Начальная школа 21века презентация


Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование умения учиться. Учить себя - вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников. Важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Главная цель учителя научить ребенка самому добывать знания, показав обучающимся процессы становления научных и практических знаний. В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход.Цель ФГОС НОО – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Цели УМК “Начальная школа 21 века”:Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности.Формирование готовности к самообразованию. Авторы УМК реализовали следующие идеи:Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры; Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Таким образом, содержание УМК «Начальная школа 21 века» соответствует требованиям ФГОС. Образовательным результатом освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является сплав личностных, метапредметных и предметных результатов. Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Цели и задачи:Общая цель обучения данной программы - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Задача педагогов начальной школы - научить обучающихся учить самого себя, т.е. учебной деятельности; Задача ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Грамота - интегрированный курс, объединяющий обучение грамоте (чтению и письму) и математике.Авторы: Л.Е.Журова, А.О.ЕвдокимоваИзучается в 1полугодии первого года обучения. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой. Особенностью программы предмета “Грамота” является ориентировкой на введение школьника в языковую и математическую деятельность. Анализ содержания обучения грамоте и математике, проведенный авторами, показал, что при их изучении у детей формируются одни и те же умственные операции, что может стать предпосылкой развития основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Это побудило авторов курса «Грамота» проанализировать возможности данных предметов в решении поставленных задач, выделить «пересекающиеся линии» содержания грамоты и математики, отобрать средства и методы обучения, которые были бы наиболее уместны при интеграции.С учетом этого учебник и рабочие тетради «Грамота» построены на приоритете следующих методов обучения:предъявление учебной задачи, рассмотрение ее полного пооперационного состава;обсуждение образца выполнения каждой отдельной операции и порядка их следования друг за другом;контроль и оценка выполнения каждой операции и учебной задачи в целом;моделирование детьми различных языковых и математических отношений. Чтение и письмо Авторы: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова Этот предмет направлен на решение задач лингвистического развития школьников, совершенствования умений и навыков чтения и письма. Комплект «Чтение и письмо» состоит из учебника и рабочих тетрадей. Предназначен не только для обучения первоклассников чтению и письму, но и для формирования у них учебной деятельности. Задания, включенные в учебник и тетради, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление детей, расширяют их лингвистические представления. Каковы особенности обучения письму?Длительный подготовительный этап, необходимый для отработки тех процессов, которые лежат в основе письма. (Работа на нелинованном листе бумаги, формирование пространственной ориентации, умение точно следовать инструкции, отработка понятия «параллельные линии») Изменение высоты строки в прописях. (Рука ребенка этого возраста еще не готова к мелким, точным движениям, так как слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев) Увеличение количества времени на написание печатных букв. (Рука детей недостаточно готова к письму письменных букв, которые по своему начертанию намного сложнее печатных) Упрощение написания некоторых курсивных букв. (Задача - научить писать с наименьшими трудностями) Отказ от безотрывного письма и от введения различного типа соединений букв. (Принцип поэлементного написания букв, соединительный штрих) Методика обусловлена психофизиологическими основами процесса письма, а также возрастными и индивидуальными особенностями 6-летних первоклассников. Новизна подходов к построению курса «Русского языка » заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования обучающихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений. Курс «Русский язык» состоит из трех: безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма ) «развитие речи». Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения. Литературное слушаниеАвтор: Л.А.Ефросинина Специфический предмет. Основная его цель-поддержание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению Ведущей идеей «Литературного слушания», являющегося частью курса «Литературное чтение», является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным «препарированием» текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. УМК «Литературное чтение» включает следующие издания: учебник, учебную хрестоматию, рабочие тетради и методическое пособие для учителя.Авторы: Л.А.Ефросина, М.И. Оморокова.Учебники содержат образцы фольклора, разножанровые произведения русской и зарубежной классической литературы и методический аппарат, обеспечивающий глубокое восприятие произведений, развитие интереса к чтению и формирование основ читательской деятельности. Конструирование курса «Литературное чтение» подчинялось приоритетной задаче — углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности обучающихся. Работа с моделями обложки книги Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе, а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника. Приоритетной целью предмета «Окружающий мир» стало формирование целостного взгляда на познаваемый ребенком мир. Содержание знаний отбиралось с учетом раскрытия связей в системе природа - человек - общество, взаимодействия человека с природной и социальной средой. В учебниках имеется содержательная специальная рубрика, которая выполняет функции знаний из различных областей - «Жил на свете человек». Ее содержание позволяет школьнику осознать место и роль человека в природной и социальной среде, конкретные реальные образы иллюстрируют теоретические положения курса.Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. Актуальный процесс обучения изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, которое не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.Именно это побудило авторский коллектив УМК отказаться от репродуктивных методов обучения в пользу исследовательских и поисковых: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задач на моделирование и т.п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению для копирования готового образца и инструкции, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, самостоятельных построений алгоритмов и т.п.Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшими школьниками окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновления содержания — отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради « УЧИМСЯ ДУМАТЬ И ФАНТАЗИРОВАТЬ», «УЧИМСЯ познавать окружающий мир». МатематикаАвтор: В.Н.Рудницкая , Т.В.Юдачева, Е.Э. Кочурова. Самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. Первоначальное математическое развитие младших школьников осуществляется в рамках предмета “Грамота”. Программа реализует следующие цели обучения: полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, а также математическую подготовку к дальнейшему обучению. Обновление содержания курса «Математики» шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда обучающиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.