Конспект Творчество П. Чайковского. Детский альбом.

Внеклассное занятие « Творчество П.И Чайковского, «Детский альбом»
Учитель музыки Архипова Ю. С.
Цели:
1.Познакомить учащихся с творчеством русского композитора П.И.Чайковского.
2.Дать общую характеристику его произведениям, познакомить с произведениями из «Детского альбома».
3.Воспитывать чувство патриотизма, любви к творчеству П. Чайковского, искусству вообще.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский пьесы из “Детского альбома” - Болезнь куклы, Новая кукла, Полька, фрагменты из балетов « Щелкунчик», « Спящая красавица», « Лебединое озеро». Мультипликационный фильм « Детский альбом».
Оборудование: Мультимедийный проектор, фортепиано.
Ход урока:
Ребята, сегодняшний урок посвящен творчеству П. И Чайковского, в этом году исполнилось 165 лет со дня его рождения, мы вспомним произведения с которыми познакомились на предыдущих уроках,более глубоко познакомимся с произведениями, вошедшими в его « Детский альбом» .
Слайд 1.
П.И. Чайковский - великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла в элиту мировой классики. Слайд 2.
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля ( 7 мая) 1840года в городе Воткинске, где его отец служил горным инженером. Петя рос очень ранимым и впечатлительным ребёнком.
Слайд 3.
Музыкальные способности рано проявились у мальчика. В пять лет Петя легко подбирал на фортепиано разные мелодии и импровизировал.
Слайд 4.
У Петра были старший брат Николай, сестра Александра, младшие братья Ипполит, Анатолий и Модест. Семья не была богатой, но в детях с детства воспитали любовь к музыке: мать каждый вечер играла на фортепиано и пела. Не смотря на то что в семье П.И.Чайковского любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. родители будущего композитора не отдавали должного одаренности сына, и не обращали серьезного внимания на музыкальное образование ребёнка.
Слайд 5.
В 1849 году семья уезжает из Воткинска в Алапаевск, а в следующем году — в Санкт-Петербург. В десятилетнем возрасте Чайковский был оторван от семьи: родители отдали его в привеллигерованное учебное заведение - в Училище правоведения в Петербурге. Он окончил училище в 1862 году. Окончив училище, Чайковский служит в Департаменте юстиции в чине титулярного советника.
Слайд 6.
В 1859-м закончилась учеба, началась скучнейшая служба в департаменте юстиции, переписывание вечных бумаг, прошений и отношений. Единственной отдушиной стала перспектива новой учебы в только что открывшейся Петербургской консерватории под руководством блистательного Антона Рубинштейна. 
Петр Ильич был настолько уверен в правильности своего решения, что однажды заявил брату: «С Глинкой  мне, может быть, не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Знакомство с молодыми, не признающими авторитетов композиторами – Бородиным, Мусоргским, Балакиревым – дало Чайковскому толчок к профессиональному росту. Дядя,сильно огорченный подобным решением племянника, сказал: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
Слайд 7.
Приближалась знаменательная дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного, упорного труда Чайковского. Однако спустя три месяца после получения диплома он читает суровый, убийственный приговор Кюи: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб».
Однако молодой композитор не падает духом. Первым значительным произведением стала 1 симфония названная композитором «Зимние грезы» и уже она принесла Чайковскому заслуженную славу, опровергнув слова Кюи.
Слайд 8.
Чайковский писал музыку почти во всех жанрах. Его балетам по популярности нет равных. Спящая красавица, Лебединое озеро, Щелкунчик составляют основной репертуар всех музыкальных театров мира. Чайковский подчеркивает национальные черты в своей оперной музыке, вводя в нее русские и украинские народные песни.
Слайд 8.9.10. (фрагменты из балетов П. Чайковского. « Щелкунчик», « Спящая красавица», « Лебединое озеро».
Слайд 11.
Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.
На протяжении многих лет он жил в большой и дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Пётр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно.
О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк - почитательнице и другу композитора: «...Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще - это маленький поэт... Это мой любимец. Как ни восхитителен его младший брат, но Володя всё-таки занимает самый тёпленький уголочек моего сердца».
Пройдёт пятнадцать лет, и Чайковский посвятит Владимиру Львовичу Давыдову гениальную Шестую симфонию - своё последнее произведение.
Слайд 12.
Обдумывая замысел «Детского альбома», сочинённого в летние месяцы 1878 года, Чайковский писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с занимательными для детей заглавиями, как у Шумана». Он хотел создать цикл небольших и технически несложных пьесок из детской жизни, которые были бы доступны для исполнения самими детьми.
Получилась своеобразная фортепианная сюита из 24 номеров, где в небольших по объёму пьесах народного характера перед юным пианистом последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Мелодическая выразительность, простота гармонического языка, отсутствие фактурных сложностей делают эти произведения доступными юным исполнителям.Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная («Русская песня», «Мужик играет на гармонике», «Камаринская»).
Своеобразную «сюиту в сюите» представляют четыре инонациональные песенки: итальянская, старинная французская, немецкая, неаполитанская. Прологом и эпилогом ко всему этому ряду разнохарактерных музыкальных картинок служат открывающая цикл «Утренняя молитва» и завершающая его пьеса «В церкви», которой композитор «словно замыкает день с его пёстрыми впечатлениями».
Слайд 13.
Болезнь куклы
Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась (заболела).
- Кукла Маша заболела.- Врач сказал, что плохо дело.- Маше больно, Маше тяжко!- Не поможешь ей, бедняжке.- Нас покинет Маша вскоре.
Вот уж горе, так уж горе, горе, горе, го…
У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы? Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох... ах...»
Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух периодов с кодой. Жалобно звучат «вздохи» куклы в первом предложении, переходящие затем в приглушённые стоны, когда они переносятся в низкий регистр. «Страдания» куклы достигают предела во втором периоде, содержащем напряжённую кульминацию. Период завершается кадансом на тоническом аккорде. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула...
(Звучит пьеса в исполнении ученицы 3б класса Шеиной Елизаветы).
Слайд 14.
Новая кукла
Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Музыка наполнена  чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Выдержанный на протяжении всей пьесы ритмический пульс, который даёт аккомпанемент, напоминает взволнованное биение сердца.
Ах, мама, мама, неужелиКуклу скоро привезут?Ах, мама, мама, в самом делеКукла скоро будет тут?
Ах, где же куколка моя?Её хочу увидеть я.Ах, что? Уже? Тогда молю –Ну, дай мне куколку мою.
Ах, как она прекрасна, мама!Как я рада, Боже мой!Ах, кукла, кукла! Никогда мыНе расстанемся с тобой,Теперь с тобой, теперь с тобой,С тобой, с тобой, с тобой, с тобой.
«Новая кукла» завершает маленькую сюиту. Лёгким ветерком радости предстаёт эта миниатюрная пьеса. Она и звучит меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление, восторг, охватывающие ребёнка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой солнечным светом...
Пьеса звучит в характере стремительного вальса. Обычный вальсовый размер 3/4 ускорен вдвое - 3/8. Поэтому мелодия словно «задыхается». Она даже не разделена на фразы, а состоит из мелких мотивов, сливающихся в одну «волну». Аккомпанемент «облегчён» паузами на слабых долях.
Форма пьесы простая трёхчастная. Крайние части, будучи восьмитактными периодами единого строения, повторяются. Середина же пьесы гармонически неустойчива. Короткие мотивы будто «порхают» из октавы в октаву. Главный приём развития в этом разделе - секвенция. В репризе мелодия «рассеивается», исчезает.
(Звучит пьеса в исполнении ученицы 2б класса Гуцовой Юлианы).
Слайд 15.
Полька
Полька - это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.
Полька начинается изящно, легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется.
Над тропинками запылёнными,Над былинками над зелёными,И над озером, и над лужицейМошки кружатся, мошки кружатся.
А под клёнами, под осинами.Под берёзами, под рябинамиВозле озера, возле лужицыПары кружатся, пары кружатся.
Вот белочка кружит с шишкою,Волк с лисицею, заяц с мишкою.Мишка с зайкою ловко топаютИ ладошками громко хлопают,Громко хлопают, громко хлопают.
Быстрые, ловкие, шустрые, бойкие,Юркие, лёгкие, прыткие, стойкие –На поляночке среди ельника,Где во мху стоит почерневший пень.Где растут кусты можжевельника,Пары кружатся целый день.
Это одна из наиболее популярных пьес цикла. Весёлый танец, полный изящества; лишь в средней части тема, перешедшая в нижний регистр, выступает нарочито грубовато, с задорным юмором. Звучание мелодии дополняется непрерывным гармоническим развитием; партия правой и левой руки воспринимаются не как мелодия и аккомпанемент, а как единое целое.
Пьеса, как и большинство пьес «Детского альбома», очень легко воспринимается буквально с первого раза, и после всего одного прослушивания, расставаясь с нею, уносишь в сердце её очаровательный грациозный мотив.
(Звучит пьеса в исполнении ученицы 2а класса Оганесян Карины).
Сегодня мы посмотрим мультфильм в котором прозвучит музыка из « Детского альбома» П. Чайковского. Создатели очень интерестно интерпритировали музыку в мультфильме ( просмотр мультфильма).
Слайд 16.
Чайковский стал первым из русских композиторов,который еще при жизни добился мировой славы. Он создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Среди его произведений 10 опер, 3 балета, симфонии, концерты, романсы. Он стал любимым композитором для многих народов, стран.
Однажды, возвращаясь из театра, Петр Ильич в сопровождении брата Модеста зашел в ресторан, поел макарон, после чего попросил у официанта стакан воды. Кипяченой в заведении почему-то не нашлось. Тогда Чайковский потребовал принести из-под крана. Результат не заставил себя ждать. На следующий день он заболел холерой и через шесть дней умер. Это случилось 6 ноября 1893 года. Жизнь великого композитора оборвалась в то время, когда он был полон творческих замыслов.
Похоронен Чайковский в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро- Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств).
Слайд 17.
В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. В 1940 году был открыт мемориальный музей Чайковского в Воткинске, его именем названы Московская и Киевская консерватории (1940), концертный зал в Москве.
Слайд 18.
С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени.