Конспект урока самоподготовки по русскому языку на тему Дифференциация окончаний имен существительных 1 и 2 склонения
Самоподготовка по русскому языку в 5 классе.
тема «Дифференциация окончаний имен существительных
1 и 2 склонения»
Цель: обобщить и закрепить знания детей об имени существительном, его грамматических признаках, роли в речи; уметь определять склонение имен существительных по роду и окончанию.
Задачи:
Образовательные: формировать умения применять на практике знания о грамматических признаках имени существительного как части речи, развивать устную и письменную речь учащихся.
Развивающие:
1. Развивать аккуратность, грамотность при письме.
2. Расширять активный словарь.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: формировать бережное отношение к домашним животным, ответственности, милосердия.
Оборудование: карточки «Род имен существительных», презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
- приветствие;
- отчет дежурных;
- коррекционный момент
какое сегодня число;
месяц, день недели;
время года;
какие времена года бывают?
Вступительное слово воспитателя.
Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:
Всему название дано –И зверю, и предмету.Вещей вокруг полным – полно,А безымянных нету.И всё, что может видеть глаз –Над нами и под нами,-И всё, что в памяти у нас,-Означено словами.
3. Повторение правил об имени существительном.
1. - К какой части речи относятся слова, дающие названия предметам, вещам, зверям? (Имя существительное).
- Вспомните определение этой части речи. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы Кто? Что?
- Что вы знаете об имени существительном? ( род, число, падеж, склонение).
2. - Одним из признаков имени существительного является род имени существительного.
- Какого рода бывают имена существительные?
(мужской, женский, средний).
- Какие слова-помощники мы используем для определения рода?
(он мой, она моя, оно мое).
Игра «Определи род имени существительного»
Парта шкафдерево солнце
Пол доскацветокмама
Окно стулдевочка
Число имен существительных
единственноемножественное
Склонение имен существительных – это изменение имен существительных по падежам.
– Сколько падежей в русском языке?
- Перечислите падежи.
- На какой вопрос отвечают имена существительные в именительном падеже?
Название падежей Вопросы
Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительный Кем? Чем?
Предложный О чем? О ком?
– Сколько склонений в русском языке?
- Что меняется у имени существительного при склонении? (окончание)
12 3
м.р. ж.р. м.р. с.р. ж.р.
ье
о
ья
а
- Ребята, какие склонения вы уже изучили?
- Давайте откроем дневники и прочитаем д/з.
- Теперь, открываем тетради, пропускаем две строчки и пишем:
Домашняя работа.
Упражнение 324.
4. Работа по учебнику.
- Открываем учебники на с.204, находим упр.324 и читаем задание (самостоятельно).
1 ученик читает вслух.
- Для того чтобы выполнить упражнение, мы с вами должны вспомнить правило.
- Существительные 1 склонения в П.п на какие вопросы отвечают? (О ком? О чем?)- Какое окончание имеют имена существительные 1 склонения в П.п.? (-е)
- А существительные 2 склонения?
- Ребята, давайте прочитаем существительные из первого столбика.
- На какой вопрос они отвечают?
- Если они отвечают на вопрос «кто?», значит они живые, т.е. одушевленные.
- Читаем второй столбик.
- Здесь существительные, на какой вопрос отвечают?
- Значит они неживые, т.е. неодушевленные.
5. Словарная работа.
Ребята, посмотрите на доску, какое слово вы видите? Давайте прочитаем хором.
На какую букву падает ударение – я.
Давайте это разделим на слоги: го-лу-бят-ня.
Как вы понимаете значение этого слова?
Голубятня – это помещение, для содержания и размножения домашних голубей.
Однокоренные слова: голубь, голубка, голубчик.
Что мы должны запомнить? Что при произношении слышатся звук «а», пишем – «о».
Давайте прочитаем следующее слово «статья».
На какую букву падает ударение ? – я.
Статья – сочинение небольшого размера в сборнике, газете или в журнале.
Однокоренные слова: статьи, статейка
6. Работа над упражнением.
Дима прочитай первую строку. Куры овчарня.
- Ребята, могут ли куры жить в овчарне?
- А где они живут?
- Какая часть слова у нас изменяется?
- читаем образец.
е
Овцы в овчарн (1 скл.)
- В давайте посмотрим, где живут другие животные и птицы.
Куры в курятнике (2 скл.)
Голуби в голубятне (1 скл.)
Лошади в конюшне (1 скл.)
Рисунки в альбоме (2 скл.)
Рассказы в книге (1 скл.)
Записи в блокноте (2 скл.)
Статьи в газете (1 скл).
Подчеркни существительные в предложном падеже и определи их склонение. Выдели окончания.
- Давайте проверим у кого, что получилось.
- Посмотрите и сравните окончания существительных 1, 2 склонения в П.п.
Вывод: окончания имен существительных 1, 2 склонения в П.П. одинаковые.
7. Физкультминутка.
-Ребята, а каким словом мы можем охарактеризовать животных и птиц из нашего д/з? (домашние). Почему?
Домашние животные живут рядом с человеком в специально построенных помещениях (сарае, конюшне и т.д.)
- А как вы понимаете пословицу «Мы в ответе за того, кого приручили»?
Если человек заводит себе животное, то он обязан ухаживать за ним, кормить, поить, следить за чистотой в жилище питомца
Разгадывание загадок.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Ее боятся мышка
И зайка-шалунишка,
Хоть сама в лесу живет,
Из деревни кур крадет. (Лиса)
Кто в густом лесу живет
И с куста малину рвет,
А как вьюга засвистит,
Он в берлоге крепко спит? (Медведь)
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
(Белка)
Белым был зимою снежной,
Летом он сменил одежду,
Серым стал косой зверек,
Кто узнал, пусть назовет? (Заяц)
- Ребята, а это какие животные? (дикие). Дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят дома.
- А как называются жилища диких животных.
Медведь живет в берлоге, лиса – в норе, белка – в дупле, зайцы живут интереснее: где прилег, там и дом, и зайчата рождаются в траве, мама их кормит редко и находит по запаху, молоко зайчихи как масло его на долго хватает.
Вывод: нужно беречь окружающую нас природу, животных, потому что это наш дом. А животные – они братья наши меньшие.
Игра «Назовите склонение имен существительных»
Брат, папа, шарф, земля, конь, цветок, поле, школа, семья.
Игра «Выбери имя существительное»
Внимательно посмотрите на слайд, Там вы видите слова, из этих слов вам нужно выбрать все имена существительные.
Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старушка, облако, молодой, играть, книга, арбуз, веселый, солнце, медведь.- Молодцы! Справились с этим заданием.
Игра «Один - много»
Я вам зачитываю имена существительные, если оно единственного числа - хлопаем, если множественного - топаем.
Книга, яблоки, бабушка, березы, розы, стол, цветы, гриб, покупки, картины, альбомы, тетрадь, руки, ботинки, сумка, портфель, бобры.- Молодцы! Присаживайтесь.
Подведение итогов.
- Что мы повторяли сегодня на уроке?
- На какие вопросы отвечают существительные 2 склонения в П.п.?
- Какое окончание имеют имена существительные 2 склонения в П.п.?
- Сегодня вы показали отличные знания, хорошо поработали на уроке.