Программа факультатива в 11 классе Избранные вопросы математики
Программа факультативного курса
«Избранные вопросы математики»
для учащихся 11 класса
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Для подготовки к итоговой аттестации необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.
Такой подход определяет следующие тенденции:
Создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся.
Восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность.
Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.
Цели курса:
- практическая помощь учащимся в подготовке к Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление знаний;
- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
- подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по математике;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения;
- формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Особенности курса:
- интеграция разных тем;
- практическая значимость для учащихся.
Содержание курса:
Текстовые задачи 5ч
Дроби и проценты. Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации.
Выражения и преобразования 5ч
Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Функции и их свойства 4ч
Исследование функций элементарными методами. Производная функции, ее геометрический и физический смысл. Исследование функций с помощью производной.
Уравнения, неравенства и их системы 7ч
Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы. Показательные уравнения,
неравенства и их системы. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. Комбинированные уравнения и смешанные системы.
Задания с параметром 3ч
Уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с модулем.
Планиметрия 3ч
Треугольники. Четырехугольники. Окружность. Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника.
Стереометрия 4ч
Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел. Объемы тел.
Структура и содержание контрольно - измерительных материалов Единого государственного экзамена по математике (3ч.)
Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2014-2015г. Система оценивания. Примеры заданий с кратким ответом. Примеры заданий с развернутым ответом. Тренировочные варианты ЕГЭ 2014-2015г.
Требования к уровню подготовленности учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- вычислять значения корня, степени, логарифма;
- находить значения тригонометрических выражений;
- выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений;
- решать тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем, а также комбинирование типов аналитическими и функционально-графическими методами,
- строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач,
- применять аппарат математического анализа к решению задач;
- решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
-знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников;
- решать стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов и сечений, сопровождаемых необходимыми доказательствами;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Календарно-тематическое планирование курса «Избранные вопросы математики»
1 час в неделю, всего 34 часа
№/п
Тема урока
Кол-во
Форма контроля
Планир. дата
1.Текстовые задачи – 5 часов
1
Задачи практического содержания (дроби, проценты, смеси и сплавы).
1
2
Задачи практического содержания (дроби, проценты, смеси и сплавы).
1
3
Задачи на работу и движение.
1
4
Задачи на анализ практической ситуации.
1
5
Задачи на анализ практической ситуации
1
итоговый тест
2.Выражения и преобразования – 5 часов.
1
Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений
1
2
Тождественные преобразования логарифмических выражений.
1
3
Преобразования тригонометрических выражений.
1
4
Преобразование тригонометрических выражений.
1
5
Преобразование выражений.
1
итоговый тест
3.Функции и их свойства – 4 часа.
1
Исследование функций элементарными методами.
1
2
Производная, ее геометрический и физический смысл.
1
3
Исследование функции с помощью производной.
1
4
Исследование функции с помощью производной.
1
итоговый тест
4.Уравнения, неравенства и их системы – 7 час.
1
Рациональные уравнения, неравенства и их системы
1
2
Иррациональные уравнения и их системы.
1
3
Тригонометрические уравнения и их системы.
1
4
Показательные уравнения, неравенства и их системы.
1
5
Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.
1
6
Комбинированные уравнения и смешанные системы
2
итоговый тест
5. Задания с параметром – 3 часа.
1
Уравнения и неравенства
1
2
Уравнения и неравенства
1
3
Уравнения и неравенства с модулем.
1
итоговый тест
6. Планиметрия – 3 часа
1
Треугольники. Четырехугольники. Окружность.
1
2
Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник.
1
3
Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника.
1
итоговый тест
7. Стереометрия – 4 часа
1
Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью.
1
2
Площади поверхностей и объемы тел.
1
3
Площади поверхностей и объемы тел.
2
итоговый тест
8. Структура и содержание контрольно - измерительных материалов ЕГЭ – 3 часа
1
Решение заданий с кратким ответом
1
2
Решение заданий с развернутым ответом
1
3
Тренировочные варианты ЕГЭ
1
итоговый тест
Литература
1. Кочагин В.В. ЕГЭ 2015. Математика: сборник заданий– М.: Эксмо, 2010.
2. Высоцкий И.Р. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2011: Математика. - М.:А:Астрель,2011.-(ФИПИ).
3. Высоцкий И.Р. и др. Единый государственный экзамен 2011. Универсальные материалы для подготовки учащихся (ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2011) .
4. Рязановский А.Р. и др. ЕГЭ 2012. Математика: решение задач– М.: Эксмо, 2011
6. Интернет-ресурсы
Заголовок 115