Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивную игру Баскетбол
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г.Курчатова
Доклад на тему
«Развитие физических качеств учащихся
в урочной и внеурочной деятельности
через спортивную игру «Баскетбол».
Годунов Игорь Николаевич,
учитель физической культуры
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 4» г. Курчатова
г. Курчатов
2015г
Условия возникновения, становления опыта.
Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Так что можно сказать, что тема: «Развитие физических качеств» волнует ученых, медиков, педагогов уже более ста лет.
Вплотную проблемой развития физических качеств через спортивную игру «Баскетбол» я занялся ещё четверть века назад.
Актуальность и
перспективность опыта.
В Государственном образовательном стандарте отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является «развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся…»
Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена государственной программой.
Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств (сила, выносливость, координация или ловкость, быстрота, гибкость), являются основой высокой работоспособности во всех видах: учебной, трудовой, и спортивной.У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях НТР значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья.
Медики пришли к неутешительным выводам после исследования учащихся. Недостаток двигательной активности привел к возникновению заболеваний, связанных с опорно – двигательным аппаратом, сердечно – сосудистой системой, нервной системой. К концу 11 класса ученик вместе с аттестатом получает « букет» различных болезней.
Только два часа в неделю физической активности не смогут исправить существующее положение дел. Поэтому и был введен Министерством Образования Российской Федерации дополнительный час физической культуры в школе.
В «Методических рекомендациях о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» указано, что «при разработке содержания образования целесообразно учитывать:
1) культурно – исторические традиции региона;
2) основные направления
- оздоровительное
-спортивное – углубленное освоение одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного образования по физической культуре, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении;
3) общеразвивающее направление - на ступени основного общего образования – овладение обучающимися основами технических и тактических действий из видов спорта, предусмотренной образовательной программой основного общего образования по физической культуре наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении».
Учитывая все вышесказанное, а так же материальную базу, мою специализацию и потребности учащихся я выбрал проведение дополнительного часа по вариативному учебному плану углубленного изучения спортивной игры «Баскетбол», который я разработал сам, и который был рассмотрен на школьном МО и утвержден администрацией школы.
Теоретическая база опыта
Задачей физического воспитания в школе является развитие физических качеств соответственно возрасту ученика, без чего его личность нельзя признать всесторонне развитой. «Этот процесс возможно осуществить только посредством физических упражнений – многократного повторения заданного двигательного действия. Другими словами принципиально по – новому, нежели развивающее мышление, происходит познание учеником явлений сферы физической культуры. Здесь имеет место тренинг и уместны тесты, как средство контроля за уровнем развития физических качеств. Хотя частично эта задача может решаться в ходе обучения двигательными действиями. Она должна ставиться специально, должны предусматриваться в учебном процессе средства ее решения, соответствующие формы организации и контроля.
Вместе с тем следует признать, что эту задачу только в школе решить невозможно. Требуются ежедневные регулярные занятия».
( С.Д. Неверкович, журнал «Физическая культура» №2 1997 год).
Из этого следует, что основными видами обучения являются:
- основное обучение – урок,
- дополнительное – физкультурно – оздоровительное мероприятие,
-факультативное – спортивные тренировки,
-самостоятельное – досуговые занятия.
Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций – это своеобразное проявление метода физических упражнений.
Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.
Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Ее исследованием занимались А.Ц.Пуни, Ю.Ю.Палайма, В.А.Соколов и другие.
«Физкультурная активность детей обусловлена, в основном эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно – спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности». (Палайма Ю.Ю «Мотивы спортивной деятельности»).
Спортивная игра, в силу присущей ей психологической особенности, вызывает сильный эмоциональный отклик у учащихся. Поэтому, играя учащиеся с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения.
В своей работе в школе я приоритетной спортивной игрой выбрал баскетбол. Это командная игра прочно завоевала симпатию людей различного возраста. Развитие физических качеств, укрепление опорно – двигательного аппарата, повышение работоспособности организма, эмоциональный заряд, сохранение бодрости – вот далеко не полный перечень его достоинств. И, наконец, я сам баскетболист.
Ведущая педагогическая идея
Баскетбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в баскетбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим баскетболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения по площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных сочетаниях. Физическая подготовленность слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная связь. Эта спортивная игра требует от игроков таких качеств как сконцентрированность, сила удара, ловкость, координация и быстрота движений.
Достоинства баскетбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Популярность баскетбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись баскетболом и познав горечь первых поражений, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, общими развивающими упражнениями. Так баскетбол открывает доступ к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Как составная часть программы по физической культуре в школе баскетбол является одним из средств решения основных задач физического воспитания.
Регулярность занятий баскетболом помогают сократить установленные периоды развития физических качеств. То есть благодаря увеличению недельного объема учебной нагрузки (введение третьего часа физкультуры) в школе и во внеурочное время помогают мне решить важнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников.
Новизна опыта
Учеными было выяснено, что различные органы и системы организма формируются, созревают и развиваются на протяжении всей жизни человека неодновременно и неравномерно. Периоды ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных двигательных функций детей и подростков. Было замечено, что в такие периоды детский организм по – разному реагирует на воздействие физических нагрузок.
Александр Александрович Гужаловский отмечал: «Очень важно при выполнении этой работы (развитие двигательных качеств) не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, дает наиболее видимый эффект». (А.А.Гужаловский «Развитие двигательных качеств у школьника»).
Подростковый период – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
В этом возрасте у детей достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гимнастики.
Благодаря тому, что в нашей школе был введен дополнительный урок физической культуры во всех классах, я разработал учебный план по баскетболу, адаптированный для учащихся от 9 до 17 лет. Начинать заниматься баскетболом можно и с девятилетнего возраста, так как уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно формировать «баскетбольные» двигательные навыки, и обучение проходит более успешно. Они не просто копируют действия учителя, но и самостоятельно принимаю решения.
Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников, учителю нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. Доктор педагогических наук В.И.Лях отмечал, что у разных людей уровень развития и сочетания слагаемых, названных физическими качествами, очень различны.
Индивидуальные особенности организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища) отражаются на процессуальной и результативной стороне деятельности.
Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей, Наследственная программа передается из поколения в поколение.
Это необходимо использовать для реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию школьников.
Особенно надо быть внимательным к учащимся с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы усложняет обучение некоторым элементам.
Такие дети сами чувствуют себя неуверенно на фоне более успешных товарищей. Для них баскетбол остается недосягаемой мечтой. А на дополнительном часе физкультуры обучается каждый в меру своих способностей. Огромное удовольствие приносят учащимся школьные турниры по баскетболу.
Адресность опыта
Свой опыт я могу предложить и начинающим педагогам, и опытным специалистам особенно в связи с введением 3 часа физической культуры. Баскетбол – это доступная игра для любого возраста, которая укрепляет здоровье, развивает физические качества, воспитывает моральные и волевые качества, имеет высокий зрелищный эффект и не требует дорогих вложений в инвентарь. А как приятно будет родителям на отдыхе поиграть со своими детьми в эту увлекательную спортивную игру.
Мой опыт показывает, что учителю можно применять его с учащимися любого возраста, но лучше всего с 5 класса. Так как у детей этого возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные физические качества, необходимые для занятия баскетболом (координационные, силовые, скоростно – силовые).
Технология опыта
В настоящее время важна проблема повышения эффективности учебно – воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, способы физического воспитания.
Цель моей педагогической деятельности: поднять уровень физической подготовленности учащихся.
Задачи:
- укреплять здоровье школьников;
- развивать двигательные способности;
- способствовать физическому развитию детей;
- воспитывать потребность к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
- воспитывать чувства коллективизма, ответственности.
Урок – основная форма обучения. Но кроме этого я использую внеурочные формы. Это тренировки на базе школы № 4 и соревнования - школьные, городские, областные. На уроках и внеклассных мероприятиях применяю самый эффективный метод - соревновательно – игровой.
Это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает радость, способствует движению вперед.
Эффективность применения этого метода в физическом воспитании не только потому, что он в совокупности многогранен, но и вследствие того, что является проверочным средством активизации двигательной деятельности на занятиях по физической подготовке за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии, а сами занятия сделать более интересными. Этот метод оживляет уроки, поскольку соревнование и игра выступает одним из основных условий активизации физических движений, а также успешного закрепления специальных умений и навыков, связанных с конкретной физкультурно-спортивной подготовкой.
Во время урока можно использовать фронтальный метод, когда задание дается для всего класса во время выполнения беговой разминки; групповой при ОРУ; фронтальный, когда персональное задание получает каждый при работе с мячами. Типы уроков – ознакомление с новым материалом, закрепление, контрольный, вводный, комбинированный, соревнование, сюжетный, круговая тренировка.Успех учащихся зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в баскетбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приема. Например, челночный бег развивает координацию движений.
Специальные упражнения, если их систематически применять, являются хорошим средством для улучшения физической подготовленности, технической и тактической подготовки учащихся при игре в баскетбол.
На своих занятиях использую и современную технику. Удачным средством самоконтроля считаю разбор игры каждым игроком своих действий, снятых на видеокамеру. Учащиеся наблюдают за собой со стороны, видят свои ошибки, обсуждают с товарищами свои действия.
Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами, причем выбирают сами учащиеся. Самые достойные становятся участниками городских соревнований. А выбор таковых происходит с моим руководством, учитывая умения играть и умения взаимодействовать с другими игроками.
Урок баскетбола каждую неделю не стоит обособленно от остальных уроков. Он является дополнением в общую систему уроков, так как решает одну из основных задач физического воспитания в школе.
Для оценки уровня физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют тесты и нормативы, обозначенные в программе по физической культуре в школе для определения координации или ловкости, гибкости, выносливости, быстроты и так далее. Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различного возраста.
Для определения уровня физической подготовленности школьников я использовал следующие тесты:
- бег 30 метров (быстрота),
- челночный бег 3*10 метров (ловкость),
- подтягивание на перекладине у мальчиков и поднимание туловища из виса у девочек (сила),
- 1000 метров (выносливость),
- наклон вперед из положения сидя на полу (гибкость).