Разработка классного часа Олимпийские игры
Интеллектуальная игра «Своя игра» в 10 классе. Тема : «Олимпийские и паралимпийские игры»
Игра проходит по типу аукциона, любой участник может отвечать за команду, очки идут в общий «командный котел». Сильных учеников лучше вывеси из игры, сформировав из них судейский совет. Это позволит слабым детям проявить большую активность. В ходе игры нужно поощрять нестандартные, оригинальные ответы, обращая внимание детей на то, что отступление от шаблонов - это признак самостоятельного, гибкого ума.
Цели: расширить представление детей об интеллектуальных способностях; формировать положительное отношение к умственному труду, воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как любознательность, пытливость, эрудиция; побуждать детей к самообразованию, самовоспитанию; развивать навыки групповой работы.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
План классного часа
I. Мотивационная беседа.
II. Интеллектуальная игра «Сила ума».
1. Смесь бульдога с носорогом (Составь предложение).
2. До чего они похожи! (Найди общее).
3. Чужие здесь не ходят (Убери лишнее).
4. Совсем наоборот (Найди противоположное).
5. Всюду пригодится! (Найди применение).
6. Смотри в корень (Выдели самое существенное).
7. Что в лоб, что по лбу (Скажи другими словами).
8. В огороде бузина, а в Киеве дядька (Построй логическую цепочку).
9. Потому, что кончается на «у» (Найди причины).
10. Как вас теперь называть? (Придумай заглавие).
III. Заключительное слово.
Ход классного часа
I. Мотивационная беседа
Классный руководитель. Один мудрец как-то заметил, что никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Вы согласны с этим утверждением? (Высказывания детей.)
Кто из вас доволен своим умом? А у кого память хромает? (Ответы детей.)
Специалисты утверждают, что человек использует всего 3-5% возможностей своего мозга. А 95% бездействует! А еще почему-то
считается, что ум достается каждому от рождения: одному больше, другому меньше. Но это не так: в результате экспериментов психологи доказали, что наш ум в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать. Сегодня мы и будем это делать.
II. Интеллектуальная СВОЯ ИГРА»
Классный руководитель. Начинаем интеллектуальный марафон «СвоЯ игра». В этой игре участвуют 2 команды. « » и « ». Каждое задание оценивается в 1 балл. Команды пишут сови ответы на листочках и передают жюри. Время на обдумывание 30 секунд. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Судить игру будет очень строгое жюри [имена, фамилии).(Судьи занимают место у доски. Задания читает классный руководитель.)Из истории
Итак, разыгрывается первое задание. Мы его назвали «Смесь бульдога с носорогом». Даны три слова: «озеро», «карандаш» и «медведь». Составьте предложение, в состав которого входили бы эти слова. [Дети в обеих командах поднимают руки, по очереди отвечают.)Задание выполнено, победа досталась команде [название).Символика
Разыгрывается второе задание. Мы его назвали «До чего они похожи!»
Даны два слова: «кастрюля» и «лодка». Нужно найти как можно больше общих признаков у этих предметов.
Современные олимпийские игры
Третье задание «Чужие здесь не ходят»! Даны три слова: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы (можно объединять любые - по любым признакам), а одно слово, «лишнее», в котором этого признака нет, исключить. Конечно, нужно и объяснять свой выбор. Например, помидор и солнце - круглые, значит, собака - лишняя. Ваши варианты...
Паралимпийские игрыЧетвертое задание называется «Одно и то же». Я называю предмет: «вертолет». Нужно найти как можно больше предметов с такими же признаками. И обязательно объяснить ответ.
Примечание. Если задание вызывает у детей затруднение, учитель может отвечать первым: бабочка - летает, автобус - транспорт и т. п.
«Совсем наоборот» (Найди противоположное)
«Совсем наоборот» - так называется пятое задание. Я называю слово «дом». Найдите как можно больше других предметов, в чем-то противоположных данному. Постарайтесь найти различные признаки предмета (размер, материал, назначение, принадлежность, тогда будет легче подобрать предмет с противоположным признаком. И, конечно же, не забывайте объяснять свои ответы.
Всюду пригодится!
Шестое задание - «Во все бочки затычка». Я называю предмет - «книга». Надо перечислить как можно больше способов его применения. Конечно, запрещаются безнравственные, варварские способы применения.
Смотри в корень
Дано слово - «спорт». Надо назвать как можно больше предметов, которые являются самыми существенными для этого понятия. {Спортсмен, тренировка, соревнование, олимпиада и т. п.)Что в лоб, что по лбу
Дана фраза: «Весной в душе рождается надежда». Представьте себе, что все слова этой фразы внезапно исчезли из языка. Как передать смысл другими словами? Побеждает тот, у кого больше трех вариантов.
В огороде бузина, а в Киеве дядька
Есть два события: белка, сидя на дереве, упустила орех, и директор школы получил выговор. Надо установить между ними связь, т. е. сочинить ряд естественных переходов от первого события ко второму. (Например: «Упавший орех ударил гулявшую по лесу собаку, она с испугу побежала и укусила за ногу шедшего по дорожке мальчика, мальчик был спортсменом, из-за укуса не мог участвовать в спортивных соревнованиях, в результате его школа не заняла призового места».)Потому, что кончается на «у»
Представьте себе такую ситуацию: вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута. Надо как можно быстрее назвать причины этого факта, возможные его объяснения.
Как вас теперь называть?
Послушайте небольшой рассказ. «Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять - все свое время они проводят у экранов телевизора. Отец двух таких мальчиков из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и подсоединил его к небольшой динамо-машине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно понизился». Придумайте название для этого рассказа.
Наша игра подошла к концу. В какой команде собрались самые сильные умы?
(Судьи подводят итоги, объявляют результаты.) Поздравляем победителей!
III. Заключительное слово
Классный руководитель. Игровые задания, которые вы сегодня выполняли, - это не пустая забава, а специальные упражнения для развития вашего мышления, для повышения его скорости и глубины. Наука утверждает, что можно учиться мыслить, играя. И у вас сегодня это получилось. Следовательно, и ума прибавилось.