Конспект открытого урока по русскому языку Учебник: Н, В. Нечаева. система Л. В. Занкова, Русский язык. 1 класс 
Русский язык
ТЕМА: Правила списывания . (Алгоритм).
ЦЕЛЬ: Формирование орфографического навыка при списывании текстов,   
              включающих в себя орфограммы  слабых позиций.
ЗАДАЧИ: 
отработка действий письма с пропуском гласных букв;
продолжить формирование навыка упреждающего орфографического анализа письма с пропуском букв на месте слабых позиций гласных звуков;
видеть орфограммы в записанном тексте.
формирование коммуникативных способностей, создание высказывания по заданному плану;
создание атмосферы сотрудничества, доброжелательности.                                                                          
ОБОРУДОВАНИЕ:                  
текст №1
Чудесный город.
Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.
текст №2
Осень.
Наступила осень. На лесных полянах краснеет рябина. Ветер гонит по дороге золотые листочки. На старых пнях растут опята. По небу плывут облака. Птицы готовы к отлету в теплые края. В шумные стайки собрались скворцы.
 таблица «Сильные и слабые позиции гласных звуков»
ХОД УРОКА:
I шаг. Организационный момент.
Сегодня у нас урок будет проходить не совсем в обычных условиях . У нас будут гости. Можете на них сейчас посмотреть и начнем работу.
 	Проверьте, чтобы у всех на столах лежали альбомчики, ручка, простой  карандаш,  резинка, ручка с зеленой пастой.
II шаг. Работа со словарем.
1) -Откройте словарики. Словарь 1-го класса. Читаем. 
                                 Словарь 2-го класса. 1и 2столбики. Читаем.
2) - К доске Зубов Миша.
3) - Я читаю слова, произношу так, как мы говорим, а ты отвечаешь так, как их пишут, орфографически.
..
4). К доске Москалев М., ему читает Ульянова Аня  2 столбик из словаря 2-го класса
III шаг. Правила списывания . (Алгоритм).
-У вас на парте  текст №1.
-Положите перед собой текст. Прочитайте его про себя.
Чудесный город.
Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.
-Найдите в нем словарные слова. ( город, овощи, лопата, огород, морковь)
-Почему мы  запоминаем, как нужно писать эти слова?
                                                   / Есть слабые позиции у гласных/
-А в каких еще словах есть слабые позиции у гласных?
-Как нужно работать, чтобы списать этот текст без ошибок?
                                                /Списать по алгоритму/
- А как это? Объясните.
-Откройте страничку с алгоритмом и вспомните  порядок работы при списывании.
-Я записываю на доске название вашего текста.
Чудесный город.
- Какой наш первый шаг?
                                   \ Читаем. Повторяем  по памяти.\
                                    \ Подчеркиваем орфограммы и правила.\
         (дети говорят – учитель подчеркивает на доске сам)
                                       \читаем орфографически\
                                         \повторяем орфографически по памяти\
-Закрываю доску, а вы запишите заголовок  по памяти, подчеркните орфограммы.
-Открываю доску.
- Сверьте предложение с тем, что написано на доске. 
-Кто ошибся в написании? 
-Кто не все правила и орфограммы слабых позиций подчеркнул?
- А сейчас будем работать вместе.
-Читаем хором 1-предложение  и т.д.
          (Затем также работа идет над 2-м предложением.)
-Дальше работаем самостоятельно, но соблюдаем алгоритм списывания. 
-Кто нашел у себя 3 ошибки и  больше?
-2? 1?
 У кого нет ошибок?
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ:
-Как мы с вами работали, чтобы не допустить ошибок?
                                                    (Ученики повторяют весь алгоритм)
IV шаг. Письмо под диктовку с пропуском орфограмм слабых позиций.  
-Почему мы с вами не можем писать только по слуху?
 	       \Потому что есть орфограммы слабых позиций у гласных. \
-И что из этого следует?
 \ Слышим одно, а писать приходится часто по другому. \
 -Сколько звуков гласных в русском языке?
                                                         \ 6 звуков\                 
·                         Работа с таблицей
[О]
                    [А]
[А]                --          
[Э]
                  [И] [Ы]  Когда слышим Ы? \после шипящих \
[И]             --     --
[Ы]
[У] -  всегда в сильной позиции
-И так, сколько звуков гласных в русском языке?
- А слышим в слабой позиции? 
                                                             /Только 4 звука \
-Отсюда вывод – нам нужно быть очень осторожными при письме под диктовку
- Поэтому что мы должны делать? 
                         \Пропускать орфограммы слабых позиций у гласных.\
-К доске  Затоковенко Н. 
Принц нашЁл в чулане кольчугу.
-Какие правила встретились в этом предложении? 
                             (ЧУ, ЛЬ, ШЁ, точка, заглавная буква в начале предложения)
-К доске  Олейникова С.
Танечка хочет работать в овощном магазине. 
(ЧК, ЩН, точка, заглавная буква в начале предложения)
V шаг.
-А сейчас будем работать самостоятельно. Перед вами текст № 2.
-Прочитайте задание.
Поставь ударение. Подчеркни правила. Зачеркни орфограммы слабых позиций у гласных.
 -Как текст называется? 
Осень.
Наступила осень. На лесных полянах краснеет рябина. Ветер гонит по дороге золотые листочки. На старых пнях растут опята. По небу плывут облака. Птицы готовы к отлету в теплые края. В шумные стайки собрались скворцы.
 Сдать.
РЕФЛЕКСИЯ: 
-Чем мы сегодня занимались на уроке?
-Повторили правила списывания по алгоритму.
-Как бы вы сегодня определили тему нашего урока? 
Тема нашего урока такая   - Правила списывания.
Дополнительно. Письмо под диктовку на  весь класс.
Пришла осень. Поспели орешник и рябина. Дети Тёма и Лёша идут в лес. Они принесут домой лесные плоды.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: списать из любимой книги 5 предложений по алгоритму
Приложение 1.
текст №1. 
Чудесный город.
Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.
текст №1. 
Чудесный город.
Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.
текст №1. 
Чудесный город.
Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.
текст №1. 
Чудесный город.
Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.
Приложение 2
текст №2.
 Поставь ударения. Подчеркни правила. Зачеркни орфограммы слабых позиций у гласных.
Осень.
Наступила осень. На лесных полянах краснеет рябина. Ветер гонит по дороге золотые листочки. На старых пнях растут опята. По небу плывут облака. Птицы готовы к отлету в теплые края. В шумные стайки собрались скворцы.
текст №2. 
Поставь ударения. Подчеркни правила. Зачеркни орфограммы слабых позиций у гласных.
Осень.
Наступила осень. На лесных полянах краснеет рябина. Ветер гонит по дороге золотые листочки. На старых пнях растут опята. По небу плывут облака. Птицы готовы к отлету в теплые края. В шумные стайки собрались скворцы.
текст №2.
 Поставь ударения. Подчеркни правила. Зачеркни орфограммы слабых позиций у гласных.
Осень.
Наступила осень. На лесных полянах краснеет рябина. Ветер гонит по дороге золотые листочки. На старых пнях растут опята. По небу плывут облака. Птицы готовы к отлету в теплые края. В шумные стайки собрались скворцы.
13PAGE  15
13PAGE  14115