«Формирование личности безопасного типа в преподавании ОБЖ на основе использования современных технологий»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ОЛЕГА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУДКОВА
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на конкурсном задании «Методическое объединение»,
в рамках городского этапа Всероссийского конкурса
«Учитель года России – 2017»
Тема: «Формирование личности безопасного типа в преподавании ОБЖ
на основе использования современных технологий»
Подготовил: Москаленко Юрий Алексеевич,
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ СОШ № 5 им. О.В. Гудкова
г. Георгиевск
2017 год
«Формирование личности безопасного типа в преподавании
ОБЖ на основе использования современных технологий»
Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей.
Проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в отечественной педагогической науке, прежде всего с позиций: здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы времени обусловливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы, разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования.
Итак, личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям. Он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.
Формирование личности безопасного типа является прямым социальным заказом общества.
Безопасность является неотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее время человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано с неумением населения предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях.
Поэтому вопросы формирования личности безопасного типа выходят на первый план. Не вызывает сомнений потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению. Эта задача стала ключевой на уроках ОБЖ. В ее успешном разрешении заинтересованы все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, родители (законные представители), государство, общество.
Формирование культуры безопасности личности в образовательном процессе школы - многоступенчатый педагогический процесс, в котором происходит достижение триединой цели: обучение, воспитание, развитие.
Процесс обучения, а именно сообщение системы знаний, умений, навыков, играет важную роль в формировании личности безопасного типа. В нем можно выделить следующие этапы:
1 этап: - формирование понятийно – категорийного аппарата. Решение проблемы взаимопонимания выступает на первый план – без понимания не появится возможности формирования культуры безопасности личности.
2 этап: этап систематизации знаний – формирование «картины мира» и роль каждого человека в картине мир. На данном этапе формирования личности безопасного типа ребенок должен увидеть, что существуют причинно-следственные взаимосвязи, в том числе существуют определенные последствия и у поступков конкретного человека. Очень важно убедить учащегося в верности картины мира, тех механизмов, которые объясняют процессы, опасности и угрозы, которые окружают человека.
3 этап: макропрактика человек – на этом этапе ученик, используя свои знания, различные данные о процессах, проходящих в окружающем мире, знания безопасного существования, моделирует различные ситуации, где существует необходимость применения знаний. В процессе моделирования ситуаций учащийся воспроизводит определенные заданные ситуации и пытается решить задачи с позиции безопасности и минимизации последствий.
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. Но в процессе преподавания мною курса ОБЖ я обратил внимание на имеющиеся противоречия:
Между отсутствием заинтересованности в изучении основ безопасности жизнедеятельности у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;
Индивидуальной потребностью преподавателя ОБЖ осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях применения современных педагогических технологий в образовательном пространстве и сохранившемся традиционном укладе образовательного учреждения;
Между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников, родителей и учителей, и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.
Я полагаю, что разрешение указанных противоречий через применение современных образовательных технологий приведет не только к совершенствованию преподавания ОБЖ, но и позитивному изменению уровня знаний и умений, необходимых для формирования личности безопасного типа.
Коллеги, так что же такое технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
В формирования личности безопасного типав преподавании курса ОБЖ можно выделить следующие уровни:
первый уровень (1-4-е классы) - безопасность школьника;
второй уровень (5-9-е классы) - безопасность личности;
третий уровень (10-11-е классы) - безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Какие же современные педагогические технологии я использую в своей работе для формирования личности безопасного типа?
Технология личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение в курсе ОБЖ рассматривается как специфическая педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для развития и самореализации их потенциальных возможностей, самостоятельности, способности к самообразованию, формированию культуры безопасности. Реализация личностно-ориентированного обучения учащихся в курсе ОБЖ осуществляется на уроке (основная форма организации учебного процесса) и во внеурочное время.
Для успешной реализации принципов личностно-ориентированного подхода в курсе ОБЖ эффективными являются такие методы и технологии обучения, которые позволяют личности самой «строить» свои знания, активно и творчески пользоваться ими в жизни как своим приобретением для формирования личности. В этой связи особую значимость приобретают оригинальные методы обучения, максимальное использование натуральных условий и реальных жизненных ситуаций.
Как показывает практика, одним из эффективных средств личностно-ориентированного обучения учащихся в курсе ОБЖ является решение ситуационных задач.
Ситуация - положение, обстановка, совокупность обстоятельств, содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения.
Решение ситуационных задач позволяет выявить уровень знания материала и развивает у учеников навыки использования знаний в конкретной ситуации.
Ситуационные задачи по учебной функции классифицируются следующим образом: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, живая ситуация.
-ситуация-оценка – реальная ситуация с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно–неправильно» и предложить свое адекватное решение.
Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Она начала паниковать, не зная, что ей делать. В кармане у девочки лежал мобильный телефон. Предложите варианты выхода из сложившейся ситуации.
Алгоритм действий в данной ситуации:
Не паниковать! Нажмите кнопку вызова диспетчера и сообщите о ситуации. Если нет, звоните в службу спасения, родным, друзьям, которые смогут сообщить о происшествии в аварийную службу. Если телефона под рукой нет, кричите и зовите на помощь.
-ситуация-иллюстрация – ситуации, изображённая на картинках. Задание: найдите, кто из пешеходов нарушил правила перехода проезжей части. Какие ошибки он допустил? Кто из пешеходов правильно переходит дорогу? Объясните, почему.
Если на уроке применяется ситуация-иллюстрация, то обязательно используются информационно-коммуникационные технологии: показ готовых презентаций и презентаций, созданных обучающимися.
-ситуация-проблема – реальная проблема, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения;
Четверо друзей выехали на рыбалку. Взяли надувную лодку, удочки и запас еды. Река находится в 20 км от города. На берегу реки на небольшой возвышенности они расположились на ночлег. Развели костер и легли отдохнуть. Под утро их разбудил тревожный голос товарища: «Подъем! Вода прибывает». Вокруг места ночлега много воды, река вышла из берегов. Один подросток, не сориентировавшись, сел в лодку и поплыл искать населенный пункт, другой пошел по берегу в сторону от реки. А оставшиеся поднялись на более высокий участок суши, развели костер и оставались на месте ждать помощи. Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? Какова причина этих ошибок?
-живая ситуация – ситуация берется из жизни школьников, но никому не известно принятое решение. Это решение надо найти, а саму ситуацию необходимо описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Здесь уместно использовать такой метод, как разыгрывание ролей.
Играя в волейбол, ваш товарищ сильно ударился головой о пол, получив при этом сотрясение мозга. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?
Для того чтобы провести занятие с использованием технологии решения конкретных ситуационных задач, необходимо правильно поставить общие учебные цели. Их можно свести примерно к следующим целям: выработать умение анализировать ситуацию, расшифровывать причинно-следственные связи, развивать творческое мышление, сформировать умение самостоятельно принимать решения.
Конкретные ситуационные задания могут быть использованы на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении изученного материала, а также при контроле знаний, умений и навыков обучающихся.
Наибольшей популярностью среди учащихся младшего и среднего звена в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса.
Среди большого разнообразия видов игр мои ученики предпочитают ролевые игры.
Предложу вашему вниманию одну из них, которую я использую в 6 классе при проведении урока на тему «Акклиматизация человека в различных климатических условиях». Коллеги, прошу вас выступить в роли моих учеников.
Итак, представьте себе, что сейчас мы отправимся с вами в путешествие в Египет. Но прежде чем мы совершим это путешествие давайте разделимся на группы: «Турфирма», «Путешественники», «Спасатели» (разделить на 3 группы).
Я выступлю в роли независимого эксперта.
- Вы играете роль «Работников туристической фирмы» соответственно должны рассказать об особенностях организации отдыха в Египте (климат, чрезвычайные ситуации, что необходимо взять с собой).
- Вам «Путешественники» необходимо рассказать о правилах акклиматизации в месте отдыха, назвать возможные чрезвычайные ситуации, в которых они могут оказаться.
- Ну а «Спасатели», предлагают варианты действий по выходу из создавшейся ситуации.
Сообщение эксперта (домашнее задание)
Город-курорт на восточном побережье Египта с красивым названием Хургада. Расположен в 500 км юго-восточнее столицы Египта, города Каир. Здесь круглый год сияет солнце, всегда теплое море, удобные пляжи роскошных отелей расположены на фоне пустынных гор. Температура в феврале не опускается ниже +25 °С, летняя температура +40—45 °С. Сухой теплый воздух, с моря дует легкий бриз. Температура воды в зимние месяцы +18—20 °С, летом +23—27 °С. Сказочный подводный мир Красного моря — рыбы, кораллы. Прекрасные возможности для серфинга, дайвинга, купания, загара.
Итак, я даю вам 1 минуту на выполнение заданий.
Слово предоставляется сотрудникам туристической фирмы.
«Туристическая фирма» Для отдыха на побережье Египта необходимо взять: купальные костюмы, головные уборы, солнцезащитные очки, крем для загара, специальную обувь для купания. Одежда должна быть легкой, из натуральных тканей, обувь — легкой и удобной. Необходимо взять с собой медицинскую аптечку. Из чрезвычайных ситуаций, связанных с силами природы, возможны землетрясения — подземные толчки и колебания земной поверхности, ее смещение вследствие тектонических процессов, цунами — высокие волны на море, обладающие большой разрушительной силой, песчаные бури — перенос песка и пыли ветром большой силы.
Переходим к путешественникам.
«Путешественники» Нужно внимательно присмотреться к местным обычаям, не перегружать себя в первый день пребывания в новых условиях. Загорать рекомендуется в период с 8 до 11 часов утра и с 15 до 17 часов. В другое время нужно находиться в тени. Купаться можно только в специально отведенных местах. Не допускать обезвоживания, быть осторожным в выборе еды, не употреблять в пищу немытые фрукты, не пить сырую воду, чтобы исключить пищевые отравления. От перегрева организма возможны тепловой и солнечный удары. Необходимо носить головной убор. Чтобы не получить солнечные ожоги кожи, а также повреждение глаз, нужно пользоваться кремом для защиты от солнца, носить солнцезащитные очки.
Что же будут делать в этой ситуации «Спасатели».
«Спасатели» Признаками теплового или солнечного удара являются: учащение сердцебиения, покраснение, а затем побледнение лица, головная боль, шум в ушах, сильная слабость, слабые пульс и дыхание, повышение температуры тела. В случае теплового или солнечного удара необходимо: пострадавшего перенести в тень, в прохладное место; положить так, чтобы голова была выше туловища; освободить от стесняющей одежды; привести в чувство раствором нашатырного спирта; обмахивать пострадавшего, чтобы обеспечить приток воздуха; на голову положить холодный компресс; дать обильное прохладное питье; в тяжелых случаях сделать искусственное дыхание. Признаками ожогов кожи из-за нарушений правил загара являются: покраснение, зуд, стягивание, боль. Также возможно повышение температуры тела, а при сильных ожогах — появление на теле волдырей (ожоговых пузырьков). При появлении признаков ожогов кожи в результате длительного воздействия ультрафиолетовых лучей необходимо прекратить пребывание на солнце. При небольших ожогах (покраснение) для смягчения кожи можно смазать ее прохладными кисломолочными продуктами (кефир, сметана), протереть спиртосодержащим раствором или кремом для загара. При сильных ожогах (появление ожоговых пузырьков) поврежденную кожу нельзя ничем смазывать; не допускать инфицирования ран. При пищевых отравлениях у пострадавшего необходимо вызвать рвоту, предварительно дав ему подсоленной воды и таблетки активированного угля. После обеспечить покой, тепло. Если состояние не улучшилось, то вызвать врача.
Благодарю вас за участие в игре. Вы справились с заданиями.
Формирование личности безопасного типа успешно реализуется мною и на нетрадиционных уроках:
- урок-экскурсия (например, экскурсия в пожарную часть г. Георгиевска)
- урок-конкурс «Юный спасатель»;
- уроки-встречи с инспектором дорожного движения, инспектором по делам несовершеннолетних, участковым, медицинскими работниками.
- школьная ВСИ «Зарница» и т.д.
Таким образом, исследуя новые подходы в изучении курса ОБЖ, совершенствуя методологию его преподавания, мне удалось решить следующие взаимообусловленные проблемы:
Повысить мотивацию обучающихся к учебному процессу по ОБЖ при соблюдении трех условий:
мне интересно то, чему меня учат;
мне интересен тот, кто меня учит;
мне интересно как меня учат.
Мой педагогический опыт доказывает, что подросток только тогда не растеряется и выживет в любой опасной ситуации, если в его сознании будут выработаны три основных довольно значимых мотивации:
Я, хочу!
Я, могу!
Я, знаю как!
Спасибо за внимание!