Тематическое планирование русский язык 5класс ФГОС по Т.А.Ладыженской
Тематическое планирование.
Русский язык.
Базовый уровень (6 часов в неделю) (204 часа).
Дата Кол-во часов Тема урока Цели и задачи урока Характеристика основных видов учебной деятельности Контроль
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (3 +1*)
1. (1ч.) Читаем учебник.
Слушаем на уроке. Познакомиться со структурой учебника; овладеть приёмами работы с книгой; познакомиться с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Овладение приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога). Д/З прослушать информационное сообщение СМИ, подготовить его пересказ.
2. (1ч.) Язык и человек. Осознание роли речевой культуры, общения коммуникативных умений в жизни человека. Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение. 3. (1ч.) Общение устное и письменное. Знакомство с основными особенностями устной и письменной речи. Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми. с.4 – 5, упр. 1 – 3
4. (1ч.) Р. Р. Стили речи.
РК
О. Хубиев (пер. с карачаевского В. Гнеушев).
Задание: определить стиль текста, доказать, назвав признаки данного стиля.
Познакомить с особенностями разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Знакомство с правилами этикета. Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. См. Никитина Е. И. с. 40
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (19 + 4*)
5. (1ч.) Звуки и буквы. Произношение и правописание. Повторить сведения о соотношении произношения и правописания. Познакомить с понятием транскрипции. Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе. См. Никитина Е. И. с. 101.
6. (1ч.) Орфограмма. Закрепить и систематизировать знания, полученные учащимися ранее об орфограмме. Познакомит с понятием морфема. Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах. упр.7 – 9
7. (1ч.) Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
РК А. Екимцев. отрывок из стих. «Песня о Ставрополе».
Задание: найти и объяснить правописание безударной гласной в корне слов.
Систематизировать и закрепить знания о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. упр.4 – 6
8. (1ч.) Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Отработать умение находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра. РТ: с. 8 – 9, упр.10 – 12
9. (1ч.) Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Отработать умение находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант: выбор заголовка, отражающего содержание. РТ: с. 9 – 11, упр.13 – 18
10. (1ч.) Буквы и, у, а после шипящих. Закрепление и систематизация знаний и умений, полученных учащимися ранее; отработка навыков орфографически правильного письма. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. РТ: с.11, упр.19 – 20
11. (1ч.) Разделительные ъ и ь. Закрепить правило употребления ъ и ь. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. РТ: с.12 , упр.21
12. (1ч.) Раздельное написание предлогов с другими словами.
Словарный диктант. Закрепить понятие о предлоге; выработать умение отличать в звучащей речи предлог от приставки, чтобы не ошибаться в написании. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации). Тест1: с. 8 - 9
13. (1ч.) Входной контроль (диктант) Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выполнение контрольной работы. 14 – 15. (2ч.) Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) Формировать умение отличать текст от набора предложений и озаглавливать текст. Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Изложение. Упр.70
РТ: с. 12 – 13, упр.22 – 23
16. (1ч.) Части речи. Закрепить знания учащихся о частях речи, полученные в начальной школе. Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение. 17. (1ч.) Глагол.
Закрепить знания и умения, полученные учащимися в начальной школе; отработать умение выделять глагол среди других частей речи. Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму. 18. (1ч.) -Тся и –ться в глаголах Повторение правила. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом. 19. (1ч.) Р. Р. Тема текста. Сформулировать понятие темы текста; научить выделять в тексте общую тему. Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта 20 - 21. (2ч.) Личные окончания глаголов. Не с глаголами. Активизация знаний учащихся о личных окончаниях глаголов и правописании не с глаголами Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами. РТ: с. 14 – 15, упр.26
Тест 2: с.10 - 11
22. (1ч.) Имя существительное. Активизация знаний об имени существительном, о его морфологических признаках. Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных» Тест 3: с. 12 - 13
23. (1ч.) Имя прилагательное.
Активизация знаний об имени прилагательном, о его морфологических признаках. Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ, работа с репродукцией картины. РТ: с.14, упр.27
Тест 4: с. 14 - 15
24. (1ч.) Местоимение. Закрепить и систематизировать знания о местоимении. Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки. РТ: с. 13 – 14, упр.24 – 25
25. (1ч.) Р. Р. Основная мысль текста.
РК Т. Мищенко «Партизаны в горах Кавказа».
Задание: доказать, что данные предложения образуют текст. Озаглавьте его, определите основную мысль.
Показать отличие темы высказывания от его основной мысли; познакомить учащихся со способами раскрытия основной мысли текста; учить определять основную мысль текста. Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос. Тест 5:с. 16 - 17
26 - 27. (2ч.) Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.
РТ: с.15, упр.28
Тест 6: с.18 - 21
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28+ 7*)
28. (1ч.) Синтаксис и пунктуация. Познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация». Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение. 29. (1ч.) Словосочетание. Повторить сведения о словосочетании, его строении, его отличии от слова и предложения. Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. 30. (1ч.) Разбор словосочетаний. Познакомить учащихся с видами словосочетаний и со схемой разбора словосочетаний. Формировать умение правильно разбирать словосочетания. Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. РТ: с. 16 – 18, упр.29 – 33
31. (1ч.) Предложение. Познакомить учащихся с основными признаками предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения); продолжить формировать умение отличать предложение от словосочетания. Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Сжатое изложение по тексту. Тест 7: с.22 -23
32 - 33. (2ч.) Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. Учить детей строить сжатый текст; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения. РТ: с.27, упр.49
34. (1ч.) Виды предложений по цели высказывания. Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; формировать умение распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно их произносить, использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений. Тест 8:с. 24 - 25
35. (1ч.) Восклицательные предложения. Познакомить учащихся с видами предложений по интонации, с пунктуационным оформлением повествовательных и побудительных восклицательных предложений; вырабатывать умение распознавать предложения по интонации. Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах. РТ: с. 19 – 20, упр.34 – 37
36 - 37. (2ч.) Р. Р. Сочинение на свободную тему. Формирование умения создавать собственный связный текст, определяя свободную тему, стиль и основную мысль своего сочинения. Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения.
Упр.157
38. (1ч.) Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Познакомить учащихся с понятием главных членов предложения; дать понятие о подлежащем и его способах выражения; формировать умение находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением. Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым. 39. (1ч.) Сказуемое. Дать понятие о сказуемом и его способах выражения; формировать умение находить грамматическую основу, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным. Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. РТ: с.21, упр.38 - 39
40. (1ч.) Тире между подлежащим и сказуемым. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать навык постановки тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже. Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними. РТ: с.22, упр.41
41. (1ч.) Нераспространенные и распространенные предложения. Познакомить учащихся с понятием распространенности; развивать навык и умение отличать распространенные предложения от нераспространенных. Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами. 42. (1ч.) Второстепенные члены предложения. Дать общее понятие о второстепенных членах предложения, развивать навык находить в предложении второстепенные члены предложения, а также учить распространять предложения при помощи второстепенных членов предложения. Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения. 43. (1ч.) Дополнение. Познакомить учащихся с понятием дополнения и со способами его выражения; формировать умение находить дополнение в предложении, различать подлежащее и дополнение. Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений. 44. (1ч.) Определение. Познакомить учащихся с понятием определения и со способами его выражения; формировать умение находить определение в предложении. Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями. 45. (1ч.) Обстоятельство. Познакомить учащихся с понятием обстоятельства и со способами его выражения; формировать умение находить обстоятельство в предложении и употреблять его в речи. Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами. РТ: с. 21 – 22, упр.40
Тест 9:с. 26 - 27
46 - 48. (3ч.) Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. Познакомить учащихся с понятием однородных членов предложения; формировать умение находить однородные члены в предложении, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при них. Познакомить с обобщающими словами при однородных членах и их ролью в речи; вырабатывать умение находить обобщающие слова и ставить знаки препинания при них. Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант. РТ: с. 23 – 22, упр.42 – 48
Тест 10:с.28 -29
49. (1ч.) Предложения с обращениями Познакомить учащихся с обращением как словом, называющим того, к кому обращаются с речью; формировать умение правильного употребления обращений в речи и правильной постановки знаков препинания. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями. РТ: с.28,
упр.50 – 51
Тест 11:с.30-31
50. (1ч.) Р. Р. Письмо. Познакомить учащихся с жанром письма; определить особенности этого жанра; формировать навык правильного написания письма. Работа с жанром письма. Написание письма товарищу. РТ: с.29, упр.52
51. (1ч.) Синтаксический разбор простого предложения. Познакомить учащихся с порядком и правилами синтаксического разбора простого предложения; закрепить изученный ранее материал. Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения. РТ: с. 29 – 30, упр.53
52 – 53. (2ч.) Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения; проверка орфографических и пунктуационных навыков. Написание сочинения. Упр. 229.
54. (1ч.) Пунктуационный разбор простого предложения. Познакомить учащихся с порядком и правилами пунктуационного разбора простого предложения; закрепить изученный ранее материал. Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения. 55. (1ч.) Простые и сложные предложения. Познакомить учащихся со структурными различиями между простыми и сложными предложениями, с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных. Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам. РТ: с. 30 – 32, упр.54 – 56
Тест 12:с.32-33
56 - 57. (2ч.) Синтаксический разбор сложного предложения. Познакомить учащихся с порядком и правилами синтаксического разбора сложного предложения; формировать умение правильно производить такой разбор. Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения. РТ: с. 32 – 34, упр.57 - 58
58. (1ч.) Предложения с прямой речью. Дать определение «прямой речи» и «словам автора»; формировать умение пунктуационно выделять прямую речь в предложении и тексте, составлять предложения с прямой речью. Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем. РТ: с.34, упр.59
59. (1ч.) Диалог. Познакомить учащихся с понятием «диалог», «реплика»; формировать умение правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему, интонационно правильно читать диалоги. Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине). РТ: с. 35 – 36, упр.60 - 63
60. (1ч.) Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».
РК А. Екимцев.
Обобщить и систематизировать полученные ранее сведения по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепить умения и навыки при постановке знаков препинания в различных видах предложений. Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела. Тест 13:с.34-37
61 - 62. (2ч.) Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.
РТ: с. 37 – 38, упр.64
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (13 + 5*)
63. (1ч.) Фонетика.
Гласные звуки. Познакомить учащихся с таким разделом науки о языке, как фонетика; дать понятие о гласных, их образовании; формировать умение различать буквы и звуки. Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки». 64. (1ч.) Согласные звуки. Дать понятие о согласных, их образовании; формировать умение различать буквы и звуки. Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. 65. (1ч.) Изменение звуков в потоке речи. Дать понятие чередования звуков: гласных и согласных; формировать умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне слова. Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. 66. (1ч.) Согласные твердые и мягкие. Дать понятие твердости/ мягкости согласных; познакомить с обозначением мягкости согласного при фонетической записи слова; формировать умение различать твердые и мягкие согласные, производить частичную транскрипцию. Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью. 67. (1ч.) Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). Познакомить учащихся с текстами повествования, с ролью описания в художественном повествовании; формировать умения составлять план текста, пересказывать текст и воспроизводить его в письменном виде. Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения. 68. (1ч.) Согласные звонкие и глухие. Дать понятие о звонких и глухих согласных, об их образовании и различии друг от друга; формировать умение различать звонкие и глухие согласные. Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация. РТ: с. 38 – 39, упр.65 - 67
69. (1ч.) Графика.
Познакомить учащихся с понятием графики русского языка и каллиграфии. Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии. 70. (1ч.) Алфавит. Рассказать об истории появления русского алфавита; повторить алфавит русского языка. Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста. Тест 14:с.38-39
71 - 72. (2ч.) Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. Познакомить учащихся с типом речи – описанием; формировать умение описывать предмет в разных стилях речи. Развивать навыки письменной речи; проверка орфографических и пунктуационных навыков. Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения. См. Никитина Е.И. с. 159.
73. (1ч.) Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Дать понятие о значении мягкого знака как средства обозначения мягкости согласных, о написании сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; формировать умение выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме. Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте. РТ: с. 39 – 40, упр.68 - 69
74. (1ч.) Двойная роль букв е, ё, ю, я. Дать понятие о двойной роли букв е, е, ю, я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; формировать умение называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. РТ: с. 41 – 42, упр.70 - 75
75. (1ч.) Орфоэпия. Познакомить учащихся с понятием орфоэпии, с правилами нормативного произношения звуков в словах и ударением; формирование умения находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки. Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок. РТ: с. 43 – 44, упр.76 - 79
76. (1ч.) Фонетический разбор слова.
РК Задание: прочитать выразительно отрывок из стихотворения «Малая родина»
Н. Гаранжи и сделать фонетический разбор выделенных слов.
Познакомить учащихся с порядком и правилами фонетического разбора слова; формировать умение производить данный разбор, записывать звуки слова, различать буквы и звуки. Фонетический разбор. 77. (1ч.) Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Фонетика и графика»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. Тест 15:с.40-41
78. (1ч.) Контрольный диктант с грамматическим заданием. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Написание диктанта и выполнение грамматического задания. РТ: с. 44 – 45, упр.80 - 81
79 - 80. (2ч.) Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). Познакомить учащихся с таким жанром картины как натюрморт, с его композицией; формирование умения устно описывать изображенное на картине. Написание сочинения. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 + 4*)
81. (1ч.) Слово и его лексическое значение. Дать понятие о слове, лексическом и грамматическом его значении; доказать важность обогащения лексического запаса, постоянного обращения к толковым словарям; формировать умение пользоваться толковым словарем. Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания РТ: с.47, упр.85
82. (1ч.) Однозначные и многозначные слова. Дать понятие о многозначности и однозначности слов; вырабатывать умение различать значения слов. Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему. РТ: с. 46 – 47, упр.83 - 84
83. (1ч.) Прямое и переносное значение слов. Дать понятие о прямом и переносном значении слов; формировать умение различать эти значения. Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения. РТ: с. 46 – 47, упр.82, 86
84. (1ч.) Омонимы. Дать понятие об омонимах, об их отличии от многозначных слов; учить находить омонимы в толковом словаре; формировать умение употреблять омонимы в речи. Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы. 85. (1ч.) Синонимы. Познакомить учащихся с понятием синонимов в русском языке, с их ролью в речи; формировать умение находить синонимы к данному слову, пользоваться словарем синонимов. Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы. РТ: с.50, упр.93
86 - 87. (2ч.) Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). Проверить умение учащихся в письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы, проверить орфографические и пунктуационные навыки. Написание сочинения. Упр. 368
88. (1ч.) Антонимы. Дать понятие об антонимах в русском языке; формировать умение подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, употреблять в речи. Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём. 89 - 90. (2ч.) Повторение изученного в разделе «Лексика». Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Лексика»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. РТ: с. 48 – 51, упр.87 - 92, 94
Тест 16:с.42-43
91 - 92. (2ч.) Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. Написание изложения. Упр. 375.
См. также Никитина Е.И. с. 140.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (21 + 6*)
93. (1ч.) Морфема - наименьшая значимая часть слова. Подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова; раскрыть смысл её значимости. Морфемный анализ слов. РТ: с. 51 – 52, упр.95 - 97
94. (1ч.) Изменение и образование слов. Показать учащимся отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова; формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения слова. Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов. РТ: с. 53 – 54, упр.101 - 103
95. (1ч.) Окончание. Дать понятие об окончании, о типах окончания (нулевое); формировать умение определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола. Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения. РТ: с. 52 – 53, упр.98 - 99
96 (1ч.) Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям. Повторить стили речи, композиционную структуру сочинения; вырабатывать умение составлять собственный связный текст – описание по личным впечатлениям. Написание сочинения. Упр.385
97. (1ч.) Основа слова. Сформировать представление об основе слова; вырабатывать умение выделять основу в слове. Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания. РТ:с.53,упр.100
98. (1ч.) Корень слова.
Контрольный словарный диктант. Познакомить учащихся с понятием корень слова, со способами образования однокоренных слов; формировать умение находить, подбирать и образовывать однокоренные слова, правильно выделяя в них корень. Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов. 99 - 100.
(2ч.) Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. Дать понятие о рассуждении как о типе речи, о его композиционной структуре, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование); формирование умение самостоятельно создавать текст – рассуждение. Написание сочинения. Упр. 402.
101. (1ч.) Суффикс. Дать понятие о суффиксе как о значимой части слова, о его роли в словообразовании; формировать умение образовывать слова с различными суффиксами; отрабатывать навыки выделения суффиксов, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма. Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. 102. (1ч.) Приставка. Дать понятие о приставке как о значимой части слова, о её роли в словообразовании; формировать умение образовывать слова с различными приставками; отрабатывать навыки выделения приставок, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма. Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов. Тест17:с.44-45
103. (1ч.) Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. Формировать умение выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика. Написание изложения. Упр.420.
