Условия формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО
Условия формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО. Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией). Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника. Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности. В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной. Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между: - потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста; - необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий , имеющихся в образовательных учреждениях ", разработанных в соответствии с ФГОС, - необходимостью оценки сформированности компетенций и неразработанностью контрольно-оценочных средств. С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций? Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификации и уровень образования . Как обновить содержание учебной дисциплины, МДК, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности. Встает правомерный вопрос: как учить? Необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами. Итак, первое условие – осмысление, принятие педагогами основных положений компетентностного подхода и реализация в образовательном процессе. Обратимся к стандарту ФГОС СПО по специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и по профессии 270116»Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» в части ОК. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их метапредметный ( универсальный ) характер, в то же время, определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности. Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося. Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским. Ученый выделяет 7 ключевых компетенций. 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции. 3. Учебно-познавательные компетенции. 4. Информационные компетенции. 5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции. 7. Компетенции личностного самосовершенствования [ 2 ]. Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А.В.Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС по специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование». 1. Ценностно-смысловые компетенции. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 2. Общекультурные компетенции ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 3. Учебно-познавательные компетенции. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3.Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. 4. Информационные компетенции. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 5. Коммуникативные компетенции ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечить ее сплочение, эффективно общаться с руководством, коллегами ,потребителями. 6. Социально-трудовые компетенции. ОК 3Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 7. Компетенции личностного самосовершенствования ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Таким образом, последовательность освоения компетенций обучающимися, а может быть представлена в форме «лесенки». Последовательность освоения компетенциями • Социально-трудовые компетенции • Общекультурные компетенции. • Информационно-коммуникативные компетенции • Учебно-познавательные компетенции. Ценностно-смысловые компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации . Как видим, ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции личностного самосовершенствования имеют первостепенное значение, являются основой, «фундаментом» развития всех других ОК, далее идут учебно- познавательные, информационно-коммуникативные компетенции, общекультурные и социально-трудовые. Аналогичные результаты получим, ориентируясь на классификацию ОК, предложенную И.А. Зимней [1]. 1.Компетенции, относящиеся к самому человеку, как к личности, субъекту деятельности и общения. 2.Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека. Таким образом, второе условие - учет последовательности и неравномерности освоения обучающимися ОК. Как определить степень освоения компетенций обучающимися? В итоговой ведомости мы должны проставить степень освоения ОК. Надо разработать КОС, КИМ, разработка которых сложна и ответственна. Личностно центрированная модель образования, предложенная стандартом третьего поколения, предполагает перенос акцента с содержания образования (что преподавать) на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать), но, к сожалению, некоторые педагоги привязаны только к оценке знаний по учебной дисциплине и не учитывают степень сформированности других составляющих компетенций. Ключевые компетенции, по утверждению Г.К. Селевко, представляют собой комплекс компонентов, включающих не только знания (когнитивный компонент), но и деятельностный (поведение) и отношенческий компонент. Таким образом, традиционные контрольно-измерительные материалы не могут быть объективными. В качестве оценочных материалов рекомендуется использовать: - портфолио; -модульно-рейтинговую систему; - метод проектов: - деловые игры; - кейс-метод; -практико-ориентированные, имитационные задания «ситуация»+»роль». По некоторым дисциплинам используем кейс-метод. Например дисциплины:»Основы права», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Экономика» В качестве кейса выступают ситуационные, профессиональные задач. Для экзамена разрабатываем более сложные профессиональные задачи. При подготовке к ответу студенты могут пользоваться предложенной на столах литературой. По результатам выполнения задания можно определить сформированность ОК, таких как: ОК1, ОК2, ОК3 ,ОК4 ОК5 , ОК6, ОК7. ОК 9.ОК10. Анализ результатов экзамена показал, что наиболее трудными для освоения студентами оказались: коммуникативная компетентность ОК 6. Работать в коллективе и команде, ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Например, основные показатели оценки результата, формы и методы контроля и оценки по определению сформированности ОК 2 могут выглядеть следующим образом [Таблица 1]. Таблица 1 Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -владение навыками организации учебно- познавательной деятельности; - своевременность и качество выполнения учебных заданий; -рациональность планирования и организации деятельности по изучению учебной дисциплины (МДК); - соответствие выбора методов обучения, поставленным целям, - обоснованность постановки цели, выбора и применения способа решения профессиональной задачи из известных в соответствии с реальными и заданными условиями и имеющимися ресурсами; - рациональное распределение времени на все этапы работы; -самостоятельность обнаружения допущенных ошибок ,своевременность коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта ( дидактические материалы); -аргументированность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач. - оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы (изучение, конспектирование, реферирование, аннотирование, ДКР) ; - оценка преподавателем дидактических материалов ,конспектов; -наблюдение, оценка преподавателем решения профессиональных задач; - наблюдение ,оценка преподавателем выполнения практического задания ; - оценка преподавателем обоснования собственной деятельности, разработки дидактических материалов; -анализ и оценка преподавателем рефлексии, самооценки деятельности студентов. Таким образом, третье условие – разработка оценочных средств (КОС/КИМ), обоснованное определение сформированности показателей ОК. Следующее условие – организация самостоятельной работы обучающихся. Обратимся к перечню чаще используемых видов самостоятельной работы и общих компетенций, развиваемых в процессе ее выполнения. Вид самостоятельной работы и развиваемые компетенции 1.Составлениебиблиографического списка по теме, разделу ОК 2, 4, 5, 8. 2.Составление глоссария ОК 1,2,4,5,8. 3.Подготовка конспекта ОК 1,2,4,7,9,10. 4.Подготовка наглядного пособия ОК 1,5,7,10. 5.Изучение, конспектирование ОК 1,4,8. 6.Создание портфолио ОК 1,2,4,5,7,8,9. 7.Подготовка презентации ОК 4,5,7,9. 8.Написание эссе ОК1,2,8. 10.Подготовка реферата ОК1,2,4,6,7,8,11. 11. Разработка проекта ОК 1,2,4,5,6, 7.8,9,11. Таким образом, определены условия формирования общих компетенции обучающихся. Постараемся их создать и реализовать в педагогическом процессе. Список литературы. 1.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля