Технологические карты уроков обществознания Боголюбов 6 кл 20-34


Урок 20
Тема урока ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО теме «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ»
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Цель урока Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности
Образовательные ресурсы Селезнева, Е. В. Я познаю мир: Психология: дет. энциклопедия [Текст] / Е. В. Селезнева. – М.: АСТ- Астрель, 2002
План урока 1. Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации».
2. Практикум
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Основные понятия Межличностные конфликты, общение, средство общения, лидер
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей».
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учеб-ной деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Акту-ализация знаний 7 Беседа «Как избежать конфликтной ситуации?» Организует беседу по вопросам:
– Как правильно слушать собеседника?
– Какие правила общения через посредника в случае конфликтной ситуации вам известны? Аргументировано отвечают на вопросы, делают собственные выводы Фронтальная работа Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Обобщение и систематизация знаний и умений 24 1. Защита презентации на тему «Как вести себя в конфликтной ситуации».
2. Практикум, с. 84 1. Создает условия для защиты презентации и ее обсуждения.
2. Предлагает учащимся разделиться на группы; организует выполнение практических заданий в группах:
1-я группа – № 1;
2-я группа – № 3;
3-я группа – № 4;
4-я группа – № 5.
Проводит обсуждение выполненных заданий
1. Защищают презентацию по заданной теме и обсуждают полученную информацию.
2. Объединяются в группы, выполняют практические задания, проводят отчет каждой группы, обсуждают полученную информацию 1. Фронтальная работа.
2. Групповая работа
Личностные: оценивают жизненные ситуации.
Регулятивные: самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о межличностных отношениях.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности 1. Устные ответы.
2. Практические задания
IV. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Отвечают на вопросы:
– Столкнулись ли вы с какими-либо сложностями во время выполнения заданий?
– Работа какой группы была наиболее интересной? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состо-яние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание 2 § 6–9. повторение Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Уроки 21–22
Тема урока ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель урока Создать условия для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное
Образовательные ресурсы Презентация «Человек славен добрыми делами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/chelovek-slaven-dobrom
План урока 1. Что такое добро. Кого называют добрым.
2. Доброе – значит хорошее.
3. Главное правило доброго человека
Личностно значимая проблема Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?.. (Л. Татьяничева)
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Основные понятия Нравственность, безнравственность
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность».
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебой деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актулизация знаний 7 Обсуждение темы «Почему люди ценят добро?» Организует беседу по вопросам:
– Назовите слова-ассоциации к слову «добро».
– Какие поступки вы бы назвали добрыми?
– А что такое «зло»?
– Назовите поступки или качества человека, которые вы характеризуете как «зло»?
– Как вы понимаете народные пословицы: «От добра, добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит». «Худо тому, кто добра не делает никому». «Час в добре побудешь, все горе забудешь». «Кто живет в добре, тот ходит в серебре». «Много желать – добра не видать». «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства» Называют слова-ассоциации, аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение
Фронтальная работа Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Изучение нового материала 17 1. Презентация «Человек славен добрыми делами».
2. Прочтение и анализ сказки (Приложение 1).
3. Индивидуальная работа.
4. Работа с текстом учебника, рубрики «Жил на свете человек», с. 87, «Путешествие в прошлое», с. 89.
5. Задания в рабочей тетради, № 1–4, с. 48.
6. Работа с рубрикой «Картинная галерея», с. 90 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Организует работу по прочтению и обсуждению сказки:
– Как вы охарактеризуете поступок цветка?
– А какие качества вы увидели в бабочке?
– Какая мораль в этой сказке?
3. Организует работу по написанию мини-размышления «Добрым называют человека, который…», прочтение размышлений по желанию учащихся.
4. Формулирует задание, организует работу учащихся по изучению нового материала.
5. Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся в рабочих тетрадях.
6. Предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию картины и ответить на вопросы учебника, с. 91 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
2. Читают текст сказки, обсуждают ее, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы.
3. Пишут размышления на заданную тему, по жела-
нию зачитывают их, принимают участие в обсуждении.
4. Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника.
5. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.
6. Рассматривают иллюстрацию картины, знакомятся с притчей и отвечают на вопросы 1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная, фронтальная работа.
4. Индивидуальная работа.
5. Индивидуальная работа.
6. Фронтальная работа Личностные: проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживают им.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество 2. Устные ответы.
3. Письменная работа, устныеответы.
4. Устные ответы.
5. Задания в рабочей тетради.
6. Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Творческое задание «Очеловечить человечка» (Приложение 2) Делит учащихся на группы, объясняет смысл задания, создает творческую атмосферу Выполняют задания, готовят презентацию, представляют своего человечка Групповая работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетрадиПроверка выполнения творческого задания
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Что сходного в образе человечка получилось у каждой группы? Какие различия?
