Лабораторная работа №1 по теме «Изучение строения кольчатых червей»


Класс: 7
Тема: Лабораторная работа №1 по теме «Изучение строения кольчатых червей»
Орг момент: взаимное приветствие.
Проверка знаний: опрос по теме тип кольчатые черви.
На какие отделы можно разделить тело кольчатого червя? (головной, туловище, хвостовой)
Почему им дали такое название (их тело состоит из сегментов)
Размеры? (0,5 мм-3 м)
Симметрия (двухстороняя)
Из скольких слоев клеток состоит их тело (из трех)
Какие мыщцы у них есть (кольцевые и продольные)
Параподии (что-то подобие ног)
Что появляется впервые (кровенгосная система)
Из каких частей состоит пищеварительная система? (рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, средняя и задняя кишка, анальное отверстие)
Дыхание?
Нервная система? Окологлоточное нервное кольцо с ответвлением в каждом сегменте)
Размножение? (бесполое и половое)
Что такое поясок? (место куда поступают оплодотворенные яйцеклетки).
Тип кольчатые черви:
Класс многощетинковые (живут в воде, хищники, развитие с чередованием поколений)
Класс малощетинковые (
Где живут? В воде и на земле
Размеры? До 49 см
На какой глубине зимуют? На глубине 5-6 м и более.
Что такое диапауза? (ччерви уползают на глубину, сворачиваются в клубок, образуют защитную капсулу)
К олигохетам относится дождевой червь.
Лабораторная работа №1
«Изучение строения кольчатых червей»
Цель работы: изучить строение дождевого червя.
Приборы и материалы: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.
Ход работы
Рассмотрите внешний вид дождевого червя.
(Форма тела - гладкое, скользкое, имеет цилиндрическую форму и состоит из сдельных колец – члеников)
Окраска - дождевой червь имеет красновато-коричневую окраску, его брюшная сторона немного светлее остального тела.
Размеры: Взрослые дождевые черви бывают 15 – 30 см в длину)
Найдите голову, поясок, кольца, анальное отверстие.
Подпишите части червя на рисунке

. Параподии (щетинки) дождевого червя выполняют такую функцию движения.
Такая форма тела червя объясняется образом его жизни, она облегчает передвижение в почве. Число члеников может достигать 200.Тело дождевого червя имеет обтекаемую форму,круглoe в поперечном сечении и лишено каких-либо выростов, наличие которых могло бы препятствовать свободному передвижению червя в почве. 
Соотнесите часть червя с выполняемой функцией.
1. Параподии (щетинки) дождевого червя выполняют такую функцию: А) захват пищи
Б) кровообращение
В) обеспечение движения
2. Поясок дождевого червя выполняет функцию: А) захват пищи
Б) выделительная
В) принимает участие в размножении
3. Для всех представителей типа Кольчатые черви характерны такие особенности: А) одноклеточность
Б) деление тела на сегменты
В) отсутствие кровеносной системы
Вывод: о том как форма тела червя помогает ему в движении.
Класс пиявки
Сколько сегментов у класса пиявки? 33
Зачем нужны присоски? Прикрепляются к телу жертвы.
Способ питания: хищники или паразиты.
Где живут? В основном в пресных водоемах.
Анабиоз? Замедленны основные процессы жизнедеятельности.
Герудин? Особое вещество, которое препятствует свертывованию крови.
Вопросы для закрепления
1.В богатых перегноем почвах живет один из представителей класса кольчатых червей – дождевой червь. 2. Он относится к типу малощетинковых червей. 3. Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой. 4. Кровеносная система у них незамкнутая. 5. Дождевые черви гермафродиты. 6. Развитие у них прямое.
C 2 № 11011. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
 
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.
Пояснение.
1) 2 — кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;
2) 4 — кольчатые черви имеют имеют полость тела;
3) 5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.
Домашнее задание: Параграф 10, пересказ