Конспект урока по теме Сумма углов треугольника (7 класс)
Сумма углов треугольника
Класс: 7
Предмет: математика
Цели урока:
Усвоение формулировки и доказательства теоремы о сумме углов треугольника, знакомство с несколькими способами доказательства;
Развитие кругозора и математической культуры у учащихся;
Воспитание активности, аккуратности, точности.
Тип урока: комбинированный
Время проведения: 45 минут
Оборудование: мультимедийный проектор, тесты, кроссворд, модели треугольников, презентация
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Орг. момент -Ребята!
Сегодняшний урок мне хочется со слов А. С. Пушкина «Вдохновение нужно в геометрии как в поэзии»
Я желаю вам вдохновения на нашем уроке! Приветствуют
учителя, гостей.
2.Кроссворд
(цель: настроить класс на активную работу, повторить ранее изученный материал) Начнем с повторения в несколько необычной форме – с разгадывания кроссворда.
Вопросы для кроссворда
1.Наука о свойствах геометрических фигур. (геометрия)
2.Фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.(угол)
3.Угол, величина которого равна 90⁰.(прямой)
4.Угол, величина которого равна 180⁰.(развернутый)
5. Угол, величина которого больше 90⁰, но меньше 180⁰.(тупой)
6. Угол, величина которого меньше 90⁰.(острый)
7.Два угла, стороны одного из которых являются дополнительными полупрямыми сторон другого.(вертикальные)
8.Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.(медиана)
9.Две прямые на плоскости, которые не пересекаются.(параллельные)
10.Утверждения, принимаемые без доказательства, как исходные.(аксиомы)
11.Часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих по одну сторону от данной ее точки.(Луч)
-Изучению какой геометрической фигуры мы уделяем больше всего внимания при изучении геометрии?
-Давайте вспомним определение треугольника.
-Ребята, как вы считаете, почему ключевым словом нашего урока является слово треугольник?
Действительно, хотя треугольник и самый простой по виду из многоугольников, но по количеству свойств он опережает многие более сложные фигуры.Вспомните, что важного о треугольнике мы уже узнали в 7 классе? В этом вам помогут листы самооценки, которые лежат у вас на столах, внимательно прочитайте и выделите те пункты, которые вам уже известны о треугольнике.
- Мы умеем строить треугольники, умеем их сравнивать, знаем названия его элементов, но, к сожалению, мы пока не умеем находить элементы треугольников: стороны и углы. Наша цель – научиться это делать.Начнем с нахождения углов.
По очереди выходят к доске, выбирают
листочек с вопросом,
если угадывают, записывают ответ, если нет-помощь класса.
Треугольник
- это фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки.
Сообщение учащегося.
Потому что это простая фигура, свойства которой известны человеку еще с древности, так как эта фигура имела практическое применение (в строительстве и земледелии)
Работа с листом самооценки
Читают, выделяют известные пункты.
3.Геометрическая иллюстрация теоремы Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока:
«Встретились однажды два прямых угла
с углами треугольника. Поспорили тогда.
Одни углы кричали: «Нас больше, нас ведь три!»
Другие отвечали: «Но в сумме больше мы».
Услышал треугольник их этот разговор.
«Друзья мои, хотите, я разрешу ваш спор!
Зачем так много слов за спором таковым,
Сумма моих углов равна ведь двум прямым!»
- Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Сумма углов треугольника.
Запишите тему урока в тетради.
Практическая работа
Учитель. Перед вами на столе три равных треугольника. Как можно в этом убедиться?
Учитель. Положите желтый треугольник на стол, а два других треугольника положите рядом с первым таким образом, чтобы у одной вершины оказалось три разных угла, а стороны их совпадали.
Учитель помогает учащимся, а затем выполняет указанные действия на доске (треугольники крепятся при помощи магнитов).
Учитель. Посмотрите внимательно, что у вас получилось? Какой угол составляют вместе 1, 2 и 3? Какова градусная мера этого угла? Значит, чему равна сумма углов 1, 2 и 3? Чему равна сумма равных им углов желтого треугольника?
Обратите внимание, что я всем выдала разные треугольники (на каждой парте). Что у вас получилось? Какова сумма углов вашего желтого треугольника? Какой теперь мы можем сделать вывод о сумме углов треугольника?
Итак, мы выяснили практическим путем, что сумма углов треугольника равна 1800.
Таким образом, мы сформулировали теорему о сумме углов треугольника.
Давайте проверим по учебнику, верно ли мы сформулировали данную теорему. Откройте учебники на странице 46 пункт 33 и прочитайте теорему. Слушают
Сумма углов треугольника.
Наложить один треугольник на другой, и мы проверим это.
Развернутый.
Его градусная мера 180⁰.
180⁰.
После практической работы формулируют теорему:
«Сумма углов треугольника равна 180⁰».
Читают формулировку теоремы в учебнике
4.Доказательство теоремы. Рассмотрение нескольких способов доказательства
5.Физкульт-
минутка
Цель: здоровьесбережение, снятие усталости.
Метод: использование элементов здоровьесберегающей технологии
6. Применение знаний, формирование умений и навыков.
Доказательство теоремы о сумме углов треугольника
Дано: Δ ABC.
Доказать: ∠1+ ∠2+ ∠3=180⁰
Доказательство:
1) Проведём а // BC, А ϵ а.
2) ∠5=∠1 – внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых а и ВС и секущей АВ.
3) ∠3=∠4 – внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых а и ВС и секущей АС.
4) ∠5+ ∠2+ ∠4=180⁰ (развёрнутый угол)
5) ∠1+ ∠2+ ∠ 3=180⁰ Теорема доказана.
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте из-за парты и покажите руками:
развернутый угол,
прямой угол;
тупой угол;
острый угол;
параллельные прямые.
1)Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства.
Для усвоения формулировки теоремы учащимся предлагается выполнить следующие задания:
1. Сформулируйте теорему, которую мы только что доказали.
2. Выделите условие и заключение теоремы.
3. Сформулируйте теорему со словами «если …, то…».
Решение задач по готовым чертежам.
(см. презентацию)
Выполняют
упражнения
7.Вывод следствий из теоремы Возьмите два треугольника и составьте из них четырехугольник.
Подумайте, чему равна сумма углов четырёхугольника?
Следствие 1. Сумма углов четырёхугольника равна 360⁰.
Сколько прямых углов может быть в треугольнике? Тупых? Сделайте вывод.
Следствие 2. У любого треугольника хотя бы два угла острые. Отвечают
Сумма углов четырёхугольника равна 360⁰.
Следствие 2.
У любого треугольника хотя бы два угла острые.
8.Письменная работа А теперь мы письменно выполним задание №18(1)
Один обучающийся оформляет у доски.
№18(1)
1) Дано: ΔАВС, ∠А=50⁰, ∠В=30⁰.
Найти: ∠С.
Решение: ∠А+∠В+∠С=180⁰ (по теореме о сумме углов треугольника). Получаем уравнение: 50⁰+30⁰+∠С=180⁰,
∠С=180⁰- 80⁰=100⁰.
Ответ: ∠С=100⁰.
9.Тестирование Чтобы хорошо подготовиться к ОГЭ сегодня мы будем решать тесты. Решают на листочках.
Затем взаимопроверка по ключу.
Ставят за тест друг другу отметки.
10.Рефлексия и оценивание.
11.Домашнее задание. Учитель. Итак, ребята, мы заканчиваем наш урок. Вы сегодня хорошо потрудились. Сами открыли чему равна сумма углов треугольника, вместе доказали теорему, решали задачи. Так чему же равна сумма углов любого треугольника?
А теперь вернемся к листам самооценки. Еще раз прочитайте пункты, которые у вас не выделены и посмотрите, чему мы научились на уроке.
Домашнее задание:
с. 46, п. 33, вопрос 9, №18(2, 3).
Сумма углов любого треугольника равна 180⁰.
Работа с листом самооценки