Проект урока по светской этике Семья (4класс)


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Басова Галина Константиновна

Район
Автозаводский

Место работы
МБОУ СОШ №130

Должность
Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль
Светская этика

УМК
Планета знаний

Тема урока
Семья

Тип урока
Ознакомление с новым материалом

Цель, задачи
 Цель:     Показать значение семьи в жизни каждого гражданина, доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека.
Задачи:
Раскрыть понятие «семья»
Выявить  особенности семьи
Формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию  понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать  развитию позитивного отношения к своей семье.  
Воспитывать любовь и уважение к своей семье. 
Формирование у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.
Формирование УУД.
Расширение кругозора  учащихся.

Необходимое оборудование
Мультимедиапроектор, компьютер, экран, колонки

Дидактическое обеспечение
Учебное  пособие Е.В.Саплиной, А.И. Саплина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», Толковые словари русского языка, запись П. Чайковский «Мама».


Планируемые результаты урока

личностные
Определение собственной позиции по теме урока

предметные
Знание понятия " семья", составляющих этого понятия.

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Самостоятельное формулирование темы и цели урока, поиск и выделение необходимой информации, умение выделять нравственный аспект поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Самостоятельная работа "Найди ошибки"


Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Учебник

Дополнительная
Толковые словари

Интернет-ресурсы
School-collection edu.ru

ЭОРы
Презентация мультимедийная.




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Звучит: П. Чайковский "Мама"
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
Дети выполняют задание: улыбаются друг другу, желают успехов.
Коммуникативные: умение слышать друг друга, общаться друг с другом.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
-Посмотрите на слайд (на слайде несколько картинок с изображением семьи). Какое понятие объединяет все эти картинки?
Прослушайте стихотворение.
"Любили тебя без особых причин: За то, что ты - внук, За то, что ты - сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей." - Что является опорой в жизни каждого человека? Итак, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Дети рассматривают картинки, отвечают на вопрос.





Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы.














- Тема нашего сегодняшнего урока «Семья».

Познавательные
-умение использовать информацию,
-самостоятельное формулирование темы урока
Коммуникативные
- -умение слушать других


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?
- Давайте обратимся к словарю. - 
 Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
На слайд 1.Это группа живущих вместе близких родственников; 2.Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Скажите, пожалуйста, ребята, а это полное определение слова «семья»? Или мы можем его дополнить? Развить? Может есть какие-то личные смыслы, которые мы вкладываем в это слово?
Ответы детей на поставленный вопрос.



Заранее определить группу, которая находит в словарях определение понятию "семья".
Дети зачитывают эти определения.
Словарь Ожегова С.И.:  1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.   
Ответы детей.






Познавательные
-поиск и выделение необходимой информации в словарях,
-умение понимать основную мысль

Личностные
-эмоционально-личностная оценка

Коммуникативные
- -умение слушать других



4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока
- Молодцы! Конечно, сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Для чего люди создают семью?
- Я предлагаю в течении урока при выполнении заданий собирать составляющие понятия «семья». А в конце урока мы с вами дадим свое определение этому дорогому для нас слову.
Далее идёт работа по составлению кластера "Семья" с отражением на слайде.
- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья?





















Регулятивные:
- формулирование цели урока;



5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
- Итак, из чего складывается понятие «семья». У нас есть уже определение из словаря. Записать на слайде: Семья Близкие родственники Живут вместе Объединены общими интересами
- А для чего человеку семья?
- В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.
- Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Внесём эту составляющую в наш кластер.
На слайде появляется слово: счастье.
           Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
          Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
         Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства. 
- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети. - Почему же возникла необходимость жить семьёй?
Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.
Учитель организует комментированное чтение текста.
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?)  О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
– Что общего у рода и у семьи?
– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?
Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге, защищать друг друга. Давайте добавим к составляющим слова «семья» еще и забота друг о друге, защита. Записать на слайд.
Многие произведения писателей и поэтов прошлого, посвящены семье. Давайте познакомимся со стихотворением Агнии Барто «Воскресенье» и подумаем, о чем говорится в стихотворении.? Воскресенье Воскресенье – вот везенье! Воскресенья так нужны! Потому что в воскресенье Мама делает блины. Папа к чаю чашки моет. Вытираем их вдвоем, А потом мы всей семьею Чай с блинами долго пьем. А в окошко льется песня, Я и сам запеть готов, Хорошо, когда мы вместе, Даже если нет блинов. - Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это . Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
- А какие традиции есть в ваших семьях? Как вы считаете, соблюдение семейных традиций относится к пониманию слова «семья»?
(внести на слайд)



- Как вы думаете, каково назначение семейных традиций в нашем обществе?
( Подвести к выводу, что традиции нужны для прочных семейных отношений и для передачи культурных ценностей)
-Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления генеалогического дерева. Это традиция узнавать о своих предках и составлять свою родословную.
Прочитаем об этой традиции в учебнике стр. 87.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами картина В.Максимова, которая называется «Все в прошлом». Представьте себе эту заброшенную усадьбу и двух очень старых людей. О чем думают героини картины? Почему картина так называется? Выберите слова, которые характеризуют героинь: Окружены любовью, счастливы, одиноки, забыты, живут воспоминаниями, заброшены, радостны, о них заботятся дети и внуки, никому не нужны. Чему может нас научить эта картина? Вывод: не забывать членов своей семьи. Память – составляющая понятия «семья».
(на слайд - кластер)

Держится, а, семьей, корнями, человек, дерево. Дерево держится корнями, а человек семьей. О чем говорится в пословице? Семья – это поддержка.(внести в кластер)







Ответы детей.


















Ответы детей.



Дети читают текст и отвечают на вопросы учителя.



























Ответы детей.








Дети читают текст и отвечают на вопросы учителя.








- Это традиции.






Ответы детей.:
- по воскресеньям готовить любимые блюда
- свободное время проводить вместе с семьей
- праздники проводить вместе с семьей
Ответы детей.









Чтение материала учебника.


Ответы детей.






Ответы детей.


Ответы детей.



Личностные
-ценностно-смысловая ориентация
Познавательные
-установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение объектов
Коммуникативные
- -умение слушать других
























































Познавательные
-умение владеть смысловым чтением, извлекать информацию
-умение делать выводы, анализировать
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся








































Познавательные
-умение владеть смысловым чтением, извлекать информацию
-умение делать выводы, анализировать
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся





















Познавательные
-умение владеть смысловым чтением, извлекать информацию
-умение делать выводы, анализировать
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся

































Познавательные
-умение делать выводы, анализировать
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся





























Личностные
-ценностно-смысловая ориентация
Познавательные
-установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение объектов
-умение применить знания
-умение работать с учебником --умение объяснять
-владение выборочным чтением
-умение понимать роль иллюстрированного материала
















6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
- Мы уже многое узнали о понятии "семья".
- Прочитайте в группах материал учебника стр. 86 и проанализируйте прочитанное с точки зрения: новое-знаю- интересно. (приём инсёрт)

Далее анализ выполнения задания.

Какую составляющую понятия «семья» мы можем добавить в схему? Воспитание (внести в кластер)

А теперь, ребята, давайте соберем определение слова «семья». Семья это близкие родственники, которые живут вместе в мире и согласии, дарят друг другу любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Дети работают в группах по заданию.







Ответы детей.







Ответы детей: обобщение по кластеру.
Познавательные
-умение владеть смысловым чтением, извлекать информацию
-умение делать выводы, анализировать
Регулятивные
-определение успешности своей работы
Коммуникативные
-умение работать в группе
-умение договариваться и приходить к общему решению
-умение слушать и слышать других
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Давайте попробуем вырастить с вами дерево счастливой семьи. (Предлагается макет дерева на листах А4 для каждого ребёнка и зелёная бумага для листочков). Давайте попробуем украсить его листочками, которые символизируют человеческие качества. Листочки для этого волшебного счастливого семейного дерева мы с вами изготовим вместе.
- А теперь давайте проверим - подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый
день ссорятся,
обижают друг друга.
Для каждого члена семьи –
своя отдельная квартира.
У каждого свой кошелек.
Каждый член семьи
отдыхает отдельно.
У каждого члена семьи
своё хозяйство.
Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
Дети вырезают листочки и с опорой на кластер записывают на них те качества, которые они хотели бы видеть у членов своей семьи. Далее некоторые озвучивают свои работы.







Самостоятельное выполнение задания детьми с последующей проверкой.


Познавательные:
Формируется модель счастливой семьи в представлении детей.









Личностные
-ценностно-смысловая ориентация учащихся
Регулятивные
- корректирование своей деятельности;





8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
-О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат. Какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?
- Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских (рассказ легенды).


Ответы детей:
8 июля- День семьи, любви и верности в России, 1 июня  - День защиты детей, первое воскресенье ноября – День матери, 8 марта – Международный женский день.



Личностные
-ценностно-смысловая ориентация уч-ся
-эмоц .- личн.оценка
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Сегодня на уроке мы с вами узнали очень много о ценностях семьи, об отношении людей в семьях друг к другу, о том, зачем нужно вообще создавать семью. Вы сами постарались вырастить дерево счастливой семьи. Давайте еще разочек польем, обобщив все, что удалось создать- сочиним коллективно синквейн "Семья".
Хорошая  семья – это  прочный  союз  любящих,  духовно  близких  и  равноправных  людей,  у  которых  нормой  отношения являются   уважение, доверие, взаимопомощь,  общие  взгляды.
- Какие задания вам показались самыми интересными?
– О чём вам хочется рассказать друзьям?
- Если вас заинтересовала тема семьи, то попробуйте дома вместе с родителями:
- найти и выучить стихотворение о семье
- составить родословное древо своей семьи
- описать традиции своей семьи
- ответить на вопросы стр. 86 №3, стр. 87 №6 в учебнике
(Вынести на слайд все варианты домашнего задания, дети выполняют задания по выбору)
Напоследок, я хочу,  прочитать вам стихотворение.
Мы семья.    Моя семья – моя обитель. Мой дом, мой замок, мой покой. Убереги, Господь Спаситель  Ее от нечисти лихой. Убереги нас от соблазнов, И сохрани от бурь и бед. Спаси от зависти и сглаза. А, если нужно, дай совет. Моей семье я всем обязан. Не знаю, как благодарить, Тех, с кем душой и сердцем связан, И узелок не разрубить. В семье мы все как будто прутья, И в веник связаны тугой. Сплелись, да так, что не раскрутишь Опасны. На пути не стой. Пока мы вместе, друг за друга Нас поломать никак нельзя. В беде мы все стоим упруго. Мы клан, мы племя, мы семья.
Коллективное составление синквейна.


















Ответы детей.
Познавательные
-умение делать выводы, объяснять
-умение структурировать знания
Личностные
-ценностно-смысловая ориентация уч-ся
-эмоц .- личн.оценка
Коммуникативные
-умение слушать и слышать других
Регулятивные
-определение успешности своей работы













КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Лђ Заголовок 5 Заголовок 715