– Случайны эти сходства и различия или нет?
– Удалось ли придумать идеального человечка? В чем вы видите идеальные черты? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание 2 § 10. задания рубрики «В классе и дома», с. 91 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение 1
Сказка
Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.
Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:
– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.
Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «о, это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек». (URL : http://www.rusedu.ru/detail_20267.html)
Приложение 2
Творческое задание «Очеловечить человечка»
Класс делится на несколько групп и получает набор: контур человека из плотной бумаги, клей, ножницы, цветная бумага, маркеры.
Каждая группа должна не только дать имя и одеть человечка, но и наделить его определенными человеческими качествами, а затем подготовить презентацию своего человечка.
Уроки 23–24
Тема урока БУДЬ СМЕЛЫМ
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель урока Создать условия для формирования представлений о необходимости преодоления чувства страха и воспитания смелости
Образовательные ресурсы Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010
План урока 1. Что такое страх.
2. Смелость города берет.
3. Имей смелость сказать злу «нет»
Личностно значимая проблема «Самый смелый тот, кто может победить свой страх» (народная мудрость)
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия Страх, смелость, бесстрашие
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебой деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний 7 Беседа на тему «Будь смелым».
Обсуждение рубрики «Обсудим вместе», с. 92 Организует беседу по вопросам:
– Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
– Какие синонимы есть у слов «страх» и «смелость»?
– Кого называют смелым?
– Что значит быть смелым?
– Приведите примеры поступков, в которых человек проявляет смелость.
– Прочитайте высказывания старшеклассников. А как бы вы определили, что такое страх? Аргументированно отвечают на вопросы,
рассуждают, высказывают собственное мнение, приводят примеры Фронтальная работа Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Изучение нового материала 17 1. Прочтение и анализ «Притчи о смелости»
(Приложение).
2. Работа с текстом учебника, с. 93–97.
3. Работа с пословицами.
4. Работа
с рубрикой «В классе и дома», с. 97–98.
5. Работа с рубрикой «Учимся побеждать страх», с. 99 1. Знакомит учащихся с притчей, организует обсуждение по вопросам:
– В чем заключается мудрость слов девушки?
– Как вы думаете, что может победить страх?
2. Организует самостоятельное прочтение учащимися материала учебника и беседу по вопросам:
– Приведите примеры героических поступков.
– Были ли случаи, когда ты проявлял смелость или видел смелый поступок другого человека? Расскажите об этом.
3. Организует работу по обсуждению пословиц: «Смелый там найдет, где робкий потеряет»; «Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается»; «Не обнажай саблю, чтобы убить комара»; «На печи не храбрись, а в поле не трусь»; «Лучше биться орлом, чем жить зайцем»; «На смелого собака лает, а трусливых – кусает»; «Не говори, что силен, – нарвешься на более сильного»; «Смелость города берет»; «Бояться смерти – на свете не жить».
4. Ориентирует учеников на выполнение практических заданий, организует обсуждение.
5. Знакомит с советами психолога по преодолению страха 1. Читают и обсуждают притчу, определяют ее главную мысль.
2. Самостоятельно изучают материал, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.
3. Анализируют пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры.
4. Выполняют задания, обсуждают полученную информацию.
5. Обсуждают различные способы преодоления страха 1. Фронтальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Фронтальная работа.
4. Фронтальная работа.
5. Фронтальная работа Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания 1. Устные ответы.
2. Устные ответы.
3. Устные ответы.
4. Устные ответы, записи в тетради.
5. Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Выполнить задания рубрики «Проверь себя», с. 97 Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль Выполняют задания Индивидуальная работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетрадиПроверка выполнения заданий
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Организует беседу по вопросам:
– Как человек может преодолеть страх?
– Всегда ли страх является плохим спутником в жизни человека? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание 2 § 11. Задания в рабочей тетради, № 5–7, с. 53–54 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение
Притча о смелости
Однажды много достойных воинов собрались для того, чтобы проверить, кто из них самый смелый и бесстрашный.
Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но сколько бы ни устраивали эти воины себе испытаний, ни одно из них не могло выбрать самого смелого и бесстрашного.
И тогда они обратились к юной девушке, наблюдавшей за их состязаниями, с просьбой выбрать самого смелого и бесстрашного.
Девушка согласилась и задала только один вопрос: «Кто расскажет мне о своей слабости, о том, что он боится в своей жизни больше всего?»
И никто из воинов не смог признаться в своей слабости и страхе этой юной девушке.
И тогда она сказала: «Самый смелый не тот, кто может победить другого человека. Самый смелый тот, кто может победить свой страх!»
Посмотри своему страху в глаза, и ты увидишь в нем себя. Ну, а если это ты, тогда глупо бояться самого себя!
Уроки 25–26
Тема урока ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель урока Создать условия для формирования представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми
Образовательные ресурсы Презентация «Что такое человечность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/chto-takoe-chelovechnost
План урока 1. Что такое гуманизм.
2. Прояви внимание к старикам
Личностно значимая проблема «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л. Н. Толстой)
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные понятия Человечность, гуманизм
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебой деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний 7 Беседа Организует беседу по вопросам:
– Что отличает человека от других живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? Почему не все поступки людей можно назвать человечными? Что значит относиться к другим по-человечески? Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение Фронтальная работа Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Изучение нового материала 17 1. Презентация «Что такое человечность».
2. Прочтение и анализ стихотворения (Приложение).
3. Работа с терминами.
4. Инсцинирование мини-сценок «Диалог».
5. Работа с рубриками «Жил на свете человек», с. 101, «Картинная галерея», с. 103 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Организует работу по анализу стихотворения и его обсуждению по вопросам:
– Какой смысл заложил автор в это стихотворение?
– Что означает понятие «относиться по-человечески»?
3. Организует работу по изучению терминов (человечность, гуманизм):
– Как вы понимаете слова «человечность» и «гуманизм»?
– Что значит гуманное отношение?
– Приведите примеры гуманного отношения к людям, животным или природе.
4. Организует творческую работу учащихся в парах. Предлагает ученикам изобразить мини-сценки на заданные темы: «разговор по телефону с родителями»; «разговор по телефону с другом»; «ошиблись номером телефона»; «поздравить друга с праздником»; «вызвать “скорую помощь”»; «учитель звонит домой ученику»; «общение с незнакомым человеком»; «разговор с родителями одноклассника по телефону».
Проводит обсуждение творческого задания:
– Были ли допущены ошибки во время диалогов?
– Почему в каждой ситуации необходимо вести себя по-разному?
5. Формулирует задание, организует работу учащихся по прочтению текста о К. И. Чуковском и анализу иллюстрации картины В. М. Максимова.
– Можно ли говорить, что произведения К. И. Чуковского проникнуты идеями гуманизма?
– Почему художник В. М. Максимов назвал свою картину «Все в прошлом» (1899)?
– Придумайте рассказ о женщинах, изображенных на его картине. Можно ли их старость назвать радостной? 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы,
обсуждают новую информацию.
2. Читают и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.
3. Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем.
4. Инсценируют ситуации по заданным темам, анализируют свои диалоги и диалоги одноклассников, комментируют, делают замечания, исправляют допущенные ошибки.
5. Читают текст, рассматривают иллюстрацию, высказывают собственную точку зрения на поставленные вопросы 1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
4. Работа в парах.
5. Фронтальная работа Личностные: оценивают жизненные ситуации.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество 2. Устные ответы.
3. Устные ответы.
4. Инсцинирование диалогов, устные ответы.
5. Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Задания в рабочей тетради, № 2–3, с. 55 Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль Выполняют задания Индивидуальная работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетрадиПроверка выполнения заданий
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Какие качества вы больше всего цените в людях?
– Почему в любой культуре народов мира так почитается старость? Отвечаютна вопросы.
Определяют свое эмоциональное состо-яние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание2 § 12. Задания в рабочей тетради, № 6–7, с. 57 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение
Лучами земля опоясана…
Лучами земля опоясана,Орбитой любви и привета
Цветами земля опоясана,Пусть мчится вся наша планета.
Ходите дорогами ясными,Стремитесь открыть хоть однажды
Летайте высокими трассами.Звезду человечности в каждом!
П. Елфимов
Урок 27
Тема урока ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ»
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Цель урока Создать условия для закрепления знаний учащихся по теме «Нравственные основы жизни»
План урока 1. Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.
2. Письменные задания по теме урока
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия Человечность, гуманизм, страх, смелость, бесстрашие
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: анализировать свои поступки и отношение к окружающим людям.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебой деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний 7 Беседа Организовывает беседу по вопросам:
– Как вы понимаете слово «добродетель»?
– Составьте предложения с этим словом Отвечают на вопросы, составляют предложения Фронтальная работа Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Обобщение и систематизация знаний и умений 24 1. Чтение анализ стихотворения «В жизни по-разному можно жить…»
(Приложение 1).
2. Работа с терминами и составление таблицы «Добродетель и порок» (Приложение 2).
3. Задания в рабочей тетради, № 4–5, с. 56.
4. Обсуждение высказываний.
5. Индивидуальное задание 1. Организует работу по прочтению и обсуждению стихотворения:
– Что означает слово «добродетель»?
– Что значит быть добродетельным?
– Что символизируют последние строки стихотворения?
– А какое слово мы противопоставим слову «добродетель»?
2. Организует работу по обсуждению терминов «добродетель», «порок» и заполнению таблицы, проводит проверку.
3. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу.
4. Знакомит учащихся с высказываниями мудрецов, организует их обсуждение.
5. Формулирует задание, проводит его проверку и обсуждение «Мои пять самых…».Необходимо записать пять самых:
1) презираемых качеств личности человека;
2) близких людей;
3) веселых и смешных событий в жизни;
4) ненавистных вам явлений в жизни;
5) главных дел, которые мечтаешь совершитьв жизни;
6) самых больших ценностей 1. Читают и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы.
2. Самостоятельно выполняют задания.
3. Выполняют задания в рабочей тетради.
4. Рассуждают, высказывают собственное мнение.
5. Выполняют задания, зачитывают, обсуждают, сравнивают различные мнения, приходят к общему выводу 1. Фронтальная работа.
2. Индивидуальная работа.
3. Индивидуальная работа.
4. Фронтальная работа.
5. Индивидуальная и фронтальная работа Личностные: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач 1. Устные ответы.
2. Письменная работа, устные ответы.
3. Работа в тетради.
4. Устные ответы.
5. Устные ответы
IV. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Организует работу по определению правил терпимого отношения друг к другу Составляют и обсуждают правила.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание2 Подготовка к уроку-конференции. Конкретизирует домашнее задание
Индивидуальные задания по темам: «Когда я говорю, что я личность, я имею в виду, что...»; «Что значит относиться к людям по-человечески»; «Зачем человеку нужна цель в жизни»; «Что помогает, а что мешает общению»; «Что такое сострадание» Записывают домашнее
задание Индивидуальная работа Приложение 1
В жизни по-разному можно жить…
В жизни по-разному можно жить – А можно так:
Можно в беде, На рассвете встать –
а можно – в радости,И, помышляя о чуде,
Вовремя есть, вовремя пить,Рукой обожженной солнце достать
Вовремя делать гадости.И подарить его людям.
С. ОстровойПриложение 2
Добродетель и порок
добродетели пороки
Уроки 28–29
Тема урока ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Цель урока Создать условия для закрепления знаний за курс 6 класса
План урока 1. Зачетные вопросы.
2. Практические задания
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять все термины за курс 6 класса.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебой деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний 7 Обсуждение вопросов рубрики «В классе и дома», с. 104 Организует работу по обсуждению вопросов рубрики Отвечают на вопросы Фронтальная работа Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Обобщение и систематизация знаний и умений 24 1. Беседа-зачет по вопросам
(Приложение 1).
2. Задание в рабочей тетради для итогового повторения, с. 58–63.
3. Прочтение сказки Н. Лескова «Маланья – голова баранья»
(Приложение 2) 1. Организует беседу по зачетным вопросам.
2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу.
3. Знакомит учащихся со сказкой, определяет задание:
– Выделите жизненные принципы, выдвинутые писателем-мыслителем, и запишите их в тетрадь.
– Какие важные принципы сформировал автор в этой сказке? 1. Отвечают на зачетные вопросы.
2. Выполняют задание в рабочей тетради.
3. Знакомятся со сказкой, выделяют жизненные принципы 1. Фронтальная работа.
2. Индивидуальная работа.
3. Индивидуальная работа Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности.Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения познавательных задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности1. Устные ответы.
2. Записи в рабочей тетради.
3. Устные ответы
IV. Итоги урока.
Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Подводит итоги урока Определяют свое эмоцио-
нальное состояние на уроке Фрон-тальная
работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание2 Подготовка к защите проекта Конкретизирует домашнее задание Записываютдомашнее задание Индивидуальная работа Приложение 1
Зачетные вопросы
1. Что дает человеку познание самого себя?
2. Какое значение имеет самообразование?
3. Какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных?
4. Сильная личность – какая она?
5. Какие отношения называются межличностными?
6. Какие высшие чувства могут быть у человека?
7. Из каких слагаемых состоит успех в жизни?
8. Какие группы существуют в обществе?
9. Какие роли человек может играть в обществе?
10. Какую роль общение играет в жизни человека?
11. Как зарождается и как протекает конфликт в межличностных отношениях?
12. Могут ли поступки человека быть бесчеловечными?
13. Что такое гуманизм?
14. Что такое сострадание?
15. В чем состоит доброе дело, добрый поступок?
16. Что такое золотое правило морали?
17. Почему трудно победить страх?
18. Как смелость помогает преодолевать зло?
19. В чем проявляется гуманное отношение к окружающим?
20. Чем важна забота о слабых для общества и каждого человека?
Приложение 2
Маланья – голова баранья(сказка)
В одном глухом и отдаленном от городов месте была большая гора, поросшая дремучим лесом. У подошвы горы текла река, и тут стояло селение, где жили зажиточные рыболовы и хлебопашцы. От этого селенья шла через лес дорожка в другую деревню, а на этой дорожке в стороне на полянке стояла избушка, в которой жила бедная женщина по имени Маланья, а по прозванию «Голова баранья». Так прозвали ее потому, что считали ее глупою, а глупою ее почитали за то, что она о других больше, чем о себе, думала. Если, бывало, кто-нибудь попросит о таком, что нельзя сделать без того чтобы лишить себя каких-нибудь выгод, то такому человеку говорили:
– Оставь меня в покое; мне это не выгодно – вон там на пригорке живет Маланья – голова баранья: она не разбирает, чтоб ей выгодно и чтоб невыгодно, – ее и попроси, она, небось, сделает.
И человек шел на пригорок и просил у Маланьи, и если она могла ему сделать, о чем он просил, то она делала, а если не могла, то приветит, да приласкает и добрым словом утешит, – скажет:
– Потерпи, – Христос терпел и нам велел.
У Маланьи избушка была крошечная, так что только можно было повернуться около печечки, а жили здесь с нею сухорукий мальчик Ерашка, да безногая девочка Живулечка сидела на хромом стуличке. Оба они были не родня Маланье – голове бараньей, а чужие, – родных их разбойники в лесу закололи, а их бросили; поселяне их нашли и стали судить – кому бы их взять? Никому не хотелось брать безрукого да безногую, – никогда от них никакой пользы не дождешься, а Маланья услыхала и говорит:
– Это вы правду, добрые мужички, говорите: без рук, без ног ничего не обработаешь, а пить-есть надобно: давайте мне Ерашку с Живулечкой. Случается, что мне одной есть нечего – тогда нам втроем веселей терпеть будет.
Мужички захохотали.
– Беззаботная, – говорят, – Маланья, – прямая ты голова баранья, – и отдали ей и Ерашку, и девочку Живулечку.
А Маланья их привела и оставила у себя жить.
Живут часом с квасом, а порою с водою. Маланья ночь не спит: то богатым бабам пряжу прядет, то мужикам вязенки из шерсти вяжет, и мучицы, и соль заработает, и хворосту по лесу наберет – печку затопит и хлеба спечет, и сама поест, и Ерашку с Живулечкой покормит.
Сошлись перед вечером у колодца домовитые бабы и спрашивают Маланью:
– Как ты, Маланья – голова баранья, с ребятишками прокуратничаешь?
– А все хорошо, слава Богу, – отвечает Маланья.
– Чем же хорошо? ведь они у тебя бессчастные!
– А тем, бабоньки, и хорошо, что они бессчастные, – что на их долю немного нужно. Если бы они были посчастливее да позадачливей, – мне бы не послужить ими Господу Богу, а как они плохие да бездомные, что я им ни доспею – все это для них лучше того, как если бы я их не приняла да об них не подумала.
Покивали бабы головами и говорят:
– А ты еще вперед-то подумала ли: что с ними будет?
– Нет, – говорит Маланья, – я об этом не думала.
– Да как же так можно? Надо всегда о переду думать!
А Маланья отвечает:
– Что пользы думать о том, чего знать невозможно, даст Бог день – даст и пищу на день, а ночью нам всем есть покой на печечке.
– И то правда, – сказали бабы, – они – плохие, – может быть, и умрут скоро на твое счастье!
А Маланья руками замотала.
– Что вы! что вы! – говорит, – зачем смерть звать: я ее к себе на порог не хочу, – пусть она за дверьми присохнет.
Домовитые бабы распотешились и рассмеялись:
– Ну, Маланья, – говорят, – голова баранья, – да какая же ты удалая да смешная: саму смерть у порога засушить хочет.
Пошла Маланья к Ерашке с Живулечкой – понесла им водицы напиться дать и ее согреть в горшке, да головенки вымыть у припечка, а бабы стоят у колодца, – вслед ей смотрят и пересмеиваются. А к ним из лесу выходит старый старичок, на две клюки опирается.
– Бабоньки, – говорит, – кто у вас тут есть на селе жив человек, что пущает к себе неимущего путника?
А бабы ему отвечают:
– А ты чей человек и как тебя звать по отчеству?
Старик отвечает:
– Странник я света божьего, и имя мне Живая Душа на костыльках; приустал в пути да уснуть хочу.
– Мы не знаем тебя, – отвечали бабы, – и пустить к себе без мужиков не смеем, а мужики у нас строгие да грозные – придут, заругают нас.
– Что же, вы, видно, своих мужиков больше Бога боитесь. Бог-то, ведь, велел принять и покормить неимущего.
Бабы отвечают:
– И то правда твоя, странничек: Божье слово помним, а человеческого боимся.
Живая Душа покачала головой и говорит:
– А ведь это, бабоньки, по худу быть – так бы ведь вовсе не надобно. Пойду к самим мужикам: у них попрошусь.
Пошел к мужикам, и мужики его не пустили.
– Кто тебя знает, – сказали, – может быть, ты слабым прикинулся и сам разузнать хочешь, где у нас дорогое добро лежит, да ворам открыть, а может быть, у тебя на теле прыщи да вереды, а у нас избы чистые и полы стланные – иди-ка по тропиночке в гору, там есть бедная избушка, в ней живет Маланья – голова баранья, она всех пущает и тебя пустит.
– Спасибо вам, добрые хозяева, – отвечал старичок Живая Душа и пошел к Маланье.
А Маланья увидела его из окна и послала безрукого Ерашку, чтобы звать его ужинать.
Ерашка добежал к старику и кричит:
– Иди-ко-сь, дедко: тетушка Маланья наварила горшок снытки, сольцой посолила, зовет тебя ужинать.
Старик Живая Душа погладил Ерашку по голове.
– И то, – говорит, – к вам иду. Другие-то не пускают.
И только влез в избу, – тесно стало и сесть не чем, а Маланья говорит:
– Садись, дедушка, со ребятками ешь, а я постою.
Сел дедко и поужинал, и заговорил по-учтивому и по-ласковому.
– Спасибо, – говорит, – тебе, что не спросила, откуда я и как меня звать по имени, а посадила хлеба есть. Я теперь пойду в лес – у тебя тесно, – всем нам лечь негде.
– Что ты! что ты! Живая Душа божия! В лесу медведи и волки ходят – разве я тебя ночью туда выпущу! Всем место будет. Вот Ерашка на печку, а Живулечка за печку, а ты тут протянись, где простор опростается, а мне мое место найдется.
– Ну, будь по-твоему, – сказал старик, а сам думает «Где же это ей-то самой место будет?»
Лег, покрылся своей ветошью, да и уснул с одного вздоха от усталости, а после третьих петухов проснулся и видит – Маланья стоит на ногах и прядет кудель, которая у нее на колочек под потолком приткнута.
Посмотрел на нее старик одним глазком и говорит:
– Да ведь это ты, тетка, должно быть, и не ложилась.
А Маланья отвечает:
– Да мне, Живая Душа, и не хотелося.
Старик покачал головой и говорит:
– Ну-ну-ну! Водил, водил меня Господь долго по свету; думал я, что позабыл он меня и покинул, а он привел меня в отрадное место и сподобил узреть любовь чистую. Скажи теперь мне за то в одно слово, что у тебя есть в желании – и тебе то у Бога и выпрошу.
А Маланья говорит:
– Что мне недостает? я и так всегда радостна, а желаю только, чтобы смерть моего порога не переступала, а если придет, так чтобы за дверью присохла.
Старик отвечает:
– Что ж, так и будет.
Ушел старик, а смерть вот же тут и жалует; наряжена богатой казачкой в парчовом шугае с золотою пикою, юбка штофная, на боку стальная коса на золотой цепочке, чеканной на манер мертвых костей человеческих, вся рожа накрашена, черные зубы во рту белым платочком заслоняет и в избу просится.
– Покажи, – говорит, – мне детушек-голубятушек, я им принесла по медовому груздочку и по точеному яблочку.
А Маланья как взглянула на нее, так и признала ее, что это смерть, – вскричала ей:
– Хорошо им со мной и без яблочек, а тебя бы лучше не было, и присохни ты на одном месте.
Та и присохла и не может оторвать ног от того места, где пристала, а Маланья ее сухим хворостом заслонила, чтобы не видать ее было.
И славно бы дело сделалось, да пошли от селения ужасные стоны и слезы: сильный слабого теснит и бьет без милости, и нет на злодея в жестоком сердце его никакой угрозы, и как были люди жестоки, то стали еще жесточе того, и приходят к Маланье всякий день столько несчастных, сколько она во всю свою жизнь не видала, и она уже не может помогать им, и слышит, как они плачут и смерть кличут: «Смертюшка-матушка, где ты завеялась! зачем мир покинула! приди, укрой нас от злодеев наших немилостивых – без тебя они зазнались без памяти!»
Тут Маланья ума хватилась.
– Это я, – говорит, – дура, все лихо наделала, захотела поправлять дела Божии – чему быть, а чему не быть сотворенному. И завяла смерть, а заслонена у меня кучкой хвороста.
– Ах, спусти ее, матушка, умилосердися! Ведь вот уже сто лет у нас ни одних похорон не было, и обессердечили люди жестокие, а мы состарелись, измаялись. Спусти ее и их убрать от больших грехов, и нас – от страдания.
И пошла Маланья, развалила хворост, а смерть-то так уж не румяною казачкой глядит, а как паутиночка, и коса у ней вся заржавела.
– Иди, куда тебя Бог послал! – сказала Маланья смерти; и та колыхнулась и поплыла к селу паутинкою по сжатому полю, и послышался вскоре погребальный звон, и перекрестились бедняки, и встрепенулись богатые мужики.
– Мы, было, думали, – она навсегда кончилась, а вот она, как змея, из хворосту выскочила. Нельзя век лютовать и властвовать.
А убогие крестились и сами в гробы ложились.
– Устали, – говорят, – наши косточки – насилу дождались земли горсточки.
И обошла смерть все село за лесом и убрала все, что было нужно убрать, – а с другими вместе и Ерашку, и Живулечку, потому что было уже и безрукому, и безногой более чем по сто лет, а Маланья осталась жить и все живет, как прежде жила, и все то же делает, что и прежде делала, и все те умерли, кто звал ее «Маланьей – Головой бараньей», и сама она это имя позабыла. И как смерть обойдет весь свет да придет к ней и спросит:
– Как тебя звать?
Она старается вспомнить и никак вспомнить не может и говорит:
– Не знаю – верно, мое имя переменилось.
Смерть стала вопрошать: «как имя этой женщине?» А ей в ответ и упал с неба белый, как снег, чистый камень, как сердце обточенный, и на нем огнистым золотом горит имя: «Любовь».
Увидела это смерть и сказала:
– Ты не моя, нет твоего имени в моем приказе: любовь не умирает: ты доживешь до тех пор, когда правда и милосердие встретятся, и волк ляжет с ягненком и не обидит его. (Лесков Н. С. Соб. соч.: в 5 т. Т. 5. М.: Правда, 1981.)Уроки 30–31
Тема урока ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Тип урока Применение знаний и умений (защита проектов)
Цель урока Создать условия для обобщения и закрепления полученных результатов работы класса, отдельных учащихся; показать перспективу изучения обществознания
План урока 1. Защита индивидуальных проектов.
2. Обсуждение проектов
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять все термины за курс 6 класса.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебой деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний 7 Беседа на тему «Как готовились к защите проекта»
Организует беседу по вопросам:
– Чем вы занимались, готовя защиту своих проектов?
– Кто помогал вам выполнить эту работу?
– Из каких источников вы брали информацию?
– С какими трудностями столкнулись?
– Эта информация была для вас новой или вы все знали о своих предках? Отвечают на вопросы, дают развернутые, аргументированные ответы
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта Устные ответы
III. Защита проектов 24 Индивидуальные выступления учащихся с защитой
своих проектов на темы: «Что такое жизненный успех»; «Человек – творец добрых дел»; «Важный спутник таланта – труд»; «Протяни руку тому, кто рядом»; «Смелые люди живут вокруг нас»; «Кто такой – лидер» Организует выступления учащихся с индивидуальными сообщениями и презентациями
Защищают индивидуальные проекты, знакомят с индивидуальными презентациями, обсуждают выступления своих товарищей Индивидуальная
работа Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи; высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать Защита проектов
IV. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщениеполученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Трудно ли было справиться с подготовкой и оформлением презентаций?
– что вам больше всего понравилось при подготовке презентаций? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание 2 Подготовка к контрольной работе Конкретизирует задания Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Урок 32
Тема урока Итоговая контрольная работа
Дата урока Тип урока Контроль и коррекция знаний и умений
Цель урока Создать условия для проверки знаний и умений за курс 6 класса
методы и формы обучения Методы: контроля.
Формы: индивидуальнаяПланируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию.
Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно -познавательную мотивацию учения
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебой деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Контроль и коррекция знаний 33 Контрольное тестирование (Приложение) Формулирует задания, активизирует самостоятельную деятельность учащихся Выполняют задания контрольной работы Индивидуальная работа
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Тестовые задания
III. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения контрольной работы?
– Какие задания показались вам наиболее легкими? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание контрольного тестирования
Приложение
Контрольный тест
1. Что такое личность?
а) совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и в общении с другими людьми;
б) совокупность качеств человека, которые природа заложила в нем от рождения;
в) социальное существо, проявляющее свои биологические признаки;
г) сознание человека.
2. Самую важную роль в формировании личности ребёнка играют:
а) государство;б) школа;в) родители;г) друзья.
3. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности и общности интересов, это:
а) любовь;б) уважение;в) дружба;г) мораль.
4. Подростки наиболее откровенны:
а) с родителями;б) с учителями;в) с друзьями;г) со всеми в равной мере.
5. Какие виды потребностей вы знаете?
а) биологические, социальные, духовные; б) биологические, физиологические, духовные;в) биологические, социальные; г) биологические, отдыха, социальные.6. Человек является существом:
а) биологическим; б) социальным;в) биосоциальным;г) историческим.
7. Больше всего друзей человек имеет:
а) в детстве;б) в зрелом возрасте;в) в старости;г) независимо от возраста.
8. Соотнесите:
а) Игра 1) Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата
б) Общение 2) Особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых
в) Учение 3) Вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиям
г) Труд 4) Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений
9. Изменение и преобразование человеком окружающего мира:
а) деятельность; б) поведение; в) сознание; г) индивидуальность.
10. Индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно осуществлять деятельность:
а) эмоции; б) чувства; в) способности; г) мораль.
11. Верно ли, что индивидуальность: А. присуща каждому человеку? Б. проявляется в эмоциях и чувствах?
а) верно только А; б) верно только Б;в) верно и А, и Б;г) нет верного ответа.
12. Что такое деятельность? Приведите три примера разнообразной трудовой деятельности.
13. Михаил Юрьевич Лермонтов написал в своем стихотворении: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…».
О какой неудовлетворенной потребности человека идет речь?
14. Саша очень активен, является лидером класса и представляет наши интересы на совете школы. Он успешно занимается спортом, посещая секцию плавания. В кружке «Юный эколог» он организовал посадку молодых деревьев. А в школьном театре ему доверили главную роль в спектакле «Новогодняя сказка».
Определите, членом скольких групп является Саша.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
а в в в в в а а–2
б–3
в–4
г–1 а в в Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Содержание его: изменение и преобразование мира в интересах человека. Создание того, чего нет в природе. Умственный труд, физический и совместный – умственный и физический (строительство ледяного городка) Социальные потребности Является членом 5 групп
Уроки 33–34
Тема урока УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Цель урока Создать условия для закрепления знаний учащихся за курс 6 класса
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Подготовительный период Приблизительно за 3–4 недели до проведения конференции определить темы для небольших выступлений.
Примерная тематика выступлений: «Когда я говорю, что я личность, я имею в виду, что...»; «Что значит относиться к людям по-человечески»; «Без труда не прожить и дня»; «Спешите делать добро»; «Лидерство – плюсы и минусы в дружбе» и др.
Следует подсказать учащимся, что при подготовке сообщений полезно обратиться к дополнительной литературе, продумать оформление своего выступления. Таким оформлением могут быть как иллюстрации, рисунки, фотографии, так и стихи, отрывки из художественных произведений, презентации.
Учитывая, что у учеников 6 класса опыт публичных выступлений невелик, особенно важно перед уроком (за день-два) прослушать участников конференции, дать им советы, как лучше преподнести классу свой материал.
Для создания эмоционального настроя во время урока-конференции нужно в качестве эпиграфов к каждому выступлению использовать фрагменты художественной литературы из рубрики «Прочти после уроков». Эпиграфы можно заранее написать на доске или подготовить небольшие плакаты.
Эпиграфы:
«Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (Л. Н. Толстой).
«При мысли великой, что я человек, / Всегда возвышаюсь душою» (В. А. Жуковский).
«Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга» (В. А. Сухомлинский).
«Знания не даются без старания» (народная мудрость).
«Хочу я, чтоб добро к тебе пришло, / Как свет весенний, как тепло костра. / Пусть для тебя источником добра / Не станет то, что для другого – зло» (А. Кешоков)
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления.
Получат возможность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебой деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Обобщение и систематизация знаний 33 Выступления учащихся по темам: «Когда я говорю, что я личность, я имею в виду,
что...»; «Что значит относиться к людям по-человечески»; «Без труда не прожить и дня»; «Спешите делать добро»; «Лидерство – плюсы и минусы в дружбе» Организует выступления учащихся, создает психологические условия для преодоления страхов перед публичным выступлением Выступают с индивидуальными сообщениями, сопровождают их иллюстративным материалом; обсуждают выступления своих товарищей, пытаются объективно оценить себя и одноклассников Индивидуальная и фронтальная работа Личностные: выражают устойчивый учебно-познавательный интерес.
Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом
конечного результата.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания Устные выступления по заданной теме
III. Итоги урока. Рефлексия 5 Обсуждение выступлений, подведение итогов Подводит итоги конференции, оценивает работу учащихся Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке