Разработка урока по христианской этике на тему МИЛОСЕРДИЕ И СОЧУВСТВИЕ (1 класс)
21
Тема: Милосердие и сочувствие
Цели:1)познакомить с понятиями «милосердие» и «сочувствие» как основе человеческих отношений;
2)довести до сознания детей, что милосердие и сочувствие – бескорыстны;
3)развивать умение определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию; рассказывать о милосердных поступках людей и своими делами помогать другим людям;
4)воспитывать у учащихся чувство милосердия, сострадания к людям.
Тип урока: усвоение новых знаний , умений, навыков.
Основные понятия: добро, любовь, ближний, милосердие, сочувствие, сострадание, ответственность.
Форма проведения: урок-путешествие.
Оборудование: раздаточный материал смайлики радость- грусть; карандаши, бумага; рисунки на тему «Милосердные поступки»; лепестки цветов с качествами милосердного человека; презентация Презентация Microsoft PowerPoint
Ход урока
1.Организационный момент
-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие в страну Добрых дел.
-Что берут с собой люди, когда отправляются в путешествие?
-Правильно, ребята. А ещё очень важно с каким настроением мы отправимся, с какими чувствами. Перед вами лежат смайлики: с одной стороны - улыбка, хорошее настроение; с другой стороны- грусть, плохое настроение. Покажите мне пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок.
Слайд №2.
Карта страны Добрых дел (Добро, Любовь, Милосердие)
- Все путешественники, отправляясь в дальние страны, обязательно имели карту. Вот перед нами карта, где обозначены места наших остановок. Назовите их, ребята.
- Какие слова вам известны?
- Сегодня мы с вами познакомимся со значением этих слов, выясним, как применять характеристики этих слов в повседневной жизни.
- Для путешествия нам необходимо выбрать вид транспорта: поезд, автобус, самолёт.
2. Мотивационный этап
- Я хочу рассказать вам притчу
«Посмотри в зеркало»
Демонстрация видео .
Как-то шёл один путник из города в город, и на его пути, у ворот нового города, сидела пожилая женщина, путник подал её и спросил её:
- Я переселяюсь в этот город. Скажи мне, пожалуйста, каких людей я встречу в этом городе?
- А какие люди жили в том городе, где ты был прежде?- спросила его женщина.
- Ты знаешь, - ответил путник,- это были злые и неприятные люди.
- Тебе не повезло, - сказала старая женщина,- в этом городе живут точно такие же.
Шел второй путник.
Он тоже подал женщине и задал ей тот же вопрос. На что женщина опять спросила:
- А какие люди жили в том городе, откуда ты идешь?
- Ты знаешь, - ответил второй путник,- это были хорошие, очень добрые люди, мне было очень жаль расставаться с ними.
- Тебе повезло,- сказала женщина,- в этом городе ты встретишь множество точно таких же хороших людей.
- О чем эта притча?
- Какие мы, таков и мир вокруг нас. Мир наполнен добром, любовью, сочувствием, милосердием.
- И мы с вами отправляемся в путешествие.
(Звучит музыка)
3.Усвоение новых знаний
Слайд№ 3
Первая остановка «Добро»
« Пока имеем время, всем делаем добро»
(послание святого Апостола Павла)
- С раннего детства всех нас учат отделять добро от зла, нам постоянно напоминают, что нужно быть добрыми.
- А что же такое добро?( всё положительное в жизни человека)
- Что значит быть добрым человеком?
- Перед вами карандаши, бумага . Нарисуйте, пожалуйста, добро так, как вы его представляете (цветок, солнце и т.д.)
Слайд № 4
- Мы с вами оправляемся в следующую страну, которая имеет красивое название «Любовь»
- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии
Слайд № 5
Заповеди
- «Исполни эти правила, и будешь счастливым!» - говорит людям Иисус Христос. Однажды его спросили, а какая самая главная среди всех заповедей?
- «Люби ближнего как самого себя»
- А кто такой ближний?
Слайд № 6
« Ближний- тот кто не оставит тебя в беде, тот кто нуждается в твоей помощи.»
Слайд№7
- И он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем розумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя»
- И, конечно, сам Христос всегда служил людям примером во всем.
- Как необходимо поступить, если человек совершил что-то плохое в отношении тебя?
- Можно ли поступать по принципу:
Как ты ко мне, так и я тебе? Так тебе и надо! (аргументировать примерами)
Слайд № 8
- А мы снова отправляемся дальше. Конечный пункт нашего путешествия «Милосердие»
Слайд № 9
Притча « Незабудка»
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, ветру, теплу, воздуху, дождю, жизни А ещё тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека
Рос он, рос
И вдруг шёл мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так , без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни
Последнее о чем он подумал, что всё-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой.
Ведь тогда мальчик непременно ожег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно
( Автор притчи монах Варнава ( Евгений Санин))
- Почему цветку было обидно и больно?
- Чему искренне радовался цветок?
- Как мальчик должен был поступить, увидев красивый цветок?
- Правильно, ребята, к растениям, как и к людям нужно относиться по-доброму, душевно, сердечно. И именно о таких людях говорят: « У них золотое сердце, которое милует, любит и жалеет.»
- Что же такое милосердие?
- Милосердие - одно из самых красивых слов на свете.
Слайд №10
- А как вы думаете, ребята, милосердие надо проявлять только к хорошим людям или к нехорошим людям тоже?
- А наше путешествие на этом не заканчивается.
( Звучит красивая медленная композиция)
Слайд № 11
«Лесная поляна»
- Представьте, что вы на лесной полянке, где милосердие, сострадание, доброта, любовь – это цветы. Их очень много.
( Музыка обрывается)
- Какого они цвета?
- Почему?
- Милосердие – это добро, которое проявляется в наших поступках.
- А какие самые главные христианские милосердные поступки?
Слайд №12«Милосердные поступки»
- Перед вами лежат картинки, где изображены эти поступки. Давайте их назовем:
- голодного накормить;
-жаждущего напоить;
- одеть раздетого ;
- странствующего принять и накормить;
- проведать больного;
Похоронить умершего.
- Перед вами лежат лепестки цветка. Это не просто лепесточки. На каждом из них написано, какими качествами мы должны обладать, чтобы быть милосердными.
Давайте сложим эти лепестки так, чтобы получился цветок, и назовем эти качества
( доброта, любовь, уважение, забота, сочувствие, сострадание).
- А как вы думаете, ребята, помогая другим, заботясь о своих близких, совершая много хороших поступков, для кого вы всё это делаете?
-Верно: всё, что человек делает, он делает для себя. Совершая добрые дела, мы получаем добро для себя. Давайте вспомним какие добрые дела вы сделали в последнее время?
Слайд № 9
4.Обобщение знаний. Подведение итогов.
- О чём мы говорили на уроке?
- Что узнали нового?
- Что стало самым важным для каждого?
- А сейчас я еще раз обращаю ваше внимание на тот цветок, который лежит перед вами на партах. Загадайте желание. А чтобы оно сбылось, мы с вами вырастим эти цветы, затем соберём и посадим семена, которые дадут первые всходы добра, любви, милосердия.
Слайд №10
- Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
- Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
- Пусть всё хорошее, что есть в каждом из нас, только растёт и развивается. Не пускайте зло в ваши маленькие сердца, души.
- Наше путешествие закончилось. Какое у вас настроение? Покажите, пожалуйста, смайликами.
- Спасибо всем за работу на уроке.
Рисунок 4Рисунок 1515