Разработка классного часа с использованием технологии смыслового чтения.
Фестиваль методических разработок
с использованием стратегий смыслового чтения
Номинация: лучший сценарий воспитательного мероприятия
Форма: классный час
Класс: 5-7
Тема: Что мы знаем о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
войне 1941-1945г.г?
Автор: Пакулева Ольга Викторовна
Харитонова Татьяна Николаевна
МОУ Емишевская ОШ
Тутаевский муниципальный район
2016 г
Цель мероприятия: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость, мужество и героизм своего народа на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными и величайшими битвами Великой Отечественной войны:
расширить знания детей о ВОВ
способствовать развитию чуткости и наблюдательности к художественному слову
совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношения автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному
создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на примере рассказа Сергея Алексеева «Последние метры».
Определение тема урока.
Рассмотрите картины, помещённые на доске. Что у них общего? (на них изображена война, это ВОВ).
Как вы думаете, с какой целью эти картины помещены на доске? (приближается праздник «День Победы»)
Пускай назад история листаетСтраницы легендарные свои,И память, через годы пролетая,Ведет опять в походы и бои.Сегодня будет час воспоминаний,И в сердце тесно от высоких слов.Сегодня будет час напоминанийо подвигах и доблести отцов.
Подготовка к восприятию нового материала.
Произнесите слово ВОЙНА медленно, с чувством.
Какие смысловые ассоциации у вас возникли? (смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).
Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она? (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).
Какие чувства у вас вызывает война? (тревожные, беспокойные, печальные, горькие).
Что вы знаете о ВОВ? (начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).
Слово учителя:
Да ребята, 71 год над нашей Родиной синее, мирное небо. И солнце доброе, радостное, не застланное дымом. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество никогда не забудет ратный подвиг советских воинов и новые поколения будут восхищаться их героизмом. Подвиг народа бессмертный!
У каждой войны есть свои герои, даты крупных сражений.И сегодня мы пролистаем с вами ЛЕТОПИСЬ БОЕВЫХ СРАЖЕНИЙ.Звучит фонограмма песни Лебедева – Кумача «Вставай, страна огромная»
Работа с текстами:
Величайшие битвы Великой Отечественной войны.
-Ребята, разделитесь на три группы (по желанию).
Каждая группа будет работать с текстом, посвящённым одной из битв в годы Великой Отечественной войны. Но в другие группы вы должны отправить своих «разведчиков», чтобы они могли ознакомиться с текстами других групп и передать их содержание. Полученные знания помогут вам в дальнейшем правильно ответить на вопросы викторины и выполнить творческие задания. За хорошую работу команда получит флажок, а индивидуальные правильные ответы мы будем оценивать «звездой».
БИТВА ЗА МОСКВУ (текст для работы в группе)
30сентября 1941года фашистские войска начали генеральное наступление на Москву. Оборона города была поручена генералу армии Г.К.Жукову. В столице продолжалось формирование отрядов народного ополчения. Тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве.
7 ноября, в день празднования Октябрьской революции, на Красной площади всегда проводился парад советских войск. 7 ноября 1941 года Сталин парад не отменил. И он состоялся. Бойцы Красной армии маршировали по Красной площади перед Московским Кремлём и сразу же отправлялись на фронт. Слыша, как бойцы Красной армии идут по Красной площади, советские люди понимали, что москвичи не сломлены и готовы биться с врагом.
На Волоколамском шоссе немецкие войска прорвались близко к Москве. Здесь подступы к столице защищала дивизия генерала Панфилова. Почти вся дивизия погибла в упорных боях с фашистами. Остались в живых лишь 28 бойцов Возглавлял их политрук Клочков. Герои – панфиловцы преградили фашистам путь. « Друзья, - произнёс Клочков – Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва! В неравном бою герои не дрогнули, подбили 18 танков. Отдав свои жизни во имя Родины.
Решающие бои за Москву развернулись в конце ноября. Почти два месяца группа армий «Центр» вела кровопролитные бои, прорываясь к Москве. Фашистские войска понесли большие потери. Наступление врага на столицу было остановлено. К концу 1941 года немецкие войска были отброшены от Москвы. Столица была спасена.БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА (сообщение учителя)Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он мечтал стереть с лица земли город. Своим войскам Фюрер предложил блокировать город и путём непрерывного обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду 40 самых отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов.Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадутся. Но гитлеровцы просчитались.На защиту родного Ленинграда поднялись все жители города. Ленинградцы готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам. Город превратился в крепость. В короткий срок было построено 35 км. баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Улицы перегородили противотанковые заграждения и баррикады. Повсюду были установлены зенитные орудия. Днём и ночью работали заводы и фабрики, которые выпускали танки и артиллерийские орудия, изготовляли мины, гранаты и патроны, шили гимнастёрки и шинели.Гитлер был уверен, что этот город после нескольких недель осады, словно спелое яблоко, упадёт к его ногам. Но город был непреступен, немцы не смогли взять его штурмом. Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать город с суши.В сентябре 1941 года немцы окружили непокорный город. Начался отсчёт блокадных дней и ночей. Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод.Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешней жизни. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни.
Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянный обстрел. Но город продолжал жить. Работали театры, школы. Даже в таких жутких условиях учились дети.
Зима 1941 – 1942 года была на редкость суровой, с сильными морозами. В городе прекратилось движение городского транспорта. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро. Ленинградцы назвали её «ДОРОГОЙ ЖИЗНИ». От неё зависело спасение жителей города.
Под вражескими обстрелами и бомбёжками (зимой – по льду, на машинах и санях, весной и летом – на катерах, баржах и лодках) доставлялись по озеру различные грузы, в том числе продукты питания, боеприпасы, медикаменты. Однако перевозить большое количество груза, было невозможно. Часто лёд не выдерживал, и машины уходили под лёд. Почти три года – 900 дней и ночей сдерживал Ленинград бешеный натиск врага. Окончательно город удалось освободить только в январе 1944года. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА (текст для работы в группе)Одним из самых кровопролитных (около 2 млн. погибших с двух сторон) сражений была СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА (с июля 1942 – февраль 1943г.г). Потерпев поражение под Москвой, германское командование разработало новый план. Гитлеровцы всю свою мощь направили на уничтожение Кавказа, на захват Волги и юга России. Они мечтали захватить Сталинград (ныне Волгоград) и Астрахань, где имелись так нужные им хлеб и нефть. Фашисты рассчитывали добиться здесь успеха, а затем вновь нанести удары по Москве и Ленинграду.Однако русские солдаты отстаивали каждую улицу, каждую горсточку земли.Героическая оборона Сталинграда продолжалась 4 месяца. Одна за другой следовали атаки гитлеровцев. Наши бойцы встречали их плотным огнём, часто вступали в рукопашный бой. Обе стороны несли огромные потери.
Особенно тяжёлые бои развернулись за Мамаев курган. Это самое высокое место в городе. С высоты Мамаева кургана просматривался и простреливался весь Сталинград. Тот, кто владел этой высотой, тот владел городом. Тысячи наших бойцов пали смертью храбрых, защищая Мамаев курган. Наконец советским войскам удалось остановить наступление врага.В ноябре 1942 года советские войска под командованием генерала В.И.Чуйкова приняли окончательное решение нанести сокрушительный удар по врагу. Не успели смолкнуть орудия артиллерии, как на позиции гитлеровцев двинулись танки и пехота. На несколько дней смешались небо и земля. Это был настоящий ад войны, при котором совершались великие подвиги, проявлялась храбрость и отвага русского солдата - победителя.
