Урок русского языка по теме Правописание тся, ться в глаголах
Урок русского языка по теме "Правописание "тся", "ться" в глаголах
Цель:
Образовательные:
знакомство с особенностями правописания глаголов
формирование навыков правильного написания глаголов на –тся и –тьсяРазвивающие:
обогащение словарного запаса детей
развитие логического мышления, познавательной активности обучающихсяразвитие умения обучающихся работать в паре, группе
Воспитывающие:
воспитание трудолюбия, уважения друг к другу
Задачи:
познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
формировать умение находить правильное условие выбора правописания -тся и -ться в глаголах
развивать орфографическую зоркость;
приобщать детей к истокам народной мудрости (пословицы).
Ход урока
1. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.
Работа с осетинской народной пословицей
«Человек силен не силой, а многими знаниями». слайд №2
-Как вы ее понимаете?( Ответы детей)
-Ребята, это осетинская народная пословица, а кто может назвать из русского фольклора пословицу с таким же значением? (Птица красна пером, а человек знаниями., ……)-Что объединяет все эти пословицы? (Они все о ценностях знаний)
-Я желаю вам сегодня обогатиться новыми знаниями, пожелать творческих успехов.
– Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов
– Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).
– Что вы знаете о глаголе?( Глагол –часть речи , который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)
– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (нет)
– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?(грамотно писать)
– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.
2. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.
Работа по слайду.№3
Прочитайте строчки из стихотворения М.Бородицкой.
Ребята, кто прочитает нам выразительно ?( 2 ученика )
– Назовите выделенные слова.
Что объединяет все выделенные слова? (Они заканчиваются на звукосочетание [ца])
Разделите их на группы.
По какому признаку вы их разделили? (глаголы, имена существительные)
-Одинаково ли пишутся все эти слова? (Нет)
-Почему? ( Слова разных частей речи)
- В каких словах вы уверены , что нужно писать буквосочетание ца? ( у сущ) (Птица, синица , кто?, водица что?,)
На конце имен сущ. слышится –[ца] и пишется -ца .
-Какие слова вызвали у вас затруднения? (Садится , струится, глядится, напьется, звенится, поется, гордится, гордиться, не годится) Слайд 4
Почему? (глаголы с сочетаниями тся и ться еще не изучали)
-Сформулируйте тему нашего урока (Правописание буквосочетаний - тся и- ться в глаголах) (Открыть слайд№ 5 )
-Какова цель нашего урока? (Научиться писать глаголы, которые оканчиваются на [ца])
Какие задачи мы себе поставим на уроке?( На доске на листах)
1.Находить глаголы на –[ца]
2.Узнать когда пишется –тся, -ться3.Научиться писать глаголы на - тся,-тьсяКто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
3 .Минута чистописания: тся//ться// Запись в тетрадях( число, классная работа)
Ребята, давайте составим план поиска открытия новых знаний . Как вы думаете, что для этого мы можем сделать? Слайд №6
( 1.Задать вопрос к глаголу и понаблюдать , есть ли связь между глаголом и вопросом?
2.Обратить внимание на форму , в которой стоит глагол)
4.Работа с учебником.
Исследование 1.
-Откройте учебники с 114.
– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь ( пишут пока без вопроса)
Проверка по эталону
Итак, что же у вас получилось? Давайте проверим слова 1 го , 2 го столбиков. Слайд №7
садится гордиться струится глядитсянапьетсязвенитсяпоется
не годится (что делать?)
( что делает?)
Установите связь между вопросом и глаголом? Что интересного вы заметили?
(Слова 1 го столбика отвечают на вопрос что делает? В вопросе нет ь зн , и в словах его тоже нет; у слов 2го столбика в вопросе есть ь , и в слове он тоже есть.
Итак, какое же вы первое открытие сделали ?( Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь., если ь отсутствует в вопросе, значит ,и глагол пишем без ь.
Исследование 2.Работа над предложением.( У доски 2 человека) (Слайд 8)
– Составьте предложения со словами: гордится – гордиться.
Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.
- Определите лицо глаголов.( .гордится 3-ел,)
– В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? (во втором)
-Почему?( Гл. неопределённой формы)
-Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?(Отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
– Что заметили? (У глаг.3-его лица не пишется ь, а у гл. неопред. формы пишется ь)
Итак, какое же вы второе открытие сделали ?(ь-знак не пишется у глаголов 3 лица, а пишется у глаголов неопределённой формы).
Итак, к какому выводу вы пришли?
Вывод : если глагол употреблен в начальной форме ( отвечает на вопросы что делать ? что сделать?), на конце пишется –ться;
Если глагол употреблен в форме 3-го лица ед и мн числа( отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, на конце пишется –тся;
5.Групповая работа( карусель) Упр 1 с.115
Карточки с конвертами
1 гр- найти слова имена сущ2гр –гл. в нач.форме.
3 гр. гл в форме 3-го лица
.Команды меняются заданиями. Проверка по группам.
-А теперь, посмотрите , что получилось у меня ( Проверка по слайду№9)
-Все группы справились со своими заданиями. Молодцы
6.Самостоятельная работа (взаимопроверка)
-А теперь, я предлагаю вам поработать самостоятельно.
Выполнение упр. №2 с 116 Выписать только глаголы в неопределенной. форме и гл. в 3-ем лице.
Давайте составим алгоритм наших действий: работа по слайду № 10
1.Найди глагол
2. Задай вопрос к глаголу
3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
Проверка по эталону ( Слайд № 11)
-Кто нашел ошибку?
-Как думаешь почему допустил ошибку?
7.Физминутка «Камень-вата» ( светится шар, бояться волка, встретиться с другом, прячется в кустах, смеется от души, радоваться успехам)
8 .Игра-соревнование «Мудрые советы» Работа в парах.( карточки)
– Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.
Я предлагаю вам собрать пословицу и поработать в парах.
Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.
Всякий человек на деле познает?ся.
Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.
Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор. Слайд 12
9.Закрепление упр 4 ( на карт) Резерв.
Встретились ли вам в этом упр .слова на новое правило?
10. Рефлексия деятельности
Итак, какова была наша цель? (Научиться писать гл. на -тся – ться)
Достигли мы ее?( Да, мы ее достигли , потому что :
Я узнал …
Я научился… Мне было интересно…
Я понял….
Теперь я могу….
Мне было трудно….
Мне захотелось….
11.Самооценка ( Сл.8) Карточки
12.Дом зад.
ЗАПИШИТЕ ПО 10 ГЛАГОЛОВ НА
-ТСЯ И -ТЬСЯ
ЗАПИШИТЕ 5 ПОСЛОВИЦ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ГЛАГОЛЫ С СОЧЕТАНИЯМИ -ТСЯ ИЛИ -ТЬСЯ
Спасибо всем за плодотворную работу.