Развитие творческих способностей детей на занятиях изо с использованием инновационных технологий.
«Научиться рисовать – это значит научиться мыслить»,
- великий ученый, художник, поэт и музыкант Леонардо да Винчи.
Развитие творческих способностей детей на занятиях изо с использованием инновационных технологий.
Сущность и признаки понятия «инновационная технология в педагогическом процессе» последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии». Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности:
• технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
• педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели
• педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя
Педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели. Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность. Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования. Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воссоздание) педагогической технологии в других идентичных образовательных заведениях, другими субъектами.
Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактичных материалов и оригинальных наглядных пособий.
Обучение и развитие творческого самовыражения учащихся
Инновационные методы обучения
Интерактивное обучение
Еще одним видом активных методов обучения, используемых в моей педагогической практике, является интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии. Интерактивные методы – способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников учебного процесса для создания оптимальных условий развития.
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
Многоголосье Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
Диалог Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
Мыследеятельность Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
Свобода выбора Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
Смыслотворчество Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
Рефлексия
Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.Интерактивные: От англ. (inter - "между”; act – "действие”) таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничиться использование его отдельных элементов (этапов).
В образовательной деятельности ИЗО используются следующие интерактивные методы:Творческие задания
Работа в малых группах
Социальные проекты
Конкурсы.
Выставки.
Изучение и закрепление нового информационного материала
Интерактивная лекция.
Ученик в роли учителя.
Работа с наглядным пособием.
Каждый учит каждого.
Метод проектов
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Выше предложено очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
Метод проектов
Подготовительный этап:
выбор учащимися темы проекта;
определение совместно с учителем необходимого объема ЗУН для осуществления проектов;
составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проекта;
определение затрат.
Конструкторский этап:
рассмотрение вариантов выполнения проекта;
сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объема труда;
подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;
распределение обязанностей.
Технологический этап:
выполнение учащимися проекта с учетом требований технологии и дизайна;
текущий контроль и корректировка его деятельности учителем;
соблюдение правил техники безопасности.
Заключительный этап: самооценка качества выполненной работы;
расчет экономических затрат на выполнение проекта;
предварительная защита проекта в коллективе;
Классификация проектов:
Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного усвоения новых способов человеческой деятельности. Практика показывает, внедрение проектной методики активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения.
По продолжительности выполнения:
краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По количеству участников проекта:
индивидуальные (личностные);
парные;
групповые;
коллективные;
Основные направления использования
информационно-коммуникационных технологий
на уроках изобразительного искусства
Нестандартные уроки
Этих дней не смолкнет слава ...
Цель урока: раскрыть и развивать потенциальные художественные способности, заложенные в ребёнке.
Задачи урока: Познакомить учащихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмов – техника «Граттаж»;
Выполнить тематическую работу на основе сюжетно - декоративной композиции;
Развивать творческие способности, ассоциативное мышление, воображение, умение импровизировать, моторику рук, координацию движений, глазомер;
Совершенствовать навыки рисования, гармонично сочетая разные техники работы;
Воспитывать патриотизм, аккуратность, эстетический вкус.
Оборудование и материалы: репродукции картин на военную тематику, работа учителя в технике «граттаж».
Для учащихся: альбом, цветные гелевые ручки, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, кисточки, воск, стеки для процарапывания, клей ПВА, поролон.Первая часть урока. 1. Введение в тему урока.
Просмотр презентации «9 МАЯ», репродукций.
Литературный ряд:
Этот день особенный, желанный.Солнце светит ярко в вышине.День Победы — праздник долгожданныйОтмечается у нас в стране.Но особенно он дорог ветеранам,Слезы радости и боли в их глазах.Не зажить никак душевным ранам,И дрожат цветы у них в рукахПо всей стране от края и до краяНет города такого, нет села,Куда бы не пришла победа в маеВеликого девятого числа.
Наша страна живёт в преддверии юбилея, посвящённого 65 летию Победы над фашисткой Германией. Вся страна живёт в ожидании великого праздника – праздника со слезами на глазах, потому что в нашей стране нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Несмотря на всю тяжесть этих лет, страна выстояла, люди выстояли.
2. Ассоциограмма (С чем ассоциируется этот день? Что приходит на ум?)Какие традиции проведения 9 мая у нас в стране? У нас в студии, ДДТ, школе?
На доске записываются ключевые слова, названные учениками: (салют, парад, солдаты, военная техника, ветераны)
3. Но прежде чем приступить к практической части, мы с вами продолжим знакомство с разными техниками нетрадиционного изображения. Одна из них называется «граттаж» или техника процарапывания по восковой бумаге.
Граттаж (фр., от «скрести, царапать») – способ выполнения рисунка острым инструментом (например, иглой) бумаги, картона, залитых тушью. При этом достигается чёткость и прозрачность изображения, недоступная перу или кисти (написать на доске, проговорить).
Техника процарапывания, которая называлась «рисованием по восковой прокладке», использовалась при украшении яиц к Пасхе. Разрисованные узорами, расписанные, крашеные куриные яйца называют писанками, крашенками и царапанками. Считалось, что такие расписные яйца – это признак благополучия, согласия.
Последовательность подготовки бумаги к тематической работе. Практическая работа.
Белый цвет бумаги закрасить цветными пятнами или затампонировать яркими цветами. Затем бумагу покрыть воском, парафином или свечой (затереть лист восковыми штрихами плотно друг к другу). Широкой кистью или губкой нанести слой гуаши несколько раз. Для плотности закрашивания можно приготовить такую смесь: в гуашь добавить немного шампуня (или мыла) и перемешать. Когда высохнет, наносится рисунок путём процарапывания спицей, острой палочкой до появления белого цвета. Получается похоже на гравюру.
4. Вторая часть урока. Практическая работа.
На сегодняшнем уроке вам предстоит выполнить работу на тему «Этих дней не смолкнет слава…». Что же мы сможем изобразить? Какой сюжет? В вашей работе будут присутствовать ключевые слова ассоциограммы. Повторить ключевые слова.
Победный салют в мае 1945 года был произведён из 1000 орудий, сопровождался подсветкой ночного неба перекрёстными лучами и пуском разноцветных ракет.
Что же мы можем увидеть в ночное время? Можем ли отличить цвета? Для того, чтобы увидеть цвет, нужен свет. Во время произведения залпа из пушек можно увидеть силуэты зданий, т.е. их освещённые части, можно увидеть кроны деревьев, лица людей. Так же во время боя в тёмное время суток можно было увидеть огонь, трассирующие пули и снаряды, взрывы и воронки. Так же можно было увидеть военную технику.
Так же происходит во время грозы ночью, когда сверкают молнии и внезапно становится очень светло. В этот момент мы можем различить ночью и предметы, и даже их цвет.
Самостоятельная работа учащихся, процарапывание.
5.Оформление работ для выставки. Мы изготавливаем паспарту. «Паспарту» - рамка.
6.Итог урока.Просмотр наиболее удачных работ.Что нового узнали на уроке?Как называется новая техника работы? (граттаж)Чей рисунок самый праздничный?Чей рисунок самый аккуратный?Какие трудности испытали на уроке?Что бы ещё хотели выполнить при помощи этой техники?Где можно применять новые знания?
Спасибо за работу. Уборка рабочего места.
Работы учащихся в технике граттаж
Тема: «Пейзаж в изобразительном искусстве и музыке».
Цели:
Дать учащимся багаж знаний о жанре изобразительного искусства – пейзаж.
Познакомить учащихся с творчеством русских художников, композиторов, передать их отношение к природе и Родине.
Сформировать знания о том, что музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве. Воспитывать умение изображать пейзаж.
Задачи:
познакомить учащихся с творчеством русских художников, композиторов, передать их отношение к природе и Родине;
cформировать понятие значение художника, музыканта, патриота и гражданина.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года»: «Апрель», «Подснежник».
Оборудование: Репродукции картин художников, слайды, магнитофон.
ХОД УРОКА
«Пока не было музыки.
человеческий дух был не в состоянии
представить себе образ
прелестного, прекрасного, полноты жизни»
И.В. Гетте
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
Учитель рисования. Ребята, перед вами ряд картин, как вы думайте, как можно назвать этот жанр изобразительного искусства? Верно, пейзаж: А что такое пейзаж? Это картина на которой изображены поле, река, море или город, деревня, железная дорога.
Пейзаж – от французского, слова обозначает «природа». А в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Так же пейзаж называют отдельное художественное произведение (живописи или графики) изображающее природу. В пейзаже важным моментом являются изобразительный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы «героем» произведения. Отдельные же фигуры людей или животных, а так же небольшие сюжетные сцены в пейзажной композиции существенной роли не играют, и являются лишь средством дополнения и оживления пейзажа, придания ему большей жизненной правды. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае в 6 веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны.
Широкое распространение получил пейзаж в российском изобразительном искусстве. Русский пейзаж в лучших его воплощениях всюду был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.
3. Беседа о творчестве И.И. Шишкина
На высоком берегу Камы, среди лугов, полей озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь родился. Провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Иванович Шишкин.
На уроках литературы и изобразительного искусства в начальной школе, вы уже знакомились с некоторыми его произведениями. Назовите картины которые вам запомнились? («Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «На севере диком».)Были у художника и многие другие картины: «Сосновый лес», «Дубки», «Сосновый бор», «Лесные дали», наконец «Рожь» – одно из лучших творений в русской пейзажной живописи. Что вы видите на этой картине? (Шумит и колышиться необъятное море ржи. Только чуть расступится оно, чтобы пропустить полевую дорожку. Идут в вдалеке крестьяне, да стоит среди золотистых хлебов одинокие сосны).Да, сюжет картины прост. Но смотришь на нее не оторвешь: вот она Россия, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия. А какими красками написана картина! Светлыми, звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми – лучезарными! И даже кучевые облака, собирающиеся на краю горизонта, не умоляют жизнерадостности произведения, напротив, подчеркивают ее. Безукоризненно композиционное искусство великого мастера – в картине нет ничего лишнего, все предметы имеют свое предназначение и глубокий смысл. Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин художника Шишкина – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.
4. Беседа о И.И. Левитане
Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Левитан. Достаточно произнести его имя, и перед нами предстает облик прекрасного, глубокого и благородного человека. Встают картины художника, что с детства навсегда вошли в нашу жизнь, картины родной русской природы, то гарусные, то радостные. «Левитановские» – говорим мы. Характерные черты его пейзажа – простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единство, цельность, жизненная трепетность, подвижность, материальность предметов. После окончания художественного училища Левитан часто выезжал за границу писать классическую итальянскую природу.Поездки не принесли ему удовлетворения. Он толковал там, а работа не шла. «Зачем я здесь? Пишет он в письме к другу из Ниццы – Что мне нужно, в чужой стране в то время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?»Художник возвращается в Россию. Он снова уходит в работу. Результатом поездки на Волгу явились картины: «Тихая обитель», «У омута», «Вечерний звон».
«Владимирка» – исторический, несущий большие социальные идеи пейзажа. Полоса земли и неба. Несколько чахлых деревьев еле видны далеко впереди. И все. Тишина. Какая глубина и зрелость чувств и какое мастерство художника., которому было немного более 20 лет! Через год было создано грандиозное полотно «Над вечным покоем». «В ней я весь, со своей психикой, со своим содержанием», – писал Левитан П.М. Третьякову.
В той картине художник говорит о трагическом противоречии между печальной судьбой человека с его кратковременным существованием и вечно живущей, могучей, прекрасной во всех своих проявлениях природой. Природа словно торжествует над бренностью людской участи: мрачные, тяжелые, ползущие вереницей одна за другой тучи, порывистый ветер, широкое водное просторы – все угрожает жалким человеческим останкам, покоящимся под убогими крестами у трепещущих и гнущихся деревьев. Было у художника много картин радостного звучания: «Свежий ветер, Волга», «Золотая осень», «Март». Эти картины наполнены жизнью, солнцем, напоены светом и воздухом.Мы часто говорим «Левитановская осень», «Шишкинский лес», сравнивая природу уже с увиденными уголками нашей необъятной Родины. И действительно, разве левитановские картины «Весна», «Большая вода» и «Март» – это не поэмы о русской весне? Разве «Рожь» – это не целая повесть о полях, о полуденном солнце и о одиноких соснах? Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы. Этим качеством, определяется и ее место в истории мировой живописи.
5. Беседа о Ф.А. Васильеве «Глубокий смысл природы»
Один из самых одаренных учеников Шишкина был Ф.А.Васильев. Прожив всего 23 года, он создал ряд удивительных, запоминающих произведений: картин, этюдов, акварелей, рисунков. Вот названия лишь некоторых из них: «После грозы», «У водопоя», «Перед грозой», «Возвращение стада», «Деревенское утро», «Туча», «Заря в Петербурге», «Перед дождем».
Уже по назначению видно, что художнику интересны разнообразные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции – радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение, просветление и др. В девятнадцатом возрасте в Васильеве сформировались твердые реалистические позиции – полная творческая зрелость.
Все лето он провел в живописных местах Тамбовской и Харьковской губернии – впервые в жизни уехав так далеко от Петербурга. Путевые письма полны восторгов – «Я всем наслаждался. Всему сочувствовал и удивлялся, все было ново… Новые места, люди, а следовательно и впечатления обступили меня со всех сторон и не дают умирать мысли и чувству».«Рощи, приветливо зеленеющего поля ржи и овса, деревни с крытыми соломой домиками. Колодцы с журавлями. Цветущие подсолнухи… И все это поражало своей новостью и типичностью. Вся жизнь наружу!» Ф.А. Васильев безгранично верил, что искусство обладают огромной силой воспитанного воздействия на общество, что мораль и художественность в искусстве неразделимы. Говорил»Если написать картину, состоящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей безобразной наготе. Я верю, что у человечества, в далеком, конечно, будущем, найдутся такие художники, и тогда не скажут, что картины – роскошь развращенного сибарита».Художник утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста –помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его.
В картине «после дождя» Васильев нашел ответ на главные волнующие его вопросы – здесь органично соединялись красота и правда, живопись и безукоризненное знание натуры, социальная направленность и щемящая душу лирика.
Великолепно написано небо, пронзенное прощальными вечерами лучами солнца, живо и верно передано мягкое освещение, которое объединяет все изображение, придает пейзажу воздушность, цельность. И композиционно картина решена безупречно.
Посмотрите на картину Ф. А. Васильева «После дождя», масло.
– Охарактеризуйте композицию этого пейзажа. (Группа деревьев, дорога идущая почти по диагонали, ведет наш взгляд к повозке, что движется навстречу. Хотя до сидящих на сене крестьяне не близко, фигура одного из них четко выделяется на фоне светового неба).Типично русский пейзаж «Мокрый луг». Торжественный, величественный пейзаж рождает ощущение молодой буй ной силы. Только что прошла мгнолистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься то миг, когда ослепительное солнце отразится в миражах капель на траве и листьев. Так внешне бедный мотив смог воплотить целый мир мыслей и чувств художника, став символом отчизны. В пору создания «Мокрого луга» Федору Александровичу было всего 22 года.Лучшие произведения художника предвосхищают пейзажа И.И. Левитан безмерно ценил творчество Ф. А. Васильева, пристально изучая его наследие, стремится привить любовь своих учеников к его творчеству.
Учитель Пейзаж в музыке.
Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная ночь, все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна, задумчивая или величава; она такова, какой видит его человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы.
Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К.Жанекина «Пение птиц», «Охота», «Соловей».
Так был намечен к освоению музыкой ее пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно. Помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только звучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажами в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь, снег, лесная и морская стихия, леса и поля, земля и небо – все это находит свои звуковые выражения, порой буквально поражающие изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.Пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений – и как пейзаж «Настроение» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотном И. Левитана, В. Серова. И как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе проявление прелести окружающего мира у импрессионистов.
Вывод: Пейзаж – жанр изобразительного это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции художников и музыкантов
Вопросы к учащимся:
Учитель.
1. С какими художниками мы познакомились на сегодняшнем уроке?2. Какие их картины вам запомнились?
3. Назовите картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление? Почему?
4. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
5. Какие словесные определения, метаморфозы, термины переходят из области изобразительного искусства в музыку для характеристики ее пейзажных свойств?
(Музыкальные метафоры, которые определяют «звонкость» и «приглушенность» красок. Текучесть и мелодичность линий,лиричность общего эмоционального звучания).
6. Какие музыкальные произведения на пейзажную тему тебе известны? (Чайковский «Времена года», «Художник и музыкант», Чюрленис «Соната моря»).
Учитель. Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна в обобщенно-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности. Вот например пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и передан эпиграф из стихотворения Майкова.
Практическая работа:
Учитель. Предлагаю вашему вниманию стихотворение Майкова «Подснежник». Вы должны внимательно слушать и постараться почувствовать и увидеть, то, что является источником вдохновения для поэта. Определить характер и настроение будущего рисунка. Изобразить пейзаж.
Голубенький, чистыйПодснежник-цветокА подле сквозистыйПоследний снежок
Последние грозыО горе былоеИ первые грозыО счастье иное
Учитель. Послушайте загадку:
Хорошо гулять в лесТихо, утро ранееЧудо песенка звенитНа лесном прогалинеЧей то нежный голосокЕле-еле слышенКто расплавил лепестки,Из под снега вышел?
(Н. Френкель)
– Правильно, это (Звучит музыка, дети рисуют).
Самоанализ работ
Дети анализируют свои работы (что было задумано, что удалось, что менее удалось).
– С какими видами изобразительного искусства мы сегодня познакомились?
Мастер - класс на тему «Водяная печать»
(практическое занятие).Скажи мне и я забуду,Покажи мне и я запомню,Сделай со мной и я научусь. (Китайская пословица).
Цели:·
развивать у обучающихся интерес к изучению изобразительного искусства;
воспитывать веру в свои силы, свои творческие способности;
сочетать индивидуальную и коллективную формы работы,
учить получать радость от своего творчества и дарить ее окружающим.
Задача: научить работать в технике «водяная печать».Особенность этого занятия – за несколько минут научить любого человека сделать рисунок и украсить им стены своей квартиры или кому – то подарить.Материалы и оборудование:
рабочий стол;
акварельные краски – самые простые, шесть цветов;
кисточка, можно с искусственной щетиной;
чашка с водой;
бумага, обязательно глянцевая, чтобы нанесенная краска в нее не впитывалась. Можно использовать и картон такого же качества.
Ход занятия. I. Педагог. Никто не может научить стать человека художником ( это дар свыше), но развить его творческие способности можно. Все дети вдохновенно рисуют фломастером или акварельными красками! Нет ничего радостнее и красочнее выставок детского рисунка. Но, увы, вырастая, мы теряем этот дар, и художниками становятся немногие. Всем же хочется украсить стены своей квартиры, но картины стоят дорого. Посмотрите на эти рисунки. Их может создать каждый из вас, и может быть, значительно лучше. Под вашей рукой за короткий промежуток времени могут возникнуть как удивительные пейзажи, так и удивительные животные. Взяв в руки краски, приступаем к делу! II. Практическая работа: 1). Разрежем бумагу на листы размером 15 на 20 сантиметров. Возьмем два таких листа, на один нанесем краски: мазками, точками, полосками – неважно, лишь бы вы сделали это быстро, чтобы краска не успела засохнуть. 2). Краски не жалейте, мазки делайте гуще! Второй вариант: можно взять один лист, сложить его пополам, а краски наносить на одну половину листаIII. Педагог: 1). Теперь о цвете. Черной краски нужно совсем немного – несколько точек в разных частях рисунка. В малом количестве она придаст выразительность полученному изображению. Остальные цвета – по вашему желанию, усмотрению, фантазии. Чем меньше воды, тем выразительнее будет рисунок. Готово? 2). Теперь наложите на подготовленный лист второй, чистый. Надавливая, несколько раз проведите по нему рукой в разных направлениях: вдоль, поперек, по диагонали. Побейте его кончиками пальцев. Поднимите верхний лист - и в ваших руках два оттиска. Что - то вроде горного пейзажа или космических равнин, а может, вы увидите в нем животное или птицу. Это не чудо, а закономерность. 3). Все знают поделочный камень – яшму, необычайно разнообразный по окраске. Особенно любопытны пейзажные яшмы – это результат сложных геологических процессов, длившихся миллионы лет. Хаос, но из этого хаоса родилось чудо каменного нерукотворного пейзажа. С таким материалом работает природа. А наш с вами рабочий материал – акварель, краска на основе органических полимеров, с добавлением клея. Она легко растворяется в воде, легко смывается и смешивается. Для наших рисунков – это великолепный материал! И если природа создавала каменные рисунки миллионы лет, наши возникают мгновенно. Секрет в том, что под воздействием давления, трения, тепла ваших рук акварельные краски между листами глянцевой бумаги смешиваются и кристаллизуются. Так и получаются наши рисунки. Существуют определенные законы смешения красок. Например, смесь черной и краснойкраски дает коричневый цвет, желтой и синей – зеленый и т.д. Но для нас это не важно! Нанесенные краски закрыты бумагой, и таинство свершается под завесой. Мы не видим, как смешиваются краски, какие линии и цвета рождаются под ударами и давлением наших рук. 4). Завершив процесс давления и постукивания, осторожно приподнимаем бумагу. Если нравится – аккуратно разнимаем листки. Может быть, результат превзойдет все ожидания. Если рисунок не нравится, продолжаем работу. 5). Добавляем несколько точек разной краски и снова накладываем второй лист на первый, повторяя операции ладонью, пальчиками, деревянной частью кисточки. Приготовьтесь к тому, что не каждый рисунок будет шедевром. Сначала у вас получится много каменных пейзажей, некоторые могут быть очень интересными, другие почти однотипными. Но вы наберетесь опыта и со временем сможете совершенствовать свой метод, добавляя по ходу дела краску в отдельные части «рисунка», сильнее надавливая на те, или иные места. Все это только дело практики. У каждого рисунки получаются индивидуальными - наверное, их в какой - то мере « создает » наше биополе, да и любимые цвета у людей разные. Это и отражается в стиле, характере, настроении «рисунка». Педагог. В своей основе этот метод знаком и художникам. Серьезно работающие не придают ему значения: им нужно выразить себя. Другие используют этот метод как часть своих работ. А люди, не умеющие рисовать, но изучая закономерности и индивидуальные моменты этого процесса, легко могут создавать такие акварели. Работа над такими рисунками может стать увлекательным занятием для всей семьи, главное - работать не механически, а присматриваясь, какие линии, рисунки и цвета получаются при добавлении краски в проработанный рисунок, при давлении на отдельные его части. Удача ждет того, кто работает! Это – не утомительное занятие, оно развивает фантазию, пробуждает интерес к изобразительном искусству, помогает создать на чистом листе бумаги свой собственный мир полупрозрачных, таинственных, неземных пейзажей и фантастических животных. Возьмите краски - и почувствуйте себя художником.IV. Подведение итогов: выставка получившихся работ.