Технологические карты уроков обществознания Боголюбов 6 кл 9-20
Уроки 9–10
Тема урока НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ
Тип урока Комбинированный
Цель урока Создать условия для формирования у учащихся представления о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха
Образовательные ресурсы Презентация «На пути к жизненному успеху» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/urok-na-puti-k-zhiznennomu-uspekhu
План урока 1. Слагаемые жизненного успеха. 4. Поддержка близких – залог успеха.
2. Привычка к труду помогает успеху. 5. Выбор жизненного пути
3. Готовимся выбирать профессию.
Личностно значимая проблема «Человек, которому повезло, – это человек, который делал то, что другие только собирались сделать» (Бернард Шоу)
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Основные понятия Жизненный успех
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Универсальные учебные действия (УУД) Формы контроля
I. Мотивация
к учебной деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний 7 Беседа на тему «Слагаемые жизненного успеха» Организует беседу по вопросам:
– как распознать свои способности?
– Что вы знаете о разных профессиях?
– Что побуждает человека к деятельности?
– Как найти дело по душе? Нужно ли планировать свою жизнь? В чем смысл поговорки «Терпение и труд все перетрут»? какой образ жизни можно назвать достойным? Рассуждают, выказывают свою точку зрения при ответах на поставленные вопросы Фронтальная работа Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Изучение нового
материала 17 1. Презентация «На пути к жизненному успеху».
2. Работа с текстом учебника
3. Анализ высказываний
4. Прочтение и обсуждение притчи и стихотворения (Приложение).
5. Работа с учебником, рубрика «Жил на свете человек» 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Делит учащихся на группы, организует самостоятельную работу по материалам рубрик, проводит обсуждение.
1-я группа – отвечает на вопросы рубрики «Жил на свете человек», с. 44;
2-я группа – отвечает на вопросы рубрики
«Путешествие в прошлое», с. 41.
3. Организует работу по обсуждению высказываний:
«Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его» (Библия. Пр. 16. 9); «Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают» (М. Горький); «Человек, однажды победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой победе» (Г. К. Жуков); «Недалекие люди верят в удачу, сильные люди – в причину и следствие» (Р. Эмерсон).
– Из чего складывается жизненный успех человека?
4. Знакомит учащихся с притчей и стихотворением, создает условия для проведения дискуссии по вопросам:
– Какова основная мысль притчи и стихотворения? Что помогло лягушке спастись? В чем смысл жизни видит автор стихотворения? А в чем вы видите свой смысл жизни?
5. Знакомит с биографией дворянина А. С. Норова (1795–1869), предлагает учащимся обсудить, что помогло ему добиться успеха в жизни 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
2. Выполняют задания, обсуждают новую информацию, отвечают на вопросы.
3. Знакомятся с высказываниями, объясняют их смысл, анализируют, отвечают на поставленные вопросы.
4. Знакомятся с притчей и стихотворением, высказывают свое мнение, рассуждают, участвуют
в дискуссии.
5. Читают и анализируют текст, активно принимают участие в обсуждении проблемного вопроса 1. Индивидуальная работа
2. Групповая работа.
3. Фронтальная работа
4. Фронтальная работа.
5. Групповая работа Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) 2. Устные ответы.
3. Устные ответы
4. Устные ответы.
5. Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Задания в рабочей тетради, № 1–2, 4–5, с. 23–25 Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль Выполняют задания в рабочей тетради Индивидуальная работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетрадиПроверка выполнения
заданий
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Что такое профессиональный успех?
– Любыми ли средствами можно идти к желаемому успеху? Почему? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание 2 § 5. задания рубрики «В классе и дома», с. 47–48 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение
Материал для дискуссии Лягушка*
Лягушка в грязную попалась колею,
И не могла оттуда выбраться никак...
Она все пробовала эдак и вот так...
Но... ничего: – Ах, помогите, я молю!
И помогали ей друзья и все, кто мог.
Но, видно, волею судьбы она попалась,
Как будто смерть к ней потихоньку подобралась,
И этот вечер был – ее последний срок.
Но поутру друзья увидели ее
Не в колее, а на веселенькой полянке!
– Как уцелела ты? – спросили обезьянки...
(Да, что за чудо совершилось для нее!)
– По колее шел грузовик и приближался...
А я обязана была себя спасти,
Из колеи дорожной ноги унести.
Так, он спасителем невольным оказался!
Какое чудо помогает человеку, Когда друзья не в состоянии помочь? Когда он в грязной колее, когда невмочь... Таким же способом является он в Мекку.
Эдуард Асадов «о смысле жизни»
– В чем смысл твоей жизни? – меня спросили, –
Где видишь ты счастье свое, скажи?
– В сраженьях, – ответил я, – против гнили
И в схватках, – добавил я, – против лжи!
По-моему, в каждом земном пороке,
Пусть так или сяк, но таится ложь.
Во всем, что бессовестно и жестоко,
Она непременно блестит, как нож.
Ведь все, от чего человек терзается,
Все подлости мира, как этажи,
Всегда пренахальнейше возвышаются
На общем фундаменте вечной лжи.
И в том я свое назначенье вижу,
Чтоб биться с ней каждым своим стихом,
Сражаясь с цинизма колючим льдом,
С предательством, наглостью, черным злом,
Со всем, что до ярости ненавижу!
Еще я хочу, чтоб моя строка
Могла б, отверзая тупые уши,
Стругать, как рубанком, сухие души
До жизни, до крохотного ростка!
Есть люди, что, веря в пустой туман,
Мечтают, чтоб счастье легко и весело
Подсело к ним рядом и ножки свесило:
Мол, вот я, бери и клади в карман!
Эх, знать бы им счастье совсем иное:
Когда, задохнувшись от высоты,
Ты людям вдруг сможешь отдать порою
Что-то взволнованное, такое,
В чем слиты и труд, и твои мечты!
Есть счастье еще и когда в пути
Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться к человеку,
Подставить плечо ему и спасти.
И в том моя вера и жизнь моя.
И, в грохоте времени быстротечного,
Добавлю открыто и не тая,
Что счастлив еще в этом мире я
От женской любви и тепла сердечного...
Борясь, а не мудрствуя по-пустому,
Всю душу и сердце вложив в строку,
Я полон любви ко всему живому:
К солнцу, деревьям, к щенку любому,
К птице и к каждому лопуху!
Не веря ни злым и ни льстивым судьям,
Я верил всегда только в свой народ.
И, счастлив от мысли, что нужен людям,
Плевал на бураны и шел вперед.
От горя – к победам, сквозь все этапы!
А если летел с крутизны порой,
То падал, как барс, на четыре лапы
И снова вставал и кидался в бой.
Вот то, чем живу я и чем владею:
Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
А жить по-другому и не умею,
Да и, конечно же, не хочу!
Урок 11
Тема урока ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО теме «ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ»
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Цель урока Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности
Образовательные ресурсы Селезнева, Е. В. Я познаю мир: Психология: дет. энциклопедия [Текст ]/ Е. В. Селезнева. – М. : АСТ-Астрель, 2002
План урока 1. Работа с дополнительным материалом.
2. Выполнение заданий рабочей тетради
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия Человек, личность, отличительные признаки, качества личности, воля; потребности, мысли, чувства, действия, эмоции, познания, умозаключения, суждения; подросток, отрочество, взрослениеПланируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация
к учебyой деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная
работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний 7 Беседа «Личностные качества человека» Организует беседу по вопросам:
– Что побуждает личность к деятельности?
– Что такое потребности человека?
– Каким способом человек может добиться личного успеха? Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственные выводы Фронтальная работа
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Обобщение и систематизация знаний и умений 24 1. Анализ высказываний (Приложение 1).
2. Работа с дополнительным материалом
(Приложение 2).
3. Тест «Какой у тебя темперамент?» (Приложение 3).
4. Задания в рабочей тетради (выполняются задания к главе I, которые не были выполнены ранее) 1. Знакомит с высказываниями по теме урока, организует обсуждение:
– Согласны ли вы с высказываниями великих философов и писателей? Прокомментируйте каждое высказывание.
2. Организует прочтение сочинения ученицы 9 класса о личности человека, организует дискуссионную беседу по вопросам:
– Каково основное содержание этого сочинения?
– Что представляет собой личность в понимании автора?
3. Организует работу над тестом, проводит его анализ.
4. Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы в рабочих тетрадях 1. Знакомятся с высказываниями, комментируют высказывания, отвечают на поставленный вопрос.
2. Знакомятся с сочинением, обсуждают поставленные учителем вопросы, выказывают собственное мнение.
3. Отвечают на вопросы теста, определяют его результаты.
4. Самостоятельно выполняют задания 1. Фронтальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
4. Индивидуальная работа
Личностные: оценивают жизненные ситуации.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личностных характеристиках человека; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности 1. Устные ответы.
2. Устные ответы, записи в тетради.
4. задания в рабочей тетради
IV. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Отвечают на вопросы:
– Может ли развиваться человек, если он растет вне человеческого общества?
– Каждый ли человек становится личностью?
– Как темперамент влияет на человека?
– Почему для человека очень важны социальные потребности? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание2 § 1–5. повторение Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение 1
Великие философы, писатели о смысле жизни
«Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега» («Слова Ванталы», изречение 19).
«Только два сорта людей по-настоящему интересны – те, кто знает о жизни решительно все, и те, кто ничего о ней не знает» (Оскар Уайльд).
«Тщеславное желание показать, что тебе доверили тайну, обычно становится главной причиной ее разглашения» (С. Джонсон).
«Верю – чтобы понимать» (Аврелий Август).
«Совершенствование человека – смысл жизни» (Максим Горький).
«Когда сомневаешься – говори правду» (Марк Твен).
«Глуп тот, кто недоволен тем, что происходит по законам природы» (Эпиктет).
«Основа всякой мудрости есть терпение» (Цицерон).
Приложение 2
Сочинение «Я – личность»
Вы говорите – ПЛОХО! А я отвечаю – ОТЛИЧНО! Вам меня не сломить, Потому что Я – ЛИЧНОСТЬ!
Мы сейчас находимся в возрасте, который очень точно называется переходным. В школе многое рассказывают о физических изменениях нашего тела, о смене социального статуса. А в реальной жизни мы сталкиваемся с непониманием.
Больше всего проблем доставляет именно неопределенность нашего статуса, ведь для одних взрослых людей мы еще дети, другие же обращаются с нами и требуют от нас, как от взрослых.
Очень обидно, когда на тебя вешают ярлык: «Ты уже такой большой, а ведешь себя, как маленький». Мне кажется, непонимание рождается там, где имеет место обычная невнимательность друг к другу, нежелание понимать и идти навстречу. Конечно, в этом сложном возрасте и мы – не подарки, ведь нам нужно не только принять новый статус, но и привыкнуть к изменениям внутри себя. Поэтому любой контакт, который может выставить нас в невыгодном свете, воспринимаем как агрессию. Поэтому становимся подозрительными к словам: что там за внешней оболочкой, каков истинный смысл сказанного? Но именно поэтому и ценим больше всего настоящее внимание, попытку понять, терпеливость в общении со стороны взрослых.
Мне очень повезло с родителями. Наши взаимоотношения мне кажутся почти идеальными, наверное, потому, что и мама, и папа заняты любимым и интересным для них делом, у них нет времени на то, что в психологии называют «гиперопекой». Мы общаемся доброжелательно и открыто, не говорим о том, о чем не знаем, и не стараемся казаться, а просто мы такие, какие есть.
Но нельзя объять необъятное. Каждый человек – личность, а к личности нужен индивидуальный подход.
Я склоняюсь к мысли, что быть ЛИЧНОСТЬЮ – это быть просто человеком, к чему-то стремиться и что-то терять, познавать новое, помогать окружающим, не бояться делать выбор, жить в согласии с совестью. Ведь у каждого – свой путь, свой характер. И все по-своему являются личностью.
Хвостова Ольга, ученица 9 «Б» класса, г. Рубцовск. (URL : http://rb.asu.ru/public/uploads/1268992014_YA_-_LICHNOST.doc)
Приложение 3
Тест «Какой у тебя темперамент?»
Темперамент – это индивидуальные свойства психики, которые составляют основу развития характера. Важно отметить, что темперамент почти не меняется в течение жизни. Не бывает «плохих» или «хороших» типов темперамента: все они имеют сильные и слабые стороны. Всего существует четыре разновидности темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В «чистом» виде они встречаются редко, однако один из них обычно преобладает.
Ответив на вопросы нашего психологического теста, Вы определите свой тип темперамента, а также узнаете его сильные и слабые стороны. Эти знания помогут Вам достигнуть значительных успехов в общении с окружающими.
1. Какой у вас характер?
а) Спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, миролюбивый.
б) Робкий, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный.
в) Энергичный, неугомонный, шаловливый, горячий, задиристый.
г) Жизнелюбивый, оптимистичный, компромиссный, общительный, склонный к риску.
2. Какие эмоции вы наиболее часто испытываете?
а) Положительные, бурных реакций нет. б) Страх. в) Гнев, бурные эмоции. г) Положительные эмоции, много смеется.
3. Какие игры вам нравятся?
