Конспект урока изо ВАЖНЕЙШИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДАНИЯ (7 класс)
Изобразительное искусство, 7 класс
УРОК № 12
ТЕМА УРОКА. ВАЖНЕЙШИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДАНИЯ
Тип урока Комбинированный урок
Цели деятельности учителя
Формировать представление о возникновении и основных этапах исторического развития главных архитектурных
элементов здания; развивать умение видеть и различать типы зданий; учить выявлять горизонтальные, вертикальные. наклонные элементы, входящие в структуру здания
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• формировать представление о главных
архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития;
• использовать элементы здания в макете архитектурного объекта, связывая отдельные элементы в единое композиционное целое, исходя из образного замысла;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности Познавательные:
• выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций. Регулятивные:
• работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность).
Коммуникативные:
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей);
• приобретать опыт создания художественного образа в архитектуре • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• пони мать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• проявлять интерес к поставленной задаче, иметь мотивацию к учебной деятельности; • формировать коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками;
• формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре
Методы и формы обучения Методы: беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы • Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: бумага, картон, клей, ножницы, карандаш
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация «Основа конструкции здания». Фотографии зданий различных эпох
Основные понятия и термины Конструктивные элементы. Несущие конструкции - опоры, столбы, колонны. Горизонтальные части - балки и перекрытия.
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе-мая деятельность учащихся Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме-жуточ-ный конт-роль1 2 3 4 5 6 7
I. Органи-зацион-ный момент
Беседа с постановкой проблемы
- Рассмотрите фотографии. На всех изображены здания. Что в них особенного?
- Правильно, это здания разных эпох.
Для каждой эпохи характерны свои здания, но в них есть нечто, имеющее одинаковое назначение во все времена - важнейшие конструктивные элементы. О них сегодня и пойдёт речь на уроке Слушают учителя. Отвечают на вопрос, делают выводы. Осмысливают цель урока
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои интересы II. Изу-чение нового материала
Частично-поисковый
- Все здания состоят из предельного числа взаимосвязанных архитектурно-конструктивных элементов. Основу конструкции дома составляют вертикальные части - опоры, столбы, колонны и иногда стены. Рассмотрим в разрезе уменьшенную копию здания Оперы в музее д'Орсе. (Слайд 1.)
Несущие элементы воспринимают нагрузки, возникающие в здании и действующие на него извне (силу тяжести здания, оборудования, снега, людей и т.п и образуют в совокупности пространственную систему - несущий остов здания, который должен отвечать требованиям прочности и устойчивости.
См. ресурсный материал к уроку на с. 85. Презентация «Основа конструкции здания». (Слайды 2-12.) Слушают учебный материал. Смотрят презентацию, выполняют художественный анализ архитектурных особенностей зданий
Фронталь-ная
Познавательные: получают представление о главных архитектурных элементах здания, их изменениях
в процессе исторического развития. Коммуникативные: различают в речи учителя мнение. термины. факты, Личностные: осознают необходимость получаемых знаний для будущей практической работы ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Практический. Творческий поиск
- Сейчас мы будем проектировать объёмно-пространственные объекты из важнейших элементов здания. Но прежде я хочу предложить вам поиграть. Помните, есть такая детская игра «Дорисуй мой рисунок», где дети по очереди дорисовывают предмет, который начал рисовать их товарищ. А я хочу предложить вам создать всем вместе фантазийную конструкцию, продолжая работу по очереди, друг за другом. Каждый будет добавлять горизонтальную или вертикальную плоскость необычной формы.
Наша фантазийная композиция готова, а теперь каждый приступает к созданию прообраза дома. Выполнение заданий: с. 69, задание 16 учебника Готовят рабочее место, в игровой форме создают фантазийную композицию. Выполняют индивидуальное творческое задание
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: создают разнообразные творческие работы в материале; используют элементы здания в макете архитектурного объекта.
Регулятивные: различают особенности архитектурных элементов здания; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели; аргументированно оценивают свою работу, корректируют своё мнение. Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции IV. Итоги урока. Рефлек-сия Выставка работ учащихся. Беседа-обсуждение
- Рассмотрите работы своих товарищей. Обсудите ошибки и успехи.
- Обратите внимание на особенно интересные элементы.
- Расскажите своим товарищам, как вам удалось их выполнить Обсуждают работы товарищей. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы Индивиду-альная, фронталь-ная
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют своё мнение. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию учебной деятельности Ресурсный материал к уроку 12
Стены отделяют помещение от внешнего пространства (наружные стены) или от других помещений (внутренние стены), выполняя тем самым ограждающую функцию. Кроме того, стены могут нести нагрузку не только от собственного веса, но и от вышележащих частей здания (перекрытий, крыши и др.), осуществляя несущую функцию.
На вертикалях покоятся горизонтальные части конструкции здания.
Балка - элемент плоского перекрытия; горизонтальная несущая конструкция зданий и сооружений, имеющая призматическую форму, опирающаяся в двух или более точках, применяемая для перекрытия помещений.
Перекрытия - это горизонтальные диафрагмы, разделяющие здания на этажи и воспринимающие нагрузки от людей, мебели и оборудования. Перекрытия являются также диафрагмами жесткости, обеспечивающими устойчивость здания в целом, воспринимающими в том числе и ветровые нагрузки и передающими их на стены, предохраняющими отдельные помещения от охлаждения и влаги, от огня, излишнего шума.
Лестницы - конструктивные устройства для сообщения между этажами здания. В современных зданиях лестницы монтируют из сборных железобетонных площадок и маршей. Лестницы могут быть внутри и снаружи здания, иногда для компактности лестницы делают винтовыми.
В ХХ веке появились движущиеся лестницы - эскалаторы и ставшие такими привычными лифты.
Крыша - конструктивный элемент, завершающий здание и защищающий его от воздействия внешней среды. По конструктивному решению
различают крыши чердачные, имеющие пространство (чердак) между перекрытием верхнего этажа и крышей, и бесчердачные, объединяющие в один конструктивный элемент перекрытие верхнего этажа и кровлю.
Крыши бывают одно- или двухскатные. Кроме простейших форм, есть и сложнейшие своды и купола. Купола украшали дворцы и храмы в разных странах мира, придавая им интересный и выразительный силуэт.
Окна - светопрозрачные ограждения, используемые для освещения и проветривания помещений. Их заполняют стеклом, стеклоблоками, профильным стеклом. Архитектоника окон претерпела в течение веков стилевые и даже функциональные изменения.
Двери - подвижные ограждения, обеспечивающие связь между помещениями, а также вход и выход из здания. Они со временем преобразовались из крепостных ворот замка в автоматически раздвигающиеся прозрачные двери магазинов и офисов.