Методический материал. Формирование ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА с использованием ситуационно-ролевых игр на уроках ОБЖ
Управление по образованию и науке г. Астрахань Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани « Средняя общеобразовательная школа № 51»
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. , учитель высшей категории, Ветеран труда
Методический материал
«О формировании безопасного поведения учащихся в различных экстремальных ситуациях и воспитании «Личности Безопасного Типа» в образовательной организации на примере действий личного состава по сигналу «Внимание всем!»
Введение
Самая большая опасность на сегодня, которая подстерегает наше общество, - разрушение личности. Последнее, в свою очередь, ведет к разрушению основ семьи, коллектива, государства. Сейчас, когда на повестку дня встает вопрос безопасности во всех ее аспектах, вопрос личной безопасности становится важнейшим.
Я считаю, что курс безопасности жизнедеятельности в школе следует рассматривать как базовый, т.е. ему должна принадлежать ведущая роль в воспитательном процессе в школе. Следовательно, перед школой встает более широкая и социально значимая задача формирования «Личности Безопасного Типа».
В общеобразовательной организации «СОШ №51» весь коллектив уделяет этой работе большое внимание на уроках по другим предметам при изучении программного материала, а на уроках ОБЖ более детально рассматриваются проблемные нестандартные ситуации, проводятся игры, викторины, а также во внеурочное время на различных мероприятиях (юнармейская игра «А ну-ка, парни!, олимпиадах по ОБЖ, «Днях защиты детей», «Днях здоровья» и т.д.).
Таким образом, курс ОБЖ следует рассматривать как интегральный курс о человеке, его здоровье и жизнедеятельности. Следовательно, не только перед школой, но и перед всей системой воспитания и обучения должна стоять цель: формирование личности безопасного тира, личности безопасного для себя, окружающей среды, общества и государства. Это вызывает необходимость перехода на интенсивные учебно-воспитательные технологии, позволяющие в атмосфере сотрудничества учителя и учеников гармонично развивать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и личностные качества обучаемых.
А многие ли из нас знают, что стоит за словами – «Личность Безопасного Типа»?
Конечно, нет. Вот одно из определений: «Личность Безопасного Типа» - личность, ориентированная на добро, созидание и развитие, а также способная к защите себя, социума и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств. Заботиться о своем здоровье и своей безопасности может и должен каждый человек, независимо от возраста и профессии.
Задачи, методы и организация исследования.
Основной целью моего исследования является совершенствование методики развития безопасного поведения учащихся в различных экстремальных ситуациях.
У подрастающего поколения врожденная непреодолимая тяга к социальному общению, прежде всего к неформальному. Дети и подростки легко воспринимают навыки самоорганизации. Вместе с тем, этот возраст характеризуется неустойчивостью личности, которая легко поддается влиянию, ложным тенденциям и соблазнам, легко воспринимает информационное воздействие. В силу этого они нередко становятся объектами и даже жертвами как внутренних, так и внешних злонамеренных, асоциальных, криминальных элементов.
И здесь на помощь им должны прийти уроки ОБЖ, на которых дети не только узнают, какие существуют опасности, окружающие их, но и ищут выход из этих ситуаций, формируют безопасный тип поведения.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является решение нестандартных ситуаций, в которых могут оказаться дети. Ситуационный метод реализуется на уроках – играх (сюжетно-ролевых, на которых ребята отрабатывают практические навыки безопасного поведения). И это очень важно, т.к. одной из главных причин наших бед является поголовная безграмотность населения в области безопасности. Например, в 5 - 6-х классах во время проведения практической отработки эвакуации из класса в чрезвычайной ситуации, начинается с объяснения простейших мер безопасности, при этом обращается внимание детей на те «опасности», которые могут возникнуть сразу же, стоит им только нарушить правила поведения во время эвакуации из класса (ушибы, травмы). Назначаются ответственные из ребят, которые наиболее физически подготовлены и могут сразу придти на помощь другим во время эвакуации, и они расставляются в наиболее опасные места. Обращается внимание детей на дисциплину, сложность действий каждого ученика, от которых зависит успех всего класса. А чтобы мероприятие не казалось им простой формальностью, детей предупреждают, что за их действия будут ставиться оценки каждому учащемуся.
На первом этапе эксперимента нельзя особенно торопить учащихся. Основная цель заключается в том, чтобы они узнали маршрут, правильно действовали во время эвакуации, не нарушали правил техники безопасности (не толкались, не ставили подножек друг другу, не кричали, вели себя тихо и организованно). Засекается время первого выхода и возвращения назад в класс. Все это проводится по правилам эвакуации из кабинета при различных чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение, техногенная авария и т.д.). Особое внимание обращается на порядок выход учащихся и возвращение назад в кабинет. Дети начинают выходить из кабинета по команде учителя по рядам, начиная с того ряда, который расположен ближе всего к двери, за ним другой, затем третий ряд, а возвращаться в помещение они должны после команды учителя, но в обратном порядке, т.е. кто выходил из помещения последним, они входят в него первыми и т.д. После того, как в ходе эксперимента стало ясно, что все учащиеся правильно поняли свою задачу и грамотно ее выполняют, начинается ускорение темпа проведения мероприятия.