а) Уединенные, тихие, спокойные.б) Уединенные, тихие; подвижные и шумные – только с близкими.
в) Азартные, шумные, подвижные, даже агрессивные. г) Всякие, но чтобы было весело.
4. Как реагируете на наказание?
а) Практически без эмоций. б) Негативно, с обидой. в) На словесные – спокойно, на другие – с бурным протестом. г) Спокойно.5. Как ведете себя в неожиданных ситуациях?
а) Малоэмоционально. б) Пытаетесь избежать этой ситуации (инстинкт самосохранения).
в) Пытаетесь сопротивляться (потребность борьбы).г) Проявляете любопытство (выраженное позитивное отношение).
6. Насколько вы общительны?
а) Предпочитаете уединение. б) Предпочитаете уединение, общителен только с близкими.
в) Нуждаетесь в зрителях и сподвижниках.г) Любите общество и взрослых, и детей, знакомитесь быстро.
7. Какое положение вы занимаете среди сверстников, есть ли лидерские качества?
а) Авторитета и качеств лидера не имеете.б) Не лидер, авторитет имеете в узком кругу друзей.
в) Сам себя выдвигаете лидером, но сверстники по-разному к этому относятся. г) Прирожденный лидер, душа компании.
8. Особенности памяти.
а) Запоминаете медленно, но запоминаете и почти не забываете целое (хорошая долговременная память).
б) Запоминаете по-разному, больше вникаете в мелочи (неуверенность в себе мешает долговременной памяти, а то, что много отвлекаетесь, – кратковременной).
в) Быстро запоминаете детали, но быстро забываете (кратковременная память хорошо развита, долговременная – в зачаточном состоянии).
г) Быстро и легко схватываете целое и долго помните (хорошая долговременная и кратковременная память).
9. Как усваивается новое?
а) Медленно, зато обстоятельно.б) Зависит от обстоятельств.в) Схватываете на лету, но быстро забываете.г) Быстро и легко.
10. Утомляемость:
а) Очень низкая (почти не устаете).
б) Высокая (любая деятельность вызывает упадок сил).
в) Иногда средняя, а иногда высокая (зависите от своих эмоций).
г) Средняя (устаете соразмерно деятельности).
11. Особенности речи.
а) Медленная, без жестов, невыразительная.
б) Тихая и неуверенная, но выразительная.
в) Речь эмоциональная, отрывистая, быстрая, постоянно переходит в крик; тараторите, глотаете слова и слоги.
г) С жестами и мимикой, выразительная, живая.
12. Движения:
а) Солидные, неторопливые, нерасторопные. б) Суетливые, неточные, неуверенные. в) Резкие, порывистые. г) Ритмичные, точные, уверенные.13. Привыкание к школе:
а) Боязнь нового, нежелание перемен, долгая адаптация.
б) Долгое привыкание, трудная адаптация.
в) Легкое привыкание к новой обстановке, неохотное подчинение требованиям взрослых.
г) Адаптация легкая и быстрая.
14. Особенности сна.
а) Засыпаете быстро, спите спокойно, состояние после сна вялое, сонное.
б) Укладываетесь спать долго, но засыпаете быстро, после сна состояние веселое.
в) Засыпаете долго и трудно, сон беспокойный, после сна состояние самое разное: от самого плохого, до самого хорошего.
г) Засыпаете быстро, сон крепкий, после сна состояние веселое.
Результаты.
• Если в основном встречаются варианты а), то вы – флегматик.
• Если в основном встречаются варианты б), то вы – меланхолик.
• Если в основном встречаются варианты в), то вы – холерик.
• Если в основном встречаются варианты г), то вы – сангвиник.
1. сангвиник – эмоционален и отличается хорошей работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.
Сильные стороны: активен, полон энергии, легко берётся за новое дело. Легко переживает неудачи. Легок в общении, быстро становится душой компании. Из него получится хороший руководитель или оратор.
Слабые стороны: нередко поверхностен в общении. Очень зависим от новых впечатлений, без них он станет вялым и безразличным.
2. Флегматик – спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.
Сильные стороны: надежный, уверенный в себе, упорный и настойчивый. Может качественно выполнять даже самую монотонную работу. Стрессоустойчив и уравновешен.
Слабые стороны: очень ранимый, глубоко и долго переживает любые конфликты. Медлителен, долго принимает решения. Плохо относится к переменам.
3. холерик – отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать. Обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.
