Конструкт урока по русскому языку с использованием технологии смыслового чтения (3 класс)


Конструкт экспертного урока русского языка по преддипломной практике
Андреевой Ксении Анатольевны,
студентки группы 46 специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Дата: 20.05.2016
ОУ: № 27
Класс: 3 «В»
ФИО учителя класса: Рассказова Наталья Владимировна
Программа: «Школа России»
Тема урока: Правописание предлогов и приставок.
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
Цель: развивать стремление к совершенствованию собственной речи через актуализацию знаний о предлогах и приставках.
Планируемый результат:
Личностный: Проявляют интерес к изучению языка, к письму, к чтению, стремятся к совершенствованию собственной речи, демонстрируют орфографическую зоркость.
Метапредметный: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено и того, что еще неизвестно; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; сотрудничают с учителем в совместном решении проблемы, проявляют умения целеполагания, контроля, оценки и коррекции собственных действий, выделяют и формулируют познавательную цель урока, закрепляют способы и условия действия, устанавливают причинно-следственные связи, проявляют умение анализа, синтеза, сравнения, обобщения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.
Предметный: владеют понятиями «предлог», «приставка», могут разграничить эти понятия; знают правила написания предлогов и приставок.
Задачи:
Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению языка, к письму, к чтению, стремление совершенствовать собственную речь, развивать орфографическую зоркость.
Развивающая: Развивать личностные УУД (самоопределение), регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение, обобщение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество с учителем и сверстниками, совместное решение проблемы)
Образовательная: повторить понятия «предлог», «приставка», разграничить эти понятия; вспомнить правила написания предлогов и приставок.
Принципы обучения:
Деятельности
Наглядности
Непрерывности
Научности
Минимакса
Работы на результат
Принцип развития и коррекции высших психических функций.
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение).
2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования)
3. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации, творческое задание).
Методы воспитания:
1.Методы формирования социального опыта детей (пример).
2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (Создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы развития речи:
1.Имитативные (обучение по образцам): (Анализ «образцовых текстов», поисковая деятельность – выбор слов и других средств языка)
2.Коммуникативные методы: (Создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни)
3.Метод конструирования текста (Словарная работа).
Оборудование:
Индивидуальные: учебник, тетрадь, карточки.
Демонстрационные: презентация.
Источники информации:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011
Учебник русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого – 3 класс, 2 часть.
О. И. Дмитриева: Поурочные разработки по русскому языку по русскому языку.
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности – 2 минуты
2.Актуализация опорных знаний и способов действий – 8 минут
3.Усвоение знаний и способов действий по изученному материалу – 15 минут
4.Физминутка – 2 минуты
5.Организация самостоятельной работы – 10 минут
6.Рефлексия – 8 минут
Этапы урока, задачи Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: Мотивировать, эмоционально настроить обучающихся на предстоящую деятельность. Метод получения новых знаний: беседа -Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу.
Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий.
Задача: Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. - Откройте свои тетради, запишите дату, «классная работа».
С красной строки пропишите в одну строку букву «П» заглавную и строчную, строкой ниже – букву «О», тоже заглавную и строчную.
- А если их соединить, что получится? (слог «по»)
- Чем может быть слог «по»? Как его использовать с другими словами?
- Давайте попробуем составить такое слово, где «по» будет приставкой.
- А теперь используйте «по» в качестве предлога.
- Всегда ли просто понять, где это будет приставкой, а где предлогом? Для чего нужно различать это?
- Как вы думаете, какая тема будет сегодня? Какую цель мы перед собой поставим? Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (логические – анализ, сравнение, обобщение, формулирование проблемы), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)
3. Усвоение знаний и способов действий по изученному материалу.
Задача: повторить понятия «предлог», «приставка», правила правописания предлогов и приставок.
Метод получения новых знаний: объяснение, беседа,
Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. - Я хочу спросить вас – а что же такое тогда приставка и для чего нужны приставки в словах?
- К примеру, слова «Пришёл» и «Ушел» имеют одинаковый смысл? Почему? Для чего здесь служит приставка?
- А что такое приставка? (Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов)
- Слитно или раздельно пишется приставка со словом? Можно ли вставить другое слово между приставкой и словом?
- А с какими частями речи употребляется приставка? (существительное, прилагательное, глагол)
- Итак, мы с вами повторили, что такое приставка. А чем предлог отличается от приставки?
- Предлог – это слово или часть слова? Является ли предлог частью речи?
- Как пишется со словами – слитно или раздельно?
- Можно ли вставить слово между предлогом и словом?
- Итак, мы с вами повторили, что такое предлоги и приставки, а теперь нам нужно потренироваться находить и различать их в тексте.
- Текст называется «Зимний лес». Как вы думаете, о чем в нем говорится?
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга, которая (про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом. Звери в лесу (за)мерзли и (по)прятались, кто куда.
- Правильно ли мы определили, о чем будет текст? Что в нем описано?
- Что такое поземка? (вьюга)
- А что такое пурга? (снежная буря)
- Что такое еловые лапы? Почему ветки названы лапами?
- От чего прятались звери?
- Вы заметили, что текст написан со скобками? Что с ними нужно сделать?
- Как нам узнать, где приставка, а где предлог? (вставим слово)
- Мы потренировались находить предлоги и приставки. Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (общеучебные - умение структурировать знания, моделирование, рефлексия способов действия; логические – анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание в устной форме)
4. Физминутка.
Задача: снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности. Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы. Проявляют коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание в устной форме).
5. Организация самостоятельной работы.
Задача: учить задавать вопросы с помощью приема «Ромашка»
Метод получения новых знаний: объяснение, беседа,
Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. - А теперь давайте устно зададим вопросы к этому тексту. С каждого ли лепестка вопросы можно задать? Почему? Будьте внимательны. Сначала придумайте вопрос, а потом уже поднимайте руку. Спрашивать буду по цепочке, по одному вопросу с каждого человека. Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (общеучебные - умение структурировать знания), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание в устной форме)
6. Рефлексия учебной деятельности.
Задача: организовать самооценку деятельности, осознание изученного алгоритма. Метод получения знаний: беседа. - Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучали? Какую цель перед собой ставили? Какие правила повторили?
- Что вам показалось сложным? Как этих сложностей избежать?
Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция);
познавательные УУД (общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия, логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение)