Творческо-поисковый проект мы вашей памяти верны!


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Вуктыл

ТВОРЧЕСКО – ПОИСКОВЫЙ ПРОЕКТ
«МЫ ВАШЕЙ ПАМЯТИ ВЕРНЫ!»
Автор:
Шуклина Алина,
обучающаяся 7-а класса

Руководитель:
Новикова Ирина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Вуктыл
2015

Содержание
Введение
Судьба семьи в судьбе страны………………………………………...3 – 4
1. Паспорт проекта……………………………………………………...5 -
1.1.Типологические признаки проекта………………………………… 5 - 9
1.2. Краткая аннотация проекта…….. ……………………......................6
2.Практическая часть…………………………………………………8 - 9
2.1.Этапы реализации проекта……..…………………………………...8 - 9
2.2.Рефлексия…………………………………………………… ……….9
Заключение……………………………………………………………..10 - 11
Библиография…………………………………………………………..12
Приложения……………………………………………………………..13 -

Введение
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А.Т. Твардовский
Приближается главный праздник нашей страны – День Победы. В этот светлый и радостный день мы «со слезами на глазах» поздравим ветеранов Великой Отечественной войны и, склонив головы, вспомним «тех, кто уже не придёт никогда»...
Наш народ велик, потому что он гордится своей страной – Россией. Советский народ победил в жестокой войне, сдержал натиск фашизма и, защитив своё Отечество, стал народом-освободителем для других европейских держав.
В нашей стране нет ни одной семьи, которую не затронуло бы это «опалённое крыло» войны. Страшная беда лишало крова, дома, родных – всего того, что мы называем счастьем. Четыре года страдания и горя. А потом – годы постепенного восстановления сёл и городов, больниц и школ… Годы возвращения к миру, вере и надежде быть счастливым.
Вот уже семьдесят лет мы живём под мирным небом, зная о войне в основном по книгам и кинофильмам. Этим миром мы обязаны людям, которые встали на защиту нашего государства от гитлеровцев, желавших покорить весь мир. В этом противостоянии бок о бок оказались русские и украинцы, белорусы и казахи и другие большие и малые народы нашей великой страны. Сплотившись, словно одна семья, они отстаивали свободу и независимость всей нашей страны. Дружба и взаимовыручка делали их сильнее, человеческие сердца были крепче брони.
Так говорил мой прадед Николай Григорьевич Патраков, награждённый несколькими медалями, в том числе медалями за взятие Будапешта и за победу над Германией. Эти его слова передаются в нашей семье из поколения в поколение.
На фронтах Великой Отечественной воевали два моих прадеда и две прабабушки. Моего второго прадеда звали Алексеем Михайлович Сидачёв, и он тоже был героем: дважды был награждён орденом Красной звезды, дважды - орденом Красного знамени. А еще – медалью «За отвагу» первой и второй степени.
Мои прабабушки Людмила Александровна Карпова и Алевтина Михайловна Коровина, как и многие другие женщины, были тружениками тыла.
Так судьба нашей семьи являет собой судьбы всего нашего народа и всей страны в военную годину.
Мы выдвигаем следующую гипотезу: события, связанные с Великой Отечественной войной, затронули каждую советскую семью.
Объект исследования: исторические события военных лет.
Предмет исследования: материалы семейных хроник периода Великой Отечественной войны.
                      
Паспорт проекта
1.1. Типологические признаки проекта
Название проекта: творческо-поисковый проект «Мы Вашей памяти верны!»
Название организации, адрес: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Вуктыл; РК, город Вуктыл, улица Коммунистическая, дом 4.
Тип проекта:  
про продолжительности проведения: годичный;
по числу участников: групповой;
по доминирующему методу: творческо-поисковый, с элементами исследования;
по содержанию: метапредметный (русский язык, история, искусство, информатика, литература, обществознание);
по характеру координирования: с координацией.
Возраст обучающихся:  обучающиеся 6-7 классов, их родители, педагоги и работники школы.Авторы проекта: Шуклина Алина, обучающаяся 7-а класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Вуктыл; Новикова Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7-а класса.
Срок реализации: март 2014 года – май 2015 года.
Требуемая IT подготовка:
оформление работы в виде документа Word, презентации Power Point;
навыки работы в сети Интернет и пользования его ресурсами.
База реализации проекта: МБОУ «СОШ №1» г. Вуктыл.
Краткая аннотация проекта
Содержание этапа работы
над проектом Результат работы авторов проекта
на данном этапе
Проблематизация и актуализация. Данный проект имеет большое воспитательное значение по формированию гражданско-патриотической позиции подростков. Он особенно актуален сегодня, когда в отдельных уголках мира, особенно в странах Западной Европы и США, часто стали прибегать к фальсификации исторических фактов, связанных с событиями Великой Отечественной войны и роли в ней советского народа.
Проект имеет практическое значение, так как направлен на подготовку к знаменательному в истории нашей страны событию – празднованию 70-летней годовщины Победы.
Целеполагание:
а) цели проекта Воспитывать у подростков чувство уважения к людям старшего поколения на основе постижения исторических событий;
Пробудить у обучающихся и их родителей желание узнать свою родословную;
Заинтересовать обучающихся написанием творческих работ и оформлением их;
Привлекать школьников к поисковой и творческой деятельности;
Мотивировать подростков на самостоятельное создание творческих и социальных учебных проектов.
б) ожидаемые результаты:   Организация комплекса мероприятий:
Написание сочинений на основе услышанного о родственниках – участниках Великой Отечественной войны;
Создание электронной презентации «Мы Вашей памяти верны!»;
Участие в акции «Бессмертный полк» совместно с родителями;
Разработка сценария литературно-музыкальной композиции по материалам проекта к Уроку мужества.
Форма отчета: выступление с сопровождением презентации на Уроке мужества.
Планирование:
а) задачи проекта
Воспитывать у школьников гражданскую инициативу;
Формировать интерес к истории Великой Отечественной войны;
Расширять практические навыки работы с Интернет-ресурсами;
Провести социологическое исследование обучающихся, их родителей, учителей школы;
Развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности;
Привлечь родителей к поисковой работе по формированию семейного фотоархива;
Развивать творческие способности подростков;
Подготовить презентацию-отчет об итогах проекта, выступить с ним на Уроке мужества.
б) технологии Творчество (написание творческих работ – рассказов на основе услышанного);
Сбор и систематизация фотографического материала;
Анализ «географии» участия родных в военных действиях;
Исследование (проведение социологического опроса с использованием анкетирования);
Чтение и анализ документальной, публицистической и художественной литературы;
Обобщение и систематизация собранного материала.
2.Практическая часть
2.1.Этапы реализации проекта
Проект предусматривает очередность проведения следующих мероприятий:
Мероприятие Сроки
Организационный этап
1. Определение целей и задач проекта. Выбор названия. Март
2014
2. Написание сочинений в жанре рассказа на основе услышанного. 3. Создание творческой группы по сопровождению проекта. 4. Составление перспективного плана работы. Практический этап
1. Поиск в семейных архивах и сбор фотоматериала (совместная работа детей и родителей). Апрель 2014
2. Систематизация литературного и фотографического материала. Май
2014
3. Обсуждение макета презентации. Сбор иллюстративного материала для её оформления. 4. Работа с семейными архивами. Поиск новых фотоматериалов. Июнь-август 2014
5. Корректировка плана работы. Сентябрь 2014
6. Анализ и систематизация нового материала. Обобщающий этап
1. Обсуждение структуры и оформления электронного буклета. Октябрь 2014
2. Составление карты участия родственников в Великой Отечественной войне. Ноябрь 2014
3. Обсуждение индивидуальных проектов по оформлению материалов на основе семейных хроник. Декабрь 2014
4. Создание электронного буклета «Мы Вашей памяти верны!». (Приложение). Январь 2015
5. Обсуждение участия в акции «Бессмертный полк» Февраль 2015
6. Подбор музыкального сопровождения собранного материала. Заключительный этап
1. Анализ проведенной работы. Март 2015
2. Создание мультимедийной презентации-отчёта. 3. Обсуждение индивидуальных проектов. Прогноз участия их в различных конкурсах. Апрель 2015
4. Выступление на классном часе - Уроке мужества. Май 2015
Рефлексия
Рефлексия:
Участие в проекте
расширило знания обучающихся об историческом значении Великой Отечественной войны;
познакомило с ролью каждой отдельно взятой семьи в этом событии;
сформировало у подрастающего поколения чувство гордости за славную историю нашей великой страны;
позволило ощутить личную причастность человеческой судьбы к судьбе страны;
реализовало творческие способности школьников;
расширило IT-компетенции участников проекта.
Риски:
В ходе реализации данного проекта возникли следующие проблемы:
Отсутствие фотоснимков родственников, участвовавших в военных действиях;
Отсутствие у родственников информации о месте службы и званиях участников войны.
Возможности развития: планируется продолжить поисковую работу с целью сбора архивного материала.
Заключение
…Семидесятая мирная весна приходит к нам. Щедрому солнцу и свежему ветру радуются все. Но, мечтая о счастье, нельзя забывать о том, как хрупок мир, как легко его разрушить.
Об этом могли бы нам рассказать те, кто узнал цену мира и свободы в 1941-1945 годах. Но ветеранов остаётся всё меньше. Уже ничего не расскажут нам с братом наши прадедушки и прабабушки – их нет в живых. Значит, это должны сделать мы – те, ради кого ценой собственной жизни отстаивали мир герои-победители.
Ещё тогда нас не было на свете,Когда гремел салют из края в край,Солдаты, подарили вы планетеВеликий май, победный май!
Пусть они услышат нас сегодня. Ведь это им мы посвящаем наш проект, говоря: «Мы Вашей памяти верны!»
Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым.
Мы готовили этот проект с целью сохранения памяти об участниках Великой Отечественной войны, чтобы современные дети никогда не забыли о тех, кому обязаны таким прочным миром, а, прикоснувшись к живой истории своей семьи, ощутили гордость за нашу великую страну и чувство глубокого уважения к людям старшего поколения.
Собранный в ходе реализации проекта материал, данные, полученные нами из разных источников (официальных и семейных), подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы: события Великой Отечественной войны затронули практически каждую советскую семью. Однако не во всех семьях знают о родных, которые защищали Отечество от фашизма. Таким образом, участие в проекте оказало мотивационное воздействие на подростков и их родителей по организации поисковой работы и пополнению семейных архивов.
«Мы Вашей памяти верны». Пусть эти слова, вынесенные в название нашего проекта, звучат как обещание чтить и хранить святую память о наших предках, на долю которых выпало страшное испытание войной. Пока живёт в человеческих сердцах память об ушедших, живы и ветераны – те, кого ежегодно ко Дню Победы зачисляют в Бессмертный полк. (Приложение).
Люди,
Покуда сердца стучатся,
Помните,
Какой ценой завоевано счастье!
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну!
Прокляните войну,
Люди Земли!
Литература
1. Семейные архивы.
2.   Э.С. Ларина «Проектная деятельность учащихся»
3.   М. Г. Гилярова «Проектная деятельность».
4. Интернет - ресурсы:
- www.warheroes.ru, - pages.marsu.ru, - edu.shd.ru, - www.stjag.ruПриложения