Доклад Использование олимпиадных задач компетентностно-ориентированного характера на уроках математики в начальной школе
Использование олимпиадных задач компетентностно-ориентированного характера на уроках математики в начальной школе
Г. С. Есмагулова
учитель начальных классов ОСШ №3
Западно-Казахстанская область г. Аксай
Успех едва ль придет к лентяю,
К успеху путь тернист и крут.
А годы быстро пролетая,
Трудяг к успеху приведут.
Ирина Павлитис
План.
І. Вступление. Новые подходы в образовании в казахстанских школах.
ІІ. Значение компетентностно-ориентированных заданий в обучении математике.
ІІІ. Применение олимпиадных задач на уроках в 1-2 классах из сборника «Барсенок Ирби готовится к олимпиаде».
ІV. Итоги работы за три года.
V. Заключение.
І. Вступление. Новые подходы в образовании в казахстанских школах.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые десять лет он удваивается. Мир наших детей не похож на мир предыдущих поколений. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем. Будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В настоящее время перед казахстанской школой, как и перед образованием во всем мире, стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в “золотой век” исследований и открытий; переосмыслить методологию мышления, обучения, работы, творчества и жизни в целом.
В своем Послании “Новый Казахстан в новом мире” от 28 февраля 2007 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил: “ Казахстан стоит на пути ускоренной всесторонней модернизации. Это ускоренное продвижение в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций Казахстана в качестве его постоянного члена ”.
Из вышесказанного можно утверждать, что цель образования на национальном уровне – способствовать становлению компетентной, интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан.
Сегодня и опыт, и теория признают, что человек, который умеет применять на практике усвоенные знания – это успешная конкурентоспособная личность, ориентирующаяся в различных ситуациях, способная адаптироваться к изменяющимся условиям, способная работать в различных коллективах. Но, как известно, в современном образовании из ряда существующих проблем, одна состоит в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Я также как и многие из педагогов, не раз задавалась вопросом: почему происходит именно так, а не наоборот. Одним из путей решения данной проблемы является применение в обучении учащихся компетентностного подхода. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем- то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. Компетентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную траекторию жизни. Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у школьников набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.
Данная тема широко изучается и обсуждается в последнее время. О готовности эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющих социальный заказ к системе образования (компетенции), говорится и в ГОСО РК 2003-2007 гг.(Дата введения 01.09.08). Время обсуждений и дискуссий прошло. Пора от теории перейти к практике.
ІІ. Значение компетентностно-ориентированных заданий в обучении математике.
Вот уже несколько лет я большое внимание в своей работе уделяю развитию одаренных детей. Особое место в моей работе занимает развитие математических способностей, а именно решение нестандартных задач. Ко всему этому третий год работаю по включению в учебный процесс компетентностно-ориентированных заданий. Почему КОЗ?
Во-первых, о компетентностном подходе говорится в ГОСО РК.
Во-вторых, это деятельностное задание.
В- третьих, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию.
В- четвертых, оно строится на актуальном для учащихся материале.
В-пятых, компетентностно-ориентированные задания включены во многие олимпиады.
В-шестых, многие задания учебников издательства «Алматы кiтап» ориентированы на формирование компетентностей.
Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно-ориентированные задания.
Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике.
Компетентностно-ориентированные задания позволяют сформировать умение применять накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Почему в своей работе я так много внимания уделяю решению нестандартных задач по математике? Как известно, одним из мощных инструментов для развития математических способностей является решение нестандартных (олимпиадных) задач. На мой взгляд, умение решать и понимать задачи, самое главное чему должен научиться ребенок в начальной школе. Задачи - проблемы возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума. Вот база, на которой будет строиться обучение не только по техническим, а может быть даже и по всем предметам старшей школы.
«В отличие от типовых примеров и упражнений, олимпиадные задачи не имеют общего алгоритма решения. Каждая такая задача уникальна и требует применения новых идей для решения, но не специальных знаний, так как для ее решения достаточно обычной школьной программы» (Википедия, «Математическая олимпиада»).
То есть при работе над нестандартной задачей ребенок должен самостоятельно найти путь ее решения – при этом само решение, как правило, достаточно простое. Сначала дети теряются, но очень скоро входят во вкус борьбы с такими задачами. Какой восторг испытывает ребенок, когда находит пути решения данных задач.
ІІІ. Применение олимпиадных задач на уроках в 1-2 классах из сборника «Барсенок Ирби готовится к олимпиаде»
Как уже было сказано ранее, в процессе обучения учащихся я стараюсь активно использовать КОЗы, а участие учащихся в олимпиадах ЦРМ г. Екатеринбурга «ЭМУ», натолкнуло меня на составление олимпиадных (нестандартных) задач компетентностно-ориентированного характера. В течение последних двух лет работы я составила несколько десятков таких задач. Хочу предложить учителям начальных классов свои задачи для решения на уроках математики, внеклассных занятиях и при подготовке учащихся к олимпиадам.
Итогом работы стал выпущенный сборник олимпиадных задач для 1-2 классов «Барсенок Ирби готовится к олимпиаде». Главным героем этого сборника, состоящих их компетентностно-ориентированных олимпиадных заданий является барсенок Ирби. Как известно, барс – многозначный и содержательный символ. В мифологических представлениях скифов барс являлся защитником справедливости. Ирбис является одним из символов независимого Казахстана. Барсенок Ирби являлся символом VІІ зимних Азиатских Игр, которые проходили в нашей стране.
Задачи из сборника использовались мной на уроках закрепления, при подготовке и проведении олимпиад. Разные по степени сложности задания в сочетании с увлекательностью текстов, объединенные определенной тематикой помогают учащимся находить ответы на вопросы, связанные с жизненными ситуациями, расширяют знания учащихся о знаменательном событии в истории Казахстана – VІІ зимних Азиатских Играх, достопримечательностях нашей страны.
Решая такие задачи, дети незаметно для себя осваивают правильную технику мышления: учатся правильно читать задание, осознавать проблему, структурировать материал, выделять в нем главное и верить в себя. Дети перестают бояться решения сложных задач школьной программы, успешно справляются с ними. Участие в олимпиадах не вызывает у них чувство страха, для них участие - это удовольствие.
Эти задачи учат учащихся находить решения в незнакомой ситуации, работать с определенной информацией, решать проблемы, выражать мысли, делать выводы. Основное внимание уделяется формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Все они способствуют формированию и развитию информационной, коммуникативной, логической и самоорганизационной компетентностей т. д.
Рассмотрим несколько задач.
Представленная задача была включена на урок математике во 2 классе по теме «Час, минута»
На открытие VІІ зимних Азиатских игр Ирби с друзьями из Алматы в Астану полетели на самолете «Боинг 757-200» и затратили на полет 1ч 40мин. Вернуться они решили этим же лайнером, но Винта был озадачен, когда Ирби сообщил ему, что на обратный путь они затратят 100 минут. Помоги Винта понять, как такое может быть.
Решив эту задачу, учащиеся узнали о том, что VІІ зимние Азиатские игры проходили в двух городах Казахстана: Астане и Алматы, что на самолете расстояние между городами можно преодолеть за 1ч 40 мин.
Эта задача развивает самоорганизационную компетентность.
На урок-закрепление «Периметр многоугольника» во 2 классе была включена следующая задача.
В Горную школу для биатлонистов завезли новые антискользкие квадратные маты, причем длина стороны мата 15дм. Ирби решил наметить свой мат, обшив его тесьмой. Для этого он купил тесьму длиной 70дм. Помоги Ирби определить, хватит ли ему купленной тесьмы.
Решив эту задачу, дети расширили свои знания об одном из видов спорта – биатлоне, о том, что в этом виде спорта используются антискользкие маты, приобрели жизненный навык по покупке количества длины тесьмы для того, чтобы обшить мат.
При решении этой задачи развивается компетентность разрешения проблем.
Рассмотрим некоторые виды задач, которые были использованы во внеурочной работе на занятиях с одаренными учащимися моего класса Сагимбаевым Ж., Тиналиевой А., Козловой Ю., Шимаровой А., Бусалаевым Р., Утегеновым А. и т.д.
С целью развития информационной компетентности была использована такая задача:
VІІ зимние Азиатские игры проходили в Казахстане с 30 января по 6 февраля 2011 года. В Горной школе проводили заочную викторину «Знатоки Азиады». Ирби решил принять участие в викторине. Помоги ему ответить на вопросы.
Вопрос А. Сколько дней продолжалась Азиада в Казахстане?
Вопрос Б. Календарем какого месяца надо воспользоваться, чтобы узнать, в какой день недели Азиада закончится?
А) январь Б) февраль В) март
Январь
Пн
3
10
17
24
31
Вт
4
11
18
25
Ср
5
12
19
26
Чт
6
13
20
27
Пт
7
14
21
28
Сб
1
8
15
22
29
Вс
2
9
16
23
30
Февраль
7
14
21
28
1
8
15
22
2
9
16
23
3
10
17
24
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
Март
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
Найдя ответы на поставленные вопросы, учащиеся узнали о дате проведения VІІ зимних Азиатских Игр в Казахстане, о том, сколько дней они длились, научились работать с календарем.
Развивая коммуникативную компетентность, мы с учащимися решали такие виды задач. Эти задачи помогают воспитывать толерантное отношение к окружающим, ведь герои Ирби, Дэудэу, Лулу и Винта представители разных стран: Казахстана, Китая и Японии.
Однажды в Ирби заглянули его четыре лучших друга-барсенка. Ирби пригласил их на чай, но, к сожалению, у него было только четыре баурсака. Он предложил поделить их так: «Вы все возьмите себе по целому баурсаку, а мне дайте каждый по половинке». Посчитай, сколько баурсаков получил в результате Ирби.
Дэудэу, Лулу и Винта попросили Ирби купить им пирожные: бисквитные с вареньем и кремом, и трубочку с кремом. Помоги Ирби определить, кто из них что заказал, если Винта и Лулу любят пирожные с кремом, а Дэудэу и Винта заказали себе бисквитные пирожные.
Следующие задачи помогают развивать компетентность разрешения проблем.
Ирби познакомил Лулу и Винта с игрой в асыки. В один из свободных вечеров друзья решили поиграть в асыки. Лулу и Винта взяли асыки, но Ирби хочет, чтобы у них количество асыков было поровну. Определи, сколько асыков Лулу должен отдать Винта, если их у него на 6 больше.
У Ирби и Лулу 100 тенге. Ирби захотел купить мороженое, а Лулу пирожное. Помоги им узнать, сколько стоит пирожное и мороженое, если продавец на вопрос о цене, ответил, что Ирби заплатит за мороженое на 20 тенге больше, чем Лулу за пирожное.
Решая первую задачу, дети также знакомятся с национальным видом игры – асыки. Вторая же задача учит экономии денег, бережливости.
Следующие две задачи помогают развивать самоорганизационную компетентность. Первая задача воспитывает умение рассчитать число прописанных врачом таблеток на количество дней, а также здесь проводится беседа об осторожном пользовании лекарственными средствами. Вторая же задача учит учащихся быть более внимательным, записывать нужную информацию, а также тому, что в любой ситуации есть выход, надо только приложить усилия, чтобы его найти.
В один из дней Азиады Винта простудился и заболел. Врач прописал ему пить лекарство по 1 таблетке 3 раза в день. В упаковке 20 таблеток. Помоги Винта определить, на сколько дней ему хватит упаковки лекарства.
Ирби решил проверить свою электронную почту, но в суматохе Азиады забыл пароль. Помоги Ирби вспомнить пароль, если он из шести чисел помнит три: 5, 17, 29. Определи закономерность в записи этих чисел и запиши следующие три числа.
ІV. Итоги работы за три года.
Каких же результатов я достигла за последние три года, используя в работе с учащимися составленные мной задачи?
2010-2011 учебный год
Районная олимпиада по основам наук: Наугольнов Олег – I место
Областная олимпиада «Intel junior»:
Наугольнов Олег - II место в общекомандном зачете в конкурсе «Эрудит»
Наугольнов Олег – III место в личном зачете по математике
Наугольнов Олег – III место в общекомандном зачете
2011-2012 учебный год
Международный конкурс «Эму-Эрудит»
I мест – 5, II мест – 2, III мест - 4
Международный конкурс «Эму-Специалист»
I мест – 5, II мест – 7, III мест – 3
2012-2013 учебный год
Школьная олимпиада по основам наук среди учащихся 2-х классов
I место – Тиналиева Арина, III место – Козлова Юлия
Международный конкурс «Эму-Эрудит»
I мест – 2, II мест – 4, III мест - 5
Международный конкурс «Эму-Специалист»
I мест – 7, II мест – 4, III мест – 6
IX Международная олимпиада по основам наук
из 53 участников класса I этапа на второй этап прошли 37 учащихся, это 69 % .
Вывод:
результаты учащихся еще раз подтверждают насколько важно сегодня использовать в обучении и воспитании учащихся компетентностный подход, применять компетентностно-ориентированные задачи.
Результаты учащихся позволяют мне верить в то, что я двигаюсь в правильном направлении, продолжать составлять и использовать такие задачи в работе с учащимися, в будущем я планирую составить задачи по математике для учащихся 3-4 классов, а также сборник заданий по русскому языку «Барсенок Ирби готовится к олимпиаде в Сочи».
V. Заключение.
Я как-то недавно познакомилась с притчей, многим известной.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Так вот, уважаемые коллеги, в наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Сможет ли ребёнок быть компетентным или нет, это уже зависит от мастерства учителя! Ещё Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”, а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью. Это значит, каждый педагог Казахстана должен стараться быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте!
Литература.
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, от 11.10.2004 г. №1459.
Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Среднее общее образование. Основные положения. - Астана. 2006.
Закон республики Казахстан “Об образовании”. 27.07.2007 года
Материалы Республиканской научно-практической конференции «Личностно-ориентированный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции». Уральск, 30апреля 2011г
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года “Новый Казахстан в новом мире”.
Современные образовательные технологии как фактор повышения качества регионального образования (материалы республиканской научно-практической конференции). – Караганда, 2008., - 605 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. //Народное образование. 2003. №2.С.58-64.
И.С.Сергеев, В.И. Блинов «Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности»
Завьялова О. А . Как учить детей быть успешными? Инструментарий творческого учителя// Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 июля. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008
http://cerm.ru/
http://www.urfodu.ru
15