Проект урока по светской этике Семья (4класс)
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Басова Галина Константиновна
Район
Автозаводский
Место работы
МБОУ СОШ №130
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Модуль
Светская этика
УМК
Планета знаний
Тема урока
Семья
Тип урока
Ознакомление с новым материалом
Цель, задачи
Цель: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина, доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
Раскрыть понятие «семья»
Выявить особенности семьи
Формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к своей семье.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Формирование у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.
Формирование УУД.
Расширение кругозора учащихся.
Необходимое оборудование
Мультимедиапроектор, компьютер, экран, колонки
Дидактическое обеспечение
Учебное пособие Е.В.Саплиной, А.И. Саплина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», Толковые словари русского языка, запись П. Чайковский «Мама».
Планируемые результаты урока
личностные
Определение собственной позиции по теме урока
предметные
Знание понятия " семья", составляющих этого понятия.
метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Самостоятельное формулирование темы и цели урока, поиск и выделение необходимой информации, умение выделять нравственный аспект поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Самостоятельная работа "Найди ошибки"
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
Учебник
Дополнительная
Толковые словари
Интернет-ресурсы
School-collection edu.ru
ЭОРы
Презентация мультимедийная.
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Звучит: П. Чайковский "Мама"
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
Дети выполняют задание: улыбаются друг другу, желают успехов.
Коммуникативные: умение слышать друг друга, общаться друг с другом.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
-Посмотрите на слайд (на слайде несколько картинок с изображением семьи). Какое понятие объединяет все эти картинки?
Прослушайте стихотворение.
"Любили тебя без особых причин:За то, что ты - внук,За то, что ты - сын,За то, что малыш,За то, что растешь,За то, что на папу и маму похож.И эта любовь до конца твоих днейОстанется тайной опорой твоей."- Что является опорой в жизни каждого человека?Итак, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Дети рассматривают картинки, отвечают на вопрос.
Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Семья».
Познавательные
-умение использовать информацию,
-самостоятельное формулирование темы урока
Коммуникативные
- -умение слушать других
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?
- Давайте обратимся к словарю. -
Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
На слайд 1.Это группа живущих вместе близких родственников;2.Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Скажите, пожалуйста, ребята, а это полное определение слова «семья»? Или мы можем его дополнить? Развить? Может есть какие-то личные смыслы, которые мы вкладываем в это слово?
Ответы детей на поставленный вопрос.
Заранее определить группу, которая находит в словарях определение понятию "семья".
Дети зачитывают эти определения.
Словарь Ожегова С.И.: 1. Это группа живущих вместе близких родственников;2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Ответы детей.
Познавательные
-поиск и выделение необходимой информации в словарях,
-умение понимать основную мысль
Личностные
-эмоционально-личностная оценка
Коммуникативные
- -умение слушать других
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока
- Молодцы! Конечно, сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Для чего люди создают семью?
- Я предлагаю в течении урока при выполнении заданий собирать составляющие понятия «семья». А в конце урока мы с вами дадим свое определение этому дорогому для нас слову.
Далее идёт работа по составлению кластера "Семья" с отражением на слайде.
- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья?
Регулятивные:
- формулирование цели урока;
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
- Итак, из чего складывается понятие «семья». У нас есть уже определение из словаря.Записать на слайде:СемьяБлизкие родственникиЖивут вместеОбъединены общими интересами
- А для чего человеку семья?
- В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.
- Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Внесём эту составляющую в наш кластер.
На слайде появляется слово: счастье.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.- Почему же возникла необходимость жить семьёй?
Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.
Учитель организует комментированное чтение текста.
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
– Что общего у рода и у семьи?
– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?
Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге, защищать друг друга.Давайте добавим к составляющим слова «семья» еще и забота друг о друге, защита. Записать на слайд.
Многие произведения писателей и поэтов прошлого, посвящены семье. Давайте познакомимся со стихотворением Агнии Барто «Воскресенье» и подумаем, о чем говорится в стихотворении.? ВоскресеньеВоскресенье – вот везенье!Воскресенья так нужны!Потому что в воскресеньеМама делает блины.Папа к чаю чашки моет.Вытираем их вдвоем,А потом мы всей семьеюЧай с блинами долго пьем.А в окошко льется песня, Я и сам запеть готов,Хорошо, когда мы вместе,Даже если нет блинов.- Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это .Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
- А какие традиции есть в ваших семьях? Как вы считаете, соблюдение семейных традиций относится к пониманию слова «семья»?
(внести на слайд)
- Как вы думаете, каково назначение семейных традиций в нашем обществе?
( Подвести к выводу, что традиции нужны для прочных семейных отношений и для передачи культурных ценностей)
-Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления генеалогического дерева. Это традиция узнавать о своих предках и составлять свою родословную.
Прочитаем об этой традиции в учебнике стр. 87.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами картина В.Максимова, которая называется «Все в прошлом». Представьте себе эту заброшенную усадьбу и двух очень старых людей. О чем думают героини картины? Почему картина так называется?Выберите слова, которые характеризуют героинь: Окружены любовью, счастливы, одиноки, забыты, живут воспоминаниями, заброшены, радостны, о них заботятся дети и внуки, никому не нужны.Чему может нас научить эта картина? Вывод: не забывать членов своей семьи. Память – составляющая понятия «семья».
(на слайд - кластер)
Держится, а, семьей, корнями, человек, дерево. Дерево держится корнями, а человек семьей.О чем говорится в пословице? Семья – это поддержка.(внести в кластер)
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети читают текст и отвечают на вопросы учителя.
Ответы детей.
Дети читают текст и отвечают на вопросы учителя.
- Это традиции.
Ответы детей.:
- по воскресеньям готовить любимые блюда
- свободное время проводить вместе с семьей
- праздники проводить вместе с семьей
Ответы детей.
Чтение материала учебника.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация
Познавательные
-установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение объектов
Коммуникативные
- -умение слушать других
Познавательные
-умение владеть смысловым чтением, извлекать информацию
-умение делать выводы, анализировать
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся
Познавательные
-умение владеть смысловым чтением, извлекать информацию
-умение делать выводы, анализировать
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся
Познавательные
-умение владеть смысловым чтением, извлекать информацию
-умение делать выводы, анализировать
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся
Познавательные
-умение делать выводы, анализировать
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация
Познавательные
-установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение объектов
-умение применить знания
-умение работать с учебником --умение объяснять
-владение выборочным чтением
-умение понимать роль иллюстрированного материала
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
- Мы уже многое узнали о понятии "семья".
- Прочитайте в группах материал учебника стр. 86 и проанализируйте прочитанное с точки зрения: новое-знаю- интересно. (приём инсёрт)
Далее анализ выполнения задания.
Какую составляющую понятия «семья» мы можем добавить в схему? Воспитание (внести в кластер)
А теперь, ребята, давайте соберем определение слова «семья».Семья это близкие родственники, которые живут вместе в мире и согласии, дарят друг другу любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
Дети работают в группах по заданию.
Ответы детей.
Ответы детей: обобщение по кластеру.
Познавательные
-умение владеть смысловым чтением, извлекать информацию
-умение делать выводы, анализировать
Регулятивные
-определение успешности своей работы
Коммуникативные
-умение работать в группе
-умение договариваться и приходить к общему решению
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Давайте попробуем вырастить с вами дерево счастливой семьи. (Предлагается макет дерева на листах А4 для каждого ребёнка и зелёная бумага для листочков). Давайте попробуем украсить его листочками, которые символизируют человеческие качества. Листочки для этого волшебного счастливого семейного дерева мы с вами изготовим вместе.
- А теперь давайте проверим - подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый
день ссорятся,
обижают друг друга.
Для каждого члена семьи –
своя отдельная квартира.
У каждого свой кошелек.
Каждый член семьи
отдыхает отдельно.
У каждого члена семьи
своё хозяйство.
Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
Дети вырезают листочки и с опорой на кластер записывают на них те качества, которые они хотели бы видеть у членов своей семьи. Далее некоторые озвучивают свои работы.
Самостоятельное выполнение задания детьми с последующей проверкой.
Познавательные:
Формируется модель счастливой семьи в представлении детей.
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся
Регулятивные
- корректирование своей деятельности;
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
-О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат. Какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?
- Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских (рассказ легенды).
Ответы детей:
8 июля- День семьи, любви и верности в России, 1 июня - День защиты детей, первое воскресенье ноября – День матери, 8 марта – Международный женский день.
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация уч-ся
-эмоц .- личн.оценка
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Сегодня на уроке мы с вами узнали очень много о ценностях семьи, об отношении людей в семьях друг к другу, о том, зачем нужно вообще создавать семью. Вы сами постарались вырастить дерево счастливой семьи. Давайте еще разочек польем, обобщив все, что удалось создать- сочиним коллективно синквейн "Семья".
Хорошая семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.
- Какие задания вам показались самыми интересными?
– О чём вам хочется рассказать друзьям?
- Если вас заинтересовала тема семьи, то попробуйте дома вместе с родителями:
- найти и выучить стихотворение о семье
- составить родословное древо своей семьи
- описать традиции своей семьи
- ответить на вопросы стр. 86 №3, стр. 87 №6 в учебнике
(Вынести на слайд все варианты домашнего задания, дети выполняют задания по выбору)
Напоследок, я хочу, прочитать вам стихотворение.
Мы семья. Моя семья – моя обитель.Мой дом, мой замок, мой покой.Убереги, Господь Спаситель Ее от нечисти лихой.Убереги нас от соблазнов,И сохрани от бурь и бед.Спаси от зависти и сглаза.А, если нужно, дай совет.Моей семье я всем обязан.Не знаю, как благодарить,Тех, с кем душой и сердцем связан,И узелок не разрубить.В семье мы все как будто прутья,И в веник связаны тугой.Сплелись, да так, что не раскрутишьОпасны. На пути не стой.Пока мы вместе, друг за другаНас поломать никак нельзя.В беде мы все стоим упруго.Мы клан, мы племя, мы семья.
Коллективное составление синквейна.
Ответы детей.
Познавательные
-умение делать выводы, объяснять
-умение структурировать знания
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация уч-ся
-эмоц .- личн.оценка
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Регулятивные
-определение успешности своей работы
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛђЗаголовок 5Заголовок 715