«Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через игру с предметными картинками»


Международная научно-практическая конференция
«Региональные аспекты инновационного развития культурно-образовательной и социально-экономической сферы в современных условиях»
МБДОУ «Детский сад №32 «Росинка» г. Выборга
«Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через игру с предметными картинками»
Ушакова Инна Николаевна педагог-психолог
-54229040576500Соломина Ольга Владимировна воспитатель
21304254191000
-34290016700500
Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через игру с предметными картинками
Ушакова Инна Николаевна педагог-психолог
Соломина Ольга Владимировна
воспитатель первой категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида № 32 "Росинка"
Развитие ребенка дошкольника происходит в игре: развиваются восприятие, внимание, память, мышление, речь ребенка, расширяется кругозор, происходит моделирование разнообразных жизненных ситуаций, из которых ребенок учится находить выход.
Невозможно переоценить роль игры в жизни ребенка. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания. Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребёнка. Значение игры Альберт Эйнштейн оценивал следующим образом: «Теоретическая физика-это детские игрушки по сравнению с игрой». Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.
Мы работаем над развитием логического мышления детей, над развитием познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Дети получают возможность применять свои знания, умения и навыки в реальной для них и эмоционально насыщенной игровой деятельности. Так происходит по-настоящему равноправное общение взрослого и ребёнка, в результате которого ребёнок учится «работать» в коллективе, самостоятельно находит выход из затруднительных ситуаций, проявлять сочувствие и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Мы познакомимвас с играми, в которые можно играть везде. Эти игры помогут превратить минуты бесполезного времяпровождения в полезные и приятные. Игры не занимают много места и времени и не требуют специальной подготовки.
Картотека игр предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Она включает в себя 25 предметных картинок и 25 заданий, которые направлены на развитие познавательной сферы дошкольника, активизацию и обогащение словарного запаса, развитие познавательного интереса.
Содержание картинок может периодически меняться. Для удобства работы и универсальности использования на обратной стороне каждой картинки находиться магнит и липучка, которые дают возможность использовать материал в разных плоскостях. Игры можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.
Может быть использована воспитателями, психологами, логопедами, гувернерами и родителями.
Набор предметных картинок:
Тарелка, ваза, кружка, банан, торт, сушки, кошка, собака, корова, рубашка, пижама, кресло, одеяло, хлеб, линейка, арбуз, карандаш, лимон, книжка, тетрадь, огурец, яблоко, помидор, морковь, шорты.
Цели:
развитие логического и образного мышления
развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
активизация словарного запаса
умение обобщать по определенным признакам
закрепление знаний об окружающем мире
развитие пространственной координации
развитие зрительной и слуховой памяти
Перечень игр:
«Четвертый лишний» (3-7лет)
«Прятки» (3-7 лет)
«Фокусы» (4-7 лет)
«Из чего сделано?» (5-7 лет)
«Поезд» (6-7 лет)
«Загадки» (3-7 лет)
«Живое-неживое» (3-4 года)
«Съедобное-несъедобное» (3-4 года)
«Геометрия в картинках» (3-7 лет)
«Лабиринт» (5-7 лет)
«Всё по полочкам» (4-7 лет)
«Картинка на звук» (5-7 лет)
«Один-много» (4-7 лет)
«Назови ласково» (4-7 лет)
«Изобретатель» (6-7 лет)
«Логическая пара» (5-7 лет)
«Шифровальщик» (6-7 лет)
«Сказка из картинок» (5-7 лет)
«Координаты» (5-7 лет)
«Бабушкин сундук» (4-7 лет)
«Магазин» (4-7 лет)
«Рисунок в воздухе» (5-7 лет)
«Кто в домике?» (3-7 лет)
«Соседи» (3-7 лет)
«Отгадай предмет по его частям» (5-7 лет)
Примеры игр:
«Поезд»
Цель: развитие логического мышления, активизация словарного запаса, творческого воображения.
Каждая картинка – это «вагончик». Все картинки делятся поровну на всех участников. Вагончики нужно «скрепить», объясняя логическую связь между картинками.
«Лабиринт»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.
Картинки выкладываются в пять рядов. Взрослый говорит детям с какой картинки лабиринт начинается. Далее педагог диктует, куда нужно переводить взгляд и на сколько шагов (вверх-вниз-вправо-влево).
«Бабушкин сундук»
Цель: развитие слуховой памяти и внимания.
Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку. Игра начинается со слов: «Бабушка в сундук положила…». Ребенок повторяет все предыдущие предметы, а затем называет свой и т.д.

Игра «Логическая пара» Игра «Соседи»
Список используемой литературы:
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.
Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение; 1991. – 64с.
Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение,1985.