Разработка заданий по русскому языку для проведения Открытой Городской олимпиады Фортуна


VI открытая городская олимпиада «ФОРТУНА»
Русский язык
КОД УЧАСТНИКА___________________

1. Дан текст в транскрипции:
[у м'ин'а п'ичал'ный в'ит // галава май'а бал'ит // й'а ч'ихай'у/ й'а ахр'ип // што такой'э // этат гр'ип // н'и рум'аный гр'ип в л'ису / а паганый гр'ип в насу//].

Запиши текст по правилам русской орфографии и пунктуации.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова, и составь с ними словосочетания:

Атлас, свёкла, щавель, цемент, пикировать, трусить, выходить, премировать, ирис.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вставь вместо точек синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующее слово:

ЛЕС . . .
ГОРЕ . . . . . . . . .
МОРОЗ . . . . . . . . .
ТЕМНОТА . . . . . . . . .
СООБЩЕНИЕ . . . . . . . . .
РАВНОДУШНЫЙ . . . . . . . . .

4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

ХВОСТ

ПЕРСТЕНЬ


ХОЛОД

ХАРАКТЕР


НЕРВЫ

ЖИЗНЬ


ТРУБЫ

КОНФЕТА



5.Образуй от имён существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом:
ЛУЧ- _____________________
КАМЕНЬ-__________________
ПРАВДА -__________________
ЖАЛОБА-_______________________
6. Найди речевые ошибки и исправь их.
1) Петя ушиб колено ноги.

2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3) Собрание будет в декабре месяце.
4) Многие города были превращены в руины и развалины.

5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

6) Он написал свою автобиографию.

7.Разгадай шараду. 1. Если вы соедините две ноты, можете из неё сварить суп._______________
2. Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова.__________________
3. Начало в церкви раздается, Кусает больно нас второе, А вместе это обернется Народной русскою игрою.______________________
4. Первое используется в игре, второе – материк, целое найдешь в сказке.__________________
8. Найди иноязычные слова и замени их русскими, напиши сверху над словом.

1) При проверке было выявлено немало дефектов.

2) Он пишет мемуары.

3) Ваши аргументы убедительны.

4) Все работали с энтузиазмом.

5) Мы гордимся нашим голкипером.

6) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
9. Запиши текст, раскрывая скобки, глаголы поставь в форму прошедшего времени.
По шумн__ авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк__ тюль, (выглядывать) забавн_ шимпанзе. Все это сняли в солнечн__ Сочи для рекламы (шампунь).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Встретились однажды брюки и шорты и задумались: какого они рода? Опишите диалог.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.Определи, в каких словах и почему школьники допустили бы орфографические ошибки, истолковав лексические значения слов так:
М_ровоззрение – система взглядов, воззрений на окружающий мир;___________________________
_____________________________________________________________________________________
сп_ртакиада – соревнования по различным видам спорта;___________________________________
_____________________________________________________________________________________
просл_вляться – становиться известным, обретать славу;__________________________________
_____________________________________________________________________________________
ч_столюбивый – тот, кто любит чистоту;_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
п_стушок – мальчик, который пасет скот;________________________________________________
______________________________________________________________________________________
в_нтилятор – винт, который вращается;_________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
м_ролюбивый – тот, кто любит меру во всем;_____________________________________________
_______________________
· ровная, без гор и холмов земная поверхность._____________________________________
_____________________________________________________________________________________





Ответы по русскому
1. Дан текст в транскрипции. Запиши текст по правилам русской орфографии и пунктуации.

[у м'ин'а п'ичал'ный в'ит // галава май'а бал'ит // й'а ч'ихай'у/ й'а ахр'ип // што такой'э // этат гр'ип // н'и рум'аный гр'ип в л'ису / а паганый гр'ип в насу//].

У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Этот грипп! Ни румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.

2. Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова, и составь с ними словосочетания:
Атлас, свёкла, щавель, цемент, пикировать, трусить, выходить, премировать, ирис.

Географический атлас, красный атлас; Пикировать рассаду, пикировать вниз; Трусить как заяц, трусить по дороге; Выходить из класса, выходить котенка; Цветущий ирис, сладкий ирис.


3. Вставь вместо точек синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующее слово:

ЛЕС . . . (бор)
ГОРЕ . . . . (беда)
МОРОЗ . . . . . (стужа)
ХОТЕТЬ . . . . . . (желать)
ТЕМНОТА . . . . . . . (потёмки)
КРЕПОСТЬ . . . . . . . . (твердыня)
СООБЩЕНИЕ . . . . . . . . . (извещение)
НЕВИДАННЫЙ . . . . . . . . . . (диковинный)
РАВНОДУШНЫЙ . . . . . . . . . . . (безучастный)

4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
ХВОСТ НЕРВЫ ПЕРСТЕНЬ ЖИЗНЬ
ХОЛОД ТРУБЫ ХАРАКТЕР КОНФЕТА
(СОБАЧИЙ) (СТАЛЬНЫЕ) (ЗОЛОТОЙ) (СЛАДКАЯ)

5.Образуй от имён существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом:
ЛУЧ , излучать
КАМЕНЬокаменеть, ..
ПРАВДАоправдать
ЖАЛОБАпожаловаться

6. Найди речевые ошибки и исправь их.
1) Петя ушиб колено. ноги.

2) Робинзоны ослабли от недоедания. пищи.

3) Собрание будет в декабре. месяце.
4) Многие города были превращены в руины. и развалины.

5) Путь кораблю преградил айсберг. ледяной

6) Он написал автобиографию.
свою
7.Разгадай шараду. - (Ответы: фасоль, удочка, хоровод, фантазия.)

8. Найди иноязычные слова и замени их русскими, напиши сверху над словом.

1) При проверке было выявлено немало дефектов. ошибок

2) Он пишет мемуары. воспоминания

3) Ваши аргументы убедительны. доказательства

4) Все работали с энтузиазмом. воодушевлением

5) Мы гордимся нашим голкипером. вратарем

6) В сплаве обнаружено мизерное количество меди. малое
9. Запиши текст, раскрывая скобки, глаголы поставь в форму прошедшего времени.
По шумн__ авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк__ тюль, (выглядывать) забавн_ шимпанзе. Все это сняли в солнечн__ Сочи для рекламы (шампунь).

По шумному авеню идет атташе. Рядом идет мадам в манто. Из окна, отодвинув легкий тюль, выглядывал забавный шимпанзе. Все это сняли в солнечном Сочи для рекламы шампуня.

10.Встретились однажды брюки и шорты и задумались: какого они рода? Опишите диалог.
В диалоге должно быть


11.Определи, в каких словах и почему школьники допустили бы орфографические ошибки, истолковав лексические значения слов так:
М_ровоззрение – система взглядов, воззрений на окружающий мир;___________________________
_____________________________________________________________________________________
сп_ртакиада – соревнования по различным видам спорта;___________________________________
_____________________________________________________________________________________
просл_вляться – становиться известным, обретать славу;__________________________________
_____________________________________________________________________________________
ч_столюбивый – тот, кто любит чистоту;_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
п_стушок – мальчик, который пасет скот;________________________________________________
______________________________________________________________________________________
в_нтилятор – винт, который вращается;_________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
м_ролюбивый – тот, кто любит меру во всем;_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
р_внина – ровная, без гор и холмов земная поверхность._____________________________________
_____________________________________________________________________________________








15