Методическая помощь учителю при составлении рабочей программы в классе охраны зрения


В помощь учителю. Специфические особенности образовательного процесса в классах охраны зрения.
Автор: Шепынева Елена Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории «Казанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 172 III,IV видов»
Цель: обмен накопленным педагогическим и методическим опытом
Задачи:
раскрыть вопросы специфики и особенности проведения коррекционной работы на уроках в начальных классах школ для детей с нарушением зрения;
показать приемы и способы органического сочетания изучения программного материала начального курса предметов с коррекцией вторичных отклонений в развитии незрячих и слабовидящих школьников.
Где использовать:
самообразование учителя;
рабочие программы учебных курсов предметов;
родительские собрания.
Актуальность: программы классов охраны зрения общеобразовательных школ по русскому языку, математике, природоведению соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом рабочие программы специального образования должны быть построены с учетом особенностей развития слабовидящих детей. В них должна быть учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку восприятие учебного материала слабовидящими детьми по скорости, полноте и точности уступает восприятию нормально видящих сверстников, а представления этих детей об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, то увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, экскурсий и предметных уроков. В связи с введением в деятельность педагогов составления такого вида документа как рабочая программа по предметам учебного плана, встает вопрос: как отразить специфику образовательного процесса в классах охраны зрения в пояснительной записке рабочей программы? Данные материалы помогут в работе учителям начальных классов при составлении документации.
Специфика и особенности учебного процесса
Организация работы на учебных предметах
(общие рекомендации и условия работы) Использование вариативных методов и приемов обучения с учетом особенностей недоразвития познавательной деятельности и личности ребенка
Постоянная стимуляция детской самостоятельности и инициативы
Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемому объекту, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу (книга на подставке), со сходящимся косоглазием – дальше (книга лежит на столе)
Пособия и наглядность должны учитывать нарушения зрительного анализатора (величина, детализирование, яркость, контрастность, интервал)
Жесткая фиксация предъявляемого демонстрационного материала
Формирование устойчивого навыка пользования основными тифлотехническими средствами (лупы, очки)
Временные ограничения в зрительной\тактильной работе
Образец изложения, начертания (1 класс)
Речевое сопровождение, комментируемое решение с сопутствующими действиями
Знакомить учащихся с терминологической речью, словарная работа
Категория
Предмет Глубокие нарушения зрения Слабовидящие
Языки (русский, иностранный, родной) Систематизация записи по системе Брайля букв, знаков препинания и выделения (заглавная буква, ударение, члены предложения и т.д.)
Формирование устойчивого навыка письма и чтения рельефно-точечным шрифтом
Развивать умения манипулировать прибором для письма по системе Брайля, научить получать качественные точки при письме (для 1 класса)
Развитие аналитико-синтетических способностей на примере «зеркальных» букв и знаков (для 1 класса)
Формирование навыка опосредованного чтения знаков грифелем в закрытом приборе
Устранение и предупреждение формально накопленных знаний, конкретизируя содержание читаемых текстов в целом и отдельных слов
Развитие коммуникативных навыков (в быту, в учреждении)
Устранение и предупреждение формально накопленных знаний, конкретизируя содержание читаемых текстов в целом и отдельных слов
Взаимодействие глаза, руки и органов артикуляции
Развитие коммуникативных навыков (в быту, в учреждении)
Математика Развитие умения манипулировать прибором для письма по системе Брайля, научить получать качественные точки при письме (для 1 класса)
Развитие аналитико-синтетических способностей на примере «зеркальных» цифр и знаков (для 1 класса)
Развитие умения работать «на слух», комментируя действия
Формирование обследующих осязательных действий (при работе с геометрическими фигурами, схемами)
Социально-бытовая адаптация и ориентировка (в применении денежных знаков, величин объема, площади и т.д.)
Активизация мыслительной деятельности на основе словесно-логических упражнений, причинно-следственных связей Формирование обследующих осязательных действий (при работе с геометрическим материалом, схемами, рисунками)
Способствование самостоятельного иллюстрирования ситуации текстовых задач с помощью счетного материала, рисунков, схем
Выработка навыков самоконтроля (внутренней дисциплины) через прикидку результатов математического действия, итогов своей работы
Обучение ориентировке в пространстве (умением выражать в речи простые пространственные отношения, корригировать предметно-практическую деятельность учащихся с раздаточным материалом)
Окружающий мир Обогащение и расширение предметного (объектного) восприятия, уточнение представлений о предметах (объектах), явлениях природы
Формирование аналитико-синтетического мышления на основе услышанного и обследованного материала
Обогащение и расширение зрительного восприятия, уточнение представлений об объектах, явлениях природы
Расширение чувственного опыта детей, формирование адекватного представления об окружающем мире
Формирование приемов элементарного анализирующего наблюдения за предметами и явлениями природы
Совершенствование необходимых практических умений и навыков для ориентации в окружающем мире (транспорт, жильё, учреждения, улица)
ИЗО, труд (технология) Развитие умения рельефного рисования, графического обозначения
Развитие и совершенствование способов осязательного восприятия: пальцевой, кистевой, двуручный, смешанный
Совершенствование осязательного восприятия через правильное обследование предмета
Уточнение образов через алгоритм: предмет-слово-части предмета-иллюстрация предмета-контур-схема-шаблон
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук при лепке, аппликации, работе с конструктором
Развитие микроориентировки в пространстве рабочего места (периметр парты, листа бумаги, доски для лепки) Развитие глазодвигательной функции, сопряженной с движением руки
Коррекция цветового восприятия, развитие цветовой чувствительности
Уточнение зрительных образов через алгоритм: предмет-слово-части предмета-иллюстрация предмета-контур-схема
Развитие глазомера (величина предмета, пропорции предмета в отношении других объектов, положение в пространстве, перспектива)
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук при лепке, аппликации, работе с конструктором
Закрепление умения фиксировать взор
Физическая культура Коррекция мимических выразительных движений (мимики), жестикуляции, пантомимики
Совершенствование практических умений в ориентировке в макропространстве спортивного зала, спортивной площадки
Уменьшение нагрузки путем сокращения количества повторений, дистанции, снижения темпа выполнения упражнений
Чередование общеразвивающих и коррекционных упражнений (профилактика сколиоза, развитие координации движений)
Развитие глазодвигательной функции глаза
Выполнение движений под контролем зрения (зеркало, контроль учителя, одноклассника)
Список литературы:
Методы обучения математике учащихся начальных классов школ для слепых детей. В.З. Денискина. Всероссийское ордена трудового Красного знамени Общество слепых, Москва, 1988 г.
Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушениями зрения.В.З. Денискина. АПКиПРО, Москва, 2002 г.Учебно-методическое пособие для изучающих систему рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. В.К.Рокушин. ООО «ИПТК «Логос» ВОС», Москва, 2005 г.