Поурочный план по русскому языку на тему Синтаксис. Словосочетание и предложение


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BV-VI  КЛАССАХ
Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение
Цели: повторить изученный материал о словосочетании и предложении; закрепить пунктуационные навыки.
Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и предложений, объяснительный диктант.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1.          Беседа по вопросам.
-      Какие группы славянских языков вы знаете?
-      Какие языки входят в каждую из групп?
-      Почему славянские языки называются родственными?
-      Докажите, что русский язык - развивающееся явление.
-      Приведите примеры неологизмов.
2.         Проверка упражнения 4.Выразительное чтение стихотворения.
-      Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)
-      Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 - листья скачут и бегут,устилают; ветер не унес; 2 - сад не помнит; весна погребена.) 3. Сообщение по упражнению 6. II. Повторение темы «Синтаксис»
1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).
(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль.Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.
Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.)2.           Конструирование словосочетаний.
-             К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получилось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сделайте их схемы.
(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записываем на доске и в тетрадях.)Год (новый, учебный, памятный...) - прилагательное + существительное.
Год (тигра) - существительное + существительное. Слушать (музыку) - глагол + существительное. Слушать(внимательно) - глагол + наречие.
3.           Конструирование предложений.
-             Используя эти словосочетания, составьте два предложения:
простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйтепредложения по цели высказывания.
Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:
А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.
Основа: слушайте (один главный член - сказуемое).
Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.
В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.
Основы: праздновали (один главный член - сказуемое); год начинается.
Важно обратить внимание на слово «день», которое стоит в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы:старину, праздновали, начинается - и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.
4.         Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой.Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выделяем словосочетания.
5.         Объяснительный диктант.
Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом «и». Комментируем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.
1)          Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.
(Предложение простое, однородные сказуемые соединены союзом «и», запятая не ставится. Проникал — проник, разжигал - чередование гласной в корне (после корня стоит суффикс «а», значит, пишем «и», норазжечь».)2)          Солние село, и тусклые тучи висели над темной степью.(Предложение сложное, запятая ставится. Солнце - непроизносимая согласная «л», висели - виснет.)3)          Снаружи доносились обычные заоконные звуки: дальний шумулицы, шелест листвы, курлыканье голубей. (Б. Акунин.)
(Предложение простое, с однородными подлежащими при обобщающем слове. Орфограммы: снаружи, доносились, обычные, заоконные, шелест, курлыканье, голубей.)4)          Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А.С. Пушкин.)
(Предложение простое, с однородными дополнениями. Перед повторяющимся союзом «и» ставится запятая. Орфограммы: уединенье, тишину, ночь.)5)           Старый компьютер работает медленно, но надежно.(Предложение простое, с однородными обстоятельствами, передсоюзом «но» ставится запятая. Орфограммы: компьютер, работает, медленно.)6)          Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи- весь транспортстоял в пробке.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами приобобщающем слове. Орфограммы: машины, троллейбусы, трамваи, транспорт, стоял, пробке.)                        Домашнее задание
1. Ответить на вопросы с. 6.
2.      Упражнения 8: письменно, 9: устно.