Технология проблемного обучения в рамках новых ФГОС.
Технология проблемного обучения
Р.А.Шарафутдинова
МОУ «Солнечная СОШ №1»
Сургутский район
Россия
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший– учит её находить».
А. Дистерверг
Педагогическое кредо моё можно выразить одним словом – сотворчество. Учу своих учащихся верить в себя. Современная образовательная система насыщена новыми технологиями, программами. Не зря среди них я дала предпочтение технологии проблемного обучения. Как интересно работать с младшими школьниками! Какой потенциал творчества! Они ещё не боятся быть смешными и непонятными, не научились стесняться своих идей, высказываний и скрывать их. Они решают поставленные перед ними проблемы осознанно, не избегая их. Учащиеся на таких уроках не получают готовые знания, а добывают, строят их сами, делают «открытия».
Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии - от знания к проблеме- учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Но, а если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности, т.е. «разучить думать самостоятельно». В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается только при решении проблемных задач.
Технология эта не нова: в 20 – 30 – х годах в советской и зарубежной школе получило распространение проблемное обучение, основывавшееся на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952 г.г), создавшегося в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями- инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял 4 инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведение искусства, технические устройства; дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.
И в СССР на основе идей Дьюи в 1923 году были созданы «комплекс – проекты» и классно – урочная система была объявлена отжившей формой обучения. Но и новая система в 1932 году постановлением ЦК была объявлена методическим прожектерством и отменена.
Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в работах Ж.Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский.
Перед каждым человеком постоянно жизнь ставит острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главнымобразом на уроке, когда учитель остается один на один со своимивоспитанниками. И от его умения "и наполнить сосуд, и зажечь факел", от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Поэтому последние годы в практику работы учителей все шире входит деятельностный метод обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание, сотворение. Сегодня стало очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности общения, благодаря которому им легче своевременно найти свое призвание и успешно реализовать себя в жизни.
Технология проблемного обучения реализуется в уроках разных типов, среди которых наиболее распространены уроки «открытия нового знания» и уроки рефлексии.
Задачами этапа актуализации знаний на уроках « открытия» нового знания является прежде всего, подготовка мышления детей и осознание ими потребности в построении нового способа действий.
С этой целью:
воспроизводятся ЗУН, достаточные для построения нового способа действий;
активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память, тренируется речь;
в завершении предлагается индивидуальное задание, для выполнения которого требуется использование вводимого на уроке способа действий.
В результате у большинства учащихся возникает затруднение, появляются
разные ответы, которые они не могут аргументировать, доказать, обосновать ввиду отсутствия у них соответствующего понятия, правила, алгоритма. Этап завершается фиксацией разных позиций, что и создает мотивационную ситуацию для исследования и построения нового знания.
Проблемное обучение – это учебно – познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путём восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций. Формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путём проверки правильности решения.
Психологической наукой установлена определённая последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемного обучения:
проблемная ситуация проблема поиск способов решения решение проблемы.
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным на столько, чтобы у учащихся вызвать затруднение, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.
Наиболее характерными для педагогической практики являются такие типы проблемных ситуаций:
учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации;
столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;
имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создаёт условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей.
· Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность:
1.Самоопределение к деятельности.
На данном этапе урока организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
-выделяется содержательная область («могу»)
Рекомендации к проведению:
1)Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадки и.т.д.
2)Беседа, сообщение, самопроверка по готовому образцу.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1)актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2)тренировку соответствующих мыслительных операций и в завершение этапа создаётся затруднение в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самостоятельно.
Рекомендации к проведению:
1)Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа.
2)Индивидуальные формы работы: задания для самостоятельной работы.
3)Фиксация во внешней речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и.т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель определяет коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или открыть новые знания.
Рекомендации к проведению:
1)Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог. Побуждающий диалог.
2)Включение эмоционального компонента.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
На данном этапе предлагается выбор учащимся метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организовывает коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма. После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется во внешней речи. В завершении устанавливается, что учебная задача решена.
Рекомендации к проведению:
1)Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и.т.д.
2)Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
5.Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Рекомендации к проведению:
1)Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Рекомендации к проведению:
1)Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность, индивидуальная деятельность.
7.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах. Возможность выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций.
8 Рефлексия деятельности.
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание даётся с элементами выбора, творчества.
Рекомендации к проведению:
Беседа: Чему научились? Каким способом? Где используется? В чем различие? Где возникло затруднение? Каковы результаты? Над чем ещё надо поработать?
Предлагаю некоторые приемы, используемые на этих этапах:
1.Постановка учебной задачи.
Проблемная ситуация с удивлением
(могут лежать различные противоречия- противоречия между двумя и более фактами).
На шаге формирования учебной проблемы необходимо выбрать:
-Какой возникает вопрос?
-Какова тема урока?
-Сформулируйте проблему.
Создаются тремя приемами:
1.столкнуть два противоречия;
2.столкнуть мнение учеников;
3.самый сложный - противоречия жизненного опыта ребенка и научным фактом.
Проблемная ситуация с затруднением.
В основе одно противоречие - между необходимостью и возможностью это сделать.
Создаются тремя приемами:
1.простой, даётся задание на новый материал невыполнимое вообще;
2.даётся задание, с которым ученики ещё не сталкивались;
3.(самый сложный)-
1 шаг – учитель даёт практическое задание похожее на предыдущее;
2 шаг-учитель аргументируя доказывает, что задание не выполнено.
Построение проекта выхода из затруднения.
1 метод- побуждающий диалог.
Вопросы:
1.- Что вас удивило?
-Что интересного вы заметили?
-Какие факты на лицо?
-Какие существуют точки зрения?
2.-Сколько же в классе мнений?
-Как вы его выполнили?
3.-Как вы думали сначала? Что вы предполагаете?
-А на самом деле что?
4.-Вы смогли выполнить задание?
-В чем затруднение?
5.-Почему не получается?
-Чем это задание не похоже на предыдущее?
6.-Что вы хотели сделать?
-Какие знания применены?
-Задание выполнено?
Шагу осознания противоречий уделить особое внимание!
-Сколько мнений?
-Как вы думаете, кто прав?
2 метод- подводящий диалог.
Структура:
-репродуктивные задания;
-мыслительные задания(проанализировать, сравнить).
Ответ детей – формулирование темы урока.
3етод-сообщение темы с мотивирующим приёмом.
1шаг-«яркое пятно» (легенды, интересные научные факты, случаи из жизни, шутки, сказки);
2шаг-актуальность (придумать нужный приём, значимый для ребёнка)
Наибольший эффект приносит побуждающий диалог.
Поиск решения
Суть: учитель помогает детям овладевать новым знанием.
Применяется:
-побуждающий диалог (выдвижение гипотез - высказывание предположений, догадок);
-проверка гипотез (обоснование принятия или отвержения).
Постоянная постановка проблемы перед учащимися приводит к тому, что он не «пасует» перед ними, а стремится их решить. И, мне кажется, тем самым войдя в жизнь, ребенок будет более защищен и адаптирован. Ведь проблемное обучение должен формировать гармонически развитую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных ситуациях.
Заголовок 1Заголовок 315