Методический материал-презентация. Требования к квалификации педагога в условиях введения ФГОС ОО
Требования к квалификации педагогов в условиях введения ФГОС Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И., учитель высшей категории, ветеран труда
Шесть основных компетентностей педагогаКомпетентность в области личностных качеств.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.Компетентность в мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности.Компетентности в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Компетентности в области личностных качествЭмпатийность и социорефлексия.Самоорганизованность.Общая культура.
Эмпатийность и социорефлексияВсе учащиеся безбоязненно обращаются к учителю.Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе.Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося.Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.
СамоорганизованностьУмеет организовывать свою деятельность и деятельность учащихся для достижения намеченных целей.Рабочее пространство учителя хорошо организованно.Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности.Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации.Сохраняет самообладание в условиях высокой эмоциональной нагрузки.
Общая культураОбладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы.Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам.Осведомлен об основных событиях и изменениях современной жизни.Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи.
Компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельностиУмение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу.Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихсяУмеет обоснованно ставить цели обучения по предмету.Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока.Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.Знает и учитывает уровень обученности и развития учащихся при постановке целей и задач урока
Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока.Умеет сформулировать критерии достижения целей урока.Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока.Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
Умение вовлечь учащихся в процесс формулирования целей и задачУмеет вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач урока.Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения.Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой.Спрашивает как обучающиеся поняли цели и задачи урока.Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока.
Компетентность в области мотивации учебной деятельностиУмение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности.Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации учащихся.Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.
Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельностиВыстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации.Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета.Использует знания об интересах и потребностях учащихся в педагогической деятельности.Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке.Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержанием, методами, результатами.
Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихсяВыстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации.Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета.Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности.Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке.Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем, содержанием, методами, результатами.
Умение создавать условия для самомотивирования обучающихсяУмеет активизировать творческие возможности учащихся.Демонстрирует практическое применение изучаемого материала.Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий.Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности.Создает условия для вовлечения учащихся в дополнительные формы познания по предмету, олимпиады, конкурсы, проект…
Компетентности в области обеспечения информационной основы деятельностиКомпетентность в методах преподавания.Компетентность в предмете преподавания.Компетентность в субъективных условиях деятельности.
Компетентность в методах преподаванияСвоевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы.Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы.Владеет современными методами преподавания.Обоснованно использует на уроке ИКТ.
Компетентность в предмете преподаванияХорошо знает предмет.Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей.При подготовке к уроку использует дополнительные материалы(медиа ресурсы, ЦОРы).В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов.Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету.
Компетентность в субъективных условиях деятельностиОриентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся.Знает Конвенцию о правах ребенка.Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и других диагностических показателей.Имеет «банк» различных учебных изданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями.Подготовленные учителем характеристики учащихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений.
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решенийУмение выбрать и реализовать образовательную программу.Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы.Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
Умение выбрать и реализовать образовательную программуЗнает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по предмету, допущенные и рекомендованные Минобрнауки РФ.Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов.Обоснованно выбирает учебники и УМК.Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и других моментов, повышающих ее обоснованность.
Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалыВносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов.Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество.Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы.Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов.
Умение педагога принимать решения в педагогических ситуацияхПоощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения.Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни.Умеет аргументировать предлагаемые решения.Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов.Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений.
Компетентности в области организации учебной деятельностиУмение устанавливать субъект-субъектные отношения.Умение организовывать учебную деятельность обучающихся.Умение оценивать педагогическое оценивание.
Умение устанавливать субъект-субъектные отношенияУмеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог.Умеет разрешать конфликты оптимальным способом.Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями.Умеет выстраивать отношения с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ…Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину.
Умение организовать учебную деятельность обучающихсяИспользует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности.Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическим принципами.Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности.Умеет организовать учащихся для поиска дополнительной учебной информации, необходимой для решения учебной задачи.
Умение реализовывать педагогическое оцениваниеУчитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании.Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки.Применяет различные методы оценивания обучающихся.Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки, самооценки.Способствует формированию навыков самооценки.