Сотни тысяч немецких солдат и офицеров попали в кольцо окружения. Все их попытки прорваться к своим были напрасными. В феврале 1943 года остатки вражеских войск сдались в плен.ПОБЕДА советских войск на Волге стала решающим событием, которое изменило весь ход Великой Отечественной войны КУРСКАЯ БИТВА (текст для работы в группе)Ключевым сражением Великой Отечественной войны стала КУРСКАЯ БИТВА (с 5 июля – 23 августа 1943г.) БИТВА ПОД КУРСКОМ была одной из самых тяжёлых. Фашисты хотели взять реванш за поражение под Сталинградом, и в июле 1943 года гитлеровские войска перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «ТИГР» и «ПАНТЕРА».Итак, 5 июля 1943 года немцы обрушили всю мощь своих орудий на советские оборонительные укрепления. Для этого германское командование стянуло к Курску мощные ударные силы: 2700 танков, около 2050 самолётов, 10 тысяч орудий и миномётов, новейшие истребители «ФОККЕ – Вульф-190.Фашисты надеялись, эти силы должны были уничтожить войска Воронежского и Центрального фронтов и это даст расширить фронт наступления немецкой армии. Целых 48 дней раздавался вокруг лязг танков и гул самолётов, казалось, земля и небо соединились в огне. Однако германским силам не удалось преодолеть мужественное сопротивление советских солдат. Не только на земле проявляли солдаты мужество и героизм, а также и в небе.Прикрывали лётчики с воздуха южнее Курска в районе Ольховки наземные наши части. Эскадрилья советских истребителей завершала боевой вылет. Уже возвращались на базу. Последним в строю летел лейтенант Александр Горовец. Летит Горовец и видит, чуть позади летят фашистские бомбардировщики. Всего секунда была на раздумья у Горовца, резко развернув самолет, устремился он к врагам навстречу. Врезался лётчик в фашистский строй, первой атакой протаранил ведущий самолет противника. Развернулся, на второго фашиста. И этот рухнул. Бой летчика Горовца был уникальным, неповторимым. Девять вражеских самолетов сбил Александр Горовец в одном бою. Такого подвига больше не повторил никто. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза. Не дожил лейтенант Горовец до победы. Погиб в неравном бою, а подвиг его живет.К 23 августа 1943 года враг был остановлен повсюду. В ознаменование Курской победы впервые в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. был дан салют Победы.Операция «ЦИТАДЕЛЬ» провалилась.Танковое наступление фашистов было сорвано.Гитлеру так и не удалось отбросить наши войска, советский народ выстоял.БИТВА ЗА БЕРЛИН. ПОБЕДА!!! (сообщение учителя)Весной 1945 года была подготовлена операция по штурму столицы Германии – Берлину. Советские войска должны были нанести несколько мощных ударов, окружить и разгромить противника в городе. Битва за Берлин началась 16 апреля и закончилась 8 мая 1945 года.
О штурме Берлина написан рассказ «Последние метры» Сергея Алексеева
- Как вы думаете, почему он так назван?
Берлин стал настоящим городом – крепостью. Гитлеровцы намеревались отстоять свою столицу, защищать её до последнего солдата. Каждая улица города была готова к длительным и кровопролитным боям.
За штурм и взятие Берлина была учреждена специальная медаль. Тысячи советских воинов – героев боёв за Берлин были награждены этой медалью.
Прочитайте небольшой отрывок:
Последние метры
Советские войска всё ближе и ближе подходили к центру Берлина. Впереди был рейхстаг – главное правительственное здание Германии. И вот советские солдаты уже у рейхстага.
Начался штурм рейхстага. Вместе со всеми в атаке Герасим Лыков.
Не снилось такое солдату. Он в Берлине. Он у рейхстага. Смотрит солдат на здание. Огромно здание. Колонны, колонны, колонны. Стеклянный купол венчает верх.
С боем прорвались сюда солдаты. В последних атаках, в последних боях солдаты. Последние метры войны считают.
В сорочке родился Герасим Лыков. С 1941 года боец воюет. Оборонял он Москву, под Сталинградом, под Курском бился, до Берлина дошёл. Хранила судьба солдата.
- Я везучий, - шутил солдат. – В этой войне для меня не отлита пуля. Снаряд для меня не выточен.
И верно, не тронут злою судьбою солдат.
Ждут солдата в далёком краю российском жена и родители. Дети ждут. Ждут победителя. Ждут героя!
В атаке, в прорыве лихом солдат. Последние метры войны считает. Не скрывает радость свою солдат. Смотрит солдат на рейхстаг, на здание. Огромно здание. Колонны, колонны, колонны. Стеклянный купол венчает верх.
Последний раскат войны.
- Вперёд! Ура! – кричит командир.
- Ура-а-а! – повторяет Лыков.
И вдруг. Рядом с солдатом снаряд ударил. Громом ухнул огромный взрыв. Поднял он землю девятым валом. Упала земля на землю. Сбила она солдата. Засыпан землёй солдат, словно и вовсе на свете не был.
Кто видел, лишь ахнул:
- Был человек – и нет.
- Вот так пуля ему не отлита.
- Вот так снаряд не выточен.
Знают все в роте Лыкова – отличный товарищ, солдат примерный. Жить бы ему да жить. Да только чудес на свете не бывает.
- Пусть земля ему будет пухом.
(остановка)
-Что вы можете сказать о главном герое рассказа? (Простой человек, так как не бывал за границей, «не снилось» побывать в Берлине, он удивляется величественному зданию с колоннами, стеклянным куполом, любит пошутить, даже прихвастнуть, его ждут семья: родители, жена и дети)
- Как вы понимаете выражение « в сорочке родился»?
Ребята, подумайте, какое может быть продолжение рассказа?
Давайте проверим ваши предположения и прочитаем продолжение рассказа.
И вдруг. Снова снаряд ударил. Рядом с тем местом, что первый. Немногим совсем в стороне. Рванул и этот огромной силой. Поднял он землю девятым валом.
Смотрят солдаты – глазам не верят. Поднял взрыв землю, а с ней и Лыкова. Поднял, подбросил, даже поставил на ноги.
Жив оказался солдат. Вот ведь судьба бывает. Знать, и вправду, пуля ему не отлита. Снаряд для него не выточен. Снова Лыков в атаке, в лихом порыве. Всё ближе и ближе колонны рейхстага. Купол в небе стеклом сверкает. Последние метры война считает
-Понравился вам рассказ? Почему?
-Кого из литературных героев вам напоминает Герасим Лыков? ( А.Твардовский «Василий Тёркин»)
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа, это второе рождение русской нации.
Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война,Ведь эта память – наша совесть!Она, как сила, нам нужна.
Немцы бросили все свои силы, снимали войска с западного фронта и направляли к Берлину. Уличные бои шли тяжелые, трудно продвигались советские танки и пехота. Город был сильно укреплен. Были вырыты противотанковые рвы глубиной 3 метра и шириной 3,5 метра. Нашим солдатам пришлось вести бои в подземных укреплениях – бункерах. По всему городу были устроены различные ограждения и минные ловушки. В городе находилось много вражеских снайперов. Особенно упорные бои разгорелись за рейхстаг – здание, в котором когда – то заседал парламент Германии.6 мая Гитлер покончил собой. А,8 мая 1945 года фашистская Германия безоговорочно капитулировала.Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей, закончилась.9 мая было объявлено в Советском Союзе праздником ПОБЕДЫ.
Задание: Вспомни события Великой Отечественной войны. Прочитай краткое описание этих событий и восстанови их последовательность.
1)Советские войска окружают армию Паулюса под Сталинградом.
2) Пограничники мужественно защищают Брестскую крепость.
3) Германское командование подписывает акт о капитуляции.
4) Начинается блокада Ленинграда.
5) 22 июня 1941 года фашистская Германия нападает на Советский Союз.
6) Происходит танковое сражение под Курском.
7) Красная Армия одерживает победу в битве под Москвой.
8)Советские войска завершают Берлинскую операцию.
Ответы: 5,2, 7, 4, 1, 6, 8, 3.
Взаимопроверка в группах
Работа над пословицами в группах.
Задание. Назови пословицу. Во время войны появилось много пословиц и поговорок. Каждая группа получает карточки с частями поговорок и пословиц, вам необходимо найти продолжение им. 1 карточка Храбрость - Дружно за мир стоять - Войну хорошо слышать, .. Кому война,. Война-это большое болото:.. Хочешь победить на войне,.. Чем дальше в лес,. Воин воюет, .. Бой красен мужеством, Миром дорожить - . кому мать родная. сестра победы. войне не бывать. легко влезть, но трудно выбраться. а детки горюют. работай вдвойне да тяжело видеть а приятель дружеством. людям долго жить. тем хуже для СС! Правильные ответы:1-b; 2-c ; 3-g; 4-a; 5-d; 6-f; 7-j; 8-e; 9-h; 10- i
Каждая группа зачитывает по одном пословице (по очереди)
Карточка 2 (дополнительный вариант)Кому мир недорог,. В бою побывать -. Война войной, а. С миру по нитке - . Худой мир лучше.. Пуля дура,.. Бой - святое дело,.. Лучше умереть в поле, . До Москвы на танках,. Умелый боец.. цену жизни узнать. штык молодец. иди на врага смело. а от Москвы на санках. везде молодец чем в бабьем подоле. тот нам и ворог. обед, по расписанию. Гитлеру веревка. доброй брани Правильные ответы:1 -g ; 2- a ; 3 -h; 4 -i; 5 -j ; 6- b; 7- c; 8- f ; 9- d; 10- e
-А какую из этих пословиц можно отнести к рассказу Сергея Алексеева?
Викторина
1)В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны под деревней Прохоровка:А) Битвы за Москву; Б) Сталинградской битвы; В) Курской битвы; Г) Битвы за Берлин.
2) Назовите событие в период Великой Отечественной войны, продолжавшееся 871 день, ужасами которого были голод, убийства, людоедство. Укажите дату окончания этого события.
3) Фашистские войска потратили на захват этого города 250 дней, а советские войска освободили его за 5 дней. Что это за город?А) МоскваБ) СталинградВ) СевастопольГ) НовороссийскД) Киев
4) Берлинской операцией командовал:А) Г.К. Жуков;Б) К.К. Рокоссовский; В) И.С. Конев; В) С.К. Тимошенко.
5) Современное название бывшего Сталинграда. а)Волгодонск. б)Вологда. в)Днепропетровск. г)Волгоград. 6) Как звали девочку, которая вела дневник в страшные дни блокады Ленинграда? а)Рита. б)Алена. в)Таня. г)Оля. 7) Кого в годы Великой Отечественной войны немцы называли «черной смертью»? а)Советских танкистов. б)Партизан. в)Советских летчиков-истребителей. г)Советских морских пехотинцев. Правильные ответы: 1-в, 2-блокада, 3-в, 4-а, 5-г, 6-в, 7-г.
За правильный ответ на вопрос каждая команда получает флажок.
Блиц-опросКаждой группе поочередно задаются вопросы:
Назовите оружейный город (Тула) Летчик, герой Советского Союза, совершивший воздушный таран (Н.Гастелло) Рядовой. Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. (А.Матросов) Назовите город первого салюта (Орел) Город-герой, крепость, принявшая первой на себя удар немецко-фашистских захватчиков. (Брест) Легендарный город-герой моряков (Севастополь) Какое оружие называется женским именем (Катюша) Высшее воинское звание в армии (Маршал)
Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей, закончилась.9 мая было объявлено в Советском Союзе праздником ПОБЕДЫ.ЭТО – ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ...Слайд ВЕЧНЫЙ ОГОНЬЗвучит фонограмма РЕКВИЕМ. Памяти павших.Четыре года страшных испытаний...Потери, жертвы, искалеченные судьбы...Война... и тысячи людских страданий!..ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..Пусть люди этот День не позабудут!Пусть Память свято сохранит те имена,Которые приблизили ПОБЕДУ –Своими жизнями, перечеркнув, "война"
Рефлексия
Подведение итогов работы в группах (подсчёт количества заработанных флажков и звёздочек). Награждение.
А что вы можете сказать о нашей школе? Как мы помним о героях погибших в войне?
(В нашей школе есть музей боевой славы, мы часто его посещаем и с удовольствием слушаем Г.Н. Егорову – организатора этого музея. Возле школы у нас есть памятник павшим героям. К нам часто приходят ветераны. Школа поддерживает связь с ними, поздравляет с праздниками, навещает их.)
Война закончилась,Но песней опалённой, Над каждым домом,До сих пор она кружит.И не забыли мы,Что много миллионов,Ушли в бессмертие,Чтоб нам с тобою жить.
15