Основная цель курса математики - математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников Особенности программы Работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности обучающихся основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику даётся право на ошибку, на коллективное обсуждение, анализ ошибок и их исправление. Такой подход делает процесс учения личностно значимым. Руководящая роль педагога «скрыта» от учеников. Его руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизвести, учитель предлагает новые формы учебного взаимодействия: организовывает совместные размышления, поиск, наблюдения, самостоятельную деятельность школьников по построению алгоритмов, моделированию учебных ситуаций.Принципиально важным является изменение учительства к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Речь идёт об осознании важности формирования у школьников самоконтроля и самооценки, развитие у него адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности, формировании умения осуществлять пошаговый контроль за своими учебными действиями. Пример. Учитель отказывается от исправления ошибки, которую допустил ученик, а только фиксирует её место. В этом случае работа над ошибками заключается в том, что ребёнок сам их находит, выясняет причину их возникновения, собственной рукой исправляет. Психологические исследования показали, что использование этого приёма только в течение трёх месяцев уменьшает количество ошибок на 20%. Таким способом школьник вводится в ситуацию самоконтроля, становится активным и заинтересованным лицом, ответственным за свою деятельность.Важным является ориентация образовательного процесса на формирование универсальных учебных действий. Сложность заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия, понять разницу между предметным действием и таким же по форме, ставшим универсальным, осознать как осуществляется переход к «всеобщности» учебного действия.Пример. Важным познавательным универсальным действием является выбор оснований и критериев для классификации объектов. Младшему школьнику предлагается на уроке математики разделить на две группы геометрические фигуры, среди которых две красные фигуры (треугольник и прямоугольник) и три голубые фигуры (два четырёхугольника и один треугольник). Главным признаком классификации будет число углов, а не цвет фигуры.Ещё один пример касается очень важного для формирования учебной деятельности младшего школьника универсального учебного умения – моделирование. В стандартах моделирование представлено как система следующих универсальных учебных действий:Кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных предметов);Декодирование (считывание информации);Использование наглядных моделей (схем, чертежей, планов), отражающих пространственные отношения между предметами или их частями;Самостоятельное построение схем, моделей. Ученик должен не только иметь знания, но и применять их на практике. Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы. Формирование универсальных учебных действий является обязательным на всех предметах. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Важной особенностью УМК "Начальная школа ХХI века" является то, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Это положение наглядно представлено в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика:  Компоненты учебной деятельности(позиция учителя) Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика) Мотив деятельности  "Зачем я это изучаю?"  Постановка учебной задачи, ее принятие обучающимися  "Каковы мои успехи и что у меня не получается?" Обсуждение способа действий при решении учебной задачи "Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?" Осуществление контроля "Правильно ли я решаю эту задачу?" Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) "Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?" Оценка процесса и результата "Какая учебная задача стоит передо мной?" Зачем я учусь? Что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу? Каким способом и как я это делаю? Каковы мои успехи? Что не получается? Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся.  Наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания на практике), достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному. Особое внимание уделяется осознанному усвоению алгоритма действия, т.е. строгой последовательности учебных операций. Большое внимание уделяется заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. УМК помогает развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление,   как основу развития логического мышления Широко представлена возможность моделирующей деятельности ребёнка - работа со схемами,  таблицами, графиками. Ролевые игры Таким образом, реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение Принципиальные особенности УМК «Начальная школа 21 века» (важные для реализации ФГОС): Сопровождается педагогической диагностикой (получение объективных данных о продвижении ученика в формировании действий; качественная оценка усвоения обучающимися изученного материала, в том числе их умение применить освоенные способы действия в стандартных и нестандартных ситуациях). В процессе обучения реализуется интегрированный подход (природосообразность то есть соответствие потребностям детей этого возраста). В ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Целенаправленная педагогическая помощь и поддержка школьника в условиях разноуровневого класса. УМК «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность (возможность обучаться в индивидуальном темпе). Отход от ориентировки на среднего ученика.· В процессе обучения широко используются различные формы организации учебного процесса (в первую очередь, групповая). · Целенаправленное использование моделирующей деятельности,· система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. Ролевая игра введена как обязательный компонент уроков по окружающему миру, например;· развитие контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика “Проверь себя”, задания “Сравни свой ответ с текстом”, “Найди ошибки” и др.). Деятельность ученика направлена не на получение результата – ответа, а на процесс решения.· Обеспечивает переход с приоритета репродуктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской.· Проблемный характер изложения материала.Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество.  Авторы используют возможности каждого предмета для развития умений учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.  Метапредметные результатыметодика Вс.Н.Зайцева«Технологии совершенствования учебных ситуацийили общеучебные умения»  класс  Техника чтенияВслух / про себя +10-20 слов  Скорость письмаТрёхминутное переписывание делится на 3  Скорость вычислений(можно варьировать в 1-3 классах) 1 класс 30-40слов 6-12 знаков 7 знаков в минуту.Сложение, вычитание в пределах 20 2 класс 40- 60слов 25 знаков 14 знаковСложение, вычитание с переходом через разряд до 20 3 класс 60- 80 слов 45 знаков 20 знаков, таблица умножения 4 класс(данные установлены практикой, менять нельзя) 80-90слов95-100слов 60 знаков 30 знаков, умножение двузначного на двузначное число без 1 и 0.  Эти данные рекомендуется по окончанию любого класса вкладывать в портфель достижений каждого ученика, чтобы он мог спланировать свои достижения на следующий год.  Динамика скорости письма, вычислений и техники чтения 2 класс Выпускник начальной школы обучающийся по данному проекту должен отличаться: от себя самого – того, который пришел в первый класс;от своих сверстников;и от своих сверстников XX века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе.