Методическая разработка урока по светской этике Справедливость


Тема урока: «Справедливость»
Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого человека.
Задачи:
- Актуализировать понятие «справедливость», какими качествами должен обладать справедливый человек;
- Воспитание в детях чувства справедливости.
-Развивать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта и справедливость.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Работа в группах.
- Ребята, у каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость)
- Сегодня на уроке мы познакомимся, вспомним понятие «справедливость».
-Послушайте пожалуйста русскую народную сказку “Лиса и рак” и ответьте на такой вопрос: как может быть сказка связана с темой нашего урока?
Читает учитель.
Лиса говорит раку:
- Давай перегоняться!
- Что ж, лиса, давай.
Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:
- А я уже давно тебя жду.
Обсуждение.
- Кто же оказался победителем? Почему вы так считаете? – Ответы детей.
- Как можно оценить поступок рака? Почему? – Ответы детей.
Как же может быть эта сказка связана с темой нашего урока?
А Может ли “похожая ситуация” произойти в отношениях между людьми? – Да.
- Что же ещё мы узнаем на уроке?
– Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
2. Работа по учебнику с. 28 (читаем 1 и 2 абзац).
3. Работа по учебнику с. 28 (чтение 3 и 4 абзаца).
В тексте встретилось правило, которое перешло в поговорку. Зачитайте её.
4. Игра «Путаница».
Ребят, к нашему уроку я подготовила пословицы, но вот проблема, пока ехала, все части перепутались. Поможете мне собрать?
1. Как аукнется, так и откликнется.
2. Любишь кататься, люби и саночки возить.
3. Око за око, зуб за зуб.
4. Что посеешь, то и пожнешь.
- Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей. Каждый ученик имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам, мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения.
- Было ли в вашей жизни так, что с вами поступали несправедливо?
(Дети приводят свои примеры)
5. Работа по учебнику с. 28 (чтение 6 и 7 абзаца) . 6. Прочтение отрывка из произведения Н. Носова «Фантазеры» и обсуждение
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Стасик.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Стасик, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Мишутка, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я один раз купался в море, - говорит Стасик, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шёл без головы?
- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
«Ловко придумал! » - позавидовал Мишутка. - Ну, это что! — сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал! - рассмеялся Стасик
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Мишутка. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать! (Стасик)
- Чего проще!
- Ну, выдумай что-нибудь. (Мишутка)
- Сейчас- сказал Игорь. - Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э. гм. кхм. .э-э-э
- Ну, что ты всё «э» да «э»! (Стасик)
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай! (Мишутка)
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо, - Сейчас, сейчас. э-э-э.
- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!
- Сейчас. Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Мишутка.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил - выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел? » Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Стасик.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется. .Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушёл. Стасик и Мишутка тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Стасик. Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдём домой, говорит Стасик., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
- Ты чего ревела? - спрашивает Стасик.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Стасик.
- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Мишутка.
- А вы разве не хотите сами?
- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказали Мишутка и Стасик
Давайте ответим на вопросы:
• Справедливо ли мама наказала Иринку?
• Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
- Вот мы с вами говорим, что справедливо, а что нет. А по каким признакам мы это определяем?
7. Работа по учебнику (с. 28 6 и 7 абзацы)
Итог урока
Разгадывание кроссворда
- Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ)
Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ)
Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ)
Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ)
За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ)
Рефлексия.
Кто такой справедливый человек? Оцените свою работу на уроке.
Упражнение «Микрофон».
Учащиеся высказывают свою точку зрения по поставленному вопросу. По классу пускаю предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» четко и лаконично излагает свою мысль. (Варианты ответов детей).
- Что нового узнали на уроке? - Что больше всего запомнилось?