Рабочая программа по истории Средних веков 6 класс ( ФГОС).


Рабочая программа по истории средних веков 6 класс ( ФГОС) к учебнику под редакцией
Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010 г., авторской программы под ред. В.А. Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2011 г.
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc)
Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2012г.).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Знание национальной и мировой истории – современный показатель общей культуры человека.
Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.
Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего ( полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Актуальность содержания. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте, историческом пути человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Рабочая программа по всеобщей истории выполняет три основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Социализирующая функция предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов  отечественной и всемирной истории и содействует реализации задач, связанных с воспитанием чувств патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира.
Изучение «История» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цели формирования: овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Цели образования: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
Цели воспитания: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Цели формирования ключевых компетенций: применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом м многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.
Общая характеристика программы курса «Истории Средних веков».
Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются:
-деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов. Этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному.
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают изучению поисковый и исследовательский характер.
Содержание курса по «Истории Средних веков» конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании , без искажения и формализации;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективный реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых ( в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых
( с историей России) и межпредметных связей ( обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечивает строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
Основные ценностные ориентиры программы.
Школьный курс по «Истории Средних веков» предоставляет подростку увидеть возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.
В процессе познания учащиеся знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества.
Содержание программы по «Истории Средних веков» ориентировано на формирование у учащихся современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления и учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по «Истории Средних веков» в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у учащихся, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершенный продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших учащихся основной школы.
Место предмета «Истории Средних веков» в учебном плане.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Средних веков» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего ( полного) общего образования.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования:
в 6 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Календарно-тематическое планирование по истории средних веков составлено на 28 часов.
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2012г.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2011г.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2012г.
Настенные карты по истории средних веков.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки всеобщей истории».
3. Презентации по курсу истории Средних веков.
Результаты обучения и усвоения содержания курса «Истории Средних веков».
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися , различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
- осознание идей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и религиозной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
( анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
( сообщение, реферат, презентация, эссе);
- активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества. Истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и культурных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
В результате изучения «Истории Средних веков» в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- Группировать ( классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( материальных, тестовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство, время и место создания.
4. Описание ( реконструкция):
- последовательно строить рассказ ( устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет - ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт ( событие) и его описание ( факт источника, факт историка);
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различие;
- излагать суждение о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять ( аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности исторических событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры ( участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная
( гражданственная), когнитивная ( познавательная, информационно-технологическая, коммуникативная.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей.
- способность осуществлять поиск важной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью ( сжато, полно, выборочно). Способность развернуто излагать вою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки , передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
- способность на уровне возраста вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения «Истории Средних веков» ученик должен:
Знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории Средних веков и выдающихся деятелей средневековой истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников.
Уметь
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.
-проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. - составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Колич.
часов Тип урока, форма Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид
контроля Дом. задание Дата проведения
план. факт.
1 Введение
Живое Средневековье 1 Вводный. Урок изучения нового Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Вопросы Введение Раздел I. Раннее средневековье 11 Тема 1. Западная и Центральная Европа в VI- XI вв. 6 2 Древние германцы и Римская империя 1 Комбинированный Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. Задания с кратким ответом §1 3 Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. 1 Комбинированный Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. Вопросы § 2 4 Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. 1 Комбинированный Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. Вопросы.
Составление схемы. § 3 5 Западная Европа в IX – XI вв. 1 Комбинированный Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; Задания с кратким ответом § 4-5 6 Образование славянских государств 1 Комбинированный Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). Задания с кратким ответом. Таблица. § 8 7 Повторительно-обобщающий урок 1 Урок обобщения Западная и Центральная Европа в V- XI вв. Анализ, сравнение, оценки. тест Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв. 2 8 Византия при Юстиниане 1 Комбинированный Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого). Вопросы. § 6 9 Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат. 1 Комбинированный Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства. Задания с развёрнутым ответом.