Сильные стороны: прирождённый лидер, который страстно отдаётся своему делу, вкладывая в него всю силу и энергию. Обладает сильным самоконтролем в критических ситуациях. Творчески подходит к решению любых проблем.
Слабые стороны: часто не доводит дело до конца, так как пытается делать несколько дел одновременно и быстро истощается. Неуравновешен, порою агрессивен. Характерны частые смены настроения.
4. Меланхолик – быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен. Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.
Сильные стороны: имеет глубокий внутренний мир. Обладает высокой чувствительностью. Хорошо справляется с интеллектуальной деятельностью. Достигает значительных успехов в творчестве.
Слабые стороны: чрезвычайно ранимый. Долго и тяжело принимает решения, постоянно сомневается. Податлив по отношению к внешним воздействиям. (URL: http://mama.neolove.ru/education/test_na_temperament_rebenka.html)
Уроки 12–13
Тема урока МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель урока Способствовать формированию начальных обществоведческих знаний, представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми
Образовательные ресурсы Презентация «Отношения между людьми» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_10287.html
Карточки с ситуациями по теме урока
План урока 1. Какие отношения называются межличностными.
2. Чувства – основа межличностных отношений.
3. Виды межличностных отношений
Личностно значимая проблема «Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» (Л. Н. Толстой)
методы и формы обучения Методы: объяснительно-иллюстративный.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные понятия Дружба, товарищество, знакомство
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.
Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебной деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний 7 Беседа по теме «Межличностные отношения» Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Можно ли назвать личностью животное?
– Что такое чувства?
– Какие чувства ты знаешь?
– Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся? Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск нужной информации Устные ответы
III. Изучение нового материала 17 1. Презентация «Отношения между людьми».
2. Задания в рабочей тетради, № 1–3,
с. 29–30.
3. Притча о дружбе и любви
(Приложение 1).
4. Задания по карточкам: определить стили межличностных отношений (Приложение 2).
5. Работас учебником, рубрики «Жил на свете человек», с. 53, «Путешествие в прошлое», с. 54, «Картиннаягалерея», с. 55
1. Показывает и комментирует слайды презентации, знакомит учащихся с понятием «межличностные отношения».
2. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради.
3. Знакомит с притчей, проводит беседу по вопросам:
– Почему дружба так важна для людей?
– Кого ты можешь назвать настоящим другом?
– Какие качества важны в дружеских отношениях?
– Какие чувства испытывает человек к своему другу?
4. Выдает карточки с описанием ситуаций, комментирует задание
5. Организует знакомство с материалами рубрик, проводит обсуждение по вопросу учебника:
– Рассмотрите иллюстрацию картины Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе михайловском»(1875).
– Как вы думаете, почему дружба так важна для людей?
– Что объединяет друзей крепче всего?
– Известны ли вам другие примеры истинной дружбы?
– Почему разлука с другом переживается человеком как несчастье? 1. Знакомятся с новой информацией, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы.
2. Самостоятельно выполняют задания.
3. Знакомятся с притчей, активно принимают участие в ее обсуждении, высказывают собственное мнение.
4. Выполняют задания на карточках.
5. Знакомятся с текстом рубрик, рассматривают иллюстрацию; аргументированно отвечают на вопросы, высказывая собственную точку зрения 1. Индивидуальная работа.
2. Индивидуальная работа.
3. Фронтальная работа.
4. Работа в парах.
5. Фронтальная работа
Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) 1. Запи-си в тетради.
2. Задания в рабочей тетради.
3. Уст-ные ответы.
4. Задания по карточкам.
5. Уст-ные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Задания в рабочей тетради, № 4–6, с. 31–32 Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради Выполняют задания в рабочих тетрадях Индивидуальная работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетрадиПроверка выполнения
заданий
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Организует беседу по вопросам:
– В чем состоят основные особенности межличностных отношений?
– Что такое «взаимопонимание»?
– Чем отличаются деловые и личностные отношения? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результат уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание2 § 6. задание в рабочей тетради, № 8, с. 33 Объясняет домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение 1
Притча о дружбе и любви
Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Приложение 2
Задания на карточках
определить стили межличностных отношений:
Ситуация 1. Двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться.
Ситуация 2. Президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров.
Ситуация 3. Учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой.
Ситуация 4. Родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю.
Ситуация 5. Учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка.
Уроки 14–15
Тема урока ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель урока Способствовать формированию представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми
Образовательные ресурсы Презентация «Ты и твои товарищи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-3838
План урока 1. Какие бывают группы. 4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает.
2. Группы, которые мы выбираем. 5. О поощрениях и наказаниях.
3. Кто может быть лидером. 6. С какой группой тебе по пути
Личностно значимая проблема Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты
методы и формы обучения Методы: частично-поисковый.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия Социальная среда подростка, прямое влияние окружающих, косвенное влияние
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебной деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний 4 Беседа по теме «Почему человек не может выжить в одиночку?» Организует диалог с учащимися по вопросам: Почему люди в древности не могли жить в одиночку? Зачем они стали объединяться в группы? В какие группы они объединялись? В наше время люди объединяются в группы? Можно ли входить в разные группы одновременно? Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения Фронтальная работа Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Изучение нового материала 20 1. Презентация «Ты и твои товарищи».
2. самостоятельная работа с текстом учебника, с. 58–61.
3. Задания в рабочей тетради, № 1, 2, с. 34.
4. Работа с материалами учебника, рубрики «Картинная галерея», с. 63, «Жил на свете человек», с. 65 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Поясняет задания, выполняемые учащимися, нацеливает на самостоятельную работу:
– прочитайте текст, ответьте на вопросы, запишите виды подростковых групп (приведите примеры).
3. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради, контролирует выполнение, проводит проверку.
4. Проводит беседу по вопросам:
– Какая группа людей изображена на картине? Кто среди этих людей лидер? Каким изобразил его художник? Чем занимаются другие люди? Каково их положение в группе? Что можно сказать о группе детей, описанных в книге А. П. Гайдара? 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию.
2. Читают текст, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях.
3. Выполняют задания.
4. Рассматривают и анализируют картину. Читают текст, отвечают на вопросы - 1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная, индивидуальная работа.
3. Индивидуальная работа.
4. Фронтальная работа Личностные: оценивают жизненные ситуации.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личностных характеристиках человека; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности 1. Запи-си в тетради.
2. Записи в тетрадях.
3. Задания в рабочей тетради.
4. Уст-ные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Работа с рубрикой «В классе и дома», с. 66 Поясняет задания, выполняемые учащимися устно Выполняют задания в учебнике, отвечают на вопросы Индивидуальная работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации Устные ответы
V. Итоги урока.
Рефлексия 5 Обобщение полученных
на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Зачем люди объединяются в группы?
– Какие группы людей ты знаешь?
– Какие дела может совершать группа? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся
Домашнее задание 2 § 7. вопросы, с. 66 Объясняет домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Уроки 16–17
Тема урока ОБЩЕНИЕ
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель урока Способствовать формированию представлений о том, что помогает человеку общаться с другими людьми
Образовательные ресурсы Презентация «Зачем люди общаются» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/571552/
План урока 1. Что такое общение.
2. Каковы цели общения.
3. Как люди общаются.
4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
5. «Слово – серебро, молчание – золото»
Личностно значимая проблема «Слово – тень дела» (Демокрит)
методы и формы обучения Методы: частично-поисковый.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия Средства общения, речевое и неречевое общение
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.
Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебной деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Акту-ализация знаний 4 Беседа по теме «Зачем люди общаются?» Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Может ли человек прожить без общения?
– Зачем человеку речь?
– Только ли речь можно использовать для общения? Отвечают на вопросы Фронтальная работа Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Устные ответы
III. Изучение нового материала 20 1. Презентация «Зачем люди общаются».
2. Работа с учебником, рубрики «Жил на свете человек», с. 70–71, «Картинная галерея», с. 73.
3. Работа с дополнительным материалом «Язык жестов» (Приложение 1).
4. Задания в рабочей тетради, № 4–6, с. 38–40.
5. Обсуждение притчи о языке (Приложение 2) 1. Показывает и поясняет слайды презентации, организует обсуждение новой информации
2. Предлагает прочитать текст о Ю. Б. Левитане и рассмотреть иллюстрацию картины В. Г. Перова «Охотники на привале» (1871).
Организует беседу по вопросам:
– Как вы думаете, в чем была сила влияния Левитана на людей?
– Какое общение изобразил В. Г. Перов? Что выражают глаза, жесты, мимика каждого из охотников? Как ты думаешь, о чем охотники ведут разговор? Какие качества людей, увлеченных охотой, запечатлел художник?
3. Знакомит учащихся с новой информацией об использовании у разных народов неречевых видов общения – языка жестов.
4. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради.
5. Знакомит с текстом притчи и предлагает объяснить, в чем ее мораль 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.
2. Читают текст, рассматривают иллюстрацию, рассуждают, аргументированно отвечают на вопросы.
3. Показывают жестикуляцию используемую в разговоре со своими друзьями.
4. Выполняют задания.
5. Высказывают собственное мнение об основной мысли притчи, обсуждают мнения своих товарищей 1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Фронтальная работа.
4. Индивидуальная работа.
5. Фронтальная работа Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером1. Записи в тетради.
2. Устные ответы.
3. Устные ответы.
4. Задания в рабочей тетради.
5. Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Задания рубрики «В классе и дома», с. 74–75 Поясняет задания, выполняемые учащимися, организует обсуждение вопросов учебника Выполняют задания учебника Фронтальная работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетрадиОпрос
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщениеполученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Какое значение для человека имеет общение?
– Каким бывает общение? Как часто вы используете неречевой вид общения? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся
Домашнее задание 2 § 8. Объяснение домашнего задания
задания в рабочей тетради, № 2, 7, с. 37, 40 Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение 1
Язык жестов
Человек привык помогать своей мысли руками. Жестикулируя, он эмоционально окрашивает речь, делает ее более образной, доходчивой. Так, в странах Латинской Америки язык жестов и вовсе необходимая в беседе вещь. Вас просто не поймут либо примут за чужака, если вы в разговоре не будете пользоваться характерными движениями. Более того, в Колумбии существует огромный словарь употребляемых латиноамериканцами жестов. Как вы думаете, сколько повседневных (а не каких-то экзотических) бытовых телодвижений в ходу у южноамериканцев? Две тысячи! Европеец, русский человек, особенно северянин, конечно же, сдержаннее.
Один из английских исследователей приводит такие данные: за час разговора финн жестикулирует только один раз. А вот южане – итальянцы, французы – ой как любят поговорить руками! Первый в часовой беседе использует жестикуляцию 80 раз, второй – 120. И все же никто не сравнится со среднестатистическим мексиканцем – 180 жестов в шестидесятиминутном разговоре. Впрочем, всему есть свое объяснение. Правивший в V веке до нашей эры тиран Сиракуз (это нынешняя Сицилия) Дионисий I под страхом смерти запретил разговоры на улице. Так что волей-неволей тогда сицилийцам приходилось переходить на язык жестов. Повлияло, вероятно, и то, что та же Сицилия в древности представляла из себя столпотворение народов: греки, римляне, арабы, варвары. Как общаться? Помогал универсальный язык – жесты.
Это, по-видимому, со временем вошло в традицию, стало национальной чертой южноевропейцев. То же самое и с многочисленными индейскими племенами в Южной Америке. Знающие только свой диалект, они прекрасно понимали друг друга, используя определенные «международные» жесты. До сих пор способны обходиться без слов австралийские аборигены. Бережно хранящие свои обычаи, они запрещают говорить женщинам, у которых мужья ушли на охоту.
Не разговаривают юноши в период инициации (посвящения в мужчины). Но не разговаривают языком, губами, звуками, то есть обычным образом. Зато с помощью жестов – болтают! Это разрешается. В общем, разговор без жеста почти немыслим. Но поймут ли друг друга на этом языке иностранцы? Едва ли. Судите сами.
У наших соседей болгар отрицание «нет» – это то, что у нас «да», то есть кивок головой сверху вниз. А их «да» – это наше «нет». Арабы, говоря «нет», не соглашаясь с чем-либо, наклоняют голову назад и прищелкивают языком, турки – вздергивают подбородок, сужают глаза и тоже делают характерный звук языком.
Испанцы и португальцы в таких случаях отводят от себя руки. Японцы покачивают кистью от себя к себе. Малайцы, выражая несогласие, опускают глаза…
Своеобразны у разных народов и приветственные жесты. Египтяне, словно военные, прикладывают ладонь ко лбу. Жители Лапландии, встретив друг друга, трутся носами, а самоанцы принюхиваются. Китайцы пожимают руки сами себе. Латиноамериканцы обнимаются и хлопают друг друга по спине: голова справа – три хлопка, голова слева – три хлопка. Полинезийцы тоже обнимаются, но при этом трут спины, а не ударяют по ним.
Испанцы и мексиканцы выражают радость, прикладывая к губам три сложенных вместе пальца и воспроизводя звук поцелуя. Довольный бразилец возьмется за мочку уха. Жест «внимание!» у итальянцев заключается в оттягивании левым указательным пальцем нижнего века. А вот у австрийцев так выражают презрение. Тибетцы показывают незнакомцам язык. Это значит: все хорошо, зла от меня не жди…
Приложение 2
Притча о языке
Один король приказал своему слуге: «Принеси мне такое кушанье, вкуснее которого нет на свете!». Слуга пошёл на рынок и купил язык. Попробовал его король и пришел в восторг от прекрасно приготовленного блюда. Через некоторое время король вызвал к себе слугу и приказал доставить ему самое горшее из всех блюд, какие есть в мире. Слуга снова пошел на рынок и купил… язык.
– Я требовал, чтобы ты принес самое горшее блюдо, а ты снова принес язык, – рассердился король.
– Ваше величество! – сказал слуга. – На свете нет ничего приятнее умных слов и ничего горше дурных слов. Все дело в языке…
Уроки 18–19
Тема урока КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель урока Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения
Образовательные ресурсы Презентация «Почему нужно быть терпимым» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/579564/
План урока 1. Как возникает межличностный конфликт.
2. «Семь раз отмерь…».
3. Как не проиграть в конфликте
Личностно значимая проблема Конфликт может разразиться по поводу общей изгороди или общей границы, из-за того, кому мыть посуду или подметать пол. Если люди относятся нетерпимо к моральным, культурным, религиозным, политическим или иным различиям между ними, конфликт неизбежен, и его последствия зачастую бывают тяжелыми
методы и формы обучения Методы: проблемного изучения в обучении.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия Терпение, конфликт, конфликтная ситуация
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: сохранять достоинство в конфликте.
Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействияУниверсальные учебные действия (УУД) Формы контроля
I. Мотивация
к учеб-ной деятельности 2 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная
работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженно-
го в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Акту-ализация знаний 4 Беседа по теме «Почему нужно быть терпимым».
Обсуждение рубрики «Обсудим вместе», с. 76 Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Какие правила общения тебе известны?
– К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?
Предлагает ученикам прочитать ситуацию, в которую попал мальчик Андрей Отвечают на вопросы, читают и обсуж-
дают ситуацию с Андреем Фронтальная работа Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются
в разнообразии способов их решения.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Изучение нового материала 20 1. Презентация «Почему нужно быть терпимым».
2. Притчао терпении
(Приложение).
3. Работа с текстом учебника и схемой, с. 76–77.
4. Работа с материалами рубрик: «Картинная галерея», с. 78, «Путешествие в прошлое», с. 77.
5. Задания рубрики «В классе и дома», с. 82–83, № 1–3.
6. Работа с рубрикой «Учимся вести себя в ситуации конфликта», с. 83 1. Показывает и поясняет слайды презентации.
2. Читает притчу, организует диалог с учащимися по вопросам:
– В чем мораль этой притчи?
– А если у человека при общении с другими не хватает терпения, что может произойти?
3. Рассказывает о понятии «межличностный конфликт», о причинах возникновения различных конфликтов и с помощью схемы учебника предлагает разобрать последовательность развития конфликтной ситуации.
4. Организует прочтение текста и обсуждение картины Н. Н. Ге:
– По каким признакам можно достоверно судить, что перед нами конфликт?
– Как ведут себя герои?
– Кто перед кем виноват?
5. Организует работу по выполнению практических заданий.
6. Знакомит с правилами общения в конфликтной ситуации
1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.
2. Отвечают на вопросы.
3. Слушают учителя, рассматривают и анализируют схему.
4. Читают тексты, рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.
5. Выполняют задания.
6. Знакомятся с правилами, обсуждают их 1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
4. Фронтальная работа.
5. Фронтальная работа.
6. Фронтальная работа Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; оценивают собственную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения) 1. Запи-си в тетради.
2. Уст-ный опрос.
3. Задания в рабочей тетради.
4. Уст-ное задание.
5. Прак-тическая работа.
6. Уст-ные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Задания в рабочей тетради, № 1–2, 4, 6, с. 41, 43–47 Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради
Выполняют задания в рабочей тетради Индивидуальная работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетрадиЗадания в рабочей тетради
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Какие основные стадии конфликта вам известны? Какие существуют варианты поведения в конфликте?
– Какой из них ты считаешь самым лучшим? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу
на уроке
Домашнее за-дание2 § 9. Задания в рабочей тетради, № 7–8, с. 47 Объясняет домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение
Притча о терпении
В положенное время осёл пришёл на водопой.
Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.
Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.
Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.
– Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.
– А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.
– Ах, какой же он упрямый!
– Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки и терпения.