Тестирование перед поступлением в 1 класс
Ребенок должен уверенно ответить на следующие вопросы:
Назови свои фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
Сейчас утро или вечер (день или утро)?
Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
Что бывает раньше – обед или ужин?
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес, телефон, е-майл, ICQ (это шутка, не напрягайтесь :))Кем работает твой папа, твоя мама?
Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Что делает почтальон, врач, учитель?
Зачем в школе нужна парта, звонок?
Ты хочешь пойти в школу?
Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?
Каких животных ты знаешь?
Каких птиц ты знаешь?
Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
А вот теперь, (внимание!), оценка и интерпретация ответов ребенка делается так:
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Ганя”, “Папа работает на работе”.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:№ 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.№ 8 – за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный – 1 балл.№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.№ 22 – за правильный ответ — 2 балла.№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.Оценка результатов:ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,ребенок получил 20-24 баллов – средне-зрелым,ребенок получил 15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.
2. Ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йерасека (обновленный)Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Готовность к школе.Вопрос: готовность к обучению.Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.Содержание: тест Керн-Йерасека состоит из 4-х частей:
а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
б) копирование фразы из письменных букв;
в) срисовывание точек;
г) опросник.
Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.Методика проведения
Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп.
Внизу вы рисуете группу точек так, как показано на рисунке. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.
Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.
Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.
1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: He eats soup.3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.
Рекомендации детского психолога
Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.
По поводу интерпретации Я.Йерасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.
Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чащеайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику, память и мышление.
ИТАК, ПРОВОДИМ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ ТЕСТА КЕРНА-ЙЕРАСЕКА:
а) Тест “Рисунок человека”Задание“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.Оценивание1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.б) Копирование фразы из письменных буквЗадание“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.Оценивание1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.
в) Срисовывание точек Задание
“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Оценивание1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.5 баллов: каракули, чирканье.После оценки каждого задания все баллы суммируются.Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:3-6 баллов – это у него высокий уровень готовности к школе;7-12 баллов – вполне средний уровень;13-15 баллов – так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? — через денек пройдем тест ещё разок! Дай Бог, всё получится, но, нужно быть внимательнее!)г) ОПРОСНИК. Последняя часть теста Керн-ЙерасикаВыявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:
Какое животное больше – лошадь или собака?(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
Утром мы завтракаем, а днем…(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
Днем светло, а ночью…(темно = 0; неправильный ответ = -4)
Небо голубое, а трава …(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?(фрукты = 1; еправильный ответ = -1)
Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;неправильный ответ = -1)
Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)
Почему во всех автомобилях тормоза?(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1;одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
Чем похожи друг на друга молоток и топор?(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
Чем похожи друг на друга кошка и белка?(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это…(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)Какие ты знаешь транспортные средства?(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;неправильный ответ = 0)
Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0Почему люди занимаются спортом?(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
Почему на письмо нужно наклеивать марку?(так платят за пересылку этого письма = 5;другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы.Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.От — 1 до – 10 – ниже среднего.От – 11 и меньше – низкий показатель.Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
:
3. Тест «Найди отличия». Выявляет уровень развития наблюдательности.Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
4. Тест «Десять слов».Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.Условие проведения теста – полная тишина.В начале скажите: “Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: “Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”.Перед пятым предъявлением скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”.Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь мягко подбадривать.Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов,после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).
.
7. Тест «Классификация». Исследование логического мышления.Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так ( часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки )Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)
8. Тест «Составление рассказа по картинкам».
Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.
И еще…
Только одного ребенка тестировать недостаточно. А Вы-то сами готовы?
«Тест для родителей будущих первоклассников»
Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
А теперь нужно подсчитать количество утвердительных ответов, получив за каждый по одному баллу.
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Продвинутый тест для будущих первоклассников:
Если же вы пребываете в полной уверенности в том, что ваш ребенок полностью готов к гимназии уже в 5 лет, а все окружение считает вас сумасшедшей, пройдите с ребенком размещенный ниже тест, который используют некоторые развивающие центры для оценки возможностей своих воспитанников и ответы на вопросы которого призваны определить, обладает ли ваше чадо всеми способностями, которые необходимы 6-7-летнему ребенку — тому самому, который идет в первый класс…
Сколько лет папе (маме, сестре, брату)? Когда их дни рождения?
Где и кем работает папа (мама)?
Какой размер обуви у тебя?
Как вдеть нитку в иголку?
Как пришить пуговицу?
Что делать, если ты порезал себе палец?
Что делать, если ты ушиб голову и тебя тошнит?
Как звонить по телефону?
Ты купаешься (в реке, в озере, море). Каковы признаки того, что надо немедленно выходить из воды?
Где нельзя есть мороженое?
Как вести себя за столом?
Когда пчела кусает? Отличие пчелы от осы.
Что можно есть, если болит живот?
Чего нельзя есть, если болит зуб?
После какой еды хочется пить?
Сколько и когда можно пить в жару?
Как вымыть грязную посуду?
Какая картошка быстрее варится — целая или резаная? Как ее жарить?
Как правильно почистить картошку старую и молодую? Как чистить морковь?
Куда девать остатки пищи, негодные к употреблению?
Как заварить чай? Сколько сахара надо положить в стакан чая?
Сколько стоит буханка белого (серого) хлеба?
Можно ли купать собаку так же, как кошку? Если можно, то как?
В квартире запахло газом. Что делать?
Как почистить обувь, постирать рубашку?
Где лед толще — у берега или в середине водоема?
На полу лужа воды. Какой тряпкой лучше всего убрать воду — сухой или влажной?
Почему посетителям зоопарка нельзя кормить зверей?
Какой мусор нужно подметать мокрым веником?
Как вести себя в гостях?
Что больше всего любит папа (мама)?
Почему нельзя играть на строительной площадке?
Сколько кусочков хлеба тебе нужно на обед?
За сколько минут ты добираешься в школу пешком?
Как бороться с мухами, комарами, тараканами?
Какой твой адрес (номер домашнего телефона)?
Как ухаживать за комнатными цветами?
Электрический прибор стал искрить и в квартире появился запах гари. Что делать?
Стеклянная вещь (стакан, графин) упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. Что делать?
Мяч полетел на мостовую. Как поступить?
Землетрясение произошло ночью. Что делать?
Укусила собака. Что делать?
Перед тобой раненая птица. Как поступить?
Как без циркуля нарисовать правильный круг?
Как без линейки провести прямую линию?
Во время ходьбы в ступне появилась резкая боль. Что делать?
Что делать со старыми газетами и тетрадями?
В кипящую воду упала ложка или чашка. Как ее достать?
Во время дождя перед подъездом дома образовалась большая лужа. Что сделать, чтобы облегчить людям вход и выход?
Напоследок всё-таки всем хотелось бы напомнить:
все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры;
при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, школьные психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении;
не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней;
сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал, примерные нормы.
И ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК — САМЫЙ ЛУЧШИЙ!