Рабочая программа по математике 1 класс.Автор Моро М.И. Школа России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Холтосонская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано
Руководитель МО Торсогоева Н.А.
___________________
Протокол №__ от______
Согласовано
Заместитель директора по НМР
__________________Осипчук Н.Н.
«__»_______________ Утверждаю
Директор МБОУ «Холтосонская СОШ»
_______________Очирова С.В.
Приказ №__ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Мункуевой Натальи Мэлсовны,
I квалификационная категория
По учебному курсу «Математика. Базовый уровень»
1 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2015г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании п.9 ст.32 Закона ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г. №1089.
Внесённые изменения в региональный базисный учебный план от 12.07.2011г.
Заключение Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации на комплект учебников «Школа России» под редакцией М.И.Моро и др.
Учебные пособия, входящие в учебно-методический комплект, имеют грифы «Рекомендовано…» и «Допущено…» Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования.
Авторской программы «Математика» под руководством М.И. Моро, С.И.Волковой, С.В. Степановой.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Используемый учебно-методический комплект:
1. Моро М. И. Тетрадь по математике. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – Москва: Просвещение, 2015.
2. Моро М. И. Математика. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – Москва: Просвещение, 2011.
Количество часов:
В федеральном базисном плане на изучение математики в первом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 132 часа.
Минимум содержания
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … »
Пространственные и временные представления.
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0
Нумерация
Цифры и числа 1–5.
Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «>», «<», «=». Понятия «равенство», «неравенство».
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число 10.
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины – сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на … , уменьшить на … ».
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида □ ± 3.
Приёмы вычислений.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4.
Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8,
□ + 9.
Связь между суммой и слагаемыми.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.
Единица массы – килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости литр.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20
Нумерация
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения.
Сложение и вычитание
Табличное сложение.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Табличное вычитание.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Решение текстовых задач.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе».
Критерии оценки
В I классе четырехлетней начальной школы, как известно, пятибалльная система оценок не используется. При обучении первоклассников их успехи определяются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением, (динамикой) в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ребёнка в I классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребёнка.
Большое значение имеет и то, что в течение урока возможно большее число учащихся должны получать оценку своей работы, а также то, что, подводя итоги урока, учитель оценивает работу класса в целом.
Выбирая формы оценки, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Письменную работу учащихся, выполняемую ими в тетрадях с печатной основой, необходимо проверять по ходу её выполнения, исправляя допущенные ошибки и давая ее качественную оценку сразу же после выполнения.
По окончании учебного года все учащиеся переводятся во II класс. Исключение составляют те из них, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких учащихся II классе решается ПМПК.
Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.
В 1-ом классе в течение 1-го полугодия не проводятся контрольные работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.
Тест
"отлично" ставится за 100% правильно выполненных заданий
"хорошо" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Работа, состоящая из примеров:
«отлично» – без ошибок.
«хорошо» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
Комбинированная работа:
«отлично» – без ошибок.
«хорошо» – 1 грубая и 1–2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
Контрольный устный счет:
«отлично» – без ошибок.
«хорошо» – 1–2 ошибки.
Математический диктант
"отлично" - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
"хорошо" - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Названия и обозначение действий сложения и вычитания; использовать при чтении числовых выражений термины «сумма», «разность», называть компоненты действий.
Геометрические фигуры: точку, отрезок, треугольник, четырехугольник (в том числе и прямоугольник), круг.
Таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
Обучающиеся должны уметь:
Считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.
Находить значение числового выражения в 1–2 действия в пределах 10 (без скобок).
Решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
Измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины.
Находить в объектах окружающего мира геометрические фигуры.
Методические особенности тем
В процессе изучения курса математики у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). В процессе измерений ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
Контрольно-измерительные материалы
Приложение1.
Математика (итоговый контроль)
Фамилия _____________________________________________
Имя _________________________________________________
Вариант 1
Найди в каждом задании один правильный ответ и отметь его «×».
Выполни задания части А.
А1. Как записать цифрами число девятнадцать?
91
9
19
90
А2. Выбери наибольшую величину.
1 дм 8 см
16 см
18 см
2 дм
А3. Выбери запись, где сложение выполнено БЕЗ ошибок.
9 + 8 = 18
7 + 2 = 10
5 + 8 = 13
6 + 5 = 12
А4. Число 12 увеличили на 7, какое число получилось?
16
18
19
17
А5. Выбери запись, где есть ошибка в вычитании.
15 – 7 = 8
11 – 3 = 9
10 – 6 = 4
16 – 8 = 8
А6. Выбери выражение, где порядок действий расставлен ВЕРНО.
2 1
(6 + 5) – 8
1 2
12 – (4 + 8)
1 2
(10 + 7) – 9
2 1
15 – 5 + 8
А7. На сколько 8 меньше 17?
На 8
На 9
На 10
На 11
А8. У Павлика было 8 рублей. Когда папа дал ему ещё денег, у него стало 12 рублей. Сколько рублей дал папа?
3 рубля
4 рубля
5 рублей
6 рублей
При выполнении этой части запиши ответ.
Выполни задания части В.
В9. Посчитай буквы в пословице СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО. Запиши ответ.
Ответ: _____________________________________________
В10. У Оли конфет больше, чем 14, но меньше, чем 16. Запиши, сколько конфет у Оли.
Ответ: _____________________________________________
В11. Выпиши все числа, из которых можно вычесть 5.
0, 12, 3, 10, 6, 1, 5, 15, 2, 9
Ответ: _____________________________________________
В12. В связке 8 сушёных грибов. Их все израсходовали для супа. Сколько грибов осталось? Запиши ответ.
Ответ: _____________________________________________
В13. Ленточку для волос разрезали на 3 части. Сколько разрезов пришлось сделать?
Ответ: _____________________________________________
Выполни задание части С.
С14. Прочитай текст. Выпиши из него все числа цифрами. Запиши их в порядке возрастания.
Мы с братом живём в доме номер семнадцать по улице Лесной, в квартире двенадцать. Мы учимся в школе номер двадцать. Мне восемь лет, и я хожу в третий класс, а брату пятнадцать лет, и он учится в девятом классе. За лето я прочитал четырнадцать книг, а брат – восемнадцать.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Математика (итоговый контроль)
Фамилия _____________________________________________
Имя _________________________________________________
Вариант 2
Найди в каждом задании один правильный ответ и отметь его «×».
Выполни задания части А.
А1. Как записать цифрами число шестнадцать?
61
6
16
60
А2. Выбери наименьшую величину.
1 дм 4 см
1 см
14 см
2 дм
А3. Выбери запись, где сложение выполнено БЕЗ ошибок.
8 + 8 = 17
7 + 8 = 14
4 + 6 = 10
11 + 5 = 17
А4. Число 13 увеличили на 6, какое число получилось?
16
18
19
17
А5. Выбери запись, где есть ошибка в вычитании.
14 – 7 = 7
12 – 4 = 8
12 – 6 = 6
15 – 8 = 8
А6. Выбери выражение, где порядок действий расставлен ВЕРНО.
2 1
(8 + 2) – 6
1 2
15 – (3 + 9)
1 2
(12 + 7) – 9
2 1
10 + 7 – 8
А7. На сколько 6 меньше 14?
На 8
На 9
На 10
На 11
А8. У Пети 16 рублей. На покупку альбома ему не хватает 3 рубля. Сколько рублей стоит альбом?
3 рубля
19 рублей
20 рублей
18 рублей
При выполнении этой части запиши ответ.
Выполни задания части В.
В9. Сколько букв в тексте телеграммы ПРИЕДУ СРЕДУ УТРОМ ЮРА. Запиши ответ.
Ответ: _____________________________________________
В10. В классе после уроков осталось детей меньше, чем 12, но больше, чем 10. Сколько детей осталось в классе?
Ответ: _____________________________________________
В11. Выпиши все числа, которые можно вычесть из 12.
0, 12, 3, 10, 6, 1, 5, 15, 2, 9
Ответ: _____________________________________________
В12. Учитель и 16 школьников собрались поехать в театр. Сколько билетов нужно купить на всю группу?
Ответ: _____________________________________________
В13. До начала каникул осталась неделя и ещё 2 дня. Через сколько дней начнутся каникулы?
Ответ: _____________________________________________
Выполни задание части С.
С14. Реши задачу и запиши ответ.
Я стоял седьмым в очереди за мороженым. Передо мной 2 человека ушли. Каким по счёту будет стоять следующий за мной человек?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Ответ: __________________________________________
Ответы:
Вариант 1.
Задания части А.
1. 19
2. 2 дм
3. 5 + 8 = 13
4. 19
5. 11 – 3 = 9
1 2
6. (10 + 7) – 9
7. На 9
8. 4 рубля
Задания части В.
9. 20 букв
10. У Оли 15 конфет
11. 12, 10, 6, 5, 15, 9
12. 0 грибов
13. 2 разреза
Задания части С.
15. 3, 8, 9, 12, 14, 15, 17, 18, 20
Вариант 2.
Задания части А.
1. 16
2. 1 см
3. 4 + 6 = 10
4. 19
5. 15 – 8 = 8
1 2
6. (12 + 7) – 9
7. На 8
8. 19 рублей
Задания части В.
9. 19 букв
10. 11 детей
11. 0, 12, 3, 10, 6, 1, 5, 2, 9
12. 17 билетов
13. Через 9 дней.
Задания части С.
14. Будет стоять шестым.
Литература:
1. Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2012.
2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2015.
3.В.Н.Рудницкая «Тесты по математике»1 класс, в двух частях. Издательство «Экзамен», 2015.
4.М.И.Кузнецова «Тренировочные примеры по математике. Счёт от 1 до 5». Издательство «Экзамен», 2015.
5. М.И.Кузнецова «Тренировочные примеры по математике. Счёт от 6 до 10». Издательство «Экзамен», 2015.
6. М.И.Кузнецова «Тренировочные задачи по математике». 1 класс. Издательство «Экзамен», 2015.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Печатные пособия.
1. Моро, М. И. Тетрадь по математике. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2015.
2. Моро, М. И. Математика / М. И. Моро [и др.] // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
3. Моро, М. И. Математика. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Бантова, М. А. Математика. 1 класс четырехлетней начальной школы : методическое пособие для учителя к учебнику «Математика. 1 класс» / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/bantova_matematika_1_fragm
2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
3. Информационно-коммуникативные средства.
Математика : электронное приложение к учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой (CD).
4. Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран, доска с магнитной поверхностью.