104 - 105. (2ч.) Чередование звуков. Беглые гласные. Познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, с понятием беглые гласные; формировать умение выделять части слов с чередующимися звуками и беглыми гласными. Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова. РТ:с.54,упр.104
с.56, упр.107
106 - 107. (2ч.) Варианты морфем. Морфемный разбор. Познакомить учащихся с понятием «варианты морфем» и порядком морфемного разбора; формировать умение различать варианты морфем и соблюдать порядок морфемного разбора. Работа с однокоренными словами.
Устный и письменный морфемный разбор. Тест18: с.46-47
108. (1ч.) Правописание гласных и согласных в приставках. Повторить правило правописания гласных и согласных в неизменяемых приставках; формировать умение находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках. Обозначить приставки в словах , проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём. 109. (1ч.) Буквы З и С на конце приставок.
Познакомить учащихся со способом действия при выборе з – с на конце приставок; вырабатывать правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающуюся на з или с. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. РТ: с. 54 – 56, упр.105 - 106
110. (1ч.) Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях –лаг- - -лож-; формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. 111. (1ч.) Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-. Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ- формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывая свой выбор. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. РТ:с.58,упр.112
112. (1ч.) Буквы О – Ё после шипящих в корне. Познакомить учащихся со способом выбора о – ё в корнях слов после шипящих; формировать умение орфографически правильно писать слова с буквами о – ё после шипящих и обосновывать свой выбор. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. РТ: с. 59 – 60, упр.113 - 116
113. (1ч.) Буквы И – Ы после Ц. Познакомить учащихся с условиями выбора и – ы после ц; формировать умение орфографически правильно писать слова с буквами и – ы после ц и обосновывать свой выбор. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. РТ:с.60,
упр.117- 118
Тест19:с.48-49
114-115. (2ч.) Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».
РК Н. Гаранжа «Предгорье мое».
Задание: произвести морфемный разбор выделенных слов.
Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Морфемика. Орфография»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. РТ: с. 57 – 58, упр.108 – 111
Тест20:с.50-53
116-117. (2ч.) Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками. РТ: с. 61 – 62, упр.119 - 120
118-119. (2ч.) Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). Дать понятие о роли деталей в художественном описании; продолжить работу над понятием натюрморт; формировать умение описывать малопредметные натюрморты и создавать текст-описание. Написание сочинения.
Упр. 470.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (18+ 6*)
120. (1ч.) Имя существительное как часть речи.
РК А. Губин «Молоко волчицы».
Задание: определить склонение, род, число, падеж имен существительных.
Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; формировать представление о грамматических категориях имени существительного; вырабатывать умение определять, какую роль в предложении занимает имя существительное. Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине. 121. (1ч.) Р. Р. Доказательства в рассуждении. Познакомить учащихся со структурой текста - рассуждения, ролью доказательства в рассуждении; формировать умение анализировать текст – рассуждение с точки зрения его структуры, умение составлять рассуждение самостоятельного характера. Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение. См. Никитина Е.И. с. 182, 208.
122. (1ч.) Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Познакомить учащихся с основными различиями между одушевленными и неодушевленными существительными; формировать умение их различать. Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений. 123. (1ч.) Имена существительные собственные и нарицательные.
Контрольный словарный диктант. Дать представление об именах существительных собственных и нарицательных; познакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных, с выделением кавычками заглавий книг, газет и т.д.; формирование умения распознавать имена собственные и нарицательные. Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные. Сжатое изложение. 124. (1ч.) Род имен существительных. Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории рода существительного; отработать умение определять родовую принадлежность имен существительных. Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных. 125. (1ч.) Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории числа существительного; познакомить учащихся с лексическими группами существительных, имеющих только форму множественного числа; формировать умение употреблять эти существительные в речи. Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст. 126-127. (2ч.) Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). Повторить структуру рассуждения и повествования; формировать умение включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста. Написание изложения.
Упр. 513.
128. (1ч.) Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. Познакомить учащихся с лексическими группами существительных, имеющих только форму единственного числа; формировать умение употреблять эти существительные в речи, умение разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют только форму того или иного числа. Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. РТ: с. 64 - 65, упр.124 – 125
Тест21:с.54-55
129. (1ч.) Три склонения имен существительных. Повторить полученные в начальной школе сведения о склонении имен существительных; проверить умение учащихся определять склонение, падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных. Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных» 130-131. (2ч.) Падежи имен существительных. Повторить полученные в начальной школе сведения о падежах имен существительных; проверить умение учащихся определять падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных. Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже 132-133. (2ч.) Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Повторить правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе, а также познакомить с особенностями склонения существительных с основой на –ий, –ия, -ие; вырабатывать навык правильного написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам. РТ: с. 63 - 64, упр.121 - 122
134-135. (2ч.) Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. Формировать умение излагать содержание исходного текста с изменением лица, умение устранять неоправданные повторы одних и тех же слов, для более точного выражения мысли. Написание изложения. Упр. 547.
