Урок мастер-класс на темуФормирование УУД в обучении младших школьников


Формирование универсальных учебных действий при использовании современных технологий в обучении младших школьников.
(Музыка,входят в кабинет и выбирают цветок любого цвета,рассаживаются за парты ,составляя букеты из цветов одинакового цвета)
Приветствие!
Вы вошли в наш светлый класс,
Я рада видеть каждого из вас
Нам будет здесь уютно и тепло ,И мастер -класс осилим мы легко.
Как я понимаю слово "мастер"?
М - мудрость, приобретается с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Ведь «Человек рождается для того, чтобы познать мир
и занять в этом мире своё место
 согласно своей природной одарённости»
                                                                                                    Л.Зорина
Вы знаете ,что сейчас в образовании обязательно важно формирование универсальных учебных действий :личностные,коммуникативные,познавательные,регулятивные.На примерах заданий мы их попытаемся увидеть.
Увидеть как формируются УУД ,сравнить что нового в схемах и моделях. Попытаться войти в роли героев , с ними попытаемся закодировать ,раскодировать ,выполнить заколдованные задания ,разгадать тайны.(т.е поразвиваемся)
Я работаю по УМК «перспективная школа» использую технологию развивающего обучения .
Важной отличительной стороной данной программы является ориентирование ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
показываю слайд)    
  Таким образом, при современном развитии науки и техники, приувеличивающемся объеме информации,  которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование.  Одним из путей такого совершенствования является разработка и применение приемов моделирования развивающего обучения..Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал
По способам взаимодействия участников учебного процесса в режиме развивающего обучения можно дать следующие рекомендации.
  1.  Работа в паре «ученик—ученик». Она особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.
2.     Групповая работа, в которой учитель выступает в роли консультанта. Постепенно коллективные действия способствуют индивидуальному решению учебных задач.
Главной задачей учителя становится своеобразное «сервисное обслуживание» учения школьников.
Для работы нам необходимо ознакомиться с моделями единиц русского языка.Обратите внимание ,на модель текста. Какие изменения?(беседуем)
Предложения.,звуковая, звукобуквенная схемы,слоговые только дужки, нет слога-слияния…. Какие изменения?.(выясняем)
Давайте посмотрим на следущий слайд и проанализируем обозначение звуков и слов в предложении. Обратим внимание на слова в предложении как обозначаются и подчёркиваются .На следующем слайде просто показаны примеры 2 схем гласных букв. Требование -избегать в схеме лишних слов,
КАК ЖЕ МЫ РАЗВИВАЕМ РЕБЁНКА РАБОТАЯ С МОДЕЛЬЮ И зададимся вопросом. Какие ФОРМИРУЕМ действия ?Давайте заменим значок звука буквами ж или ш и запишем слова ,которые получаться.
(Этим , формируем умение работать в паре ,учитывать позицию собеседника ,умение слушать и понимать других- это коммуникативные действия тем самым развиваем )
Необходимо обратить внимание на систему обозначений слов- названий главного и неглавного предмета ,действия и признака . Слово- название главного предмета обозначаем так;
Слово- название неглавного предмета обозначаем так;

Слово-действие обозначаем так;
Слово-признак обозначаем так;
Необходимость этой замены вызвана рядом формальных и принципиальных оснований.
К принципиальным основаниям относится то ,система обозначений создаёт ситуацию смешения частей речи и членов предложения:ведь черточкой подчёркивать будем не существительное, но подлежащее,которое не обязательно будет выражаться существительным.Двумя чёрточками мы должны и будем подчёркивать не глагол,но сказуемое ,которое далеко не всегда выражается с помощью глагола.
Слайд
Знакомимся сквозные герои Маша и Миша и помощники волшебницы Асырк и Торк ( слова –перевёртыши) Видим что присутствует игровая технология ( Игра или ролевая или сюжетная на усмотрение учителя)
Маша и Миша играли вдвоём ,хорошо запомнили ,что ж-всегда звонкий твёрдый
Ш-всегда глухой
Слайд
Неожиданно облачко нависло над ними с жалобой на Асырк и Торк,которые изменили порядок слов в предложениях. Нужно рассмотреть схемы предложений и помочь записать все предложения по схемам . Как будете работать ? В парах или самостоятельно?
Задаются вопросы
-Что тебе надо было сделать ?- Удалось ли выполнить работу ?-Всё правильно?
Такие задания формируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, формируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, формируют умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном –это регулятивные действия .
Личностные ;формируют внутреннюю позицию школьника, способность к самооценке на основе критерий успешности учебной деятельности.
Выглянуло солнышко и с хорошим настроением идут дети домой. Каждый день приходя домой открывают ключом замок так делают и взрослые .Тренируются Т.Е.
Такие задания устанавливают значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов –это есть личностные учебные действия.
Творческое задание каждой группе
1группа –Собери пословицу ,закодируй схемой и попробуй объяснить в каких случаях так говорят ?.
2 группа-Построить дом из кирпичиков .Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать ,какие из них подойдут для вашего дома .На обратной стороне кирпичика закодируй слово схемой.
3 группа –Посели в дом героев из У М К «Перспективная школа»
(Миша,Маша,Волшебница Анишит Йокоп,Асырк,Торк и др.)
Составь рассказ на тему :Дом дружбы и закодируйте предложения.
Слайд            
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Работая в группе вместе в друзьями ,имея знания,регулируя свои действия формируются универсальные учебные действия по новым стандартам .
Если есть друзья на свете-
Всё прекрасно ,всё цветёт
Даже самый сильный ветер
Буря даже не согнёт
Мы и в дождь ,и в снег и в стужу
Будем весело шагать .При любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
Сказать человеку доброе слово –значит подарить ему капельку солнца и радости. Будьте здоровы и счастливы!
Слайд