Разработка урока в 5 классе по теме Ться — Тся в глаголах
Тема: Правописание –тся и –ться в глаголах.
Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.
Результаты:
Предметные: Отработать способ действия при выборе написания –ться и - тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
Личностные: Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.
Ход урока.
І. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности. Создание «ситуации успеха»)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
1. а) Словарная диктовка.
Шорох, желтизна, аромат, обаятельный, стеречь, исчезать, отрасль, таять, чуять, багровый, лиловый, не мог, здесь, веять, лазурный, идти, жюри, помощник, росток, капюшон, не был, аккуратный, горизонты, пожалуйста, лаять, уберечь.
- Найдите глаголы в неопределенной форме. Выделите у них окончания.
- Почему неопределённая форма глагола так называется?
(Учащиеся выполняют задание на отдельных листах).
(Регулятивные УУД, контроль)
б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам.
(Учитель сам выбирает учащихся для выполнения заданий данного вида)
(Регулятивные УУД, контроль)
Карточка № 1.
Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания и корни глаголов.
Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, наслаждение, скрип, раздражение, удаление, приложение.
Карточка № 2.
Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.
Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, несется, ходим, тащимся, мчимся, рассержусь, разъярюсь.
Карточка № 3.
Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.
Заже, сила, ре, привле, скрипа, могу, сбере, испе, ту, пересе, тка, певу, остри, стере, проже, линю, но, кума, вра, мело, обже, гра, бога, зада, запря, треску, паху .
(Проверка выполнения заданий в течение урока учителем).
2. Синтаксический разбор предложения.
(Коллективная работа).
Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные.
(Повеств., невоскл., прост., двусост., распр, с одн. сказ.)
- Прилагательное яростные разберите морфологически.
І. Ветры яростные – прилаг. Ветры (какие?) яростные.
ІІ. Н. ф. – яростный; во мн. ч., в им. п.
ІІІ. Ветры (какие?) яростные.
ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах. Запишите её в тетрадь».
(Слайд 2)
1. бросит ? ся
нравит ? ся
удивит ? ся
вернут ? ся
(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы)
(Познавательные УУД, логические, анализ с целью выделения признаков)
- Что мы должны написать на месте пропусков?
От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах?
(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
Учащиеся предлагают варианты.
(Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу).
-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока (Знакомство со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах).
(Слайд 3)
Помни: вопрос – твой помощник!
Что делает? Что делать?
Что сделает? Что сделать?
бросится броситься
нравится нравиться
удивится удивиться
вернутся вернуться
- Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете? (Ситуация «общей несостоятельности» класса).
- Существует еще один способ действия при определении правильного написания –тся и –ться в глаголах.
(Слайд 4)
- Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?
Работа с таблицей:
делает?
сделает?
что Ь
· -тся 3-е л.
делают?
сделают?
делать?
что Ь -ться н.ф.
сделать?
- Чего же мы не знаем? Чему нам необходимо научиться?
- Откройте учебник на стр. 250 и прочитайте орф. № 23. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы.
- От чего же зависит написание –ться и –тся в глаголах?
(Регулятивные УУД, контроль).
ІII. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.
Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.
- Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
(Слайд 5)
Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)
За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.
(Слайд 6)
Коллективная работа. Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.
(Коммуникативные УУД, планирование, постановка вопросов)
(Познавательные УУД, логические, выдвижение гипотез и их обоснование)
Проявлять стремление стремиться - стремится
Испытывать волнение волноваться - волнуется
Допускать ошибки ошибаться - ошибается
Принять решение решиться - решится
Чувствовать радость радоваться – радуется
(Слайд 7)
Создание проблемной ситуации.
-Внимание! Проблема! В чем разница в написании слов?
Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!
(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица - спится
- Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов?
-Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.
(Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится)
(Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).
(Слайд 8)
Исправь ошибки в тексте (с последующей взаимопроверкой).
(Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли)
Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
(Слайд 9)
Взаимопроверка.
Применить алгоритм действия или схему написания глаголов в пословицах?
(Познавательные УУД, логические, анализ с целью выделения признаков)
5.Работа с учебником. Выборочное письмо (упр. 639)
Выпишите из пословиц:
І вариант – подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;
ІІ вариант – словосочетания с глаголами на –ться.
(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем)
IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Слайд 10)
П. 110. Упр. 640
V. Рефлексия (подведение итогов урока).
Рефлексия по вопросам:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
-Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
(Личностные УУД, самоопределение, мотивация (мотивация учения), смыслообразования).
Оценить то, как вы усвоили материал
- Я не допустил ни одной ошибки.
- Я ошибался 1-3 раза.
- Я ошибался более 3 раз.
- Я не понял материал.
- Выставление оценок за урок.
(Слайд 11)
Спасибо за урок!