Коллективный методический проект группы учителей по управлению качеством образования через формирование читательской грамотности обучающихся.
МАОУ «СОШ № 50 с углублённым изучением английского языка
Срок реализации 2014-2015 учебный год
Руководитель проблемной группы Петриченко Н.Н
Формирование читательской компетентности обучающихся
Совместный проект управления качеством образования группы учителей.
1. Анализ ситуации и предпосылки к возникновению необходимости в данном проекте.
Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретация, устная и письменная репрезентации прочитанного. Таким образом, читательская компетентность включает в себя понятия:
«грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами),
«минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения),
«функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом Работа учителя по формированию читательской компетентности строится на организации деятельности с разными типами текстов: с текстами классической литературы, публицистическими текстами, а также прагматическими текстами).
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA проводит диагностику 15 летних учащихся на умение использовать приобретенные в школе знания для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.( оценивается читательская грамотность, математическая грамотность и естественно-научная грамотность. Особенностью программы PISA в 2009 году, например, являлась ориентация на оценку читательск4ой грамотности как способности понимать и использовать письменные тексты ,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. По результатам исследования читательской грамотности российские обучающиеся 15 лет занимают 41-43 место среди 65 стран.
В России ведущим является 2-oй ( пороговый) уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации( общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ( Организация Экономического Сотрудничества и Развития) ведущим является 3 уровень читательской грамотности. За 9 лет, число российских учащихся, продемонстрировавших 4-6 уровень читательской грамотности снизился на 2 %.
С другой стороны российские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучени, что показали данные международного мониторинга PIRLS , а уже к 9 классу читательская грамотность российских школьников значительно ниже мировых стандартов.
В 2007 году была запущена «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. К 2020 году ее создатели планируют существенным образом изменить отношение к книжной и читательской культуре как в обществе, так и в государственных структурах, а также повысить уровень культурной и читательской компетенции России до уровня развитых стран, и одной из ключевых дисциплин, обеспечивающих качество образования, является грамотность. И.В. Вальдман, ссылаясь на резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ 2005 ЮНЕСКО, отмечает: «Грамотность – решающее средство для овладения другими дисциплинами и один из наилучших показателей для долгосрочного прогнозирования успеваемости учащихся. Чтение должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования, особенно для учащихся из неблагополучной среды» . Важно обучать не только техническим навыкам чтения и письма, но и умению пользоваться данными навыками и умениями в определенных жизненных ситуациях.
«Чтение – основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего».( И.В. Вальдман)
В качестве иллюстрации критического положения роли чтения в стране в цитированной статье указывается процентное соотношение читающих в России в 70-90-е годы и в 2000-е. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%, сегодня - значительно ниже. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году. Утрачиваются также традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%. Таким образом за очень короткий промежуток времени Россия из самой читающей нации превратилась в не читающую.
В МАОУ СОШ № 50 разработана Программа по формированию читательской компетентности, основанная на Государственных Образовательных Стандартах второго поколения, цель которой сформировать у детей умение читать и понимать тексты разных типов с разной глубиной проникновения в содержание в зависимости от вида чтения и способности к рефлексии и оценке прочитанного, умения интерпретировать содержание.
Цель данного проекта
Повысить читательскую грамотность учащихся до уровня функциональной грамотности, тем самым повысить качество обученности обучающихся начиная от 3 % и более.
Задачи.
В рамках методической учебы и обмена опытом ознакомить учителей с разными типами чтения, разными стратегиями чтения и разными типами текстов.
Провести первичную диагностику читательской компетентности по международным методикам PISA для 9-11 классов и PIRLS для учеников 4-5 классов.
Систематизировать комплекс заданий , повышающих читательскую компетентность при разной глубине проникновения в содержание и разных типах текстов ( литературно-художественными, прагматическими, схемами, таблицами, диаграммами на уровне метапредметных УУД.
Провести мастер-классы по обмену опытом.
Провести методический городской семинар .
Провести повторный мониторинг по международными российским методикам( Конкурс "Почитай-ка".
Задача
Программируемые действия, мероприятия
Сроки
Ответственный и участники
Результат
1.
1.Поиск международных методик по оценке ЧК
2.Методический семинар по обмену опытом работы с разными типами текстов
Сентябрь-октябрь
Ноябрь (каникулы)
ПетриченкоН.Н
( стратегиальный подход)
Учителя математики (работа с матем текстами)
Учителя англ. языка.
( работа с разными видами текстов на английском языке,
технология РКМЧП)
учителя немецкого языка
( работа с прагматическими текстами на нем языке)
Учителя начальной школы ( обучение стратегиям чтения в начальной школе, ЧК в начальной школе)
Учителя естественно-научного цикла
( естественно-научные тексты)
Учителя русского языка и литературы. ( литература)
Готовые диагностические тесты
Рекомендации для учителей –предметников .
2, 5
1.Диагностика читательской компетентности по международным методикам.
Участие в олимпиаде "Почитай-ка"
Ноябрь-май
Руководитель проблемной группы.
Классные руководители 4-5, 9 классов
Первичные результаты, анализ их и сравнение с международными и российским показателями.
3.
1. Рефлексия результатов диагностики. Коррекция действий с учетом полученных результатов.
1. Разработка системы заданий по работе со специфическими текстами на своем предмете с учетом разных видов чтения и разных стратеги1.
Январь ( каникулы)
Завуч
Классные руководители
Все учителя-предметники
Конкретный план действий на повышение результатов( качества)
Система рекомендаций и наиболее эффективных стратегиальных подходов при работе с разными текстами на разных предметах.
4.
2. Разработка и проведение городского методического семинара с мастер-классами по обмену опытом по лучшим методическим наработкам.
Февраль-март
Завучи, руководитель проблемной группы
5
1. Аналитический отчет о результативности проектной деятельности.
июнь
Учителя-предметники
завуч
руководитель проблемной группы
Работа учителя по формированию читательской компетентности строится на организации деятельности с разными типами текстов: с текстами классической литературы, публицистическими текстами, а также прагматическими текстами, в том числе с графиками, таблицами другими текстами , содержащими вербальную информацию и невербальные знаки и символы. Очевидно, учителя- филологи учат работать с иными текстами нежели учителя естественно-научного цикла и точных наук. Необходимо учитывать и возрастные группы обучающихся и разную степень сформированности компетенций в начальной школе, основной школе и выпускников. Однако, существуют стратегии, методы и приемы, которые при правильном определении цели и типе чтения должны повысить с одной стороны мотивацию обучающихся к чтению, с другой стороны совершенствовать читательские умения обучающихся, что в свою очередь и формирует читательскую компетенцию.
«Компетенция» образована от латинского «добиваться» и означает некоторый набор усвоенных стратегий деятельности, обеспечивающих её успешное осуществление и достижение поставленной цели. «Компетенция» обычно распространяется на ту или иную область деятельности, где исполнитель может наглядно демонстрировать успех в форме объективно наблюдаемых результатов (показателей).
Компетенции, в отличие от знаний, умений и навыков, всегда предполагают осуществление практической деятельности.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций
А. В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности.
Уроки иностранного языка, естественных наук ,литературы, истории, обществознания – благодатная почва для формирования данной компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
2. Общекультурная компетенция.
Выполнение этой задачи на уроках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], истории, страноведения, музыки позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать у себя толерантность. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. На всех предметах формируется эта компетенция.
При помощи реальных объектов (телефон, телевизор, факс, магнитофон, компьютер, принтер, модем, ксерокс) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция.
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально-трудовая компетенция.
Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Если овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями, то социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения английскому языку. Важная роль при формировании этой компетенции на уроках английского языка отводится ролевым играм.
7. Компенсаторная компетенция.
Умение опираясь на субъектный опыт и кругозор компенсировать то, что непонятно при прочтении текста, особенно это касается текстов на иностранном языке.
Необходимо систематизировать комплекс упражнений, методов и универсальных приемов обучения, формирующих у учащихся собственную стратегию чтения разных типов чтении, тем самым повышая функциональную грамотность и читательскую компетентность.
В частности, в области сформированности коммуникативной компетенции ( т.е владение языком как средством общения):необходимо научить в чтении:
-читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
-читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текстов ( языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов, уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
-читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение).Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного и/или одноязычного толкового словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание речи для VIX классов, отражающее особенности культуры стран изучаемого языка.
Предполагается формирование следующих умений:- определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению
фрагментов текста;
- выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
- вычленять причинно-следственные связи в тексте;
- кратко и логично излагать содержание текста;
- оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур.
Чтение с полным пониманием текста (изучающее чтение) осуществляется на несложных аутентичных материалах, прагматических текстах, ориентированных на предметное содержание речи на этом этапе. Предполагается овладение следующими умениями:
- полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного анализа, использования главным образом англо-русского словаря и овладеть приёмами поиска слов в толковых словарях;
- кратко излагать содержание прочитанного;
- интерпретировать прочитанное выражать своё мнение, соотносить со своим опытом.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов.
В процессе овладения данными видами чтения должны быть сформированы умения:
определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;
выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
9.
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
вычленять причинно-следственные связи в тексте;
кратко, логично излагать содержание текста;
оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур;
интерпретировать прочитанное выражать своё мнение, соотносить со своим
опытом.
Чтение
Чтение и понимание аутентичных текстов разных жанров и стилей с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
Соотносить графический образ слова с его звуковым образом.
Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал.
С пониманием основного содержания (ознакомительное чтение):
Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей.
Прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста;
Читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов.
Определять тему/основную мысль.
Выделять главные факты из текста, опуская второстепенные.
Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части.
Озаглавливать текст, его отдельные части.
Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту.
Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
C полным пониманием содержания (изучающее чтение):
Читать несложные аутентичные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки.
Анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учётом различий в структурах родного и изучаемого языков. переводить отдельные фрагменты текста.
Озаглавливать текст, его отдельные части.
Устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текстаЧтение
Чтение и понимание аутентичных текстов разных жанров и стилей с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
Соотносить графический образ слова с его звуковым образом.
Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал.
С пониманием основного содержания (ознакомительное чтение):
Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей.
Прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста;
Читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов.
Определять тему/основную мысль.
Выделять главные факты из текста, опуская второстепенные.
Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части.
Озаглавливать текст, его отдельные части.
Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту.
Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
C полным пониманием содержания (изучающее чтение):
Читать несложные аутентичные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки.
Анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учётом различий в структурах родного и изучаемого языков. переводить отдельные фрагменты текста.
Озаглавливать текст, его отдельные части.
Устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста.
Оценивать полученную информацию.
Комментировать некоторые факты/события текста, выражая своё мнение о прочитанном..
Оценивать полученную информацию.
Комментировать некоторые факты/события текста, выражая своё мнение о прочитанном.