Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС. Пономарева.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г), Основной образовательной программы МБОУ «Авдинская СОШ», программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой - учебника Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 128 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС и локальному акту МБОУ «Авдинская СОШ» «Положение о рабочей программе…», и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику курса биологии.
3. Описание места курса биологии в учебном плане школы.
4. Содержание учебного курса биологии.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
6. Тематическое планирование.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
9. Приложения к программе.
Общая характеристика учебного курса «Биология»
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
-формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
-применения межпредметного анализа учебных задач.
Цели:
- социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
-ориентация в системе моральных норм и ценностей:
-признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
-формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Описание места учебного курса « Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов).
5-й класс – 1 час в неделю, учебных недель – 35, всего-35 часов. Из них 4 лабораторные работы, 4 контрольные работы и 1 экскурсия.
Содержание учебного курса «Биология».
Тема 1. Биология – наука о живом мире (10ч)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. Ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире»
Работа учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах.
Контрольная работа №1 по теме «Биология – наука о живом мире»
Тема 2. Многообразие живых организмов (10 ч)
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах
Значение бактерий в природе и для человека
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека
Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения»
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных»
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза)
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» - контрольная работа №2
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» - контрольная работа №3
Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч)
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса – контрольная работа №4
Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето
Учебно-тематическое планирование.
№ Название раздела Количество часов Лабораторные работы Контрольные работы экскурсии
1 Биология – наука о живом мире 10 2 1 2 Многообразие живых организмов 10 2 1 3 Жизнь организмов на планете Земля 8 1 4 Человек на планете Земля 7 1 1
итого 35 4 4 1
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии.
Личностными результатами являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
- дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Таблица календарно-тематического планирования по биологии на 5-й класс.
№ Дата проведения Тема урока Кол-во часов Планируемые результаты Примеч
план факт личностные метапредметные предметные Тема 1. Биология – наука о живой природе (10 ч)
1 Наука о живой природе. 1 Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека. Формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения. Знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 2 Свойства живого. 1 Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. 3 Методы изучения природы. 1 Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования. Овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования. 4 Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов» 1 Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. Овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. 5 Строение клетки. Ткани.
Лабораторная работа № 2
«Знакомство с клетками растений» 1 Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.
Формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. 6 Химический состав клетки. 1 Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных в-в. Умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы. Выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки. 7 Процессы жизнедеятельности клетки. 1 Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки. Умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе. Выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. 8 Великие естествоиспытатели. 1 Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-естествоиспытателях; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. Знакомиться с именами и портретами учёных, слушая сообщения одноклассников.
Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий.
Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии.
Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. 9 Обобщение и систематизация знаний по материалам главы 1 «Биология – наука о живой природе»
1 Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации.
Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах.
Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 10 Контрольная работа №1 по теме «Биология – наука о живой природе» 1 Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов на задания контрольной работы. Глава 2. Многообразие живых организмов (10 ч)
11 Царства живой природы. 1 Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы. Умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал. Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе. 12 Бактерии: строение и жизнедеятельность. 1 Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике; Умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными);
Выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе. 13 Значение бактерий в природе и жизни человека. 1 Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций. Умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний. Приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления. 14 Растения.
Лабораторная работа № 3
«Знакомство с внешним строением побегов растения» 1 Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным.
Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов. Умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения. Развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы. Выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений;
различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами.
15 Животные.
Лабораторная работа № 4
«Наблюдение за передвижением животных» 1 Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания. Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного. Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных. овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии. 16 Грибы. 1 Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы. Умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию. Выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов. 17 Многообразие и значение грибов. 1 Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека. Умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их. Выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний. 18 Лишайники. 1 Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы. Выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её Выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников. 19 Значение живых организмов в природе и жизни человека. 1 Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы. Структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе. Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание основных правил поведения в природе.
20 Обобщение и систематизация знаний по материалам главы 2 «Многообразие живых организмов» - контрольная работа №2
1 формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий. Умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. . Продемонстрировать ЗУН по темам. Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов на задания контрольной работы. Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
21 Среды жизни на планете Земля. 1 Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»). Развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств. Выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения. 22 Экологические факторы среды. 1 Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы. Развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе. Объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе. 23 Приспособления организмов к жизни в природе. 1 Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам. Умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля. Выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения. 24 Природные сообщества. 1 Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах. Умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение). Выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе. 25 Природные зоны России. 1 Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов. Формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации. Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.
26 Жизнь организмов на разных материках. 1 Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках. Умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
27 Жизнь организмов в морях и океанах. 1 Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде.. Умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 28 Обобщение и систематизация знаний по материалам главы 3 «Жизнь организмов на планете Земля» - контрольная работа № 3
1 Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации. Умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях. Диагностика ЗУН по главе. Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов на задания контрольной работы. Глава 4. Человек на планете Земля (7 ч)
29 Как появился человек на Земле. 1 Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения. Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР. Аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе. 30 Как человек изменял природу. 1 Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; форми-рование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. Развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. Аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. 31 Важность охраны живого мира планеты. 1 Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. Умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой. Аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. 32 Сохраним богатство живого мира. 1 Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе. Умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем. 33 Обобщение и систематизация знаний по материалам главы 4 «Человек на планете Земля»
1 Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации. Умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях. Диагностика ЗУН по главе. 34 Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса – контрольная работа № 4 1 Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровье-сберегающих технологий. Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Проверка ЗУН за курс 5 класса. Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов на задания контрольной работы.
35 Экскурсия
«Весенние явления в природе» 1 Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы.
Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.- М.: Вентана - Граф, 2014.-128 с.: ил.
Биология: 5-11 классы: программы./И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М. Вентана-Граф, 2014.-400с.
Дополнительная литература для учителя:
1). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.;
2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
3). Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные.: Вопросы. Задания. Задачи. «Дрофа», 2002.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические материалы);
для учащихся:
1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;
2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР). Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;
3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;
4) Атрохин В. Г., Солодухин Е. Д. А 88 Лесная хрестоматия.— М.: Лесн, промсть, 1988.— 399 с., ил.
5) Белоусова Л. С., Денисова Л. В.643 Редкие растения мира.— М.: 344 с., ил., 32 л. Ил. Лесн. промсть, 1983
6) Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. 3. Брема и Б63 И. Мейнке; Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 400с.
7) Мамонтов С. Г. и др. М22 Основы биологии: Курс для самообразования / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А. Козлова.— М.: Просвещение, 1992.— 416 с. ил.—15ВЫ 5-09-003367-6.
8) Энциклопедия «Хочу все знать»
9) Реймерс Н. Ф.Р35 Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 319с.: ил.
10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;
11) Я познаю мир: Детская энциклопедия/ под редакцией Е.М. Ивановой, 2000;
12) Энциклопедия для детей. Биология/ под редакцией М.Д. Аксеновой - М.: Аванта +, 2001.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
При работе над исследовательскими проектами учащимся и учителю можно использовать следующие электронные ресурсы:
http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии (86%), включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, обучающие программы, выход в Интернет.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов).
Перечень оснащения кабинета биологии
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фрукты.
Приборы
Раздаточные
Лупа ручная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
Спиртовка лабораторная
Печатные пособия
Демонстрационные
Комплект таблиц по ботанике.
Комплект таблиц по зоологии.
Комплект таблиц по анатомии и физиологии человека.
Приложение 1.
Перечень контрольных, лабораторных работ и экскурсий по биологии в 5 классе.
№ Тема контрольной работы, лабораторной работы или экскурсии
Дата проведения примечания
1 Контрольная работа № 1 «Биология – наука о живой природе» 2 Контрольная работа № 2 «Многообразие живых организмов» 3 Контрольная работа № 3 «Жизнь организмов на планете Земля» 4 Контрольная работа № 4 «Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса» 5 Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» 6 Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» 7 Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» 8 Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» 9 Экскурсия «Весенние явления в природе» Приложение 2.
Контрольные работы по учебному курсу «Биология» в 5 классе.
Контрольная работа № 1 «Биология – наука о живой природе»
Задание 1Заполните таблицу
ткани сходства различия
растительные: животные: Задание 2Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
Задание 3
Выберите правильный ответ и отметьте его.Клетку окружает и отделяет от внешней среды
а)клеточная мембрана
б)ядро
в)цитоплазма
г)вакуоль
Гемоглобин — это
а)углевод
б)витамин
в)белок крови
г)жир
Наука о живой природе носит название
а)физика
б)химия
в)биология
г)география
Задание 4
Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.Л. е, е, и, е
и, о, а, а
я, о
Задание 5
Найдите лишнее понятие среди предложенных и подчеркните его:
Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.
Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт.
Оцените самостоятельно (прочтите перечень основных понятий главы 1 и подчеркните те, которые пока еще недостаточно хорошо вами усвоены)
многоклеточные организмы • биология
обмен веществ и энергии между организмом и окружающей средой
организм • орган • наблюдение • описание • эксперимент
сравнение • моделирование • увеличительные приборы
лупа • микроскоп • ядро • цитоплазма • вакуоль
клеточная мембрана • клеточная стенка • ткань
неорганические вещества • органические вещества
деление клетки
Контрольная работа № 2 «Многообразие живых организмов»
Задание 1
Заполните таблицу
организмы сходства различия
бактерии: простейшие: Задание 2
Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений.
Задание 3
Выберите правильный ответ и отметьте его.К неклеточным формам жизни относятся
а)бактерии
б)вирусы
в)простейшие
г)дрожжи
Ядро отсутствует в клетках
а)растений
б)простейших
в)грибов
д)бактерий
Зелёный пигмент хлорофилл присутствует в клетках
а)амёб
б)растений
в)грибов
г)крокодилов
Задание 4
Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.
л, ш, й, н, к
г, р, б_____________________________________
ш, л, к, п, р, д
п, д, р, ж, н, к
Задание 5
Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на тёмном фоне:______________________________
Оцените самостоятельно (прочтите перечень основных понятий главы 2 и подчеркните те, которые пока еще недостаточно хорошо вами усвоены)
вид • царство • вирусы • систематика • бактерии
прокариоты • эукариоты • автотрофы • гетеротрофы
Цианобактерии • клубеньковые бактерии • симбиоз
корень • побег • споры • слоевище • цветковые растения
голосеменные растения • простейшие • грибница • гифа
плодовое тело • грибокорень • шляпочные грибы
плесневые грибы • антибиотик • дрожжи • лишайники
биологическое разнообразие
Контрольная работа № 3 «Жизнь организмов на планете Земля»
Задание 1
Заполните таблицу
Обитатели разных сред жизни
среда жизни обитатели
Задание 2
Сформулируйте и запишите определение понятия «среда жизни»
Задание 3
Выберите правильный ответ и отметьте его.В природном сообществе растения обычно выполняют функцию
а)потребителя
б)производителя
в)«разлагателя»
г)хищника
Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно
а)Африке
б)Австралии
в)Антарктиде
г)Евразии
Задание 4
Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.1. Составьте слово из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.
а) л, с
б) с, т, п_________________________
Составьте слово из предложенных гласных букв и любых подходящих согласных.
а) и, о, о, и, я______________________________
б) о, а, и___________________
Задание 5
Вставьте пропущенные слова.
1.Воздействие людей на природу — это … фактор.
2.Воздействие климата на организмы — это… фактор.
3.Зелёный цвет гусеницы бабочки — это… окраска.
Оцените самостоятельноПрочтите перечень основных понятий главы 3, подчеркните те, которые пока ещё недостаточно хорошо вами усвоены:водная среда жизни • почвенная среда жизни
наземно-воздушная среда жизни • организменная среда жизни
экологические факторы • фактор неживой природы
фактор живой природы • антропогенный фактор
приспособленность • пищевая цепь
круговорот веществ в природе • природное сообщество
природная зона • местный вид • прикреплённый организм
свободноплавающий организм • планктон
Контрольная работа № 4 «Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса»
РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ УЧИТЕЛЕМ В КОНЦЕ ГОДА.
Приложение 3.
Лабораторные работы по учебному курсу «Биология» в 5 классе.
Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».
Цель: научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа, микроскоп, ткани плодов томата, арбуза, готовые микропрепараты.
Ход работы:
Задание 1
Рассмотрите ручную и штативную лупы. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
Рассмотрите невооружённым глазом мякоть помидора, арбуза. Сделайте рисунок.
Рассмотрите кусочки мякоти помидора, арбуза под лупой. Сделайте рисунок. Каково строение мякоти?
Задание 2
Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
Правила работы с микроскопом
Хранить микроскоп следует в футляре.
Переносить микроскоп, вынутый из футляра, надо двумя руками: одной — держать за штатив, а другой — поддерживать микроскоп снизу, за подставку.
Во время настройки зрительной трубы надо следить, чтобы линзы объектива не коснулись микропрепарата.
Не надо трогать руками увеличительные стёкла окуляра и объектива.
Не снимайте окуляр со зрительной трубы без надобности.
Просмотр микропрепарата надо всегда начинать с малого увеличения объектива. Большое увеличение используйте только при необходимости.
По завершении работы уберите микропрепарат с предметного столика, протрите столик чистой салфеткой, поставьте в нерабочее положение тубус и зеркало. При необходимости уберите микроскоп в футляр.
Сделайте вывод.
Вывод: строение клеток, тканей и органов живых организмов изучают с помощью увеличительных приборов — луп и микроскопов. Благодаря изобретению микроскопа было установлено, что все живые организмы имеют клеточное строение.
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, мякоть томата (арбуза, яблока).
Ход работы:
Задание 1. Рассматривание кожицы лука.
Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука отделите и снимите прозрачную кожицу. Расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука.
Сделайте вывод.
Задание 2. Рассматривание клеток томата (арбуза, яблока).
Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза, яблока) отделите препаровальной иглой маленький комочек мякоти и положите его в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой в капле воды и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло.
Сделайте вывод.
Вывод: Основные части клетки — ядро, цитоплазма, клеточная мембрана и вакуоли. Для растительных клеток характерно наличие клеточной стенки и хлоропластов. Клетка — основная структурная единица, обладающая всеми признаками живого. У многоклеточных организмов клетки образуют различные ткани.
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».
Цель: изучить внешнее строение цветкового и хвойного растения.
Оборудование: лупа ручная, ветка тополя или берёзы, ветка сосны с шишкой
Ход работы:
Задание 1. Рассматривание строения побега цветкового растения
Рассмотрите внимательно ветку цветкового растения.
Найдите части побега — стебель, листья и почки.
Пользуясь ручной лупой, рассмотрите, как располагаются почки на побеге.
Зарисуйте в тетради побег в виде схемы, отметьте основные части побега.
Сделайте вывод.
Задание 2. Рассматривание строения побега сосны
Найдите побеги на ветке сосны. Сосчитайте их.
Найдите укороченные побеги, которые несут на себе хвоинки. Выясните, сколько хвоинок находится на одном укороченном побеге.
Зарисуйте в тетради укороченный побег сосны с хвоинками.
Выясните, где располагается шишка сосны.
Сделайте общий вывод о многообразии побегов у растений.
Вывод: Растения представляют собой особое царство живых организмов. Характерные признаки большинства растений — наличие в клетках хлоропластов с зелёным пигментом хлорофиллом и крупной вакуоли, а также постоянный рост в течение всей жизни. Царство Растения разделено на несколько больших групп — водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и цветковые.
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, небольшой комочек ваты, склянка с водой; культура с водными микроскопическими организмами (например, инфузориями).
Ход работы
Приготовьте микропрепарат с культурой микроорганизмов. На предметное стекло положите несколько (10-15) волокон ваты, которые будут замедлять движение организмов. Капните на вату каплю воды с культурой микроорганизмов и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите живые организмы. Пронаблюдайте за их движением. Отметьте направление и скорость движения.
Сравните передвижение двух или трёх особей.
Сделайте общий вывод о значении движения для животных.
Вывод: Все виды животных объединены в царство Животные, которое включает в себя несколько многочисленных групп (простейшие, членистоногие, черви, моллюски, иглокожие, хордовые). Животные являются обязательной частью природы и играют важную роль в жизни растений и человека.
Приложение 4.
Экскурсия «Весенние явления в природе».
Цели:
Образовательная: формировать экологическую культуру учащихся, экологические знания и мышление; познакомить учащихся с приемами наблюдения и фиксации наблюдений за природными объектами.
Развивающая: учить учащихся умению объяснять наблюдаемые явления, совершенствовать умения и навыки по изучению и описанию наблюдаемых явлений.
Воспитательная: воспитание ответственного отношения к окружающей природе, водным объектам.
Задачи:
-осознать свое положение в природе;
-развивать экологическое мышление;
-формировать экологическую совесть;
-учиться принимать правильные решения в различных ситуациях.
Методы и приемы: словесно-наглядный; самостоятельная работа, наблюдение, экологическая идентификация.
Изучаемые объекты: муравейники, птицы культурных ландшафтов, основные изменения в живой природе весной, родник, антропогенные ландшафты.
Изучение вод своей местности убеждает учащихся в том, что в природе ничто не существует обособленно, все компоненты в природе тесно связаны между собой, взаимообусловлены, влияют друг на друга.
Ущерб, нанесенный одному какому – либо компоненту вызывает изменения других, поэтому не следует нарушать сложившееся равновесие, надо бережно относится ко всему живому и неживому в природе.
Практика показывает экологическую ситуацию, в частности, проблемы водных объектов, что имеет важное значение для формирования чувства ответственности в использовании и охране водных ресурсов. Материалы, собранные учащимися во время экскурсии, представляют собой ценность и в дальнейшем могут быть использованы при изучении отдельных тем курса физической географии. Работая в малых группах, учащиеся проявляют взаимопомощь, поддержку. Экскурсия носит исследовательский характер.
Технологическая карта учебно-тематической экскурсии в природу
№ Вид самостоятельной деятельности Что делают учащиеся Контроль
1. Анкетирование «Умеешь ли ты охранять природу?» (Приложение 1) Отвечают на вопросы анкеты (Приложение 1) Учитель
2.
Нанести на карту-схему маршрут экскурсии Работа с картой-схемой
Слушают учителя и отвечают на вопросы.
(рассказ учителя о Всесоюзной ассоциации «Спасем Мир и природу» - Приложение 2) Учитель
3. Экскурсия в природу Беседа «Приметы весны» (Приложение 3) Учитель
(ответы учащихся уточнить, дополнить).
4. Родник
Учитель формулирует перед учащимися следующую учебную задачу:
Что происходит с подземными водами, если они выходят на поверхность?
В каких местах можно встретить эти водные источники? Учащиеся вместе с учителем формулируют понятие и подходят к следующему водному источнику – роднику.
Изучение подземных вод:
а)определить форму рельефа в месте выхода подземных вод на поверхность, какими породами сложена местность, каков характер выхода воды, куда стекает вода и много ли ее дает источник;
б) при измерении температуры подземной воды термометр надо держать до тех пор, пока не остановится столбик ртути. Температуры воды сравнить с температурой окружающего воздуха;
в) при характеристике свойств воды определить ее запах. Налив воду в бутылку, закрыть ее пробкой, посмотреть на свет – мутная она или нет. Дать воде отстояться, посмотреть, есть ли на дне осадок. Налить небольшое количество отстоявшейся воды на блюдце и после испарения установить, каков осадок;
г)осмотреть место выхода воды, направление ее течения; выявить, как вода влияет на рельеф; где размывает и где откладывает вымытые породы;
д)использование и охрана подземных вод выявляются при осмотре местности, а также в беседе с местными жителями. Учитель
Взаимоконтроль
Приложение 1.Анкета для учащихся.
Умеешь ли ты охранять природу?
1.Ты нашел (а) на поляне неизвестный красивый цветок. Как ты поступишь?
Один из трех ответов:
- полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко),
- засушу его для школьного кабинета биологии (3 очка),
- осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 очков).
2.Ты нашел (а) гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?
- Покормлю птенцов (3),
- позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5),
- Буду любоваться издали (1).
З.Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
- Пойду, но буду собирать очень осторожно (5),
- не пойду и других не пущу (3),
- сначала расспрошу об этом учителя биологии (2).
4.После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок, банок. Как бы ты с ними поступил перед тем, как продолжить поход?
- Взял бы с собой, чтобы сдать в городе (3),
- отнес бы в кусты, чтоб никто не поранился (5),
- закопал бы в землю (1).
5.Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
- Почти все знаю и всегда ее охраняю (3),
- кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1),
- я люблю природу, но этого мы еще не проходили (5).
Итак, у тебя получилось пять кружков с числом очков. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трех групп, юный друг, ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.
Группа 1 - те, кто набрал от 5 до 11 очков.
Ели бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только многое знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.
Группа 2 - от 12 до 18 очков.
Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь принести ей вред. Больше читай, говори со знакомыми людьми и ты (с твоей огромной энергией) можешь принести пользу.
Группа 3 - от 19 до 25 очков.
Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало знаешь о ней. Тебе больше всех нужно изучать жизни растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного.
Честно говоря, есть еще одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зеленый лес. И предложенные ответы в нашем тесте не для них. Поэтому это этот маленький тест для тебя, юный друг природы.
Приложение 2. Спасем мир и природу!
В феврале 1989 года образована Всесоюзная ассоциация «Спасем Мир и природу». Движение СМиП возникло как реакция на критическое состояние на нашей планете, какого еще не знала история человечества. Свои задачи СМиП видит в том (и это записано в Манифесте), чтобы:
1. Расширить гласность о проблеме выживания человечества;
2. Информировать людей о состоянии природной среды;
3. Придавать широкой огласке случаи нарушения природоохранного законодательства;
4. Предупреждать людей о конкретных последствиях загрязнения природной среды;
5. Распространять среди населения миротворческо-экологические знания;
6. Способствовать принятию в повседневную жизнь законов, охраняющих мир и природу;
7. Участвовать в безвозмездном экологическом труде: сажать деревья, очищать русла рек, берегов и ручейков.
Чем же мы можем помочь природе?! Во-первых, начать с самого себя, твердо уяснить, что не один человек, часть всего человечества. Многие беды связаны с нашей расточительностью. До конца не закрыт кран - тёчет вода. Пусть тонкой струйкой, но когда их много - ущерб значительный. А брошенная консервная банка, бумажка - мелочь? Земля задыхается от мусора. Дети видят любые недостатки
Нам хочется обратиться к ребятам (нашим школьным товарищам): не допускайте безобразий, варварского отношения к природе - хранительнице физического и духовного здоровья народа. Будем действовать вместе!
Давайте возрождать экологическую и биосферную нравственность!
Приложение 3.
Муравейник зашевелился.
Мы нашли большой муравейник под елью. Сначала мы думали, это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город: ни одного муравья не было видно. Теперь снег сошёл с кучи, и муравьи вылезли погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилили и лежали на муравейнике липкими черными комьями. Мы слегка потревожили их палочкой, а они едва могли пошевельнуться. У них не было даже сил отталкиваться от нас едкой муравьиной кислотой. Пройдет еще несколько дней, пока они снова примутся за работу.
Ку-ку.
Утром, в лесу раздалось первое «ку-ку!» В лесу тепло, тихо, вдруг засвистел кто-то в кустах - приятно так, сочно. Сначала тихо, потом громче, потом разошёлся да как засвистит, защелкает, как пойдет сыпать дробным горохом! Тут же всем стало ясно, что это - соловей.
Лес - наше богатство.
Но как тяжело и тягостно смотреть, когда огонь безжалостно уничтожает красоту наших лесов только потому, что отдельные ребята, попав в лес, беспечно относятся ко всему окружающему. Мы просим вас строго соблюдать простейшие правила пожарной безопасности в лесу, поле, на лугу. Прежде сем развести костер, нужно снять верхний дерн, чтобы перед уходом место, где был костер, прикрыть этим дерном. Во всех случаях разводить костер нужно вдали от кустарников и деревьев, особенно хвойных, чтобы не повредить их и не устроить пожар. Но если сухая трава, мелкий сухой кустарник, то растительный покров снимается и место очищается от сухого кустарника и травы, чтобы исключить возможность пожара. При торфе или большом наслоении хвои костер разводить запрещается. После пользования костер заливается водой или засыпается землей, закладывается дерном.
Соблюдайте простейшие правила пожарной безопасности в походе!
Салют весне
Начало весны каждый из нас замечает по-своему. Для самых нетерпеливых и романтичных она приходит уже с первыми мартовскими днями, когда заметно удлиняется день, а на солнышке уже можно не только немножко погреться, но и слегка загореть. Правда, в это время мороз по утрам еще весьма чувствительно щиплет уши, но фанатов солнца это не смущает. Для других начало весны - это бурное таяние снега, веселое журчание ручьев, сопровождающееся несмолкаемым гомоном строящих и восстанавливающих гнезда грачей и первыми робкими песнями вернувшихся домой скворцов. Но менее впечатлительные граждане только тогда убеждаются, что весна действительно наступила, когда увидят первые цветущие растения. Эти совсем разные, но одинаково приятно волнующие этапы весны были отмечены еще замечательным писателем-натуралистом М.М. Пришвиным, очень точно назвавшим их весной света, весной воды и весной травы.
Но, увы, какими бы гармоничными и красивыми ни казались вам представления о жизни матушки-природы, она не упустит случая внести существенные коррективы. Взять хотя бы сроки цветения растений. Оказывается, первыми у нас зацветают совсем не травы, как предполагают многие, а деревья и кустарники, И происходит это не всегда заметное явление очень рано — зачастую, когда мы ощущаем еще только приход весны света.
Одним из первых храбрецов, кто зацветает еще до таяния снега, нужно признать орешник, или лещину обыкновенную. Уже в конце марта раскрываются ее мужские цветки, собранные в эффектно свешивающиеся длинные сережки, из которых при малейшем дуновении ветра желтоватым облачком вылетает легчайшая пыльца, долго висящая в воздухе. Весьма своеобразны женские цветки орешника. Заметить их нелегко, ведь состоят они практически из одного пестика, который почти полностью прячется от холода в почке - наружу из нее выглядывает лишь две малиновые лопасти рыльца. Такая темная окраска позволяет им эффективнее улавливать лучи весеннего солнышка и быстрее нагреваться. На лопасти рыльца орешника пыльца попадает легко - в это время года листвы в лесу нет, и пылинкам ничто не мешает долететь до женского цветка. Потому и цветет хитрый орешник так рано. Любопытно, что оплодотворение у него происходит лишь в начале лета, при наступлении теплой погоды.
Не отстает от орешника по срокам цветения и ольха серая, у которой сережки с женскими цветками короткие, похожие и маленькие шишечки. В середине апреля зацветают ивы, но чешуи-колпачки с их пушистых сережек могут слетать намного раньше.
Невзрачны цветки орешника и ольхи, им трудно тягаться с главной красавицей весеннего леса - дафной, или волчьим лыком. Этот невысокий кустарник тоже цветет до распускания листьев. Но в тенистых и сырых уголках леса, где он обычно прячется, его густо покрытые душистыми розовыми цветками-гвоздиками побеги заметны издалека, и ноги сами несут вас к этому чуду природы. Хотя ярко-красными плодами этой красавицы нас пугают с раннего детства, мало кто знает, что растение особо ядовито именно во время цветения. Так что наслаждаться его цветками лучше издалека...
Из трав одной из самых первых зацветает всем знакомая и любимая мать-и-мачеха. Ярко-желтые звездочки ее соцветий-корзинок появляются сразу же после схода снега на самых неожиданных местах - обочинах дорог, грудах строительного мусора, земляных отвалах. Цветет мать-и-мачеха задолго до образования крупных листьев, благодаря которым растение и получило столь необычное название. Если во время цветения ножки у соцветий короткие, то к началу лета - ко времени образования плодов - они значительно удлиняются, давая возможность плодам-летучкам улететь подальше от материнского растения. Поэтому летом мать-и-мачеху узнает далеко не каждый. Чуть позже мать-и-мачехи по лесным опушкам начинают водить свои хороводы многочисленные первоцветы.
А на полянах, опушках и сухих солнечных склонах радует взор красивыми сине-фиолетовыми крупными цветками-колокольчиками прострел, или сон-трава. Цветет она очень рано, поэтому обладает защитой от ночных заморозков - ее цветки и первые листья, как пуховой шалью, густо покрыты длинными, мягкими, густыми волосками. Кому-то из вас посчастливится встретить в хвойном лесу ставшую крайне редкой печеночницу с ее изящнейшими синевато-лиловыми цветками и необычными тройчато-лопастными листьями. Кстати, из-за их формы она и получила свое название. Они уходят зимовать под снег зелеными.
Гуляя по широколиственному лесу, нельзя пройти мимо ветреницы лесной, не обратив внимания на красивые белые звездочки ее крупных цветков. Под стать ей и две сестры - ветреницы дубравная и лютиковая. Росточком поменьше, но встречаются чаще. Первая старается удивить мир розовато-белыми цветками, вторая - ярко-желтыми. Но, увы, нет в мире совершенства - все три красотки довольно ядовиты. Справедливости ради надо сказать, что самой эффектной из них, ветренице лесной, ядовитость мало помогает, и с каждым годом она становится все более редкой...
Рано весной зацветает еще одно интересное растение - медуница. Встретить эту многолетнюю траву можно повсюду - в лесах, оврагах, в зарослях кустарников и по берегам рек. Ее бутоны и только что распустившиеся цветки радуют мир темно - розовым колером, но со временем окраска их венчиков меняется - они становятся… фиолетовыми или даже синеватыми. Вот такие забавные цветки - хамелеоны! В результате даже одно растение медуницы поражает цветками разной окраски.
как же ей удается так быстро менять окраску и для чего это нужно? Оказывается, в клетках венчика цветка содержится особый пигмент - антоциан, который способен изменять цвет в зависимости от уровня кислотности окружающей среды; кислая среда - антоциан красный, щелочная - синий, нейтральная - фиолетовый. В клетках молодых цветков медуницы среда кислая, а более старых нейтральная или даже щелочная.
Изменяя окраску цветков, растение подсказывает своим желанным гостям — насекомым, куда спешить за угощением: в красных цветках оно еще есть, а вот в синих, извините, уже нет!
А что сладкого нектара хватит всем, сомневаться не приходится - ведь недаром ее прозвали медуницей...Радуются ей голодные насекомые, и мы с ними заодно, любуясь разноцветным изящным салютам – наступившей весне!
Критерии и нормы оценивания.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.