Конспект урока по основам религиозных культур и светской этике 4 класс

МОУ Новоивановская СОШ
Амурской области
Свободненского района








Конспект урока
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Православие»)





























Составила:
учитель
Толокова Раиса Сергеевна








Тема занятия: храм Слайд 1
Цель занятия: дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов.
Задачи:
1. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать историко-культурный словарь учащихся
2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
3. Познакомить с понятием «храм»
4. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
5. Формировать представление о ценности храма, как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Ход занятия:
1.Организационный момент
1)Сообщение темы занятия
На земле благословенной,
Где течёт Оскол – река,
Божий храм стоит смиренно-
КуполНебоОблака..
-Сегодня мы совершим экскурсию в православный храм
Можно ли представить себе современный русский город или станицу без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой в Боге, поэтому люди идут в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. Слайд 2
(учитель сообщает цель и задачи урока)
2. Повторение
-Попробуйте дать определение слову «храм»
(учащиеся дают определения, используя толковый словарь)
Храм – это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужения
Храм – это центр духовной жизни.
В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, укреплённым духовно.
Учащиеся зачитывают определение в учебнике
3.Изучение нового материала
1) Беседа с учащимися
-На Руси всегда было храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди всегда старались посвящать Богу всё самое лучшее. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал нужное место.
Храм Божий по внешнему виду отличается от других зданий. Храм бывает в виде креста. Это означает, что храм посвящён распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
Часто храм устраивают в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведёт нас по морю жизни к тихой пристани в царствие Небесное.
Иногда храм строят в виде круга, этим напоминая нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть построен в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде сияет в этом мире.
Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Слайд 3,4,5,6
-Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, маковка – форма луковицы). Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу главы Церкви – Иисуса Христа.
Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
-Давайте поразмышляем, что символизирует разное количество куполов:
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое);
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырёх евангелистов);
-семь глав (семь таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Рядом с храмом строится колокольня, или звонница, т.е. башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется благовест ( радостная, благая весть о богослужении). Звон вовсе колокола – трезвон (выражает христианскую радость по поводу торжественного праздника). Перезвон (звон колоколов по поводу печального события). Слайд 7
2) Выполнение задания (работа в парах)
- Вы услышите несколько видов колокольных звонов. Назовите их. Аудиозапись
3) Заочная экскурсия в храм
- Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. Слайд 8
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм состоит из трёх частей: притвор, сам храм и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлучённые от причастия. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме. Вторая, самая большая часть – место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. С левой стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь ставят свечи за упокой, служат панихиды, т.е. заупокойные службы.
Главнейшая часть храма – алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Самое важное место в алтаре – престол, особо освещённый четырёхугольный стол, украшенный двумя материями: нижней – белой из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле незримо присутствует сам Христос и поэтому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся: антиминс, напрестольное Евнгелие, крест, дарохранительница, дароносица.
4) Выполнение задания (работа в парах)
-На партах раздаточный материал «Интеллектуальное лото». Ваша задача – прослушав комментарии и рассмотрев фото предмета, подобрать термин к данному определению
Антиминс – главный священный предмет храма
Дарохранительница – ящичек в виде небольшой церковки
Потир - святая чаша, в которую вливается вино с водой
Дискос – блюдо на подставке для причастного хлеба
Звездица – две дуги, соединённые крестом
Лжица – ложечка для причащения верующих
Кадильница
Дикирий (двусвечник)
Трикирий (трёхсвечник)
Рипиды – металлические круги – опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их.
- Что отделяет алтарь от центральной части храма? Иконостас. Слайд 9
В иконостасе устроены три двери. Средние – самые большие – носят название Царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей Царские врата перекрывает завеса катапитасма. Сами Царские врата украшены иконами Благовещения и изображениями четырёх евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери. Иконостас состоит из пяти ярусов, которые связаны в единое целое. Нижний ярус – местный, второй - праздничный, третий – деисусный ряд, четвёртый ряд - пророческий, пятый - праотеческий. Это традиционное устройство иконостаса.
5) Работа с учебником – поиск нужной информации
4. Проверка усвоения нового материала
- В течение работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.
(Учащиеся зачитывают определение и называют термин)
5. Коллективная работа
- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Прочитаем стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм.
(читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони-
Не нужны тебе они
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда.
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.

Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.

Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица.
Глазки в землю опусти-
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь Отца.

- О чём надо помнить мальчику, девочке?
6. Итог занятия
- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Храм божий – небесный островок на грешной земле. Слайд 10
Заголовок 115