136. (1ч.) Множественное число имен существительных. Познакомить учащихся с особенностями употребления имен существительных во множественном числе; формировать умение правильно склонять существительные во множественном числе. Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста. РТ: с. 63 - 64, упр.123
137. (1ч.) Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Познакомить учащихся с правилом правописания О– Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; формировать умение применять данное правило на практике. Применение усвоенного правила при выполнении упражнений. РТ:с.65,упр.126 - 127
138. (1ч.) Морфологический разбор имени существительного. Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного; формирование умения производить данный разбор. Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного. Тест22:с.56-57
139-140. (2ч.) Повторение изученного по теме «Имя существительное». Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя существительное»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. РТ:с.66,упр.128
Тест23:с.58-61
141. (1ч.) Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). Дать понятие об элементах рассуждения в описании; формировать умение устно описывать изображенное на картине, умение составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников. Составление устного описания картины. отзыва. Упр.564
142-143. (2ч.) Диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (11 +5*)
144-145. (2ч.) Имя прилагательное как часть речи.
РК Н. Гаранжа. «Кавминводское изваяние».
Задание: 1. найти в тексте имена прилагательные, определить падеж, число;
2. выписать словосочетания «прилагательное + существительное».
Повторение изученного в начальных классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении; формировать умение употреблять прилагательное в речи, определять его морфологические признаки. Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. РТ:с.66,упр.129
146-147. (2ч.) Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Повторить правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; познакомить учащихся с условиями выбора о – е в окончаниях прилагательных формировать навык орфографически верного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных. РТ: с. 67 - 68, упр.130 – 131
Тест24:с.62-63
148. (1ч.) Р. Р. Описание животного. Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. Написание изложения.
149-150. (2ч.) Прилагательные полные и краткие. Познакомить учащихся с грамматическими особенностями полных и кратких прилагательных, с нормами их образования и употребления; формировать умение различать полные и краткие прилагательные, определять синтаксическую роль кратких прилагательных в предложении, умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую. Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине. РТ: с. 68 - 69, упр.132
151-152. (2ч.) Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»). Проверить умение учащихся в письменной форме описывать животного, изображенного на картине, умение излагать свои мысли четко и лаконично, умение правильно строить предложения, избегая повторов слов; проверить орфографические и пунктуационные навыки. Написание сочинения.
Упр. 600.
153. (1ч.) Морфологический разбор имени прилагательного. Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени прилагательного; формирование умения выполнять разбор полных и кратких прилагательных. Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. 154-155. (2ч.) Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. Написание изложения. См. Никитина Е.И. с. 217.
156-157. (2ч.) Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя прилагательное»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. РТ:с.69,упр.133 – 134
Тест25:с.64-65
158-159. (2ч.) Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками. ГЛАГОЛ (29 +7*)
160. (1ч.) Глагол как часть речи.
РК Н. Гаранжа. «Астры».
Задание: найти в тексте глаголы, определить спряжение и время.
Повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения. Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим. 161. (1ч.) Не с глаголами. Повторить правописание не с глаголами; формировать орфографическую и пунктуационную грамотность. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. РТ: с. 73 - 74, упр.142
162. (1ч.) Р. Р. Рассказ. Дать понятие о рассказе как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; формировать умение составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам. Создание устного рассказа по иллюстрациям См. также Никитина Е.И. с. 231.
163-164. (2ч.) Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. Дать понятие о неопределенной форме глагола; формировать умение правильно употреблять и писать глаголы в неопределенной форме. Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола. 165. (1ч.) Правописание -ться и –тся в глаголах. Повторить условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; отрабатывать умение находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу, умение правильно произносить и писать глаголы на –тся и –ться. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. РТ: с. 71 - 72, упр.139 - 140
166-167. (2ч.) Виды глагола. Дать понятие о видах глагола, способах образования видовых пар; формировать умение распознавать виды глагола по вопросам и по значению. Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа). 168-169. (2ч.) Правописание букв е – и в корнях с чередованием. Познакомить учащихся с перечнем корней с чередованием, с условиями выбора букв е – и в корнях; формировать умение правильно писать слова с чередованием е – и в корнях, умение разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. РТ: с. 74 - 75, упр.143 – 145
Тест26:с.66-67
170. (1ч.) Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). Повторить все известные сведения о рассказе как одном из видов повествования; формировать умение составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его. Самостоятельное составление устного рассказа о себе. 171. (1ч.) Время глагола. Повторить сведения о трех временах глагола, полученных учащимися в начальной школе; отработка навыка определять временные формы глагола. Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов. 172-173. (2ч.) Прошедшее время глагола. Повторить способ образования и изменения прошедшего времени; отработка умения распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л- , употреблять в речи. Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём. 174-175. (2ч.) Настоящее время глагола. Дать понятие, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; формирование умение определять грамматическое значение глаголов настоящего времени, употреблять их в речи. Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа. 176-177. (2ч.) Будущее время глаголов.
Дать понятие о способах образования форм будущего времени; формировать умение образовывать простую и сложную формы будущего времени, употреблять глаголы будущего времени в речи. Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт». 178. (1ч.) Спряжение глаголов. Закрепить и систематизировать знания учащихся о спряжении глаголов, полученные в начальной школе; отработка умения определять спряжение глагола, изменять глаголы по лицам и числам. Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений. РТ:с.70,упр.135
Тест27:с.68-69
179-181. (3ч.) Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторить способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; формировать умение применять данный способ на практике, умение различать глаголы 1 и 2 спряжения; отработка орфографических и пунктуационных навыков. Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. РТ: с. 70 - 71, упр.136 - 138
182. (1ч.) Морфологический разбор глагола.
РК А. Строенко «К дню Победы…».
Задание: сделать морфологический разбор выделенных глаголов.
Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола; формировать умение производить морфологический разбор глагола. Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. 183-184. (2ч.) Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). Формирование умения производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица. Написание изложения.
Упр. 688.
185-186. (2ч.) Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. Повторить правило употребления мягкого знака после шипящих в глаголах второго лица единственного числа; отработка орфографической и пунктуационной грамотности. Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. РТ:с.72,упр.141
187. (1ч.) Употребление времен. Дать понятие о том, что одно из важнейших стилистических средств - употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого; формировать умение употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом. Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа. 188. (1ч.) Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. Формировать умение составлять рассказ по данному началу с использованием сюжетных рисунков; умение употреблять глаголы в форме настоящего для оживления повествования. Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно). Упр.697.
189-191. (3ч.) Повторение изученного по теме «Глагол». Обобщить и систематизировать полученные знания при изучении темы «Глагол»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. РТ: с. 75 - 77, упр.146
тест28:с.70-73
192-193. (2ч.) Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.
194-195. (2ч.) Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). Повторить сведения о рассказе на основе изображенного (по воображению); формировать умение составлять рассказ на основе изображенного. Написание сочинения.
Упр. 701.
См. также Никитина Е.И. с. 256.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (7 + 2*)
196. (1ч.) Разделы науки о языке.
Повторить разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; формировать умение определять признаки, по которым группируются слова в части речи, умение классифицировать члены предложения. Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану. 197-198. (2ч.) Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. Повторение знаний о типах текстов, их структурных и речевых особенностях; отработка умения создавать текст одного из типов по выбору.
Написание сочинения. Упр. 717.
199-200. (2ч.) Орфограммы в приставках и корнях слов. Повторить условия выбора орфограмм и их графического обозначения; отработка умения группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора. Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений. 201. (1ч.) Орфограммы в окончаниях слов. Повторить условия выбора гласных в окончаниях разных частей речи; отработка умения группировать слова по основному условию выбора. Составление и анализ обобщающей таблицы.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. 202. (1ч.) Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. Повторить функции буквы ь, условия выбора разделительных ъ и ь; обобщить сведения о раздельном написании предлогов, частицы не с глаголами; формировать умение применять полученные знания на практике. Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. РТ: с. 77 - 78, упр.147 – 148
Тест30:с.78-83
203. (1ч.) Знаки препинания в простом и сложном предложении. Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе; отработка умения правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении. Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. РТ: с. 78 - 80, упр.149 - 150
204. (1ч.) Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания.