Экологический проектСоздание экологической тропы с углубленным изучением биоразнообразия древесных растений
15240320040
Автор проекта: Иванова Виктория, ученица 10 класса.
Руководитель проекта: Аверьянова Л.В., учитель биологии, руководитель школьного лесничества.
с. Шанский Завод
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение ---------------------------------------------------------------------3-4
Цели-----------------------------------------------------------------4
Задачи--------------------------------------------------------------4
Проблема---------------------------------------------------------4
Гипотеза-------------------------------------------------------------4
Преимущества
проект----------------------------------------------------------------4
Что участие в проекте дает ее участникам-----------------------------5
Что дает мне работа над проектом-------------------------------------5
Новизна проекта-----------------------------------------------------------5
Сроки реализации-------------------------------------------------------5
Риски--------------------------------------------------------------------------5
Основные методы----------------------------------------------------6
Направления работы---------------------------------------------------6
Актуальность-----------------------------------------------------------------7
Этапы работы---------------------------------------------------------------7-8
Ожидаемые результаты----------------------------------------------------8
2. Основная часть
Краткое описание маршрута --------------------------------------------------8-15
Тематика экскурсий -------------------------------------------------------8-15
Формы работы на тропе ------------------------------------------------------------8-15
3.Заключение ---------------------------------------------------------------------------------------------15-16
4. Литература --------------------------------------------------------------------------------------------16
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
«Проблемы экологии, окружающей среды в целом, по всеобщему признанию, стали самыми грозными после проблем ядерной войны. Однако, поскольку ядерный конфликт (по чисто экологическим причинам - возникновении, так называемой «ядерной зимы») оказывается невозможным без самоуничтожения человечества, то экологические проблемы оказываются первыми в современном мире».
А. В. Яблоков
Стремительное изменение природной среды в настоящее время связано с активным воздействием общества на природу. В результате значительно улучшается жизнь человека, обеспечиваются его конкретные потребности. Но возрастает число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения
Конституция РФ вменяет в обязанность граждан беречь природу и охранять её богатства. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех видов воспитания личности. В частности, внеклассная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьника в становлении и развитии его взглядов на необходимость охраны природной среды, формируя экологическую культуру будущих граждан России.
Выразительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб природной среде, проведение и участие в экологических акциях, конкурсах, чтение лекций, разъяснение и пропаганда законов об охране природы среди населения.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Попадая в реальную или учебную ситуацию, где требуется принимать экологически правильное решение, ученик имеет относительную свободу выбора, зависящего от уровня его культуры, на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностными подходами и ориентациями: как вести себя в природе, если встретится дикое животное; как ходить по лугу, лесу, как относится к их живы обитателям; как и где, проложить тропу; стоит ли мыть машину в реке; можно ли набирать охапки полевых цветов; нужно ли экономить воду.
Органической частью работы по воспитанию экологической культуры является организация экологической тропы.
Экологическая тропа это природная зона, где школьники ведут наблюдение за растительным и животным миром, почвами и водами, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются деревья, ведется прополка молодых насаждений, заготавливаются зеленые веники, лекарственные растения, изготавливаются кормушки и жилища для птиц.
Цель проекта:
Организация экологической тропы в селе Шанский Завод в целях воспитания в людях бережного отношение к природе и любви к своей малой родине.
Задачи проекта:
Объединить детей, подростков, взрослых на основе интереса к природе родного края и для решения экологических проблем.
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся и коммуникативных навыков.
Вовлечь в природоохранную деятельность учащихся других школ.
Разработать экскурсии, знакомящие детей и взрослых с древесными растениями села.
Разработка новых методик исследования в природе.
Провести обследование санитарного состояния растений природного сообщества, делать обобщение и формировать выводы.
Решаемая проблема проекта.
Потребительское отношение к природе и лесному биогеоценозу родного края.
Гипотеза:
Совместная работа по созданию экологической тропы способствует пробуждению у детей и взрослых чувства бережного отношения к родной природе и потребности к ее изучению».
Преимущества проекта.
1.Уникальность природы села Шанский Завод. Село окружено лесами с большим разнообразием древесных и кустарниковых пород, травянистых растений.
2. Безопасность.
5. Создание среды для формирования личностной позиции по отношению к окружающему миру,
6. Возможность использования экотропы и собранных материалов для учебных занятий в школе.
7.Формирование экологической, художественной, духовной культуры.
8. Ознакомление с древесными растениями и их свойствами, способами их восстановления и применения.
9.Создание условий для творческого развития личности.
10.Развитие чувственного (эмоционального) восприятия природы, ее понимание.
Что участие в проекте даст его участникам.
Учащиеся приобретут навыки исследовательской деятельности, откроют для себя новые знания биоразнообразии растений, лишайников своей малой родины. Смогут развить свои коммуникативные способности, научатся наблюдать за объектами природы, приобретут активную жизненную позицию. Экскурсии по экологической тропе будут проводиться и для учащихся других школ. Значит, ученики нашей школы найдут новых друзей.
Что даст мне работа над проектом.
Я смогу применить свои знания в области биологии, найду единомышленников среди детей и взрослых. Узнаю много нового от учащихся других школ. Представлю себя в роли эколога ( мне очень интересна эта профессия). В прошлом году мы с учащимися восстановили заброшенный родник и обратили внимание взрослого населения на проблему охраны природы. Нами посажено много деревьев на аллеи ветеранов. В этом году мы создаем экологическую тропу, которая поможет пробуждению у подрастающего поколения чувства бережного отношения к природе. Осуществлять проект мне помогут не только учащиеся школы, но и мои родители, значит, и они станут моими единомышленниками и будут поддерживать меня и вселять уверенность.
Идея проекта.
познание живой природы;
привлечение учащихся и их родителей к экологическим проблемам малой Родины .
воспитание бережного отношения к объектам живой и неживой природы .
Новизна проекта. Экологическая тропа впервые создается в нашей школе. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации проекта: 2012 - 2014 год.
Риски при выполнении проекта. Некоторые взрослые и гости села могут не понять наших целей и продолжать вести себя в природе неразумно. Могут возникнуть проблемы материального характера связанные с оборудованием экологической тропы.
Основные методы работы:
Поисковый (изучение литературы о видовом составе древесных растений края, их значении для природы и жизни человека, походы, экскурсии, поиск новых объектов).
Описательный.
Проектирование экологической тропы, проведение экскурсий по выбранному маршруту и на отдельные объекты природы.
Мониторинг состояния местных объектов (лес, родник, почва учебно – опытного участка, и др.).
Постановка опытов в лаборатории и в природе.
Прогнозирование.
Конструирование простых природных и технических систем.
Направления работы:
открытие и обустройство родника;
изучение состояния открытых водоемов;
озеленение села, пустырей;
изучение чистоты воды в роднике, почвы, воздуха в селе;
выявление несанкционированных свалок бытового мусора;
разъяснительная работа среди населения о правилах соблюдения чистоты на природных территориях;
проведение акций « Посадим деревья вместе»; «Сделаем чистым родное село»;
участие в разработке аншлагов о недопустимости лесных пожаров, практическое участие в работе по благоустройству села;
фотосъемка;
проведение экскурсии для учащихся начальных классов на тему «Осенние явления в жизни древесных растений», «Определение видового состава деревьев по зимним побегам», «Изучение степени загрязненности воздуха по обилию видового состава лишайников на деревьях придорожной территории»; «Определение видов древесных растений по побегам».
Актуальность проекта.
В современном мире экологи ведут большую работу по воспитанию в людях чувства любви к природе и бережного к ней отношения. Но многие люди остаются глухи к окружающей среде. Они продолжают загрязнять леса, реки, уничтожать охраняемые растения, вырубать леса… На таких людей не действую ни природоохранные лекции, ни развешенные листовки, призывающие охранять природу. Как еще можно пробудить в таких людях добрые чувства? Мы решили, что нужно создать экологическую тропу. Проходя намеченный маршрут, взрослые и дети увидят красоту окружающей их природы, узнают о свойствах культурных и дикорастущих растений, услышат хорошие стихотворения и песни о родной природе и Родине. Экологическая тропа займет значительное место в учебно-воспитательном процессе. На данном маршруте создаются условия для разностороннего воспитания - эстетического, этического, научного, а это главное условие для формирования экологической культуры. Экскурсия по экологической тропе способствует и здоровьесбережению.
Этапы работы над проектом.
1 этап - аналитический (август – ноябрь 2012 года)
Задача этапа:
анализ ситуации, формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап - организационный (февраль – май 2013 года)
Задачи этапа:
привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с учащимися и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, экскурсий, конкурсов.
3 этап - практическая деятельность (июнь - октябрь 2013 гг.)
Задачи этапа:
формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций: «Посади свое дерево», « Сделаем родное село чистым», конкурсов, чтение лекций; определение участников проекта; работа по благоустройству станций тропы, разработка и проведение экологических экскурсий для младших школьников на темы: «Осенние явления в жизни древесных растений», «Определение видового состава деревьев по зимним побегам», «Изучение степени загрязненности воздуха по обилию видового состава лишайников на деревьях придорожной территории»; посадка молодых сосен на станции «Островок детства», посадка ландышей на станции «Парковая зона», посадка деревьев на станции «Аллея памяти».
4 этап - практическая деятельность (май – сентябрь 2014 гг.)
Задачи этапа:
оборудовать тропу указателями и аншлагами. Из-за материальных затруднений сразу этого сделать не удалось. Провести экскурсию для учащихся других школ района.
Ожидаемые результаты проекта:
создание на территории села Шанский Завод благоприятной среды по воспитанию бережного отношения к природе;
повышение уровня знаний по экологии у детей и взрослых;
формирование знаний по индикации воздушной среды;
формирование знаний у школьников по многообразию древесных растений местности и воспитание бережного отношения к лесному биогеоценозу;
совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Краткое описание маршрута.
При подготовке занятий и экскурсий использовали книгу Т.Г.Зориной «Школьникам о лесе».
Протяженность тропы 2 км.
1 станция «Уголок природы в кабинете биологии».
Уголок живой природы – это не только место для хранения живых растений и животных, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса. Уголок природы является составной частью кабинета биологии. Здесь находится множество комнатных растений. Здесь мы выращиваем дуб черешчатый, который был специально оставлен нами и не высажен в природу. Все дубы в количестве 10 штук, выращенные нами из семян, мы высадили в окрестностях школы.
В кабинете биологии мы проводим исследовательские работы по биологии и экологии. В кабинете биологии мы проводим занятия кружка «Школьное лесничество».
Экологический праздник «День птиц»
Опыт: « Определение содержания аскорбиновой кислоты в листьях растений
йодометрическим методом»
Эксперимент:
«Выращивание дуба черешчатого в домашних условиях»
Опыт: «Влияние синтетических фитогармонов
на процесс корнеобразования у черенков фикуса Бенджамина и гибискуса»
Юные лесоводы за работой
Экологическое мероприятие для начальных классов на тему: «Мои домашние животные».
2 станция «Парковая зона».
На данном участке произрастают деревья, систематизируемые по экологическим, декоративным и другим научным целям. Для территории характерен следующий видовой состав древесных пород: рябина, черемуха, клен остролистный, акация желтая, дуб черешчатый, черемуха, береза пушистая, калина, липа сердцевидная и др. В парковой зоне прослеживается ярусность.
В мае этого года на территории парковой зоны и на учебно – опытном участке нами были высажены саженцы дуба черешчатого, которые мы целый год выращивали в домашних условиях из желудей, посадив их в цветочные горшки в октябре 2012 года.
Результаты эксперимента:
Некоторые молодые дубки не прижились и тогда, изучив дополнительную литературу, мы сделали вывод о том, что лучше хранить плоды дуба в течение зимы в прохладном месте, а весной произвести посев в подготовленную плодородную почву. Осенью этого года мы приняли участие в акции, организованной национальным парком «Угра», «Из маленького желудя – могучий дуб». Собрание плоды дуба и, вместе с работниками лесничества, уложили их в траншею, засыпав опилками и землей. Весной мы посадим плоды дуба – желуди в питомник, расположенный на территории лесничества.
На территории парковой зоны нами были поважены несколько экземпляров ландыша майского и папоротника. Здесь мы проводим экскурсии на темы: « Весенние явления в жизни растений», « Осенние явления в жизни растений, « Древесные растения нашего края», «Лекарственные древесные растения», «Биоразнообразие лишайников нашего села», «Болезни деревьев и их профилактика», «Лесовосстановление древесных растений», «Наблюдение за птицами»…
Посадка ландыша майского на территории парковой зоны
Посадка деревьев в парковой зоне
Уборка территории парковой зоны
Проведение биологической экскурсии для младших школьников на тему:
«Осенние явления в жизни растений»
Изучение побегов древесных растений в зимний период
3 станция «Учебно – опытный участок».
Площадь участка составляет 0.1 гектара. Учебно – опытный участок – это зеленая лаборатория под открытым небом. Здесь мы не только проводим сельскохозяйственные опыты с растениями, но и в этом году заложили питомник по выращиванию саженцев ели европейской.
На учебно – опытном участке существует отдел лекарственных растений. Мы узнаем о многообразии лекарственных растений не только среди древесных культур, но и изучаем лекарственные дикорастущие и культурные травянистые растения.
Существует мнение, что даже простое душевное общение с растениями благотворно действует на человека, а неспешно, с любовью выполняемый сбор трав – уже начало лечения. Препараты из растений воздействуют на организм мягко, т.к. содержат биологически активные вещества в небольших количествах. Поэтому лечение можно проводить продолжительное время, не опасаясь привыкания. Если сбор трав и лечение проводить правильно, то выздоровление обязательно наступит.
Растительный мир подарил человечеству огромное богатство, которое всегда было источником жизни, пищи и здоровья человека, поэтому очень важно сохранить богатство и разнообразие растений: заготавливать растения так, чтобы не наносить вреда природе, или выращивать их.
4 станция «Ель европейская».
В 1987 году на данной территории была высажена аллея ели европейской. Здесь учащиеся закрепляют знания о строении, многообразии и значении голосеменных растений. На данной станции можно наблюдать деревья, поврежденные короедом – типографом. Здесь закрепляем знания об отношении растений к свету.
5 станция «Автотрасса».
На данной станции учащиеся получают (закрепляют) знания о лишайниках как симбиотических организмах и их использовании в качестве индикаторов воздушной среды.
Изучение разнообразия видового состава эпифитных лишайников
6 станция «Аллея памяти».
Из года в год учащиеся школы высаживают новые деревья на аллее. Со временем этот участок также станет парковой зоной. Здесь собраны все древесные культуры, произрастающие на территории села. Школьники ухаживают за аллеей.
7 станция «Родник «Надежда».
Летом 2012 года учащиеся школы восстановили заброшенный родник на берегу реки Шаня. В этом году родник был вновь приведен в порядок после весеннего паводка. Вода в роднике пригодна для питья. Возле родника обустроили место для разведения костра с размещением аншлага по противопожарной безопасности. Здесь учащиеся расскажут о правилах разведения костра на открытом месте и в лесном биогеоценозе. Сообщат о правилах тушения лесных пожаров.
8 станция «Островок детства».
В нашем селе в этом году появилась площадка, которую мы назвали «Островок детства».
Школьниками и взрослым населением была организована помощь по посадке сосны обыкновенной в этом уголке отдыха.
На этой станции мы заканчиваем движение по экотропе.
Мы верим, что все ребята и взрослые будут помнить о том, что природа: ее леса, реки, почва - созданы на благо человека, для укрепления его здоровья и разумного использования в хозяйственной деятельности. Все эти богатства природы нужно беречь.
Мои дальнейшие действия по охране природы и лесного биогеоценоза – создание стенда на тему: «Побеги древесных растений», проведение мероприятий, связанных с охраной природы, участие в областном конкурсе «Зеркало природы», работа в школьном лесничестве, участие в слете – конкурсе школьных лесничеств, проведение экскурсий для учащихся школ района.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что учащиеся овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.
Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Учащиеся школы всегда проявляли активность в различных природоохранных мероприятиях. Но после работы над созданием экотропы, ребята стали более активными. Пятиклассники уже сейчас приступили к работе по создании исследовательских проектов.
Значит выдвинутая нами гипотеза «Совместная работа по созданию экологической тропы способствует пробуждению у детей и взрослых чувства бережного отношения к родной природе и потребности к ее изучению»
подтверждается.
Дальнейшие мои действия по охране природы и лесного биогеоценоза – создание стенда на тему: «Побеги древесных растений», проведение мероприятий, связанных с охраной природы, участие в областном конкурсе «Зеркало природы», работа в школьном лесничестве, участие в слете – конкурсе школьных лесничеств.
Литература.
Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
2. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» №6, 2000.
3. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе- М.: Лесная промышленность, 1971.
4. Маевский П.Ф. Осенняя флора. М., Детгиз, 1953.
5. Гроздов А.П. Сокровища леса. М. –Л., Гослесбумиздат, 1960