Конспект урока по теме Олимпийские игры в древности (6 класс Адаптивной школы)

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа-интернат № 19»

Тема методической разработки
«Олимпийские игры в Древней Греции»


Разработала: Богданова И.И.,
учитель истории

Урок разработан для учащихся 6 класса «Адаптивной школы» с тяжёлыми нарушениями речи и рассчитан на 45 минут.
Место в общем курсе: данный урок является частью темы «Древнегреческая культура» в рамках раздела «Древняя Греция».
Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок - путешествие. В соответствии с требованиями ФГОС представленная методическая разработка реализует системно - деятельностный подход.
Структура занятия соответствует ведущему виду деятельности учащихся - учебной. Шестиклассники учатся самостоятельно ставить цели, строить планы по их реализации и достигать их.
Актуальность: Олимпийские игры были и остаются самым ярким культурным и спортивным мероприятием международного значения.









Тема: Олимпийские игры в древности (слайд 1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Цель: ознакомление учащихся с историей и значением Олимпийских игр, первыми спортивными соревнованиями и традициями.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Задачи урока:
Обучающая: сформировать представление у учащихся о том, как происходил процесс зарождения Олимпийских игр (связь мифологии и религии древних греков), какими были порядок проведения, виды состязаний, состав участников Олимпийских игр; выделить значение Олимпийских игр, их общегреческий характер.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное, правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать исторические факты, делать самостоятельные выводы, готовить сообщения и уметь выступать перед одноклассниками.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории и культуре других народов, чувства патриотизма и гражданственности, здоровый образ жизни на примере жизнедеятельности древних греков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Формирование УУД
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД: владеть смысловым чтением; выявлять причинно-следственные связи; делать выводы; самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать; доказывать.
Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; оценить значение спорта для формирования ЗОЖ.
Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его,

подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; преодолевать конфликты, договариваться с людьми. 
Оборудование: карта «Образование греческих колоний», компьютер, мультимедиа проектор, презентация.
Основные понятия: Олимпийские игры, атлет, пятиборье, ипподром, Олимпия, «Священный мир», олимпионик, элланодики, стадион.
Подготовка к уроку: рабочий лист с заданиями (Приложение №1), подготовка сообщений учениками о каждом дне соревнований.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Структура и ход урока:
1. Организационный этап (1 минута);
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний (5 минуты);
3. Постановка цели и задач урока (2 минуты);
4. Изучение нового материала (27 минут);
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 минут);
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты);
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 минуты).

Ход урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] I.     Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. (слайд 2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.
1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках?
( Древней Грецией.)
2. Что нам известно о Древней Греции? (Я знаю, что)
3. Покажите на карте, где греки основывали свои колонии? (Средиземное море и Черное море.) (слайд 2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]III. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока. А впрочем, попытайтесь сами догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Древнегреческий философ Пиндар много лет назад написал эти строки. Скажите мне, о каких соревнованиях он говорил? «Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее - Олимпийские игры». (слайд 3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Ребята, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Олимпийские игры в древности.) (слайд 4)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Запись темы урока в рабочий лист.
-Какие цели мы поставим к уроку? (Постановка целей урока учениками. Узнать где и когда проводились первые олимпийские игры; кто принимал участие в первых Олимпийских играх; каким был порядок проведения Олимпийских игр, и какие были виды состязаний.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Определяем проблему: древние греки любили соревнования всех видов. Зачем греки проводили олимпийские игры? (слайд 5)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] IV. Изучение нового материала (слайд 6)
План
1. Зарождение Олимпийских игр.
2. Подготовка греков к Олимпийским играм.
3. Олимпийские игры.
4. Олимпийские игры вчера и сегодня.  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1. Зарождение Олимпийских игр.
Учитель: Почему же древние греки стали проводить Олимпийские игры. Что послужило их началу? У нас в гостях греческая муза истории Клио (ученица в костюме). Послушайте внимательно «Миф об основании Олимпийских игр», а затем ответьте на вопросы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] - Как в древности объясняли начало проведения Олимпийских игр? (Бог гор и погоды (грома и молнии) Зевс повелел устраивать состязания в память о борьбе за власть между ним, братьями и их отцом Кроном на земле.) (слайд 7)
- Какому богу древние греки посвящали Олимпийские игры? ( Зевсу.)
(слайд 7)
- Где проводились Олимпийские игры? (На земле Олимпия.) (слайд 8) - Ребята, а где располагалась Олимпия? Работа с картой. (Этот город располагался на территории Эллады, в северно-западной части полуострова Пелопоннес.)
- Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до неё было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение.)
Учитель: Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года в самый разгар лета. Во время проведения игр прекращались войны, которые вели между собой полисы Древней Греции. По всей Греции объявлялось священное перемирие. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Запись в рабочий лист.
2. Подготовка греков к Олимпийским играм.
-Как же проходила подготовка к играм?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Задание: прочитать п.2. §33. Ответьте на вопрос: Кто мог участвовать в Олимпийских играх? (На Олимпийских играх в состязаниях могли участвовать все свободные греки. Женщинам вход запрещался под страхом смертной казни.)
- Как проходила подготовка к соревнованиям? (За год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе, а за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Олимпию, где продолжали тренироваться.)
- Атлет - кто это? (Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Запись в рабочий лист. (слайд 9)
3. Олимпийские игры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Учитель: Олимпийские игры длились 5 дней. Запись в рабочий лист.
Порядок проведения Олимпиады был строгим: сначала было открытие, затем проходили сами соревнование, и завершался праздник закрытием олимпиады.
· (слайд 10)
Во время открытия Олимпиады, атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи - элланодики клялись выносить справедливые решения.
- Что являлось обязательным ритуалом на открытии Олимпийских игр? (зажжение огня.)
- Сохранился ли сейчас данный обычай? (да.)
- Вспомните, как мы сейчас называем место, где проходят спортивные соревнования? (стадион.)
Учитель: Правильно, стадион – место для состязаний. Это слово зародилось именно в Древней Греции при проведении Олимпийских игр. Именно на стадионах проходили основные соревнования, и именно на их трибунах занимали зрители места задолго до начала состязаний. Никто не хотел пропустить такое событие!!!
Итак, состязания начинаются
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Ребята, но в Древней Греции, перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 11)
Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)
Будь атлет всегда готов!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Выступление учеников с сообщениями о каждом дне соревнований.
Первый день состязаний - это состязания по бегу. (слайд 12)
Второй день состязаний - пятиборье (борьба, бег, прыжки в длину, метанье копья, метанье диска). На самом деле это был один из самых интереснейших дней Олимпиады. Именно в этот день атлеты состязались в пятиборье. (Пятиборье - соревнование одного человека в пяти видах спорта.) Запись в рабочий лист.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Одним из самых зрелищных состязаний третьего дня были Кулачные бои.
Четвертый день был посвящен состязанием детей. Чему был посвящен пятый день? (Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме - места для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Запись в рабочий лист. (слайд 13) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Учитель: Итак, день 5-й - заключительный день игр. Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город. Олимпиоников награждали пальмовой ветвью, оливковым венком и пурпурными лентами. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Победителей в различных видах соревнований называли олимпиониками. Слава о них пережила века. (слайд 14)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Работа с текстом учебника: стр. 153-154; (слайд 15)
Учитель: Как звали самых знаменитых атлетов Древней Греции? Чем прославились эти люди? Запись в рабочий лист.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]4. Олимпийские игры вчера и сегодня.
Учитель: В 394 году Греция находилась под властью Рима, и римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Но в 1896 году, уже в конце XIX века, французский барон Пьер де Кубертен, большой любитель спорта решил возродить традицию проведения Олимпиад.
(слайды 16, 17)
- Сколько лет не проводилась Олимпиада? (1502 года.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Запись в рабочий лист
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции. (слайд 18)
- Кто знает, что изображают эти кольца? А как переводится девиз? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия . “Быстрее, выше, сильнее”.) (слайд 18)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] - Ребята, давайте с вами вспомним, когда в нашей стране проходили Олимпийские игры? (Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр в 2014 г. был город Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 г.) (слайд 19)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (слайды 20)
Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока, что же мы узнали нового?
1.Родиной Олимпийских игр является
2.Первые в истории Олимпийские игры были проведены в
3.Город Древней Греции, в котором проводили Олимпийские игры, назывался
4.Олимпийские игры устраивали в честь
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]А теперь, самое время вернуться к нашему главному вопросу: Древние греки любили соревнования всех видов. Зачем греки проводили олимпийские игры? (Олимпийские игры давали возможность гражданам греческих полисов проявлять свои возможности, почувствовать себя одним народом, прославить свой полис.) (слайд 21)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: параграф 33, пересказ; творческое задание по выбору: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.
(слайд 22)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ребята рассказывают о своих впечатлениях: Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне захотелось...
Меня воодушевило... (слайд 23)
Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу , которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.
И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну. (слайд 24)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Использованная литература и ресурсы Интернета
1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – М,: ВАКО, 2013.
2. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: 5 кл. М.,2013.
3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Минск, 2009 г., с.147-148;
4. Петрова О.Д. Исторический утренник на тему "Путешествие на олимпийские игры" - см. в кн. "Формы внеклассной работы по истории" Москва, 2011 г., с.224-239;
5. Энциклопедия "История. Древний мир". Издательство "Олма-Пресс", 2010г.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. http://news.bcm.ru/sport/2011/2/13/22901/1
9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека Гумер. Гаспаров Михаил. Занимательная Греция
11.http://www.olympic-history.ru/istoriya-ellady/nauka.html
12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




















Рабочий лист
Дата________
Фамилия, имя учащегося ____________________________________________
Тема урока: _______________________________________________________
776 г. до н. э. - ______________________________________________________
Атлет - ___________________________________________________________
Олимпийские игры продолжались __________________________________
Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба - это _________________________________________________________________
Место для проведения конных состязаний - _________________________
Имена наиболее прославленных победителей:
?
?
?

борец
возница
унёс статую



..

Рабочий лист
Дата________
Фамилия, имя учащегося ____________________________________________
Тема урока: _______________________________________________________
776 г. до н. э. - ______________________________________________________
Атлет - ___________________________________________________________
Олимпийские игры продолжались __________________________________
Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба - это _________________________________________________________________
Место для проведения конных состязаний - _________________________
Имена наиболее прославленных победителей:
?
?
?

борец
возница
унёс статую