  § 9 Тема 3. Культура Раннего Средневековья 2 10-11 Культура Раннего Средневековья 2 Комбинированный Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Задания с кратким ответом § 5, 7, 10 12 Обобщающий урок по разделу I
«Раннее средневековье» 1 Урок обобщения Повторить пути установления феодального строя. Обобщить признаки феодального строя в Византии , в в странах Арабского Халифата, в Западной и Центральной Европе. Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Контрольная работа Раздел II. Расцвет Средневековья 15 Тема 4. Средневековое европейское общество 3 13 Крестьяне и феодалы 1 Комбинированный Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.
Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). Задания с кратким ответом § 11-12 14-15 Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2 Комбинированный Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.
Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). Задания с развёрнутым ответом.
Тест.  § 13-14-15 Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв.
Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв. 9     16 Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы. 1 Комбинированный Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, послед-ствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Выявлять различия католической и православной церквей. Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев. Таблица. § 16-17 17 Объединение Франции и Англии 1 Комбинированный Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы. Задания с кратким ответом.
Схема. § 18-19 18 Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания 1 Комбинированный Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Наносить на контурную карту ход боевых действий. Вопросы.
Таблица § 20 19 Усиление королевской власти во Франции и Англии. 1 Комбинированный Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. Таблица, тест. § 21 20-21 Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии 2 Комбинированный Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.
Работать с контурной картой. Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям
оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус). Задания с кратким ответом. § 22-25 22-23 Культура Западной Европы в XI – XV вв. 2 Комбинированный Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.
Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.
Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.
Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. Задания с кратким ответом. § 26-30 24 Повторительно-обобщающий урок 1 Урок обобщения Средневековое европейское общество. Католическая церковь в XI-XIII вв.
Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв. Анализ, сравнение, оценки. тест Тема 6. Восток, Африка и Америка в средние века 2 25 Османская империя. Китай в средние века. Индия в средние века. 1 Комбинированный Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.
Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).
культуры стран. Составлять описание достижений
Сравнивать особенности развития Китая и Индии
выявлять особенности развития стран.
Задания с кратким ответом. § 31 26 Народы Америки и Африки в средние века 1 Комбинированный Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки. Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. Задания с кратким ответом. § 32 27-
28 Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья» 2 Урок обобщения Основные изменения в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета средневековья. Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Контрольная работа Содержание учебного курса
История Средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
Распределение часов по разделам
№ тема Кол.
часов
1 Введение 1
2 Раздел 1. «Раннее средневековье».
Западная и Центральная Европа в V-XI вв. 6
3 Византийская империя и Ближний Восток в VI-XI вв. 2
4 Культура раннего средневековья 2
5 Обобщающий урок по 1 разделу »Раннее средневековье». 1
6 Раздел 2. «Расцвет средневековья».
Средневековое европейское общество 3
7 Католическая церковь в XI-XIII вв.
Крестовые походы.
Государство Европы в XII-XV вв. 9
8 Повторительно-обобщающий урок 1
9 Восток, Африка и Америка в средние века 2
10 Обобщающий урок по 2 разделу «Расцвет средневековья» 1
Технология и средства обучения.
Изучение истории Средних веков позволяет    достаточно успешно решать поставленные цели и задачи через:
-  дифференциацию и индивидуализацию в системе познавательных,
проблемных и творческих заданий, носящих характер квазиисследований; в системе текущего и тематического контроля;
-   постановку учебных задач с позиций проблемно-развивающего
     обучения;
-  активизацию учебной деятельности с помощью разнообразных форм
организации    учебного     процесса    (индивидуальной,     парной, групповой, коллективной); использование различных средств обучения (в т.ч.   раздаточный   дидактический   материал,   исторические   документы, учебные карты и картины, иллюстрации, диа- и видеофильмы и многое другое).     
Организация учебного процесса в 6 классе предполагает, в 1-ю очередь, работу с учебным пособием «История средних веков», авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, изд. «Просвещение», а также рабочей тетради (авт. Е.А. Крючкова, изд. «Просвещение»), атласа и контурных карт по периоду.
  Дифференцированный и индивидуальный подходы возможно
     осуществлять так же с помощью следующих изданий:
- Арасланова О.В., Соловьев К.В. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «Вако», 2011 г.;
- Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы
     по учебнику», Волгоград, «Учитель», 2007 г.  и др.
Формы и объем контроля.
Сетка контрольных работ
№ Название Время проведения
1 Западная и Центральная Европа в VI-XI вв. 1 час
2 Византийская империя и Ближний Восток в VI-XI вв. 1 час
3 Культура Раннего Средневековья 1 час
4 Повторительно-обобщающий урок по теме «Раннее Средневековье»
1 час
5 Католическая церковь в XI-XIIIвв. 1 час
6 Крестовые походы.
1час
7 Государства Европы в XII-XV вв. 1 час
8 Гуситское движение в Чехии. 1 час
9 Повторительно-обобщающий урок по теме «Расцвет Средневековья»
» 1 час
10 Итоговая контрольная работа по курсу «История Средних веков» 1 час
Проектные работы
Тема Количество
Возникновение и распад Карла Великого 1
Образование славянских государств 1
Возникновение ислама 1
В рыцарском замке 1
Горожане и их образ жизни 1
Крестовые походы 1
Столетняя война 1
Гуситское движение в Чехии 1
Информационный проект совместно со взрослыми «Живые традиции Востока» 1
Исследовательский проект «Самураи и европейские рыцари» 1
Изучение учебного курса идет с использованием различных типов и форм уроков, а заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, контрольных работ по разделам учебника.
1. Типы уроков
Классические типы: Нетрадиционные типы:
1. Вводный урок 1. Интегрированный урок
2. Тренировочный урок 2. Урок-соревнование
3. Контрольный урок 3. Урок фантазирования
4. Урок закрепления знаний, умений, навыков 4. Урок-турнир
5. Урок самостоятельной работы 5. Урок-спектакль
6. Урок ТСО 6. Урок-конкурс
7. Урок практической работы 7.Урок-конференция
8. Комбинированный урок 8. Урок-игра
9. Повторительно-обобщающий урок 9. Урок КВН
10 Урок изучения нового материала 10. Урок-путешествие
11. Урок проверки и коррекции знаний и умений 11. Аукцион знаний
12. Урок-сказка
13.Урок взаимообучения
14. Урок-диспут
2. Методы и способы обучения:
1. Объяснительно-иллюстрированный
2. Репродуктивный
3. Частично-поисковый
4. Проблемное обучение
5. Исследовательский
3. Формы обучения:
1. Лекция 8. Диктант
2. Семинар 9. Тест
3. Беседа 10. Промежуточная диагностика
4. Зачет 11. Контрольная работа
5. Работа по карточкам 12. Смотр знаний
6. Групповая работа 13. Лабораторная работа
7. Работа в парах 14. Практическая работа
4. Ключевые компетенции:
1. Нравственная - толерантность
1) способность учиться всю жизнь,
2) взаимосвязь знаний,
3) стремление заниматься исследовательской деятельностью,
4) умение работать с дополнительной литературой,
5) выдвижение собственных идей
2. Интеллектуальная -
способность работать в группах, парах,
6) способность поддерживать эмоционально устойчивое поведение в критических ситуациях
3. Коммуникативная -

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Критерии оценки
ОЦЕНКА «5» - выставляется за безукоризненное знание материала, использование различных версий для раскрытия исторической темы, владение историческими терминами, знание хронологии исторических событий, творческий подход к рассмотрению исторической проблемы.
ОЦЕНКА «4» - выставляется за достаточно полное знание материала, владение понятийным аппаратом, умение анализировать различные исторические события, высказывать свою точку зрения.
ОЦЕНКА «3» - выставляется за недостаточно грамотное употребление исторических терминов, удовлетворительное знание хронологии исторических событий, поверхностное знание материала.
ОЦЕНКА «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть исторического события или проблемы.
Требования к уровню подготовки учащихся
      В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность всемирной истории;
периодизацию всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Планирование по истории Средних веков в 6 классе составлено на основе нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по истории.
- Программы по истории Средних веков в 6-х классах. В. А. Ведюшкина «Программы общеобразовательных учреждений.
-- История и обществознание 5-11 классы» «Просвещение», М., 2007г., стр.42-48.
- Закона об образовании.
- СанПиН 2.4.2. № 1178-024, зарегистрированные в Минюсте России 28.11.02 г.
Список литературы для учителя
1. Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. - М.: Просвещение 2012г.
2. Петрович В.Г.. Петрович Н.М. Уроки истории. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки Всеобщей истории.
4.Григорьева Н.А.История и мировая художественная культура: интегрированные уроки, М., 2011г.
5. Задания.10-11 классы/ Н.А. Григорьева.- М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2006 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления , М.,1990г.
6. История всемирной литературы т.1.- М.: Наука ,1983г.
7. Гумилев Л.Н., Ритмы Евразии, М., 1993г.
8. Дюби Ж., Средние века, М., 2000г.
9. Шевченко Н.И., Вся история в датах: Древний мир и средние века, М., 2007г.
10. Артамонов С.Д., Литература средних веков, М., 1997г.
11. Сванидзе А.А., Город в средневековой цивилизации Западной Европы, М., 2000г.
12. Левандовский А.П., Карл Великий, М., 1999г.
13. Куглер Б., История крестовых походов, Ростов на Дону, 1995г.
14. Шпаковский В.О., Рыцари Средневековья, М., 1997г.
15. Ян В.Г., Чингис-хан, М., 1993г.
16. СД-диск, мультимедиа-энциклопедия, Кирилл и Мефодий, 2011г.
17. Электронный тренажер, 6 класс.
18 История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.
19 Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.
20. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А.
Сванидзе, М., 1986г.
21. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.
22. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М.,
«Просвещение», 1965 г.
Учебно-методическая литература:
23 Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.
24. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.),
6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **)
25. Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.
26. Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;
27. Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского,
6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
28. Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.
29. Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из
опыта работы. М., 1990 г.
30. Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское
слово», 2002г.

31. Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.Интернет ресурсы по Истории Средних веков.
Учебно-методические материалы библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков http://www.shpl.ruhttp://www.history.ru
http://www.hist.msu.ru
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htmhttp://his.1september.ru/index.phphttp://predania.ru/
http://bibliotekar.ru/muzeu.htmисторические фотодокумен-
ты, репродукции http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html
http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6
http://www.sovr.ru/исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6
карты http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html
справочные и дополнитель-
ные материалы по истории исторические понятия, персоналии http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy-http://www.rusarchives.ru
Список литературы для учащихся:
Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. М.,- Просвещение 2012г.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2010г.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2009г.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки Всеобщей истории.
СД-диск, мультимедиа-энциклопедия, Кирилл и Мефодий, 2011г.
Электронный тренажер, 6 класс.
Шпаковский В.О., Рыцари Средневековья, М., 1997г.
Ян В.Г., Чингиз хан, М., 1993г.
Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. М.,- Просвещение 2012г.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. - М. : Просвещение, 2010г.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2009г.
Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. М.,- Просвещение 2012г.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2010г.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2009г.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки Всеобщей истории.
СД-диск, мультимедиа-энциклопедия, Кирилл и Мефодий, 2011г.
Электронный тренажер, 6 класс.
Шпаковский В.О., Рыцари Средневековья, М., 1997г.
Ян В.Г., Чингис-хан, М., 1993г.
Куглер Б., История крестовых походов, Ростов на Дону, 1995г.
Шевченко Н.И., Вся история в датах: Древний мир и средние века, М., 2007г.
Дмитриева Н., Краткая история искусств, М., 2008г.
Иллюстрированная всемирная история: с древних времен до VII века, М., 1999г.
Живая история Востока, М., 2010г.
Чубарьян А.О., Средние века: книга для чтения, М., 2006г.
Атлас Средневековья: История. Традиции, М., 2000г.
Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.
27. «Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.
28 . Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.
29. «История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.
30. Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие», энциклопедия. М., 2000 г.
31. «Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.
32. «Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.
33. «Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.
34. «Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.
35. «Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.
36. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.
37. «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.
38. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.
39. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.
40. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.