Конспект урока по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики на тему Справедливость (4 класс)


Основы светской этики
Тема урока «Справедливость»
Цель: Раскрыть значение понятия «справедливость», «справедливый человек». Формирование представлений о моральных правилах, регулирующих отношения между людьми.
Задачи: 
› развивать способность понимать, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком, и развивать умение давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей;
› развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию из дополнительных источников;
› развивать речь, логическое и ассоциативное мышление;
› развивать коммуникативные способности, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;
› воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми;
› воспитывать моральные, нравственные и уважительные качества по отношению друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
- знакомство с понятием «справедливость»;
- создание условий для понимания и осознания признаков, по которым можно судить о справедливости;
- формирование умения руководствоваться моральными правилами с целью справедливого отношения к другим людям;
метапредметные:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений; поиск ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт; умение анализировать учебный материал;
регулятивные: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания;  работать по предложенному плану, инструкции; осуществлять самоконтроль;
коммуникативные: изложение своего мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог, дискуссию;
личностные:
- развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Основные термины и понятия: справедливость, поступок, соразмерность, уравнивание, моральные правила.
Средства ИКТ, используемые на уроке: ноутбук, мультимедийный проектор.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке:
Стихотворение М. Скребцовой «Справедливая война», Притча «Очки судьи».
Презентация Power Point.
Мультфильм из серии «Лунтик и его друзья», 237 серия «Справедливость».
Иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и Журавль», аудиозапись сказки «Лиса и Журавль».
Фотография Ж.Ж. Руссо и иллюстрация с изображением Фемиды – богини правосудия».
С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка», В.И.Даль «Толковый словарь русского языка» Современная версия.
Организационная структура урока
Этап 1. Введение в тему урока с опорой на изученный материал.
Организационный момент урока
Учитель :
- Улыбнитесь друг другу. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
 -Я хочу начать урок словами Ж.Ж.Руссо: (слайд 2)
"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если… (выслушиваются несколько ответов детей) … будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” (слайд 3)
Проверка д/з (беседа по вопросам)
- Что такое моральный долг человека? (Это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм)
- Какие моральные обязанности есть у человека? (исполнять установленные в обществе моральные нормы, уважать других людей и их права, бескорыстная помощь другим людям, сдержать слово, давая обещание что-то сделать, благодарность и др.)
- Приведите примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения нового материала.
- Сегодня мы продолжим тему морали, будем говорить об отношениях между людьми.
Инсценировка стихотворения М. Скребцовой «Справедливая война»
У меня есть друг Антон, «Что за дикая игра?
Справедливый парень он. Вас отшлепать всех пора!
Как-то раз он объявил: Ишь, устроили войну,
«Я войну начать решил Нарушают тишину», —
С хулиганами двора, Дед мой крикнул из окна,
Наказать их всех пора, И закончилась война.
Кто со мною — собирайтесь «Честь двора я защищал», -
И скорей вооружайтесь!» Дома деду я сказал.
Я Антона поддержал,  «Смысла в вашей нет войне, —
Под его знамена встал, Дедушка ответил мне.
Толстую схватил я палку - - Тот, кто драку выбирает
Мне врага ничуть не жалко. Справедливым не бывает!»
- С каким понятием на уроке мы сегодня познакомимся? (составление одним из учеников слова «справедливость» на доске из магнитных букв)
- Какие вопросы мы будем обсуждать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека. (слайд 4)
- Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Справедливость»
(Просмотр фильма – слайд 5)
Беседа после просмотра мультфильма:
- Справедливо ли поступили герои мультфильма гусеницы? Почему?
- А справедливо ли поступил кузнечик Кузя?
- на примере данного стихотворения, просмотренного мультфильма, как вы думаете, может ли драка быть справедливой?
- Как можно отстоять справедливость без драки?
- Один очень известный итальянский актер Адриано Челентано сказал: «Чтобы быть справедливым – нужно для начала быть добрым» (слайд 6)
- От какого слова произошло это понятие? (слайд 7) (выслушиваются ответы детей)
- Понятие «справедливость произошло» от старославянского слова «праведный», связано с правдой, правильным решением (слайд 8)
- Так что ж такое справедливость? (выслушиваются ответы детей)
- Обратимся к толковым словарям. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова справедливость рассматривается как справедливое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь,; беспристрастие – признать за кем-нибудь какие-нибудь достоинства, правоту.
Справедливый – 1) соответствующий истине; 2) осуществляемый на законных и честных основаниях; 3) истинный, правильный (слайд 9).
В толковом словаре русского языка В.И.Даля справедливость как правда, правосудие, истина. Справедливый – значит правильный, сделанный законно, по правде, по совести (слайд 10).
- В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).
- Вспомните и расскажите случаи из жизни когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо (несправедливо), объясните почему?
- Справедливые или несправедливые поступки описываются во многих литературных произведениях. Вспомним одно из таких произведение – всем известную сказку «Лиса и журавль»
Прослушивание сказки «Лиса и журавль» (слайды 11 - 16)
- Определите, можно ли финал сказки считать справедливым?
- Справедливо ли поступил журавль с лисой? Почему?
- Что значит быть справедливым?
Физминутка
Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья.
Руку дай соседу слева.
Руку дай соседу справа.
Мы одна семья.
Улыбнись соседу слева.
Улыбнись соседу справа.
Мы одна семья.
Ты прижмись к соседу слева.
Ты прижмись к соседу справа.
Мы одна семья.
Ты погладь соседа слева.
Ты погладь соседа справа.
Мы одна семья.
Работа с учебником.
- Чтение статьи из пособия для учащихся.
- Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте план статьи из пособия для учащихся.
- Обсуждение результатов самостоятельной работы.
- Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:
Что в тексте статьи из пособия для учащихся показалось вам самым важным?
Получили ли вы ответы на вопросы, заданные в начале урока?
Как вы поняли, что такое справедливость?
Назовите признаки, по которым можно судить о справедливости.
Согласен ли ты с теми моральными правилами, которые названы в пособии? Почему?
Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ.
Прочтите мудрые мысли и объясните их смысл (слайд 17).
а) "Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно" (В.Гюго)
б) «Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней» (Ж.Ж.Руссо)
- Что вы думаете по поводу высказывания этих великих людей?
- Что значит поступать «по справедливости»?
- В какой профессии справедливость самое необходимое качество? (выслушиваются ответы детей)
- очень справедливым должен быть судья, чтобы не наказать невинного человека. Какими качествами должен обладать судья?(…) Символом правосудия является богиня Фемида – слайд 18.
- прослушайте притчу «Очки судьи»
Притча
ОЧКИ СУДЬИ
Жил-был когда-то мудрый судья, наводивший страх на всех воров и преступников. Дело в том, что судья обладал такими очками, при помощи которых он мог видеть насквозь всех людей. Как бы искусно ни врал обвиняемый, как бы ни старался он извернуться — стоило только судье взглянуть на него сквозь свои очки, чтобы узнать: стоит ли перед ним виновный или невинный. И когда он после того своим властным голосом говорил обвиняемому: «Полно притворяться, я знаю, что ты сделал, вижу, как терзает тебя совесть», преступник тотчас же падал духом и признавался в своей вине. Судья отправлял его после этого в тюрьму, чтоб он мог на досуге подумать о своих делах.
Откуда взялись такие удивительные очки — оставалось для всех тайной. Известно было только то, что очки принадлежали еще отцу, дедушке и прадеду судьи, которые также были судьями в том же городе. Рассказывали, что лет двести тому назад очки были подарены тогдашнему судье добрыми карликами, чтобы помочь ему открыть вора, выкравшего лучшие драгоценности из их сокровищницы в недрах земли.
Для воров не было ничего страшнее очков судьи, с их большими круглыми стеклами в черной роговой оправе. И вот однажды они собрались и стали совещаться о том, как им отделаться от очков. И они выкрали эти очки у судьи. Каждому из них пришла в голову мысль самому надеть чудесные очки, и в ту же минуту всё, что их окружает они увидели другими глазами. С помощью очков каждый увидел насквозь всех своих приятелей. Увидели, что все они друг другу завидуют. Первый увидел, что один даже задумал похитить у него десять талеров; он прочел в их сердцах, что все они лжецы и негодяи, что на совести у некоторых немало пролитой крови. И каждого охватил ужас перед прежними друзьями. В своих родных и близких увидели боль, страх, сочувствие, надежду и любовь. Больше они не друзья, все пошли по своей дороге, вернулись в семьи, не совершая плохих поступков, всегда оставаясь честными и трудолюбивыми и счастливо прожили еще многие годы.
- Волшебные очки помогли ворам посмотреть на себя другими глазами. Были ли в вашей жизни случаи, когда что-либо помогло вам посмотреть на себя по-другому?
- Как вы думаете, с волшебными очками справедливости жить легче или труднее?
- Как вы думаете, смог бы судья работать без своих волшебных очков?
- Когда вы смотрите на других людей, что в первую очередь бросается вам в глаза: их хорошие или плохие качества?
Этап 3. Практическая работа
Игра «Очки справедливости»
Дети встают в круг. Один из них надевает очки и рассказывает о каком-либо справедливом поступке своего соседа по кругу. Затем очки надевает следующий по кругу, и игра продолжается. Если ребенок не может рассказать о справедливом поступке своего товарища, педагог и другие дети помогают ему. В конце игры очки справедливости может надеть педагог и, в свою очередь, сказать о каждом ребенке что-то хорошее.
Работа в группах. Повторение правил работы в группе (слайд 19)
Анализ ситуаций
Каждая группа должна подумать и объяснить, справедливо ли поступили родители в следующих ситуациях:
Ситуация 1. Мама не разрешила сыну идти на тренировку, потому что он не выучил уроки;
Ситуация 2. Мама отругала детей за обман, а папа пожалел их и угостил конфетами;
Ситуация 3. Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего;
Ситуация 4.
Я вчера в углу стояла, Я наказана была. А за что мне вдруг попало, Так понять и не смогла. Я на папиной машине У стекла, ближе к рулю, нацарапала отверткой: «Папа! Я тебя люблю!» Нацарапала красиво фразу из красивых слов! Разве это справедливо ставить в угол за любовь?
Выслушиваются ответы представителей групп.
Этап 4. Проверка полученных результатов.
Разгадывание кроссворда. Работа в парах (повторение правил работы в паре – слайд 20)
¹с ²у ¹д в о р я н е р р а С П Р А В Е Д Л И В О С Т Ь з н ²о б м а н и е в р ³п р а в о т а н н ⁴п о р о к и и с ⁵м е с т ь т ь По горизонтали:
Кого в XIX в. почитали за благородное происхождение и за богатство, и это считалось справедливым? (дворяне)
Чего нужно избегать в своих действиях, чтобы справедливо относится к людям? (обман)
Что нужно признавать у других людей и в чем сомневаться у самого себя? (правота)
К борьбе с чем нужно стремиться, чтобы быть справедливым? (пороки)
Какой обычай люди считают несправедливым и принимают меры для его искоренения? (месть)
По вертикали:
Один из признаков справедливости, означающий оценку поступка по заслугам (соразмерность).
Признак справедливости, означающий «равное за равное» (уравнивание).
Ключевое слово (по горизонтали):
› Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний (справедливость)
Проверка выполнения задания (слайд 21)
Этап 5. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Что такое справедливость? (слайд 22)
- Какие моральные правила надо соблюдать, чтобы справедливо относиться к другим?
- Так какими качествами должен обладать справедливый человек?
- как бы вы сейчас ответили на вопрос «Легко ли быть справедливым человеком?» (слайд 23)
- Продолжите мысль. Быть человеком…….(слайд 24)
«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек»К.Г. Паустовский(слайд 25)
Д/з: вспомните и расскажите случаи из жизни, когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо (несправедливо). Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим в русских народных сказках и сказках зарубежных писателей.
- Благодарю за урок (слайд 26)