анализ контрольного диктанта
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте
Работа над ошибками
30
21.10
21.10
Публицистический стиль. Заметка в газету
Публицистика. Публицистический стиль. Заметка в газету как жанр публицистики. Учебное исследование
признаки публицистического стиля речи; особенности одного из жанров публицистики заметки в газету.
анализировать и самостоятельно составлять тексты заметок в газету
Творческая
работа
31
22.10
22.10
Контрольное изложение
Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Авторский стиль
определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение близко к тексту, сохраняя его языковые особенности и авторский стиль
Изложение
Наречие
32
26.10
26.10
Какие слова являются наречиями
Наречие как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий. Наречие - неизменяемая часть речи
понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий.
распознавать наречия среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль
Сочинение на лингвистическую тему
33
27.10
27.10
Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи
Способы различения наречий и созвучных форм других частей речи. Использование наречий в словосочетаниях и предложениях. Лингвистические игры
отличать наречия от созвучных форм других частей речи; использовать наречия в словосочетаниях и предложениях; писать сжатое изложение с использованием наречий
Сжатое изложение
34-35
28.10
29.10
28.10
29.10
Разряды наречий по значению
Наречия, их значения. Смысловые группы наречий. Употребление наречий для более точного выражения мыслей и связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Учебное исследование
смысловые группы наречий; понятие слова категории состояния; отличие слов категории состояния от наречий.
находить в тексте наречия и определять их значение; различать наречия и слова категории состояния; употреблять наречия для более точного выражения мыслей и связи предложений в тексте
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему
II ЧЕТВЕРТЬ (7 недель Ч 4 часа =28 часов)
36-
37
09.11
10.11
09.11
10.11
Степени
сравнения наречий
Степени сравнения наречий- Простая и составная формы сравнительной и превосходной степени сравнения наречий, способы их образования. Синтаксическая роль наречий в сравнительной и превосходной степени. Сравнительная степень наречий и сравнительная степень прилагательных. Учебное исследование
степени сравнения наречий; способы образования простой и составной формы сравнительной и превосходной степени сравнения наречий.
Находить в тексте наре
чия в сравнительной и превосходной степени и определять их синтаксическую роль; отличать сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных
Объяснительный
диктант
Работа с дидактическим материалом
38
11.11
11.11
Сочинение
Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению
писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли
Сочинение
39
12.11
12.11
Морфологический разбор наречия
Морфологические признаки и синтаксическая роль наречий. Порядок морфологического разбора наречия
выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий
Практическая работа
40-41
16.11
17.11
16.11
17.11
Словообразование
наречий
Способы образования наречий. Наречия, образованные из разных частей речи. Морфемный разбор наречий. Учебное исследование
способы образования наречий.
определять способ образования наречий; выполнять морфемный разбор наречий; самостоятельно образовывать наречия из разных частей речи
Тест
Объяснительный диктант, словообразовательный разбор наречий
42
18.11
18.11
Правописание наречий, образованных от имен существительных
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных. Различение наречий и существительных
с предлогами
правила слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных. отличать наречия от существительных с предлогами и правильно их писать
Словарный
диктант
Тест
43
19.11
19.11
Не в наречиях на -о, -е
Частица не, приставка не-, часть корня не. Условия слитного и раздельного написания не с наречиями на -а и -е. Не с разными частями речи
условия слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е.
различать частицу не, приставку не-, часть корня не; правильно писать не с разными частями речи
Словарно-орфографическая
работа
44
23.11
23.11
Рассуждение-раз- мышление в публицистическом стиле
Признаки публицистического стиля. Особенности работы над рассуждением-размышлением. Языковой материал для сочинения
признаки публицистического стиля речи; особенности работы над рассуждением-раз- мышлением.
самостоятельно писать рассуждение-размышление в публицистическом стиле
Сочинение
45
24.11
24.11
Буквы н и нн в наречиях на -о, -е
Условия написания одной и двух букв н в наречиях на -о, -е. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение наречий и кратких причастий
условия написания одной и двух букв н в наречиях на -о, -е. определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв н следует в нем писать: отличать наречия от кратких причастии
Словарно
орфографическая
работа
Объяснительный диктант, тест
46
25.11
25.11
Буквы о е на конце наречий после шипящих
Условия выбора букв о е на конце наречий после шипящих
условия выбора букв о е на конце наречий после шипящих.
писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически
Распределительный
диктант
47
26.11
26.11
Рассуждение-размышление в публицистическом стиле
Признаки публицистического стиля. Особенности работы над рассуждением-размышлением. Языковой материал для сочинения
признаки публицистического стиля речи; особенности работы над рассуждением-раз- мышленисм.
готовиться к контрольному сочинению-рассуждению в публицистическом стиле
Словарно-
орфографическая
работа
48
30.11
30.11
Буквы о а на конце наречий
Способы образования наречий. Условия выбора гласных о а на конце наречий. Учебное исследование
условия выбора гласных о а на конце наречий.
определять способ образования наречий и обосновывать их правописание
Словарный
диктант
49
01.12
01.12
Дефис в наречиях
Условия употребления дефиса между частями слова в наречиях. Различение наречий и созвучных частей речи. Орфоэпические нормы
условия употребления дефиса между частями слова в наречиях.
различить наречия и созвучные части речи; правильно и обоснованно употреблять дефис между частями слова в наречиях; произносить наречия в соответствии с орфоэпическими нормами
Словарно-орфографическая
работа
Проверочный диктант
50
02.12
02.12
Не и ни в отрицательных наречиях
Способы образования отрицательных наречий. Отрицательные частицы. Условия написания не и ни в отрицательных наречиях
условия написания не и ни в отрицательных наречиях.
правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически
Комплексный анализ текста
51
03.12
03.12
Буква ь на конце наречий после шипяших
Написание ь на конце наречий после шипящих. Слова-исключения. Буква ь после шипящих на конце слов разных частей речи
правило написания ь на конце наречий после шипящих и слова-исключения из этого правила.
правильно и обоснованно писать ь после шипящих на конце слов разных частей речи
Объяснительный
диктант
52
07.12
07.12
Описание состояния
человека
Текст описательного характера. Состояние человека. Языковой материал для устного сочинения
особенности текста описательного характера.
устно описывать состояние человека; связно и последовательно излагать свою мысль
Устное сочинение
53
08.12
08.12
Употребление наречий в речи
Особенности употребления и роль наречий и устной и письменной речи. Наречия определительные и обстоятельственные. Наречия-эпитеты в художественных текстах. Синонимы к наречиям. Фразеологизмы, в состав которых входят наречия
особенности употребления и роль наречий в устной и письменной речи; понятия определительные/обстоятельственные наречия.
различать наречия определительные и обстоятельственные; анализировать роль наречий-эпитетов в художественных текстах; подбирать синонимы к наречиям; определять лексическое значение фразеологизмов, в состав которых входят наречия
Комплексный анализ текста
54-55
09.12
10.12
09.12
10.12
Произношение наречий
Произношение наречий. Ударение в наречиях. Использование наречий в художественных текстах. Орфоэпический разбор наречий. Лингвистические игры
определять место ударения в наречиях; правильно произносить наречия; работать с орфоэпическим словарем
Текущий
контроль
56
14.12
14.12
Повторение и обобщение изученного о наречии
Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и произношение наречий. Грамматические разборы. Учебное исследование
теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. применять правила правописания наречий; определять морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; выполнять грамматические разборы
Самостоятельная работа
57
15.12
15.12
Обучающий тест по теме «Наречие»
Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и произношение наречий
теоретический материал по теме «Наречие»
Тест
58
16.12
16.12
Анализ теста
Анализ ошибок, допущенных в тесте
выполнять работу над ошибками, допущенными в тесте
Работа над ошибками
59
17.12
17.12
Контрольный диктант №2 по теме «Наречие»
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
60
21.12
21.12
Анализ контрольного диктанта
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
Работа над ошибками
Служебные части речи
Предлог
61-62
22.12
23.12
22.12
23.12
Предлог как часть речи. Разряды предлогов
Отличительные признаки служебных частей речи.
Грамматическое значение и морфологические признаки предлогов. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги и омонимичные приставки. Предлоги производные и непроизводные, простые и составные. Употребление предлогов. Морфологический разбор предлогов. Учебное исследование
отличительные признаки служебных частей речи; понятие предлог; грамматическое значение и морфологические признаки предлогов; роль предлогов в словосочетаниях и предложениях.
распознавать предлоги, определять их морфологические признаки; отличать предлоги от омонимичных приставок; различать предлоги производные и непроизводные, простые и составные; правильно употреблять предлоги в речи; выполнять морфологический разбор предлогов
Словарный
диктант
Комплексный анализ текста
63
24.12
24.12
Правописание предлогов
Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Правописание составных и производных предлогов. Приемы различения производных предлогов и омонимичных частей речи
правила правописания предлогов; приемы различения производных предлогов и омонимичных частей речи.
различать предлоги и омонимичные приставки: писать предлоги со словами раздельно; отличать производные предлоги от омонимичных частей речи и правильно их писать
Объясни
тельный
диктант
III ЧЕТВЕРТЬ (10 недель Ч 4 часа =40 часов – 3 часа = 37 часов)
64-65
11.01
12.01
11.01
12.01
Правописание предлогов
Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Правописание составных и производных предлогов. Приемы различения производных предлогов и омонимичных частей речи
правила правописания предлогов; приемы различения производных предлогов и омонимичных частей речи.
различать предлоги и омонимичные приставки: писать предлоги со словами раздельно; отличать производные предлоги от омонимичных частей речи и правильно их писать
Объясни
тельный
диктант
66-67
13.01
14.01
13.01
14.01
Порядок слов в спокойной монологической речи
Порядок слов в спокойной монологической речи. «Данное» и «новое» в предложении. Наблюдения нал языковым материалом
определять порядок слов в спокойной монологической речи; восстанавливать порядок слов в предложениях
Творческое
задание
68-69-70
18.01
19.01
20.01
18.01
19.01
20.01
Употребление предлогов в речи
Употребление предлогов в устной и письменной речи для связи слов в предложении. Грамматикостилистические ошибки в употреблении предлогов. Предлоги в отдельных глагольных и именных синонимичных конструкциях, требующих разного управления. Подударные предлоги
употреблять предлоги в устной и письменной речи для связи слов в предложении; правильно употреблять предлоги в отдельных глагольных и именных синонимичных конструкциях, требующих разного управления; выделять подударные предлоги вместе с существительными, к которым они относятся
Творческая работа, тест
71-72
21.01
25.01
21.01
25.01
Порядок слов в спокойной монологической речи
Порядок слов в спокойной монологической речи. «Данное» и «новое» в предложении. Наблюдения над языковым материалом
определять порядок слов в спокойной монологической речи; восстанавливать порядок слов в предложениях
Творческое
задание
73-74
26.01
27.01
26.01
27.01
Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи
«Данное» и «новое» в предложении. Прямой и обратный порядок слов. Выразительная функция обратного порядка слов
понятия прямой/обратный порядок слов.
заменять прямой порядок слов в предложениях обратным и, сравнивая получившийся текст с исходным, определять роль обратного порядка слов
Творческая
работа
Союз
75-76-77
28.01
01.02
02.02
28.01
01.02
02.02
Союз как часть речи. Разряды, союзов
Союз как часть речи. Морфологические признаки союзов. Разряды союзов по строению и значению. Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Морфологический разбор союзов. Учебное исследование
понятие союз; морфологические признаки союзов; разряды союзов по строению и значению.
распознавать союзы и определять их морфологические признаки и роль в предложениях; различать союзы и предлоги; пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике; выполнять морфологический разбор союзов
Объясни
тельный
диктант
Тест
78-79-80
03.02
04.02
08.02
03.02
04.02
08.02
Правописание союзов
Правописание союзов. Приемы различения союзов и омонимичных местоимений и наречий. Морфологический разбор наречий
правила правописания союзов; приемы различения союзов и омонимичных местоимений и наречий.
отличать наречия от омонимичных местоимений и наречий и правильно их писать
Словарный
диктант
81
09.02
09.02
Описание внешности
человека
Описание внешности человека в художественном тексте. Средства выразительности. Языковой материал для творческой работы
анализировать тексты, включающие описание внешности человека, и составлять их самостоятельно
Творческая
работа
82
10.02
10.02
Сочинение
Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению
писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли
Сочинение
83-84
11.02
15.02
11.02
15.02
Употребление союзов в простых и сложных предложениях
Роль союзов в простых и сложных предложениях. Выражение различных смысловых оттенков при помощи союзов. Запятая перед союзом и в простых и сложных предложениях. Парные союзы. Схемы предложений
определять роль союзов в предложениях; расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом и; выражать различные смысловые оттенки при помощи союзов; составлять схемы предложений
Изложение с творческим заданием, тест
85
16.02
16.02
Контрольный диктант №3 по теме «Правописание союзов и предлогов»
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
86
17.02
17.02
Анализ контрольного диктанта
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
Работа над ошибками
87-88
18.02
20.02
18.02
20.02
Описание внешности
человека
Описание внешности человека в художественном тексте. Средства выразительности. Языковой материал для творческой работы
анализировать тексты, включающие описание внешности человека, и составлять их самостоятельно
Творческая
работа
89
24.02
24.02
Подготовка к сочинению «Описание человека»
Особенности работы над сочинением--описанием человека. Языковой материал для сочинения
особенности работы над сочинением-описанием человека.
готовиться к домашнему сочинению, содержащему описание человека
Словарно-
орфогра
фическая
работа
90
25.02
25.02
Контрольное сочинение
«Описание человека»
Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению
писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли
Сочинение
Частица
91-92-93
29.02
01.03
02.03
29.02
01.03
02.03
Частица как часть речи. Разряды частиц
Частица как часть речи. Роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений. Разряды частиц. Частицы в различных стилях речи. Морфологический разбор частицы
понятие частица; разряды частиц.
распознавать частицы в предложениях и определять их роль; отличать частицы от других неизменяемых частей речи; использовать частицы для выражения различных оттенков значения и образования форм глагольных наклонений; выполнять морфологический разбор частиц
Грамматические разборы
Объяснительный диктант, тест
94-95-96-97-98
03.03
09.03
10.03
14.03
15.03
03.03
09.03
10.03
14.03
15.03
Правописание частиц
Раздельное и дефисное написание частиц. Условия написания частиц не и ни. Морфологический разбор
частиц
правила раздельного и дефисного написания частицы, правописания частиц не и ни.
правильно писать частицы; выполнять морфологический разбор частиц
Словарный
диктант
тест, объяснительный диктант, сочинение- рассуждение на лингвистическую тему
99-100
16.03
17.03
16.03
17.03
Употребление частиц в речи
Роль частиц в тексте. Стилистические особенности употребления частиц в устной и письменной речи. Фразеологические обороты с частицами. Морфологические нормы
стилистические особенности употребления частиц в устной и письменной речи.
определять роль частиц в тексте; соблюдать морфологические нормы при составлении текстов; объяснять значение фразеологических оборотов с частицами
Диктант с продолжением, тест
IV ЧЕТВЕРТЬ (9 недель Ч 4 часа =36 часов – 3 часа = 34 часов)
101-102-103
28.03
29.03
30.03
28.03
29.03
30.03
Произношение предлогов, союзов, частиц
Орфоэпические нормы, связанные с произношением предлогов, союзов, частиц. Звуковой анализ слов
соблюдать орфоэпическую норму при произношении предлогов, союзов, частиц; выполнять звуковой анализ слов
Комплексный анализ текста
104-105
31.03
04.04
31.03
04.04
Сжатое изложение
Характеристика человека. Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль
писать сжатое изложение текста, включающего характеристику человека
Изложение
Междометия
106-107-108-109
05.04
06.04
07.04
11.04
05.04
06.04
07.04
11.04
Междометия
Междометия как лексико-грамматический класс неизменяемых слов. Отличие междометий от знаменательных и служебных частей речи. Употребление междометий. Роль междометий в речи. Разряды междометий. Интонация предложений с междометиями. Знаки препинания при междометиях. Дефисное написание междометий
понятие междометие, признаки междометий как лексико-грамматического класса неизменяемых слов; роль междометий в речи; разряды междометий; правило дефисного написания наречий.
отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи; определять, что выражают междометия; употреблять междометия в речи; читать предложения с междометиями, соблюдая нужную интонацию; правильно ставить знаки препинания при междометиях
Комплексный анализ текста, тест
110
12.04
12.04
Характеристика человека
Особенности текстов, характеризующих человека. План характеристики человека. Тексты, включающие характеристику человека. Стиль и тип речи текста
понятие характеристика человека; особенности текстов, характеризующих человека. анализировать тексты, включающие характеристику человека, и составлять такие тексты самостоятельно
Творческая
работа
111
13.04
13.04
Звукоподражательные слова
Звукоподражательные слова. Отсутствие грамматической формы у звукоподражательных слов. Состав звукоподражательных слов. Правила правописания звукоподражательных слов. Самостоятельные части речи, образованные от междометий и звукоподражательных слов
правила правописания звукоподражательных слов.
различать звукоподражательные слова и междометия; распознавать самостоятельные части речи, образованные от междометий и звукоподража- тельных слои, и определять их состав
Словарный диктант
Комплексный анализ текста
112-113-114
14.04
18.04
19.04
14.04
18.04
19.04
Омонимия слов разных частей речи
Переход слов из одной части речи в другую. Различение слов -омонимов, относящихся к разным частям речи. Лексические нормы русского языка. Использование слов-омонимов в устной и письменной речи. Словарь омонимов
различать слова-омонимы, относящиеся к разным частям речи; использовать слова- омонимы в устной и письменной речи; работать со словарем омонимов
Комплексный анализ текста
Тест
115
20.04
20.04
Контрольный диктант №4 по теме «Правописание частиц и междометий»
Орфографии. Пунктуация. Грамматические разборы
писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
116
21.04
21.04
Анализ контрольного диктанта
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
Работа над ошибками
117
25.04
25.04
Характеристика человека
Особенности текстов, характеризующих человека. План характеристики человека. Тексты, включающие характеристику человека. Стиль и тип речи текста
особенности текстов, характеризующих человека, анализировать тексты, включающие характеристику человека, и составлять такие тексты самостоятельно
Творческая работа
118-119
26.04
27.04
26.04
27.04
Повторение и обобщение но теме «Характеристика человека». Сочинение
Характеристика человека. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения
работать над сочинением, включающим характеристику человека
Сочинение
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
120-121
28.04
04.05
28.04
04.05
Фонетика. Орфоэпия
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. Транскрипция. Фонетический и орфоэпический разбор слов. Учебное исследование
теоретический материал по теме урока, изученный в 57 классах.
применять на практике полученные знания, умения, навыки
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему, тест
122-123
05.05
10.05
05.05
10.05
Состав слова и слово- образование
Состав слов. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Чередование звуков в корнях слон. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Учебное исследование
теоретический материал по теме урока, изученный в 57 классах.
применять на практике полученные знания, умения, навыки
Тест
124-125
11.05
12.05
11.05
12.05
Лексика и фразеология
Лексика. Лексическое значение слов. Толковые словари русского языка. Фразеология
теоретический материал по теме урока, изученный в 57 классах, применять на практике полученные знания, умения, навыки
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему, комплексный анализ текста
126
16.05
16.05
Грамматика: морфология и синтаксис
Грамматика. Морфология. Части речи. Орфограммы, связанные с правописанием разных частей речи. Синтаксис. Пунктуация. Морфологический разбор слов. Синтаксический разбор предложений
теоретический материал по теме урока, изученный в 57 классах.
применять на практике полученные знания, умения, навыки
Комплексный анализ текста, изложение с творческим заданием
127
17.05
17.05
Орфография. Пунктуация
Орфография. Пунктуация. Комплексный анализ текста
изученные орфограммы и пунктограммы.
применять на практике полученные знания, умения, навыки
Комплексный анализ текста, сжатое изложение
128
18.05
18.05
Итоговый тест за курс 7 класса
Фонетика и орфоэпия. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Орфография
теоретический материал по разделам русского языка за курс 7 класса
Тест
129
19.05
19.05
Стили и типы речи
Стили и типы речи, их признаки. Учебное исследование. Комплексный анализ текста
стили и типы речи, их признаки.
выполнять комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
130
23.05
23.05
Итоговый контрольный тест (промежуточная аттестация)
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
131
24.05
24.05
Анализ контрольной работы в форме теста.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе
Работа над ошибками
132-134
25.05
26.05
30.05
Коррекционная работа по устранению пробелов, работа над ошибками.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Работа над ошибками
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
Входной контроль
ЧАСТЬ 1
Выполните задания А1–А19.
А1. В сочетании беречь как зеницу ока выделенное слово является:
1) устаревшим;
2) заимствованным;
3) диалектным;
4) профессиональным.
А2. Какие пары слов не являются антонимами?
1) Рутина – новаторство;
2) отрицание – утверждение;
3) мудрый – глупый;
4) абстрактный – секретный.
А3. В каком слове пишется и?
1) Под_грать;
2) небез_звестный;
3) меж_нститутский;
4) раз_грать.
А4. В каком слове пишется е?
1) Кузнеч_к;
2) халат_к;
3) звоноч_к;
4) колокольч_к.
А5. В каком слове в окончании пишется е?
1) Рассказать о трагеди_;
2) о картинной галере_;
3) выйти из деревн_;
4) побывать в крепост_.
А6. В каком слове пишется и?
1) Ранн_м утром;
2) отдыхать на побережь_;
3) он стел_т:
4) подойти к окраин_.
А7. В какой строке есть слово с приставкой при-?
1) Пр_вольное житье;
2) пр_отвратительный характер;
3) пр_емник традиций;
4) пр_дать свои мечты.
А8. Отметьте неправильное согласование по роду.
1) Серый кенгуру;
2) красивый Баку;
3) новая АТС;
4) красивый бра.
А9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) «Держись, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан.
2) Речка надувается, и темнеет, она уже проснулась, и не сегодня завтра взорвется.
3) Чтение – вот лучшее учение.
4) Все пахло: кусты акации, листья сирени, листья смородины, лопуха
А10. Укажите неправильное объяснение орфограммы.
1) Присесть – значение приставки – «неполное действие».
2) Подписчик – суффикс -чик- после буквы с.
3) Преграда – значение приставки синонимично значению приставки пере-.
4) Пригореть – после корня -гор- нет суффикса -а.
А11. В какой строке допущена ошибка в образовании формы существительного?
1) Много чулок;
2) много носок;
3) много помидоров;
4) много апельсинов.
А12. Укажите слово, в котором нет приставки об-.
1) Облегчить;
2) обнести;
3) облако;
4) обледенеть.
А13. В какой строке все слова пишутся с -нн-?
1) Деревя_ый, авиацио_ый, огне_ый;
2) карти_ый, песча_ый, балага_ый;
3) ути_ый, сви_ой, ремесле_ый;
4) иллюстрацио_ый, племе_ой, полотня_ый.
А14. В какой строке допущена ошибка в употреблении числительных?
1) Четверо друзей.
2) Не хватает полутораста страниц.
3) Гордиться шестистами девяносто шестью концертами.
4) Нет сорока школьников.
А15. Какое слово пишется раздельно?
1) Где(то);
2) (кое)о(ком);
3) кто(нибудь);
4) (кое)кто.
А16. В каком примере не пишется раздельно?
1) Пережить (не)удачу;
2) (не)большая, но интересная книга;
3) юноша крайне (не)вежлив;
4) давно (не)тренировался.
А17. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Звонит;
2) баловать;
3) щавель;
4) издавна.
А18. Укажите переходный глагол.
1) Плыть;
2) читать;
3) решаться;
4) поделиться.
А19. Укажите ошибку в определении морфологических признаков слов из предложения.
По сырой мягкой земле неторопливо и почти бесшумно продвигалась крестьянская подвода.
1) (По) мягкой (земле) – прилаг., н.ф. – мягкий, отн.; в дат. п., ед. ч, ж.р.
2) Продвигалась – глагол, н.ф. – продвигаться, несов. в., неперех., 1-е спр.; в прош. вр., ед. ч., ж.р.
3) Крестьянская – прилаг., н.ф. – крестьянский, отн.; в им. п., ед. ч., ж.р.
4) По – предлог.
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6.
(1) Я назвал одесскую осень лучезарной. (2) Я слышал это слово еще в юности («лучезарные вечера» Тютчева), но долго не знал его точного смысла.(3) Только в пожилом возрасте я узнал, что это слово обозначает спокойный, бестрепетный, все озаряющий свет солнечных лучей и чаще всего применяется к свету вечернему или осеннему.(4) Одесская осень была лучезарна в полном значении этого слова. (5) Тихий розовеющий свет наполнял улицы. (6) Этот розовеющий свет происходил не только от постоянной дымки в воздухе, но еще и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], что солнце шло над горизонтом все ниже, свет его постепенно терял силу и окрашивался уже с самого утра в красноватые оттенки заката.
(К.Паустовский. Повесть о жизни)
В1. Из 1-го предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
В2. Из 5-го предложения выпишите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
В3. Подберите антоним к слову терял из 6-го предложения.
В4. Выпишите слово с орфограммой «Буквы ы–и после ц».
В5. Какой частью речи является слово лучезарна из 4-го предложения?
В6. Из предложений 1–3 выберите сложноподчиненное предложение и укажите его номер.
МОЙ ДОМ
Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.
Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.
На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.
Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.
(По К. Паустовскому)
(159 слов)
Задания к тексту:
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
2) Обозначьте орфограммы в наречиях:
1-й вариант: 2-й абзац;
2-й вариант: последний абзац.
МШАРЫ
Влево от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота - мшары. Это сплошь заросшие озёра, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.
Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него - густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только за полночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.
(По К. Паустовскому)
(131 слово)
Задания к тексту:
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2) В тех же предложениях обозначьте части речи.
3) Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия:
1-й вариант: изредка, досуха;
2-й вариант: сначала, вплотную.
4) Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.
КУПАНИЕ В РЕКЕ
Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
Дымов и Кирюша быстро разделись и попадали с громким криком в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка, разбежавшись, прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, он глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул, фыркая, пуская пузыри. Вскоре Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.
(По А.П. Чехову)
(108 слов)
Задания к тексту:
1) Сделайте синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца. Обозначьте в нём все части речи.
2) Разберите по составу выделенные наречия.
3) Составьте и запишите предложения с фразеологизмами:
1-й вариант - ни свет ни заря;
2-й вариант - в два счёта.
МЕДВЕДИ
Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.
Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.
Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.
(По В. Л. Дурову)
(223 слова)
Задания к тексту:
1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.
2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.
Контрольный диктант «Правописание предлогов, союзов, наречий»
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями.
Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось, это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.
Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее. (116 слов)
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть все г.о.
2. Указать все предлоги, союзы, частицы, объяснить их правописание
3. Указать все слова с –нн- и –н- , обозначить условия выбора орфограммы.
4. Произвести синтаксический разбор 2 предложения последнего абзаца.
Контрольный диктант по теме «Наречие».
Наступление ночи
Я пошел вправо через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась заросшая дорожка. Я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже с трудом различал я отдельные предметы. Поле белело вокруг, за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо раздавались мои шаги в застывшем воздухе. Побледневшее небо стало синеть, но уже это была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем. (120 слов.)
(По И.С.Тургеневу.)
Грамматическое задание:
Разобрать морфологически одно из наречий.
Сделать синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом (1в.), с причастным оборотом (2в.)
Контрольный диктант по темам «Союз» и «Предлог».
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.
Прежде всего необходимо соблюдать режим дня в течении всего дня. Составьте его с начала сентября и старайтесь выполнять в течение всего учебного года. Посоветуйте также поступать и своим товарищам.
Вначале лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если у вас что-либо не получается, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободное время побольше читайте. В продолжение чтения выписывайте отдельные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (126 слов
Грамматическое задание:
Сделать синтаксический разбор 1-го предложения.
Союзы заключить в овал.
Сделать морфологический разбор одного предлога.
Контрольный диктант по теме «Частица».
Черная лисица
В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья – черная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.
Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались охотники поймать ее , у них ничего не вышло.
А черная делала так: охотник идет за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Так они и не могли ее поймать. Но один молодой зверолов понял эту ее хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил на круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу пускают, через тропу провел.
Он ходит, и черная лисица от него не отстает. Он через все веревочки и капканы перешагивает, и черная лисица через них перепрыгивает. Кружил зверолов, кружил, да так закружился, что не вспомнил про одну свою веревочку, и нечаянно задел ее ногой. Стрела попала ему под колено. Он думал, что не сможет добраться домой. Эту зиму он больше уже не охотился. А черная лисица так и исчезла.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
. 1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост.Харитонова Е.И. – М. : Дрофа, 2013.
2. Русский язык. 6 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2013. – 224 с.
3. Русский язык. 7 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2013. – 368 с.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Ларионова, Л. Г. Русский язык. 7 класс : рабочая тетрадь / Л. Г. Ларионова. – М. : Дрофа, 2013. – 112 с.
2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.
3. Львов, В. В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 6 класс / В. В. Львов. – М. : Дрофа, 2009. – 64 с.
4. Львов, В. В. Русский язык. 7 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта : книга для учителя / В. В. Львов, Ю. Н. Гостева. – М. : Дрофа, 2010. – 311 с.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Интернет-ресурсы для ученика и учителя.
Электронные словари и энциклопедии.
Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.
Этимологический словарь русского языка М. Фасмера (переведенный на русский язык и дополненный академиком О. Н. Трубачевым).
От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ «Меркуловская СОШ»
От 25.08.2015 года № 1
____________________
Руководитель МС
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
__________ Камбулова Т.Л.
« 26» 08.2015 г.
15