Второй этап. На этом этапе предусматривается обязательная расстановка учащихся 10 – 11-х классов по всему маршруту эвакуации из школы, вплоть до последнего аварийного выхода. Здесь перед учащимися старших классов ставится задача: исключить возможность толчеи, суматохи и давки во время эвакуации и при необходимости вовремя прийти на помощь ученикам и преподавателям, осуществляющим эвакуацию из помещений. При этом ребята старших классов должны быть всегда на «высоте», понимать всю важность возложенной на них задачи и к ее выполнению относиться очень серьезно. После того, как второй этап эксперимента отработан, приступаем к третьему этапу.
Третий этап педагогического эксперимента предусматривает эвакуацию учащихся и сотрудников школы, занимающихся в школе сперва в первой, затем во второй смене по сигналу «Внимание всем!». Этот этап предусматривает совместную работу учащихся старших классов, преподавателей и администрации. Необходимо продумать все до мелочей: по каким выходам эвакуировать начальную школу, где размещать, где осуществлять проверку каждого класса и т.д. Таких вопросов будет возникать очень много. Например, один из них: все ключи от аварийных выходов должны находиться в одном месте, то-есть у дежурного охранника. По сигналу: «Внимание всем!» заранее их открыть. Каждый учитель должен знать план эвакуации школы и мог бы вывести учащихся по журналу и доложить директору. В дальнейшем, когда возникнет необходимость в проверке коллектива школы по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, на эвакуацию отводится не более 3-3,5 минут, и весь личный состав должен уложиться в отведенное время.
Люди обычно поступают так, как они обучены, в полном соответствии с теми нравственными ориентирами и ценностями, которые они усвоили с самого раннего детства. Вместе с тем, ни семья, ни детсад, ни школа, ни ВУЗы, ни вся система образования и воспитания не видят логики и самой необходимости овладения предметом безопасности во всех его аспектах. Недостаточно используются благоприятные особенности подросткового возраста, когда можно сформировать мотивы, побуждающие ребенка к выполнению общепринятых норм и правил поведения, безопасного стиля жизни в обществе, коллективе, семье и в окружающей среде.
Формирование личности
безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ
ВВЕДЕНИЕ
Как часто мы, преподаватели, задаёмся вопросом о том, какие способности имеет каждый из наших учеников? Если подходить формально, то для выявления этого существуют стандартные формы опроса: тестирование, самостоятельные и контрольные работы.
Реальность же такова, что те дети, которые способны выучить материал, могут подвергаться психологическому дискомфорту при применении к ним стандартных форм проверки уровня знаний. Наглядным примером может служить ребёнок, который испытывает дискомфорт, стоя у доски. В такой ситуации он не даст ответа, который будет реально отражать его знания.
Другой пример: учащийся из-за эмоционального напряжения не может сконцентрироваться во время письменной работы. Поэтому он не показывает также истинные знания.
Задача преподавателя найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Для достижения этой цели необходимо иметь достаточно полные сведения о нём. Одной из важных форм получения таких данных является наблюдение в ситуации, близкой к естественной.
Наблюдать в школе естественное поведение достаточно сложно. Школа накладывает свой стиль общения, что лишает преподавателя возможности увидеть ученика со всеми, присущими только ему особенностями.
Но можно и смоделировать условия, близкие к естественным, путём, например, разработки урока – игры.
При проведении такого урока следует учитывать:
Запоминание зависит от характера деятельности учащихся.
Наибольшая эффективность запоминания достигается при активной деятельности школьников.
Главная задача – постоянно поддерживать умственную активность детей.
Игра – это универсальная форма, через которую происходит лучшее запоминание материала и раскрытие знаний учащихся.
Школа является ключевым звеном в создании личности безопасного типа, т.е. безопасной для себя ,окружающих и среды проживания ,способной на созидание и развитие. Для выполнения поставленной цели я формирую у учащихся системность взглядов по защите их в окружающей среде обитания, учу их бережному отношению к природе , правильному пониманию здорового образа жизни и сознательного отношения к выполнению общественного долга . В ходе урока создаю необходимые условия к познавательной деятельности учащихся и их самостоятельному мнению. В результате они получают навыки быстро ориентироваться в сложной обстановке и принимать верные решения.
Программа курса ОБЖ позволяет мне осуществлять учебно-воспитательную деятельность по интенсивной технологии, характеризующейся отказом от преимущественно объяснительного способа знаний, и предполагает проводить уроки не в традиционной форме, а скорее как ситуационно-ролевые игры. Использование таких игр имеет своей целью внести оживление в деятельность учащихся на уроках ОБЖ , где каждый ученик может выполнять конкретные учебные действия. Из всех видов активного обучения игровые методы наиболее точно воспроизводят реальную действительность и являются самыми эффективными. Так, например , в процессе урока усваивается 15% учебного материала ,а в процессе деловой игры 50-60 %.
Бурное развитие игрового метода привело к появлению многообразных способов его воплощения. Педагогическая игра- это имитация реальной деятельности учащихся в тех или иных ситуациях, созданных педагогом. Основным составляющим компонентом создаваемой ситуации на уроке служит «дидактическое время». «Дидактическое время» - это определенный период, в течение которого происходит какое-либо действие. Урок ОБЖ располагает такими возможностями: обучать детей конкретным действиям можно при помощи «дидактического времени». Например, вовремя оказать первую медицинскую помощь ,вовремя позвонить в пожарную часть или вызвать « Скорую помощь»,вовремя локализовать различного рода возгорания, правильно и быстро действовать в различных экстремальных ситуациях.
Ситуационно-ролевая игра включает :- процесс взаимодействия учителя и учащихся;
- естественное распределение ролей между участниками игры;
- разнообразие интересов у участвующих в игре;
- присутствие конфликтной ситуации в игре;
- наличие индивидуальной и группового подхода в оценке деятельности участника игры.
Игры не требуют репетиций и потому не теряют своей новизны, вызывая постоянный интерес у её участников.
Ситуационно-ролевые игры на уроках ОБЖ позволяют активно и одновременно включать в урок большое количество учащихся. В это время каждый участник принимает своё решение , реализует его , действует в конкретных заданных ситуациях. Использование ситуационно-ролевых игр на уроках ОБЖ позволяет проводить уроки нового, нестандартного типа , где школьник может проявить решительность, целеустремлённость , самостоятельность и определённую ответственность за совершенные им поступки. В ходе игры у детей возникают и закрепляются прочные умения и навыки поведения в реальной действительности. На уроках нестандартного типа содержание учебного материала я стараюсь давать в течение 15-20 % от всего времени урока. Остальное время отводится практическим действиям учащихся , согласно сценарию игры.
В процессе своей педагогической деятельности я провожу уроки ОБЖ нестандартного типа с использование сюжетных игр, сценарии и тесты к которым подбираю из журналов ОБЖ и придумываю сам. Эти игры, уже с устоявшейся методикой их применения прошли обкатку, т.е. получили признательность и нескрываемый интерес у школьников.
Вот несколько примеров различных типов сюжетно-ролевых игр:
- «Поле чрезвычайных ситуаций»;
- «Юный пожарник»;
- «Инспектор дорожно-патрульной службы»;
- «Мой валеологический самоанализ»;
- «Опасный водоём».
Структура игры состоит из трёх основных этапов:
Подготовка
Проведение игры
Анализ
Как оживить игру , увлечь ею учащихся для качественного изучения отдельных тем и разделов? Приведу это на некоторых типовых сюжетно-ролевых играх.
1.«Поле чрезвычайных ситуаций»
Тип игры: деловая игра
Подготовка к игре:
а) подбираю дидактический материал по теме или разделу, оформив его на карточках, как раздаточный: изложение материала краткое и понятное, должно быть интересным для учащихся;
б) текст машинописный
в) оформляю стенд;
г) разрабатываю сценарий;
Форма: имитация действий учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминального характера, а также имитация действий по оказанию первой медицинской помощи.
Краткое описание:
В процессе игры учащиеся закрепляют умения и навыки изученной темы по поведению населения в экстремальных ситуациях по оказанию первой медицинской помощи.
Игровые задачи.
1. Отработка навыков быстрого и правильного реагирования на выход из экстремальных ситуаций и на чёткость действий при оказании первой медицинской помощи.
2. Организация активной деятельности учащихся в игре, вовлечение их в творческий поиск.
2. «Юный пожарник»
Тип: деловая ролевая игра
Форма: выполнение обдуманных практический действий .Краткое описание:
В процессе игры у учащихся отрабатываются умения и навыки по противопожарной безопасности в быту и на природе.
Игровые задачи:
Развитие игрового общения ,отработка тесных взаимодействий в коллективе.
Расширение кругозора у школьников по локализации различного рода возгораний и своевременное оказание само и взаимопомощи.
3.«Инспектор дорожно-патрульной службы»
Тип: деловая ролевая игра.
Форма : регламентированный по времени спор, дискуссия.
Краткое описание:
В игре отрабатываются практические навыки учащихся по правилам дорожного движения как для пешеходов, так и для водителей.
Игровые задачи:
Дать учащимся определенный уровень знаний по Правилам дорожного движения . Сформирование у них навык наблюдения, который будет способствовать снижению детского травматизма на улицах города.
«Мой валеологический самоанализ»
Подготовка к игре:
-карточка физиологического здоровья человека ;- «сундук» здоровья с бочонками от лото;
- тесты « Здоров ли я »
- зачётная карточка
Тип: деловая ролевая игра
Краткое описание:
В игре обсуждаются проблемы физиологического аспекта здоровья человека. Отрабатывается личное мнение школьников о здоровом образе жизни , возможных путях продления человеческой жизни.
Игровые задачи:
Определить уровень знаний у учащихся в области физиологического здоровья человека.
Развивать умения применять полученные знания в повседневной жизни и обучать этому других.
Выводы:
Сюжетно-ролевые игры воспитывают у учащихся целеустремлённость, активность включения в игру , повышают уровень знаний , умений и навыков. Способствуют развитию творческих интересов у каждого игрока, выявлению индивидуальных и групповых качеств.