Анализ открытой консультации по русскому языку в 10-11 классах
Анализ открытой консультации по русскому языку в 10-11 классах МКОУ СОШ С, Угузево муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, проведенной учителем русского языка и литературы Л. К. Хайдаровой 4 апреля 2014 года в рамках семинара заместителей директоров по учебно-воспитательной работе школ муниципального района Бирский район Республики Башкортостан по теме «Позиция автора в художественном тексте»
Структура консультации по теме «Позиция автора в художественном тексте», проведенной учителем Л. К. Хайдаровой соответствует теме, целям и задачам консультации. Учитель смогла мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создавать рабочую обстановку в классе.
Консультация вписалась в общую систему консультаций в данном классе, основные этапы консультации выдержаны, их дозировка их по времени соответствует специфике подготовки к государственной аттестации выпускников.
Цели консультации поставлены в начале урока, соблюдена преемственность обучения, учтено место данной темы в ряду других тем консультаций, цели конкретны и корректны. Учащимся был предложен и устный, и письменный материал. Характер вопросов, задаваемых учителем, учитывал соблюдение принципа научности, требований логики и психологии. Вопросы были сформулированы точно, требовали конкретных ответов. Для ответов учащихся были свойственны осмысленность, связность, точность. Методы и приёмы ознакомления с новым материалом (слово учителя, наблюдения над языковым материалом, самостоятельная работа обучающихся) соответствовали образовательно-воспитательным целям консультации. Работа учащихся контролировалась в течение всей консультации, вносились необходимые коррективы в ответы учащихся, обращалось внимание на развитие речи учащихся, на усвоение необходимых в ходе работы над сочинением опорных слов и словосочетаний. Специальной консультации для повторения данной темы не нужно, учащиеся достаточно хорошо усвоили пройденный материал, данная тема будет попутно повторяться в ходе последующей подготовки к ЕГЭ. Методические требования к изложению материала соблюдены, этические нормы в отношении к обучающимся выполнены, учитывались их возрастные и индивидуальные особенности. На консультации соблюдался единый режим грамотного письма и культуры речи. Тема консультации раскрыта, основная дидактическая цель достигнута, образовательные, воспитательные и развивающие задачи реализованы на должном уровне. Учитель продумал способы доведения до обучающихся проблемных ситуаций, привлечение жизненного опыта учащихся. Подбор заданий для обучающихся ориентирован на творческую деятельность, на использование проблемных вопросов и познавательных задач, на усвоение теоретического материала. Методы и приемы работы на уроке разнообразны, они соответствуют особенностям классов. Учитель владеет педагогической техникой консультации. Самостоятельная работа учащихся организована правильно, направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, на умение анализировать, синтезировать, подводить итоги, сравнивать. Они выказывали своё отношение к произведению, аргументировали свои ответы. Контроль над ведением записей в тетрадях осуществлялся систематически. Методы и формы проверки знаний соответствуют программным критериям оценки знаний учащихся. Фактор формирования познавательного интереса проходит через всю консультацию.
Начало консультации было мобильным, в классе установлена дисциплина и рабочая атмосфера, дети были готовы к работе. Была дана установка на глубокое изучение и прочное запоминание теоретического и практического учебного материала. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с текстом, на умение самостоятельно ставить цели и поэтапно их достигать.
Чтобы организовать качественное восприятие материала, учитель использовал наглядность. Она была представлена достаточно широко. Хайдаровой Л. К. была подготовлена презентация по теме консультации, презентация для закрепления материала по заданию А4, распечатаны контрольно-измерительные материалы, художественный текст для анализа, проведена работа со «Словарем паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2014» на текущий учебный год.
Хайдарова Л. К. владеет педагогическими технологиями, учебным материалом, методами и приемами работы с детьми, у неё налажен тесный контакт с классами. Учитель умело преподнёс материал, успешно реализовав его воспитательные ценности. Во время консультации были использованы Интернет-ресурсы. Представленный материал из СМИ также имеет большой воспитательный потенциал, социальную направленность, актуален, интересен для обучающихся, он никого не оставил равнодушным, может быть использован в качестве аргументов при оформлении части С. У обучающихся воспитывались социально-значимые взгляды, прививались навыки социально ценного поведения. Консультация прошла на благоприятном эмоциональном уровне, в хорошем рабочем темпе.
Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ с. Угузево
_____________/Н. В. Ибатаева/
04.04.2014 г.
15