Урок в 4 классе по теме: «Третье склонение имен существительных» Предмет «Русский язык»
Урок в 4 классе по теме:
«Третье склонение имен существительных»
Предмет «Русский язык»
Цель: Создание условий для вовлечения учащихся в активную поисковую деятельность по исследованию языкового материала и установлению соответствия имен существительных трем типам склонения, участие в активной поисковой деятельности с использованием ранее полученных знаний, собственного жизненного опыта и материала учебника.
Задачи:
Познакомить со способами определения склонения имен существительных по постоянным признакам (род, принадлежность к склонению); особенностями имен существительных 3 склонения.
Формировать метапредметные умения: анализ и синтез, классификацию в работе с языковым материалом;
Развивать речь, расширять кругозора, развивать коммуникативные навыки в работе в малых учебных группах, развивать умения оценивать свою работу и работу своего товарища в учебном сотрудничестве;
Воспитание самостоятельности, ответственности, любви к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся в процессе практической работы выяснят причины образования 3 типов склонения ( в основе которого лежит изменение слова по падежам и устойчивость падежных форм существительных( окончаний) и познакомятся со способом определения склонения имен существительных.
Метапредметные:
Познавательные: включение в активную познавательную деятельность по изучению особенностей частей речи русского языка через анализ ,синтез ,классификацию представленного языкового материала и знакомство со способом определения склонения имен существительных.
Коммуникативные: развитие речи, формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, повышение самооценки собственного учебного труда.
Регулятивные: развитие умения прогнозировать результаты, планировать деятельность в процессе учебного сотрудничества, умение адекватно оценить свой вклад в совместные действия.
Личностные: взаимоподдержка, доброжелательность, умение работать в парах, самостоятельность.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Самоопределение деятельности учащихся. Актуализация знаний учащихся
Цель: Создание условий для положительного настроя на самостоятельную поисковую работу на уроке.
1.1. Организационный момент.
Чистописание.
1 задание – индивидуальная самостоятельная работа по повторению известных видов практической деятельности:
Открыли свои тетради и записали сегодняшнее число:
Двадцатое ноября.
Классная работа.
1. Минутка чистописания
На доске написаны слова: ель, сетка, ежиха, пенал.
У.: Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова?
Д. Сегодня мы будем писать на минутке чистописания букву е. Она имеется во всех данных словах. На словах сетка, пенал она обозначает звук [Э] – это первая группа. В словах енот, ежиха – два звука: [Й], [Э] – это вторая группа.
У. Определите последовательность букв в этом ряду:
ера ерб ерв ер.
Д. Строчная е, строчная р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.
У.: Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
Развитие умений каллиграфического письма, орфографической зоркости.
Формирование УУД по отбору нужного языкового материала по указанным признакам
1.2. Организация фронтальной работы, повторение видов разборов.
Организация работы по заполнению «дорожной карты» успеха. Создание символики оценивания. Взаимопроверка.
2.Запись и разбор предложения по членам:
Ель р.стет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная. (Сложное)
Из какого произведения эти строки, кто их автор? (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане»). Какую букву надо вставить? Почему?
3. Фонетический разбор.
Выполнить звуко- буквенный разбор имени существительного «ель».
4.Разбор слов по составу.
Хрустальный, ручная, бельчонок, белка, жила.
-закрепление навыков выполнения разборов без обращения к памяткам.
-развитие умений анализировать, наблюдать за строением родственных слов
-развитие фонематических умений и навыков определения звукового состава слова.
-формирование умений адекватно оценивать свой учебный труд.
Повторение изученного материала. Проверка знания падежей.
Проверка знания словарных слов.
Взаимопроверка, взаимооценка.
5.Работа в парах на карточках.
Нестандартное задание: соединить вопросы, вспомогательные слова с падежами: (работа в парах на карточках). Проверка через документ-камеру.
Кому? Р.п.
Вижу Д.п.
Нет В.п.
Без предлога не употребляется П.п.
Кого? И.п. и В.п.
Что? П.п.
Думать И.п.
Подлежащее Р.п.
6.Словарная работа.
Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня. (Обед)
2. Как называются одним словом такие предметы, как диван, шкаф, стул, тумбочка? (Мебель)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)
4. Кустарник с душистыми цветами сиреневого цвета? (Сирень)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)
6. Зверек с длинными ушами, меняющий цвет своей шубки в зависимости от времени года. (Заяц)
7. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)
8. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)
9. Корнеплод с оранжевым сладковатым утолщенным корнем? (Морковь).
Взаимопроверка, взаимооценка. (Правильное написание выводится на интерактивную доску).
Развитие логического мышления и умений обосновывать свое мнение.
Развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать свою точку зрения
Формирование умений адекватно оценивать собственную учебную деятельность.
-формирование умений адекватно оценивать свой учебный труд.
3. Постановка учебной задачи
Цель: Создание условий для развития умений ставить учебную задачу.
Организация сравнения и анализа языкового материала. Организация подготовительной работы по наблюдению за склонениями имен существительных.
Участие в обсуждении правильного выбора.
Определите склонения данных имен существительных.
У каких слов не определили склонение?
Почему?
Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению?
К какому?
Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о третьем склонении имён существительных.
А что нам поможет определить склонение имён существительных?
-С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Мы узнаем, почему у имен существительных в одном падеже бывают разные окончания.)
Развитие умений наблюдать делать выводы
Развитие логического мышления
Развитие умения поставить учебную задачу и планировать учебную деятельность.
4. Открытие нового знания
Цель: Создание условий для самостоятельного открытия детьми третьего склонения.
Формирование новых знаний.
Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?
Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.
Откройте учебники на стр.97 .
Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.
Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?
7. Физминутка.
Развитие логического мышления, операций анализа и синтеза.
Развитие коммуникативных способностей ,включение каждого ребенка в активную познавательную деятельность.
Развитие умений обобщать.
5. Первичное закрепление
Цель: Создание условий для закрепления умений определять родственные слова в практической работе с языковым материалом
Организация проверки полученных данных. Работа с правилом.
8.Сравнение полученных результатов со сведениями учебника.
Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания
А теперь мы с вами поиграем. Я буду называть слова, а вы должны определить склонение данных имён существительных. Если существительное относится ко 2 склонению, то вы поднимаете руку, а если к 3 склонению, то вы хлопаете.
Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.
- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?
Ещё раз вспомним. Какого рода существительные 3 склонения?
Какое окончание имеют имена существительные третьего склонения?
Развитие умений выделять и группировать признаки имен существительных.
Развитие умений работать с учебной литературой, сравнивать, наблюдать, выбирать и обосновывать выбор.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: Создание условий для формирования умений самостоятельно делать выбор и обосновывать его при самостоятельной работе.
Восприятие языкового материала на слух, определение склонения слов и обоснование выбора.
9. Найди и запомни.
Перед вами на доске слова, 5 существительных, одно из которых 3 склонения.
Ваша задача: прочитав все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её.
1.Пчела, бабочка, дедушка, лошадь, билет
2. Дыня, адрес, степь, стрела, сеялка
3.Вокзал, рожь, трава, речка, дорога
4.Юноша, пыль, багаж, берёза, судья
5.Дядя, сестра, мышь, мышка, вагон
Лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.
Развитие умения самостоятельной практической работы с языковым материалом.
7. Включение нового знания в систему знаний
Цель: Создание условий для развития умений самостоятельно выбирать языковой материал в соответствие с поставленной учебной задачей.
Организация наблюдения за склонениями имен существительных.
Распределение имен существительных по склонениям.
10. Работа с учебником.
Стр. 97, упр. 171 (устно)
11. Включение нового знания в систему знаний.
– Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.
Ручка, слово, мебель, солнце, конь, мышь, рисунок, помощь, гостья, дедушка, деревня, смелость.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
12. Запись словосочетаний, определение падежей и склонений существительных.
Случай из жизни (Р.п.); остановился в тени (П.п.); крошки на скатерти (П.п.); добавил соль (В.п.); ехал по степи (Д.п.); шёл по площади (Д.п.).
Развитие умения определять склонение существительных.
Формирование умений адекватно оценивать свой учебный труд.
8. Рефлексия деятельности
Цель: Создание условий для развития умения анализировать и прогнозировать учебную деятельность.
Организация обобщающего этапа, постановка целей на следующий урок, выяснение трудностей в работе и путей их преодоления, обоснование необходимости дальнейшей работы.
12. Домашнее задание.
Стр. 97, упр.172
Обобщение по итогам урока.
Как определить склонение имен существительных?
Определить начальную форму имени существительного (И.п. ед.ч.)
Как ты сможешь объяснить своим одноклассникам способы определения склонения?
Определить род, выделить окончание.
По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.
Какие трудности возникли? Почему?
-Почему ему еще надо учиться определять склонение имен существительных?
Чему мы должны еще учиться?
Дальше учиться определять признаки имен существительных, научиться не путаться в определении склонения.
Развитие умений обобщать, анализировать, планировать собственную учебную деятельность,умений справляться с трудностями, повышение самооценки . Развитие коммуникативных навыков. Постановка новых учебных задач.
Создание ситуации успеха для построения дальнейшего учебного сотрудничества.
Создание позитивной атмосферы в классном детском коллективе.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15