Технологические карты уроков русского языка по теме Описание природы (6 класс)
Приложение № 1
Предмет Русский язык
Урок №75
Учебник: УМК. Русский язык: 6 класс/ под ред Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., М., 2014г.
Тема урока «Описание природы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов , в частности предмета описания в текстах - описаниях природы;
Формирование УУД:
личностные действия: формирование мотивации к творческой деятельности.
регулятивные действия: целеполагание, планирование, проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,
познавательные действия: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста-описания,
коммуникативные действия: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Этап урока Действия учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы Подготовка рабочих мест 2.Актуализация знаний
Посмотрите на репродукции картин известных художников (показываются картины Н.П.Крымова, «Зима», И. Шишкина «В лесу», и др.)
Что изображено на этих картинах?
Как вы думаете, что хотели сказать художники на своих полотнах? Какие чувства вызывают у вас эти картины?
Как художники достигают такого восприятия? Какими средствами они пользуются при передаче своих чувств?
(на слайде демонстрируется текст Д.Мамина – Сибиряка, (список литературы № 5, с. 114))
Что мы видим на слайде?
По каким признакам вы определили?
Прочитайте данный текст. Что вы можете о нем сказать? Определите тип речи. Какой тип речи мы называем описанием? Наблюдение
Выбор и обоснование
Рассматривают репродукции картин, отвечают на вопросы.
Ответы учащихся:
- Природа, пейзаж.
-Художники признаются в своей любви к природе.
-При помощи красок они передают своё восприятие природы.
Текст.
Ответы (тема, идея, части текста: вступление (общее представление описываемого), основная часть (признаки предмета, его части, детали, его характеристика), вывод (отношение автора к тому, что он описывает, оценка). Ответ:
-Описание, потому что описывается предмет – зима, называются ее признаки.
Анализировать и обобщать (П)
Выделять главное и обобщать, делать выводы на основе увиденного; сравнивать объекты (П)
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение, использовать критерии для обоснования (К)
3.Постановка учебной задачи -Как вы думаете, почему я показала вам картины известных художников и текст Д Мамина - Сибиряка? Определите тему нашего урока.
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, каковы цели нашего урока?
(Совместная формулировка целей урока)
-Ребята, на следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по пейзажным зарисовкам. Как нам поможет в этом тип речи?
Описание природы (Запись темы в тетради)
Ответы учащихся:
-Познакомиться с особенностями описания природы Принятие учебной задачи, целеполагание (Р)
Построение монологической речи с учетом изучаемого материала (К)
4.Открытие нового знания -Что такое пейзаж? Где мы встречаем пейзаж? Что является объектом описания? Для чего пейзаж используется в литературном произведении?
-Прочитайте, что такое пейзаж в литературном произведении (учебник, с. 8). Ответы:
-Вид какой-нибудь местности
-Рисунок, картина, изображающая природу
-Описание природы в литературном произведении
-Объектом описания являются явления природы, погода, уголки природы.
-Пейзаж в литературном произведении используется для создания образа героя, характеристики изображаемых событий. Построение речевых высказываний в соответствии с коммуникативной задачей (К)
Анализ, синтез, обобщение (П)
5.Превичное закрепление -Найдите начальное и конечное предложения текста Д.Мамина – Сибиряка. Определите тему и основную мысль.
-Составьте план основной части текста.
-Какие части речи преобладают? Почему?
- Какие средства художественной выразительности использованы в тексте?
- Какую роль играют в описании удачно найденные и описанные детали? Примерный план:
Белоснежный ковер на земле.
Иней на голых деревьях.
Ели в дорогих щубах.
- Белоснежный ковер – метафора. Точно серебристым пухом , как будто надели дорогую, теплую шубу – сравнения. Ели сделались еще важнее – олицетворение.
Ответы:
-Имена прилагательные, существительные, которые рисуют целостную картину красоты природы, передают
восхищение красотой зимы.
- Читатель получает полное представление об изображаемых явлениях, чувствует отношение к ним автора
Составление плана (П)
Построение речевых высказываний в соответствии с коммуникативной задачей (К)
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль -Выполняем самостоятельную работу в парах по типу исполнитель-контролер по упражнению учебника № 326.
(учитель раздает эталон для контроля, задания повышенной сложности для индивидуальной работы).
Ученики читают и обсуждают задания, текст, отвечают на вопросы:
Что описывается в тексте? Озаглавьте его. Разделите текст на части. Какую бы вы нарисовали иллюстрацию к нему?
Пары представляют полученные результаты, добавляют при необходимости ответы других
Письменную часть задания (Списать и подчеркнуть прилагательные как члены предложения. Произвести синтаксический разбор предложения) выполняются на разных частях текста, а затем проверяются друг у друга по эталону. Дополнительные задания:
-Можно ли употребить синонимы к выделенным прилагательным?
-Определить, каковы синтаксические признаки текста-описания природы.
- «Проверь знания у соседа» (составь вопросы для повторения изученной темы). Умение работать в паре (К)
Планирование деятельности в учебной ситуации (Р)
Оценивать степень
соответствия изучаемого объекта (текста) предъявляемым требованиям (Р)
Формулирование собственного мнения с последующей аргументацией. Понимание позиции другого. Создание устных ответов в соответствии с задачей общения (К)
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение -Беседа по составленным учащимися вопросам по теме урока
Используя все наблюдения и выводы, сделанные нами, заполним таблицу «Особенности текста-описания природы» (указываются композиционные, языковые, морфологические, синтаксические признаки).
Заполняют таблицу на доске и в тетради.
Запись домашнего задания. Владение приемами диалогической речи (К)
Обобщение результатов с представлением полученной информации в виде таблицы (П)
Анализ текста по заданным критериям (П)
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Домашнее задание -Какое впечатление у вас осталось от нашего урока?
- Вы добились той цели, которую поставили перед собой в начале урока?
-Были ли минуты радости, удовлетворения?
-Что вызвало затруднение?
Дома вам предстоит подобрать из прочитанных самостоятельно литературных произведений описания природы, обосновать свой выбор, создать к ним иллюстрации. Отвечают на вопросы, оценивают себя на шкале успеха Осуществление контроля своей деятельности (Р)
Анализ текста по заданным критериям (П)
9.Итог урока Выставление оценок Предмет Русский язык
Урок № 76
Учебник: УМК. Русский язык: 6 класс/ под ред Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., М., 2014г.
Тема урока «Описание природы» (продолжение)
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов , в частности предмета описания в текстах - описаниях природы; составление текста – описания в соответствии с композиционными и языковыми признаками;
Формирование УУД:
личностные действия: формирование мотивации к творческой деятельности.
регулятивные действия: целеполагание, планирование, проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,
познавательные действия: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста-описания,
коммуникативные действия: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, раздаточный материал, иллюстрации учащихся
Технологическая карта урока
Этап урока Действия учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация Приветствие.
Ребята, наша задача сегодня – создать текст-описание природы.
-По силам ли нам эта задача? Какие затруднения вы испытываете в этом? Что нужно нам сделать на уроке, чтобы их устранить?
Принятие учебной задачи.
Выбор и обоснование.
Ответы:
-Вспомнить признаки текста – описания природы
-Попробовать создать текст – описание сначала вместе Составление плана действий по решению проблемы (Р)
2.Актуализация фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии -Вспомним, каковы же отличительные признаки текста-описания? Для ответа на этот вопрос организуем совместную работу над текстом упражнения № 327.
-Прочитайте. Определите тип речи, обоснуйте свой ответ.
-Определите, о каком предмете идет речь? Какие признаки помогают нам это понять? Как выглядят в заснеженном лесу кусты, кучи хвороста, пень, ветви елей? Какие слова и словосочетания помогают автору создать необычную картину «леса в снегу»? Определите стиль текста.
Выбор и обоснование Выделять главное и обобщать, делать выводы на основе прочитанного ; сравнивать объекты (П)
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение, использовать критерии для обоснования (К)
3.Закрепление с проговариванием во внешней речи -Ребята, кто хотел бы прочитать подобранный дома текст-описание?
-Какая из иллюстраций, представленных на доске, создана к этому тексту?
- Почему прочитанный текст можно отнести к данному типу речи?
Читают 2-3 фрагмента, слушают, отвечают на вопросы, называют признаки текста – описания (назначение, структура, языковые особенности)Анализ текста по заданным критериям (П)
Построение монологической речи с учетом изучаемого материала (К)
4.Включение изученного в систему знаний -Пишем в группах сочинение – миниатюру по пейзажным зарисовкам.
- Можно создать текст по аналогии (на столах тексты-описания) «Напиши подобно», можно продолжить предложенный текст. Можно использовать материалы таблицы «Особенности текста-описания природы» Работа в группе по созданию текста-описания Создание письменных текстов, использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей (К)
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Домашнее задание -Сейчас мы будем слушать представителей групп, которые прочитают получившиеся миниатюры. Ваша задача – оценить, насколько они соответствуют требованиям с точки зрения композиции и использования языковых средств.
Домашнее задание. Упражнение № 329. Написать собственный текст сочинения – миниатюры с учетом высказанных замечаний по прочитанным текстам Слушают, оценивают выступления по критериям Сравнивать объекты (текст) по заданным критериям (П).
Оценивать степень достижения цели по заданным критериям (Р).
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (К).