Статья Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Повышение качества образования
на уроках русского языка и литературы
Модернизация современной общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность.
Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Поэтому одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.
Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Как организовать такой учебный процесс?
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Способствует творческому развитию обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Учащимся можно предложить написать продолжение художественного произведения или его предысторию, письмо-обращение или похвальное слово герою, создать декорации и костюмы к пьесе (особенно это целесообразно в искусствоведческих классах) в виде описания или рисунков и др.
Творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, т.к.само чтение предполагает сотворчество читающего. Музыкально-литературные композиции, конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: у них формируются навыки художественного чтения и актерской игры.
Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность.
На уроках литературы и русского языка предусмотрены различные творческие работы: . сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия, сочинение разных литературных жанров: сказка, рассказ, басня, ода, былина, миф, стихотворение, пьеса и т. д. Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.
В равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности – игра. Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Уроки в форме игры очень ценны. Игра моделирует окружающую обстановку, заполняет информационное поле необходимого разнообразия, побуждает интеллект к поисковой активности, разрушает психологическую инерцию. Она, моделируя творчество, тренирует эмоциональные структуры, обеспечивает усиление интеллекта в личности, развивает способности к самовыражению.
На уроках русского языка и литературы в форме игры проводятся уроки-КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты, конференции, дебаты, «литературные кафе», «театральные гостиные», "суды" над героями, "консилиумы врачей" по поводу "болезни" героев, инсценируются художественные произведения, пишутся монологи от лица литературных героев. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников.
Учителя русского языка и литературы активно используют в своей работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:
- активизация познавательной деятельности;
- осмысление материала через активное чтение и слушание;
- через размышление и анализ к творческой интерпретации.
Данную технологию используют при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности.
Эффективным слагаемым развития творческих способностей являются интегрированные уроки. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира.
В развитии творческих способностей огромную роль играет участие детей в различных конкурсах, олимпиадах. При подготовке к конкурсам и олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, путем исследовательской работы с различными словарями и справочниками, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.
Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера. Сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. Литературные и языковые материалы, в том числе и игры, выполненные в электронном виде, применяются как в классной, так и в домашней работе, ребята самостоятельно с удовольствием создают различные виды презентаций.
Рассмотренные выше технологии, формы, методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится не только об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому, но каждому разное число. Эта притча имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.
15